ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ Новакова О. В.
ОБ ИСТОРИИ ЗАРОЖДЕНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ ВО ВЬЕТНАМЕ
Аннотация
В результате французского колониального завоевания во второй половине XIX века во Вьетнаме началось формирование новых, современных социальных слоев, до этого времени в традиционном обществе отсутствовавших - вьетнамской буржуазии и рабочего класса, повлекших за собой рост национального самосознания. Отражением этого процесса стало появление новой буржуазно-националистической, а затем и коммунистической идеологий. Особенно эти процессы усилились в 19201930 годы, вызвав к жизни новые формы и методы национально-освободительной и антиколониальной борьбы. Данная статья представляет собой краткий исторический экскурс в связи с публикацией (на русском языке впервые) Устава Коммунистической партии Индокитая (КПИК).
Ключевые слова: антиколониальная борьба, Коммунистическая партия Индокитая (КПИК), Коминтерн, программа КПИК, Устав КПИК.
Введение
Публикация новых архивных документов относится к такому важному разделу научных исследований, как источниковедение, и проливает свет на многие малоизученные события истории разных стран и разных периодов.
В данном случае мы имеем дело с таким редким документом, как Устав Коммунистической партии Индокитая (КПИК), принятый на I съезде партии в 1935 г. Следует подчеркнуть актуальность публикации столь редкого документа, дающего дополнительный материал для изучения раннего периода коммунистического движения во Вьетнаме.
Процедура исследования. Основным содержанием стали анализ нового документа и его осмысление в свете новых тенденций отечественной науки XXI в., а также сравнение Устава 1935 г. с Программой фронта Вьетминь 1941 г. Основная идея исследования заключалась в некотором уточнении ряда существующих выводов относительно путей развития вьетнамской революции.
Методология исследования. Теоретической и методологической основой исследования послужили работы отечественных востоковедов по проблеме истории зарождения коммунистического движения во Вьетнаме и роли Коминтерна в этот период [Кобелев 1979, 1983; Коммунистический Интернационал 1935; Новакова, Цветов 1995; Огнетов 1969; Соколов 1998; Цветов 2014]. Были привлечены также основные работы вьетнамских ученых по истории партии [Trân Huy Liêu 1958; Dàng lao don g Viêt Nam 1961; Trân Van Giau 1957].
С концептуальной точки зрения мы стремились выявить эволюцию восприятия вьетнамскими коммунистами идеологии марксизма-ленинизма, начиная с 1930-х годов, соотнося этот процесс с основными установками Коминтерна, а также с развитием революции в Китае. Это важно в теоретическом и практическом плане для понимания процесса развития революции во Вьетнаме, так как эта тема и в настоящее время по-прежнему
является одним из центральных направлений научных исследований в этой стране.
Материалы исследования. Исследование в значительной мере построено на привлечении архивных вьетнамских материалов, впервые введенных И.В. Усовым в научный оборот: Устава Коммунистической партии Индокитая (КПИК) ^еи 1е 1935: Ф. 495, оп. 154, д. 683], а также Программы фронта Вьетминь [Chuang МпИ 1983: 812-823]. Автором дан анализ этих значимых партийных документов, подчеркивается роль Хо Ши Мина в их создании, что еще раз подтверждает их принципиальную важность на первом этапе развития коммунистического движения во Вьетнаме.
Теоретической основой исследования послужили концепции мировой исторической науки, главный тезис которой состоит в том, что каждый виток истории есть последующий шаг по пути исторического прогресса. Статья также опирается на положения о том, что история Вьетнама постоянно формировалась в двух пространствах: национальном и, условно говоря, мировом - французский колониализм, Коминтерн, мировой социализм, а также императива модернизации и сохранения национальной идентичности в условиях глобализации, что стало актуальным для многих стран региона ЮВА и для Вьетнама, в частности.
При обобщении результатов исследования дана характеристика причинно-следственной связи указанных событий, требующих оценки пройденного пути. Показана уникальность такой страны, как Вьетнам, состоящей в том, что формула его развития раскрывается в двух измерениях: традиционной ментальности и общения с внешним миром. Эта уникальность лежит также в основе гибкого, прагматического поведения вьетнамского руководства на всех этапах существования независимого Вьетнама, что позволяло весьма успешно конвертировать навязываемую стране роль объекта в суверенную политическую и культурную субъектность.
