УДК 340
DOI 10.24411/2409-3203-2018-11622
ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ АЛЬТЕРНАТИВЕ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА
РОССИЙСКОГО ПОСЛЕ ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА
Шарапов Михаил Юрьевич
магистрант 2 года обучения юридического факультета ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» Россия, г. Ростов-на-Дону
Аннотация: В данной статье рассматриваются основные концептуальные подходы к реформированию Российской Империи, которые Временное правительство отразило в собственных законопроектах в период между Февральской и Октябрьской революциями. Это подходы к организации парламента, территориального устройства государства, формы правления и роли в государственном аппарате главы государства - Президента. Анализируя целый ряд подготовленных в 1917 году документов, автор выявляет целостную модель государства, которое Временное правительство планировало оформить на Учредительном собрании. Автор приходит к выводу о том, что это модель унитарной президентской республики с двухпалатной системой парламента. Эти же идеи, по мнению автора, были отражены в опубликованном в январе 1920 года в Париже проекте Основ Конституции Российского государства. В заключении, автор подчеркивает, что значение изучения проектов Временного правительства заключается в понимании правопреемственности в российском конституционализме. Также делается вывод о взаимосвязи проектов Временного правительства с идеями Основных законов Российской империи от 23 апреля 1906 года и тремя Конституционными законами Третьей республики во Франции 1875 года, а значит об отражении в них теории и практики западноевропейского конституционализма.
Ключевые слова: Россия, Российская Империя, история государства, история права, конституционные реформы, форма государства, Временное правительство, революция, историческая альтернатива.
ON THE HISTORICAL ALTERNATIVE OF THE DEVELOPMENT OF THE STATE OF RUSSIA AFTER THE FEBRUARY REVOLUTION OF 1917
Sharapov M.Y.
master of law Southern Federal University Russia, Rostov-on-Don
Abstract. This article examines the main conceptual approaches to the reform of the Russian Empire, which the Provisional Government reflected in its own bills in the period between the February and October revolutions. These are approaches to the organization of parliament, the territorial structure of the state, the form of government and the role in the state apparatus of the head of state - the President. Analyzing a few documents prepared in 1917, the author reveals an integral model of the state, which the Provisional Government planned to formalize at the Constituent Assembly. The author concludes that this is a model of a unitary presidential republic with a bicameral parliament system. The same ideas, according to the author, were reflected in the draft of the Fundamentals of the Constitution of the Russian State, published in January 1920 in Paris. In conclusion, the author emphasizes that the importance of studying the projects of the
82
Provisional Government is to understand the succession in Russian constitutionalism. It also concludes that the projects of the Provisional Government are interrelated with the ideas of the Basic Laws of the Russian Empire of April 23, 1906, and the three Constitutional Laws of the Third Republic of France in France in 1875, so that they reflect the theory and practice of Western European constitutionalism.
Keywords: Russia, Russian Empire, history of the state, history of law, constitutional reforms, form of the state, Provisional Government, revolution, historical alternative.
Как известно, проблема построения правового государства и развитого гражданского общества в России стоит и на сегодня достаточно остро. Долгое время само понятие гражданское общество, почти весь ХХ век в нашей стране было чуть ли не запрещённым. Тем не менее, радикальная смена курса нашей страны почти 30 лет назад достаточно чётко обозначила необходимость изучения исторического опыта не только зарубежного конституционализма, но и отечественного, который имел место быть, в частности, в законотворческой деятельности Временного правительства. Особенно важно обратить внимание на малоисследованную в отечественной литературе тему конституционных проектов временного правительства в свете изучения преемственности российского конституционализма.
В рамках нашей темы не требуется подробного хронологического освещения событий февральской революции и предшествовавших им катализаторов недовольства масс. Тем не менее, стоит упомянуть, что политический и экономический кризис, начавшийся в 1915 г. - конце 1916 г. достиг огромных масштабов. Наиболее опасным проявлением этого кризиса стал продовольственный вопрос. В ответ на исчезновение предметов первой необходимости в середине февраля 1917 г. произошел новый «взрыв недовольства». Вся же совокупность участившихся революционных выступлений рабочих и крестьян, солдатов и матросов, недовольных политикой царизма, и привела к свержению более чем 300-летнего господства Романовых и вообще царского режима.
Всю власть на себя принял решение взять Временный комитет Госдумы, который был образован 28 февраля 1917 г. депутатами распущенной указом Николая II Госдумы. Комитет принял постановление об отрешении от власти всех царских министров и до образования нового правительства направил во все министерства специальных представителей - комиссаров Временного правительства.
