Ахтямов М.К.
канд. техн. наук, доцент, зав. кафедрой экономики и управления на транспорте Южно-Уральского государственного университета, соискатель уч. ст. д-ра экон. наук, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов
Лихолетов В.В.
д-р пед. наук, канд. техн. наук, профессор кафедры экономики и экономической безопасности, начальник научно-методического отдела Южно-Уральского государственного университета
конкурентоспособность:
новый взгляд
вначале было слово...
об истоках сущности и путях обеспечения
конкурентоспособности организаций
Такие важные понятия, как «конкуренция», «конкурентоспособность организаций» вернулись в категориальный аппарат российской экономической теории после почти 80-летнего перерыва [1, с. 7]. Довод о недостатке внимания к проблеме конкурентоспособности в недалеком прошлом страны находит свое подтверждение
в ряде современных работ.
Специалисты считают, что с управленческой точки зрения развитие общества и есть раз-витие форм и методов конкуренции. А степень прогрессивности того или иного общества они определяют, по сути, процентом населения, вовлеченного в конкуренцию. Идеальное общество, по их мнению, - то, где каждый может принять участие в конкурентной борьбе. Однако даже при беглом взгляде на систему управления в России обращает на себя внимание постоянное и повсеместное
подавление конкурентных отношений (2, с. 22].
По Ю.Б. Рубину, под конкуренцией понимается лишь способность к соперничеству, но не само соперничество, лишь предпосылка конфликтного поведения экономических агентов, но не оно само. По сути, под конкуренцией экономических агентов понимается исключительно их конкурентоспособность, а не конкурентные действия, осуществляемые ради обнаружения и подтверждения конкурентоспособности (1, с. 38].
конкуренция
4о
идеальное общество -
то, где каждый может
принять участие
в конкурентной борьбе
Конкурентоспособность компании - понятие относительное
Согласно А.Ю. Юданову, сам термин «конкуренция» чаще используется в структурном понимании. Если же нужно подчеркнуть поведенческую сторону конкуренции, нередко пользуются словом «соперничество» [4, с. 31]. Характеризуя сущность конкуренции как экономического отношения, Ю.И. Коробов полагает целесообразным использовать поведенческий подход. При этом он выделяет в её определении три аспекта: 1) в чем заключается содержание конкурентных отношений; 2) что представляет собой объект конкуренции; 3) кто является субъектом конкуренции [5, с. 7].
При осмыслении тенденций в сфере конкуренции под конкурентоспособностью компании будем понимать её «реальную и потенциальную возможность в существующих условиях проектировать, изготавливать и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары конкурентов» [11, с. 5]. С этих позиций сформулируем противоречие в отношении компании, находящейся в конкурентной среде: «компания конкурентоспособна (+) -
компания неконкурентоспособна (-)».
Тогда, просматривая способы разрешения противоречий путем разделения противоположных свойств системы, определим, что компания может обладать конкурентоспособностью в одном месте (на каком-то рынке), а в другом месте (на другом рынке) - не обладать. Аналогично, компания может обладать конкурентоспособностью в один период времени, а в другой период - не обладать. Эти тривиальные варианты отражают базовые способы разрешения противоположных свойств системы путем их разделения в пространстве или во времени. С позиций неразрывности пространственно-временного континуума в реальной социально-экономической среде эти способы зачастую выступают в единой «связке».
От конкурентных преимуществ
к внеконкурентному развитию
Формулирование способа разрешения противоречий, предусматривающего удовлетворение в одном времени-пространстве противоположных свойств системы, приводит к мысли о потенциальной конкурентоспособности компании. Речь идет об измененности структуры системы, где имеет место тип разрешения «и-и», а (+) тождественен (-). Способ можно пояснить мыслью Г. Клейнера, считающего, что конкурентные преимущества должны носить потенциальный характер, т.е. допускать использование конкурентных преимуществ по необ-
ходимости [9, с. 36]. Как аналог достижения ядерного паритета между странами, это путь блокирования начала конкурентных войн между компаниями. Отсюда - один шаг до внеконкурентного развития компаний, основанного на реализации активных инновационных воспроизводственных процессов. Любопытно, что этот путь «перекликается» с критерием «отсутствие конкуренции» среди критериев Достойной цели творческой личности, сформулированной в ТРТЛ1 Г.С. Альтшуллером иИ.М. Верткиным [6]. Этот факт лишний раз подчеркивает мысль, что проблема конкуренции в наступившем веке - это проблема развития личностных качеств и знаний.