1. Антиколониальная борьба национально-революционных партий Вьетнама
Развитие национально-освободительного движения во Вьетнаме в период 1920-начала 1930-х годов было связано с созданием партий, которые можно характеризовать как национально-революционные. Эти партии ставили своей целью завоевание независимости Вьетнама, изгнание колонизаторов вооруженным путем.
Одной из первых партий такого типа была Революционная партия нового Вьетнама (Тан Вьет кать манг данг), днем ее образования считается 14 июля 1925 г., а основная деятельность партии протекала в Чунгбо, в окрестностях г. Хюэ. С конца 1928 г. партия Тан Вьет переживала острый идеологический кризис: разногласия в руководстве партии, отсутствие единой тактики, локальность, недостаточная степень организованности, неумелая конспирация привели к фактическому распаду партии в 1929 г. Как писал «патриарх» исторической науки Вьетнама Чан Ван Зяу, в силу классовой неустойчивости, идеологии национализма и мелкобуржуазных взглядов ее членов этой партии были присущи все недостатки, обусловленные подобным составом [^ад Уап Giau 1957: 484].
Наиболее влиятельной была созданная в 1927 г. партия средней и мелкой буржуазией Северного Вьетнама - Национальная партия Вьетнама (Вьетнам куок зан данг). Эта национально-революционная партия испытала на себе большое влияние идей Сунь Ятсена, прежде всего его трех известных принципов: "национализм", "народовластие", "народное благосостояние", которые легли в основу программы этой партии, принятой в 1928 г.
В программе было записано, что целью партии "... является изгнание французских колонизаторов из Вьетнама, свершение национальной революции и создание государства с республиканским строем". Добиться этих целей руководство Национальной партии, прежде всего, рассчитывало посредством вооруженной борьбы. Поэтому программа партии
предусматривала широкую революционную пропаганду среди созданных колонизаторами местных соединений т.н. «тонкинских стрелков», а также организацию отдельных вооруженных восстаний, как этапов к подготовке всеобщего вооруженного восстания, и индивидуального террора [Trân Huy Lieu 1958: 32-33, 91, 93]. Национальная партия была довольно многочисленной: в 1929 г. в ее рядах насчитывалось 120 ячеек, общее число членов которых составляло 1500 человек [Deviller 1952: 56].
В социальном плане Национальная партия получила в стране довольно широкое распространение и поддержку у патриотически настроенной средней и мелкой буржуазии, интеллигенции, служащих и студенчества, главным образом в Бакбо (Северном Вьетнаме). На Юге страны партия имела незначительное влияние, а в Центральном Вьетнаме у нее практически не было организаций. По мнению вьетнамских историков Чан Хюи Лиеу и Ван Тао, основная база Национальной партии находилась в Северном Вьетнаме, и ее костяк составляли солдаты, крестьяне и городская средняя и мелкая буржуазия. Возглавили партию молодой педагог Нгуен Тхай Хок и его ближайший соратник Нгуен Кхак Ню [Trân Huy Liêu, Van Tao 1958: 38-39, 52]. Национальная партия Вьетнама пыталась выступать в конце 1920-х годов в качестве ведущей силы в национально- освободительном движении Вьетнама, в роли общенационального лидера. Ее руководители заявляли: «Национальная партия Вьетнама является авангардом национальной революции» [Trân Huy Liêu 1958: 90].
В 1929 г. Национальная партия взяла курс на подготовку всеобщего вооруженного восстания. Были приняты новые программа и устав партии. 9 февраля 1930 г. Нгуен Тхай Хок поднял вооруженное восстание в Йенбае -французской военной крепости на северо-западе Вьетнама. Оно должно было послужить сигналом для всеобщего восстания по всему Тонкину. Но из -за общей плохой подготовленности, несогласованности действий йенбайское восстание не было поддержано в других местах Тонкина, и французские
войска, применив авиацию, жестоко подавили его. После такого поражения Национальная партии Вьетнама стала объектом массовых репрессий. Руководители партии (9 человек) были казнены, многие члены партии были осуждены на каторжные работы. Только небольшая часть членов партии сумела спастись, добравшись до южного Китая [Тгап Ниу Lieu 1958: 65-66].