По инициативе Временного комитета к императору был спешно направлен представитель (В. Шульгин) для подписания указа о назначении Председателем Совета министров князя Г. Е. Львова. Подписание указа позволяло говорить о легальности нового российского правительства. Указ был подписан, и 2 марта 1917г. было создано Временное правительство во главе с князем Г.Е. Львовым. В тот же день Николай II отрёкся от престола указом «Об отречении государя императора Николая II от престола Российского и о сложении с себя верховной власти» [1, 122].
3 марта была опубликована «Декларация Временного правительства о его составе и задачах» [1, 124]. Таким образом, в результате Февральской буржуазно-демократической революции к власти пришло Временное правительство.
Члены Временного правительства понимали, что ситуация в стране требует срочных конституционных реформ. Объективная предпосылка конституционных реформ содержалась в самом факте смены формы правления. Фигура царя как высшего органа власти и управления в государственном аппарате была уничтожена. А это, так или иначе, требовало структурных перемен, как в самой структуре государственного аппарата, так и в функциональных связях между органами государственной власти. По сути, конституционные проекты необходимы были для юридического закрепления новой формы правления, а перед этим детальной разработки её механизма. Эта деятельность возлагалась
83
Временным правительством на Особую комиссию при Юридическом совещании. В состав Особой комиссии вошли наиболее авторитетные ученые-юристы, относившиеся в большинстве своем к партии кадетов. Особой комиссии было поручено представить пакет правовых актов, которые, не посягая на прерогативы суверенного Учредительного собрания, должны были облегчить его деятельность. Это были проекты тех узаконений, которые станут перед депутатами сразу после начала работы: регламент работы Собрания; его организационный статут; положение исполнительной власти; будущая российская конституция.
К выработке проекта конституции в порядке подготовки к Учредительному собранию Особая комиссия приступила 11 октября 1917 г. Проектируемая конституция должна была быть объёмным законопроектом, заключавшемся приблизительно в 200 статьях.
Между членами Комиссии было произведено распределение по основным вопросам - разделам, которых было 18. Комиссия не только не выработала окончательного текста Основных законов, но и из предусмотренных 19 разделов проекта обсудила всего 5. Раздел 6 проекта назывался «Президент республики. Способы избрания, функции, ответственность». Есть основания считать проект закона «Об организации временной исполнительной власти при Учредительном собрании» неким субстратом планировавшегося 6 раздела конституции.
Наиболее значительным из разработанных Временным правительством проектов, собственно, и являлся «Об организации временной исполнительной власти при Учредительном собрании», который, по существу, предстал «малой конституцией» Временного правительства. На основе анализа положений данного проекта можно заключить, что Временное правительство планировало оформить на Учредительном собрании государство в форме президентской республики: внепарламентский метод избрания президента на Учредительном собрании, президент является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, формирует правительство, председательствует в его заседаниях, является верховным главнокомандующим. Согласно проекту закона «лично к временному президенту не может быть предъявлено никаких запросов» (ст.20) а за общий ход государственного управления перед Учредительным собранием ответствуют Председатель Совета Министров (Правительства) и совместно все министры (ст.19). Иными словами, об ответственности президента перед иными органами государственной власти в проекте закона речи по существу не идет, что сближает его правовой статус многих аспектах с правовым статусом монарха, закреплённым в Основных государственных законах Российской империи 1906 г.
Помимо указанного проекта среди разработанных Особой комиссией также выделяются статьи «Основных законов по вопросу об автономии» и «Тезисы по вопросу о верхней палате». Проект «Основных законов об автономии» (Федерации), разработанный известным юристом того времени Н. И. Лазаревским, во многом показателен: основной принцип, пронизывавший этот проект, - это кадетско-монархическая идея «единой и неделимой России». Как наиболее отвечавшее реалиям деструктивных процессов, происходивших в провинции и национальных окраинах Российской Империи, выдвигалось положение о «введении областной автономии» (пункт «В»), тогда как реальный процесс децентрализации вёл к более сложным формам автономий - национально-территориальным и национально-культурным. Отвергался принцип самоопределения наций, «устройство областных учреждений и пределы их ведомства в делах местного законодательства и управления будут определяться законами, издаваемыми центральной властью» (пункт «Г»). Реальные федеративные отношения планировалось установить только с Финляндией (п. «Б»).
При обсуждении оживленную дискуссию на тему - «Что лучше для Российской республики - однопалатная или двухпалатная система?», - вызвал проект организации
84
парламента в России. В результате дискуссий, за двухпалатность высказалось большинство членов Особой комиссии. На заседании 20 октября 1917 был принят проект с официальным названием «Тезисы по вопросу о верхней палате», содержавший общие принципы организации парламента в России [2, 589-591].
Наряду с выборным населением нижней палатой, предполагалась верхняя палата, основным элементом состава которой должно было явиться «представительство местных автономных учреждений». «Кроме того, представлялось желательным, чтобы в состав верхней палаты вошли: представители торговли и промышленности, кооперативов, профессиональных союзов, академий, учебных обществ и высших учебных заведений».