Основной причиной поражения Национальной партии Вьетнама, также как и Революционной партии нового Вьетнама, была идеологическая установка на то, что революция есть дело избранных, а не широких народных масс. Это приводило партию к сектантству и изолированности и, в конечном счете, сужало ее социальную базу. Слабость Национальной партии заключалась также и в том, что она не смогла преодолеть тенденции регионализма, а также в ошибочности оценок реальной ситуации в колониальном Вьетнаме, что стало причиной неоправданной поспешности ее действий.
После поражения Национальной партии на политическую арену Вьетнама выходит Коммунистическая партия Индокитая (КПИК), созданная Нгуен Ай Куоком (Хо Ши Мином) в 1930 г. С этого времени национально-освободительное движение Вьетнама вступило в решающую фазу своего развития, качественно отличную от предыдущих.
Таким образом, 1920-е годы во многом стали определяющими в развитии вьетнамского национально-освободительного движения. Пройдя за одно десятилетие важный этап созревания политических сил - от умеренных, частичных требований либерально-буржуазного характера до образования Коммунистической партии Индокитая, сумевшей возглавить борьбу народа за независимость страны, национально-освободительное движение Вьетнама вступило на путь, приведший в 1945 г. к победе Августовской революции и провозглашению Демократической Республики Вьетнам.
2. Начальный этап коммунистического движения во Вьетнаме.
Роль Коминтерна
Распространение марксизма-ленинизма во Вьетнаме и зарождение коммунистического движения связано, в первую очередь, с именем Нгуен Ай Куока. Его пребывание во Франции, общение с видными политическими деятелями левых кругов, вступление в Коммунистическую партию Франции (ФКП) на ее учредительном съезде в Туре в 1920 г., а также его активная антиколониальная деятельность в Париже, знакомство с произведениями В.И.Ленина - все это способствовало восприятию и формированию марксистско-ленинского мировоззрения будущего Хо Ши Мина. При этом необходимо отметить значение большой пропагандистской работы по распространению идей марксизма-ленинизма, которую ФКП проводила среди диаспор народов французских колоний, находившихся во Франции. В результате патриотически настроенными вьетнамцами, при активном участии Нгуен Ай Куока, совместно с революционерами Алжира, Туниса, Марокко, Мадагаскара в 1922 г. в Париже был создан «Союз народов французских колоний» [Dang ^ Йопg 1961: 16]. Печатным органом Союза стала газета «Пария», издававшаяся в Марселе.
Принципиальное значение для формирования коммунистических взглядов Нгуен Ай Куока имели его пребывание и учеба в Москве, работа в руководящих органах Коминтерна1. В его работе «Суд над французским колониализмом», вышедшей в Париже в 1925 г., был впервые поставлен вопрос о необходимости создания во Вьетнаме партии коммунистов [Новакова, Цветов 1995: 181].
Активизации деятельности вьетнамских революционеров в начале 1920-х годов способствовала обстановка в Китае, где под влиянием Октябрьской революции в 1919 г. возникло широкое антиимпериалистическое «Движение 4 мая», а в 1921 г. была создана Компартия Китая. В начале 1920-х годов
1 С 1923 г. Нгуен Ай Куок работал в Восточном отделе Исполкома Коминтерна.
Южный Китай становится центром пребывания и подготовки вьетнамских революционеров. В 1924 г. в Гуанчжоу была создана Группа единомышленников (Там там са). В нее входили такие известные в будущем вьетнамские революционеры, как Хо Тунг Мау, Ле Хонг Шон, Ле Хонг Фонг, Фам Хонг Тхай и др. [История Вьетнама 1970: 49].
В июне 1925 г., вскоре после прибытия в Южный Китай официальной советской миссии, которую возглавил известный большевик М.М. Бородин и куда входил в качестве секретаря-переводчика Нгуен Ай Куок, им и его ближайшими соратниками была создана в Гуанчжоу первая вьетнамская марксистская организация - Товарищество вьетнамской революционной молодежи (Вьетнам тхань ниен кать манг донг ти хой), в которую вошли и многие члены Группы единомышленников. Товарищество начало издавать свой печатный орган - журнал «Молодежь» («Тхань ниен»), в котором в популярной форме излагались основные положения марксистко-ленинского учения. Всего вышло 60 номеров журнала, которые нелегально переправлялись во Вьетнам [БеуШегБ 1952: 58].
Товарищество официально не входило в состав Коминтерна, но в своей практической деятельности руководствовалось его решениями и поддерживало с ним тесную связь, так как в те годы Нгуен Ай Куок был официальным представителем Коминтерна в Южном Китае. И по его рекомендации вьетнамские революционеры направлялись на учебу в Москву. Тезисы VI Конгресса Коминтерна о революционном движении в колониальных и полуколониальных странах сыграли существенную роль в понимании членами Товарищества необходимости создания вьетнамской компартии, подготовка к которой началась в 1928 г. [Огнетов 1969: 429].
Известно, что единая коммунистическая партия Вьетнама была создана не сразу. К началу 1930 г. во Вьетнаме возникли три коммунистические организации - в Северном, Центральном и Южном Вьетнаме. Революционная партия нового Вьетнама, действовавшая в Центральном
Вьетнаме, после контактов с Товариществом приняла решение о реорганизации в Союз коммунистов Индокитая. Отношения этих трех организаций характеризовались соперничеством и конфликтами, взаимными обвинениями в оппортунизме. Все это порождало явления местничества, фракционности и сектантства.
В этой обстановке важную роль сыграл Коминтерн, проводивший линию на создание в Индокитае единой компартии. В своем письме от 27 октября 1929 г. коммунистическим организациям Вьетнама Восточный отдел Исполкома Коминтерна рекомендовал созвать конференцию представителей трех вьетнамских коммунистических организаций с целью их объединения, в письме давались также рекомендации по структуре ее руководящих органов. Особенно подчеркивалось, что группы, входящие в единую компартию, должны признавать программу, устав и решения Коминтерна. Письмо заканчивалось пожеланием, чтобы будущая объединенная коммунистическая партия Вьетнама поддерживала постоянную связь с ФКП и информировала ее о своей деятельности [Вистс ngoat 1961: 69]. По мнению отечественного вьетнамиста И.А. Огнетова, в этом пожелании ИККИ был заложен глубокий смысл. ФКП была одной из крупных и боеспособных секций Коминтерна, тесно связанной с вьетнамскими коммунистами, как компартия метрополии, поэтому установление с ней «братских отношений», бесспорно, принесло бы Компартии Индокитая большую пользу [Огнетов 1969: 431].
Для оказания конкретной помощи вьетнамским коммунистам в Гонконг был делегирован представитель Коминтерна Нгуен Ай Куок. 3 февраля 1930 г. в Гонконге под его руководством открылась объединительная конференция вьетнамских коммунистов, которая приняла резолюцию об образовании единой Коммунистической партии Вьетнама2. На конференции присутствовали 7 человек: двое представляли Индокитайскую компартию
2 Союз коммунистов Индокитая не смог прислать своих представителей на конференцию [Тридцать лет 1961: 27].
(Северный Вьетнам), двое - Аннамскую компартию (Южный Вьетнам), Ле Хонг Шон и Хо Тунг Мау - эмигрантские коммунистические организации, Нгуен Ай Куок выступал в качестве представителя Коминтерна [Кобелев 1983: 139].
Первый «краткий» устав Коммунистической партии Вьетнама (КПВ), составленный Нгуен Ай Куоком, был принят на этой объединительной конференции. Документ состоял из девяти пунктов, в том числе устанавливалось официальное название партии - Коммунистическая партия Вьетнама, целью которой было названо «руководство трудящимися массами» в классовой борьбе против «империалистического капитала» и за «реализацию коммунистического общества» ^еи 1е 2002: 7-9].
Документы объединительной конференции были тщательно изучены в Исполкоме Коминтерна. Во Вьетнам было направлено соответствующее письмо, касающееся задач вьетнамской революции. В письме также ставился вопрос о переименовании Компартии Вьетнама в Компартию Индокитая (КПИК), то есть в коммунистическое движение включались все пять частей Французского Индокитайского союза, так как пролетарии Вьетнама, Камбоджи и Лаоса, «несмотря на имеющиеся различия в языке, обычаях и расовых особенностях» должны «поддерживать тесную связь в политическом и экономическом отношениях» [Тридцать лет 1961: 31].