На голосование был поставлен вопрос о равноправности или неравноправности палат, в результате за равноправность высказалось большинство членов Комиссии. Обе палаты должны были иметь право законодательной инициативы.
Верхней палате парламента предоставлялось право суспензивного вето: при разногласиях палат нижняя палата распускалась и проект закона, по которому возникали разногласия, должна была подтвердить нижняя палата в новом составе.
Как известно, Временное правительство связывало огромные надежды с созывом Учредительного собрания. В частности, это решение основных вопросов - в числе которых, как земельный, так и рабочий вопросы, а также проблема определения формы правления.
В июле - сентябре 1917 года было разработано Положение о выборах в Учредительное Собрание. По оценкам специалистов это был чрезвычайно прогрессивный документ, выполненный на уровне требований развитого демократического избирательного законодательства. Предполагалось, что Учредительное Собрание будет сформировано на началах всеобщего, равного, прямого и тайного голосования.
После февральской революции 1917 г. почти все партии России и социалистические, и буржуазные (кроме крайне правых) - объединились под флагом созыва Учредительного Собрания. Но затем постепенно сложилась тенденция к тому, чтобы его отложить. И, конечно, общеизвестно, что Учредительное собрание ждала учесть не лучше, чем у конституционных проектов Временного правительства.
Октябрьская социалистическая революция прервала работу «Конституционной комиссии». Позднее «Конституция Российского государства» дорабатывалась уже в 1919 году в Париже.
В январе 1920г. в Париже был опубликован проект Основ Конституции Российского государства [3, 263], который обсуждался в среде российских политиков различных направлений и правоведов в Ростове, Крыму и Париже (Г.Е.Львов, П.Б.Струве, Б.В.Савинков, П.И.Новгородцев и др.). В данном проекте реализовались рассмотренные в данной работе идеи и положения. Главные идеи проекта заключались в следующем: форму государственного устройства должно определить Учредительное собрание; глава государства избирается общим собранием 2 палат простым большинством голосов; все акты, издаваемые главой государства, скрепляются подписью канцлера; глава государства назначает и увольняет высших чиновников, созывает палаты и областные съезды. Законодательная власть осуществляется двумя палатами: Государственной думой и Государственным советом. Государственная дума избирается на основе всеобщего и равного избирательного права, Государственный совет - областными сеймами [4, 32].
Но всем этим идеям не было суждено воплотиться в жизнь. Временным правительством так не была создана и вертикаль власти, чему, конечно, активно мешали революционные массы, формировавшие собственные, параллельные органам, подчинённым временному правительству, органы управления на местах [5, 305].
В конце своего руководства страной Временное правительство издало указ об усилении уголовной ответственности за насильственное посягательство на изменение существующего строя в России, которым дискредитировало себя в глазах народа, увидевшего в этом действии стремление Временное правительство законсервировать
старые порядки, защищая интересы помещиков, банкиров и фабрикантов. Следующим же шагом к полному падению авторитет Временное правительство в народе было решение о направлении воинских отрядов для принудительной реквизиции хлеба в деревню, особенно тяжело ударившее по крестьянам.
В итоге Октябрьская большевистская революция и разгон Учредительного собрания отбросили все вышеназванные идеи и положения в пространство чистой теории. Но несмотря на то, что проекты конституционных реформ России так и не были реализованы, следует признать важность изучения конституционных проектов, позволяющих всесторонне понять правопреемственность в российском конституционализме. Однозначно, мы также можем усмотреть и их взаимосвязь с некоторыми положениями и идеями Основных законов Российской империи от 23 апреля 1906 года и тремя Конституционными законами Третьей республики во Франции 1875 года. Таким образом, в документах, подготовленных Юридическим совещанием, помимо идей о «единой и неделимой» России с сильной президентской властью, отразилась теория и практика западноевропейского конституционализма - двухпалатная система народного представительства.
Список литературы:
1. Российское законодательство Х-ХХ веков. Т.9: Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. - М., 1994. - 352 а
2. Конституционные проекты в России XVIII - начала XX века // [Сост., автор вступ. ст. и коммент. А.Н. Медушевский] - М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. -640 с.
3. Гессен Г.В. Основы Конституции Российского государства // Архив русской революции. Берлин: 1922. Т.1. - 312 с.
4. Кудинов О.А. Конституционные проекты белого движения в годы Гражданской войны в России // История государства и права. - М.: Юрист, 2006, № 2. - С. 29-33
5. История государства и права России: с древних времён до падения монархии в 1917г.: Учебник/А.В.Серёгин, А.Н.Ларионов. - Ростов н/Д: Юфу, 2014. - 316 с.