В октябре 1930 г. в Гонконге состоялся I пленум Центрального комитета КПВ, который учел директивы Коминтерна. Пленум принял решение о переименовании партии в Коммунистическую партию Индокитая. За основу политической программы партии были приняты Политические тезисы, написанные первым генеральным секретарем ЦК Чан Фу, закончившим курс обучения в Москве, и утвержденные на этом первом Пленуме ЦК. В этом документе отмечалось, что задачи буржуазно-демократической революции в Индокитае заключаются в ликвидации пережитков феодализма, в наделении крестьян землей и в завоевании полной независимости Индокитая.
Подчеркивалась руководящая роль компартии, а также говорилось о том, что после «победы пролетарской революции Индокитай, минуя стадию капиталистического развития, прямо приступит к строительству социализма» [Огнетов 1969: 432-433]. В этих установках сказывалось влияние теоретических положений программных документов Коминтерна того времени. Определялось, что партия работает согласно принципу демократического централизма [Тридцать лет 1961: 30].
На пленуме был принят новый Устав КПИК. Устав же 1935 г. во многом развивает документ, принятый в октябре 1930 г. на I пленуме ЦК КПВ.
Период конца 1920-х-начала 1930-х годов - время наивысшего подъема национально-освободительного движения во Вьетнаме. В двух провинциях -Нгеан и Хатинь были созданы осенью 1930 г. новые органы власти - Советы, которые возглавила КПИК. Колониальные власти подавили восстание к марту 1931 г., арестовали почти весь состав ЦК партии. Летом 1931 г. английские власти в Гонконге арестовали Нгуен Ай Куока, чем нарушили связи КПИК с Коминтерном. Но в отличие от Национальной партии Вьетнама, не сумевшей восстановить свои ряды после поражения восстания в Йенбае, КПИК успешно использовала 1932-1935 гг. для восстановления разгромленных партийных ячеек.
Оценивая значение Нгетиньских Советов, вьетнамские историки подчеркивают, что причины поражения «крылись в субъективизме и авантюризме, в нетвердом владении политикой антиимпериалистического единого национального фронта» [Тридцать лет 1961: 40].
В соответствии со специальным решением Коминтерна в начале 1934 г. в Макао (Аомынь) был создан заграничный комитет руководства КПИК во главе с Ле Хонг Фонгом. По существу, этот комитет сыграл роль временного ЦК партии, приступившего к подготовке I съезда партии. Параллельно с ним на Юге Вьетнама действовал Межкраевой исполнительный комитет Южного Индокитая (МИКЮИ), который отвечал за работу в южной части Аннама,
Кохинхине и Камбодже. Связь между двумя организациями отсутствовала до августа 1934 г. Кохинхинская организация КПИК начала подготовку к съезду раньше и независимо от заграничного комитета. После установления между ними связи осенью 1934г. единственным центром, отвечающим за подготовку к съезду, стало Заграничное руководящее бюро. В коллекции документов Коминтерна в РГАСПИ хранится копия устава КПИК из 38 пунктов, выработанного южновьетнамской организацией партии. В частности, в работе над этими документами участвовал Чан Ван Зяу, работавший тогда в Кохинхине (Южный Вьетнам) и посещавший в Макао штаб-квартиру ЗРБ [Цветов 2014: 52-63].
В связи со сложной политической обстановкой в колониальном Вьетнаме первый свой съезд КПИК смогла провести только в марте 1935 г. в Макао. В соответствии с установкой VII конгресса Коминтерна, который в 1935 г. одобрил тактику народных фронтов, наиболее важным решением I съезда КПИК стало решение о развертывании кампании по созданию единого антиимпериалистического фронта и использовании всех легальных и полулегальных форм борьбы против империализма [Коммунистический Интернационал 1935: 484]. На VII Конгрессе Коминтерна КПИК официально была принята в его ряды3. Первый съезд КПИК избрал ЦК партии в составе 9 членов: Ле Хонг Фонг, Ха Хюи Тап, Фунг Ти Киен и др. [История Вьетнама 1970: 93].
Нельзя не отметить, что вьетнамскими и отечественными авторами опубликовано достаточно материалов об истории создания КПИК, первом периоде ее борьбы, первых организационных мероприятиях. Однако в целом этот период требует дальнейших углубленных и детальных исследований и оценок. О I съезде КПИК 1935 г. в Макао в целом написано очень мало. Поэтому перевод И.В. Усовым и публикация Устава КПИК 1935 г. (третьего по счету с момента создания партии) являются важным фактом для науки,
3 В 1931 г. было только решение ИККИ о приеме КПИК в ряды Коминтерна.
116
так как этот ранее неизвестный документ представляет большое поле для исследования.
Прежде всего, невольно напрашивается сравнение с Программой фронта Вьетминь, написанной Хо Ши Мином [Chuang МпИ 1983: 812-823]. В мае 1941 г. в китайской провинции Гуанси (в 100 км к северу от вьетнамского города Каобанга) состоялся 8-й Пленум ЦК КПИК, где присутствовали Нгуен Ай Куок, Хо Тунг Мау, Во Нгуен Зяп, Фам Ван Донг, Ха Ба Канг, Данг Суан Кху (Чыонг Тинь). Но это были не просто участники Пленума, а давние соратники Хо Ши Мина, прошедшие с ним весь долгий и трудный путь и ставшие впоследствии известными руководителями ДРВ/СРВ, политической элитой, находившейся у власти с 1945 г. по начало 1990-х годов, что можно считать феноменальным явлением новейшей истории Вьетнама. Все они были вовлечены в революционную борьбу Нгуен Ай Куоком еще со времен Товарищества (1925 г.) или же с 1930-х годов. Характерно, что за редким исключением (Фам Ван Донг, Тон Дык Тханг) они не проживали в Москве 1930-х годов и не обучались в КУТВ'е, в отличие, например, от Чан Фу, Ле Хонг Фонга, Нгуен Тхи Минь Кхай и других [Кобелев 2014: 207-226], трагическая судьба которых хорошо известна.
Программа фронта Вьетминь также содержала 15 машинописных страниц, как и программа КПИК 1935 г., и от исполнения ее пунктов руководство Вьетминя не отступало на протяжении всех четырех лет подпольной борьбы за независимость. Что касается земельного вопроса, то КПИК через программу фронта стремилась зафиксировать свою новую позицию, утверждая принцип частного землевладения и передачи земли в собственность крестьянам, обеспечив себе, таким образом, поддержку многомиллионных крестьянских масс Вьетнама.
В целом, эта программа, опираясь на национальные традиции -патриотизм и национальную сплоченность, отвечала интересам подавляющего большинства населения страны. Она вся была проникнута
идеей единого национального фронта, эффективно цементирующей вьетнамское общество на протяжении всех последующих десятилетий борьбы за независимость. В ней подчеркивалось, что в борьбе за независимость превыше всего ставятся общенациональные интересы, а не принципы классовой борьбы. Под этим документом, учитывая его общенациональный характер и цель - завоевание независимости, мог бы подписаться любой патриот Вьетнама, независимо от политической принадлежности.
Состоявшийся в 1935 г. VII Конгресс Коминтерна и его решения имели огромное значение для дальнейшего политического роста и опыта работы вьетнамских коммунистов. Были подвергнуты критике ошибки, допущенные ими в первые годы существования КПИК, а также определены направления и формы ее деятельности вплоть до победы Августовской революции в 1945 г. и первой войны Сопротивления 1945-1954 гг.
Заключение
Данный краткий исторический экскурс позволяет выявить некоторые принципиально важные моменты новейшей истории Вьетнама первой половины XX века: противоречия вьетнамской политической элиты колониального периода, ее внутреннюю структуру, жесткость, негибкость и, в конечном счете, недальновидность французской колониальной политики по отношению к этой элите. Довольно редкой для такого азиатского государства, как Вьетнам, является прагматичность руководства и, как следствие, совместимость национально-государственных интересов (даже на том раннем этапе действий КПИК) с иностранной (западноевропейской) политико-идеологической ориентацией. Отчасти это можно объяснить такими факторами, как наличие разных источников марксистских взглядов у вьетнамских коммунистов 1920-1930-х годов, а в дальнейшем -вьетнамского политического руководства: Франция, Китай, Советский Союз. Можно сказать, что этот плюрализм взглядов в истории Вьетнама
новейшего времени постоянно формировал как бы два пространства: национальное и, условно говоря, международное. Поэтому сохранение государственной идентичности раскрывается в двух измерениях: традиционной ментальности и общения с внешним миром. Подобным образом понимаемая идентичность объясняет ее совместимость с идеями коммунизма, она же лежит в основе гибкого, прагматического поведения вьетнамского руководства на всех этапах существования независимого Вьетнама.
Список литературы
1. История Вьетнама в новейшее время. 1917-1965. М.: Наука, 1970.
2. Кобелев Евгений. Хо Ши Мин. М.: Молодая гвардия,1979, 1983.
3. Кобелев Е.В. Первые руководители КПВ и Россия (Исторический очерк) // Вьетнамские исследования. Выпуск 4. М.: ИДВ РАН, 2014.
4. Коммунистический Интернационал перед VII всемирным конгрессом. М.: Партиздат, 1935.
5. Новакова О.В., Цветов П.Ю. История Вьетнама. Ч. 2. М.: МГУ, 1995.
6. Огнетов И.А. Революционное движение во Вьетнаме // Коминтерн и Восток. М: Главная редакция восточной литературы, 1969.
7. Соколов А.А. Коминтерн и Вьетнам. М.: ИВ РАН, 1998.
8. Тридцать лет борьбы партии и рабочего класса Вьетнама. Ханой, 1961.
9. Цветов П.Ю. Историк и революционер Чан Ван Зяу // Восток, 2014. №2. C.52-63.
10. Bia c ngoat vi dai cu a lich sir ca ch man g Viet; Nam [Великий перелом в истории вьетнамской революции]. Ханой, 1961.
11. Chiang trinh сиа Viet; nam Doc lap Do ng Minh (Viet; Minh) [Программа фронта Вьетминь]. Ho Chi Minh. To^n tap. Tap 3 [Хо Ши Мин. Полное собрание шчинений. T.3). Ha Noi: NSB Chinh tri quoc gia, 1983. Tr.812-823.
12. Dang lao dông Viêt-Nam. Ba muai näm dâu tranh Dang [Партия трудящихся Вьетнама. Тридцать лет борьбы Партии]. Ha Nôi, 1961.
13. Deviller Ph. Histoire du Viet-Nam de 1940 à 1952. Paris: Edition du Seuil, 1952.
14. Diêu lê Dàng Công sàn Dông Duang [Устав КПИК]. РГАСПИ. Ф. 495, оп. 154, д. 683. РГАСПИ. Ф. 517, оп. 1, д. 1651, л. 92б. РГАСПИ. Ф. 495, оп. 154, д. 673, л. 1-5.
15. Diêu lê vän tät cùa Dàng Công sàn Viêt Nam // Vän kiên Dàng toàn tap. T.2. [Краткий устав КПВ // Полное собрание документов Партии. Т.2]. Ha Nôi, 2002.
16. Trân Huy Liêu, Vän Tao. Ta i liêu tham kha o lich su ca ch man g cân dai Viêt; Nam. Tâp V. [Чан Хюи Лиеу, Ван Тао. Материалы по революционной истории Вьетнама]. Ha Nôi, 1958.
17. Trân Vän Giâu. Giai câp công nhân Viêt Nam [Чан Ван Зяу. Рабочий класс Вьетнама]. Ha Nôi, 1957.
Автор:
Новакова Оксана Владимировна, кандидат исторических наук, доцент Института стран Азии и Африки МГУ им.М.В.Ломоносова, руководитель Центра изучения ЮВА и АТР. E-mail: oksana_novakova@mail.ru.
Дата поступления статьи: 20.01.2018
Novakova O.V.
SOME ISSUES CONCERNING THE EMERGENCE OF THE COMMUNIST MOVEMENT IN VIETNAM. THE ROLE OF THE COMMUNIST INTERNATIONAL
As a result of the French colonial conquest in the second half of the nineteenth century, the formation of new, modern social strata began in Vietnam, before that time in the traditional society of the absent - the Vietnamese bourgeoisie and the working class, as well as the growth of national self-awareness. A reflection of this process was the emergence of a new bourgeois-nationalist, and later, communist ideology. Especially these processes intensified in 1920-1930, causing new forms and methods of national liberation, anti-colonial struggle are often sought. The given translation of the charter of the Communist Party of the Indochina has been published in a European language for the first time. It is essential to mention that the publication of such a rare document is very relevant as it provides with additional material for studying the communist movement in Vietnam. The communist movement was due to the appearance of new social layers in Vietnam: national bourgeois and working class in the first half of the XX century.
Key words: fight against colonialism, the Communist party of Indochina (CPU), Communist International, Program of the CPU, Charter of the CPU.
References
1. Buoc ngoat vi dai cua lich su cach mang Viet; Nam (1961) [The great period in the history of the Vietnamese revolution]. Ha Noi.
2. Chuong trinh cua Vietnam Doc lap Dong Minh (Vietminh) (1983) [The program of the Vietmin front]. Ho Chi Minh. To^n Tap, tap 3 [Ho Chi Minh, the complete works. Vol.3]. Ha Noi: NSB Chinh tri quoc gia. Tr. 812-823.
3. Dang lao don g Viet -Nam. Ba muoi nam dau tranh Dang (1961) [Workers Party of Vietnam. 30 years of fight of the Party]. Ha Noi.
4. Deviller, Ph. (1952). Histoire du Viet-Nam de 1940 a 1952. Paris: Edition du Seuil.
5. Dieu le Dang Cong san Dong Duong [The charter of the Communist Party of Indochina]. RGASPI. F. 495, in. 154, c. 683. RGASPI. F. 517, in. 1, c. 1651, sh. 926. RGASPI. F. 495, in. 154, c. 673, sh. 1-5.
6. Diêu lê vän tat cúa Dàng Công sàn Viêt Nam (2002) [The short charter of the Communist Party of Vietnam]. Vän kiên Dàng toàn tap [The Party documents series]. T. 2. Ha Nôi.
7. Istoriya Vietnama v noveisheye vremya. 1917-1965 (1970) [History of Vietnam in the modern era. 1917-1965]. Moskva: Nauka.
8. Kobelev Evgeny (1983). Ho Chi Minh. Moskva: Molodaya gvardia.
9. Kobelev, E.V. (2014). Pervyye rukovoditeli KPV i Rossiya (Istoricheskiy ocherk) [The first leaders of the CPV and Russia (Historical essay)]. Vietnamskie issledovanya [Vietnamese studies], 4. Moskva: IDV RAN.
10. Kommunisticheskiy Internatsional pered VII vsemirnym kongressom (1935) [The Communist International before the VII World Congress]. M.: Partizdat.
11. Novakova O.V., Tsvetov P.U. (1995). Istoriya Vietnama [The History of Vietnam]. Part 2. Moskva: Vostok.
12. Ognetov I.A. (1969). Revolutsionnoye dvizhenie vo Vietname [The revolutionary movement in Vietnam]. Komintern I Vostok [The Communist International and the East]. Moskva: Glavnaja redakcija vostochnoj literatury.
13. Sokolov A.A. (1998). Komintern i Vietnam. [Communist International and Vietnam]. Moskva: IV RAN.
14. Trân Huy Liêu, Vän Tao (1958). Tai liêu tham khao lich sir cach mang can dai Viêt Nam, tâp V [Series of documents on the history of the revolution in Vietnam, vol. V]. Ha Nôi.
15. Trân Vän Giâu (1957). Giai câp công nhân Viêt Nam [The working class of Vietnam]. Ha Nôi.
16. Tridtsat let borby partii I rabochego klassa Vietnama (1961) [30 years of fight of the Party and the working class of Vietnam]. Ha Nôi.
17. Tsvetov P.Y. (2014). Istorik i revolyutsioner Tran Van Giau [Historian and revolutionary Tran Van Giau]. Vostok [Orient], 2. S.52-63.
Author:
Novakova Oksana V. - PhD, Assistant professor, Department of history of the Far East and South-East Asian countries, Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University, head of the Center for South-Eastern Asia and the Pacific Rim studies. E-mail: oksana_novakova@mail. ru.
Received 20.01.2018