Блок способов разрешения вышеназванного противоречия путем перехода системы в надсисте-му убедительно подтверждается широкой практикой реального повышения конкурентоспособности организаций за счет слияний и поглощений. Другим современным примером повышения конкурентоспособности организации за счет перехода системы в над-систему является аутсорсинг. Яркий пример направления повышения конкурентоспособности компаний за счет перехода в подсистему - внутрифирменное предпринимательство. Это модели «невидимого контракта» на Уо!уо или предпринимательских бизнес-групп в 3М.
1 ТРТЛ - сокращение от «теория развития творческой личности» - прим. ред.
А направление, реализующее пути разрешения противоречия путем перехода к антисистеме, подтверждается ситуацией в электронном бизнесе, где идет «смена ролей» компаний. Конкурентоспособной оказывается организация, применяющая стратегию «притягивания потребителя» вместо «навязывания продукции» потребителю.
Вместо следования за потребителем -предвосхищение его потребностей
Новые модели обеспечения конкурентоспособности предусматривают сотворчество компании и клиента [12]. По ним, двигателем изменений является связь потребителей, «тематических сообществ», не ограниченных рамками территорий. Обмен информацией идет через чаты и блоги. Традиционные пути достижения конкурентных преимуществ, конечно же, не уходят, оставаясь необходимыми, но уже не достаточными условиями. Идет фокусировка на издержках, качестве и темпах. А менеджеры, раньше вводившие новшества в одностороннем порядке, уже привыкают к участию потребителей. Идет объединение
с управленческой
точки зрения развитие общества и есть развитие форм
и методов конкуренции
конкуренция
47
производителей и потребителей в своеобразные инверсные би-системы. Начинается переход от продуктовых инноваций к инновации опыта.
Теория совместного творчества предполагает ситуацию, обратную нынешней, где компании доминируют над потребителями. Возникают проблемы, значимые для руководства: нечеткость границ компании; обладание влиянием без владения собственностью; большее влияние на общую стратегию компании потребителей и сообщества. Так, в современных условиях виртуальными становятся не только группы исполнителей, но и целые организации. Не случайно Дж. Уэлчем из General Electric выдвинута концепция «организации без границ». Согласно теории компетенций, развивающейся с начала 90-х гг. в дополнение к ресурсной теории, эффективность накопления и использования стратегических ресурсов определяется корневыми компетенциями компании. Это новая перспектива для корпоративной стратегии. Вместо следования за потребителем
конкурентоспособной оказывается компания,
применяющая стратегию «притягивания
потребителя» вместо «навязывания продукции» потребителю
в попытках удовлетворить его меняющиеся вкусы, компании должны стремиться к захвату лидерства в корневых продуктах - основы производства товаров и услуг, предвосхищающих потребности. А это невозможно без создания «фонда» общекорпоративных ресурсов и способностей.
Творческая составляющая становится ключевой в деятельности компаний
В условиях современной «управленческой революции» обострилось внимание к личностным качествам человека. Третья индивидная революция, по В.Е. Кемерову, связана «с интенсификацией социального процесса в формах индивидной жизни и деятельности, с перемещением внешне-социальных структур и средств деятельности в положение материала для «конструирования» людьми схем и инструментов решения проблем» (13, с. 210]. В свете этого творческую составляющую деятельности компании сегодня рассматривают как ключевую в разных видах механизмов хозяйствования.
Многие ведущие корпорации сегодня активно осваивают теорию решения изобретательских задач (14], созданную в нашей стране. Её инструменты позволяют «обучающимся компаниям» алгоритмично, по ступеням преодолевать высокий когнитивный барьер, отделяющий традиционную экономику от «новой», основанной на знаниях. В современном мире труд коренным образом изменился, его творческий характер во многих сфе-
рах стал нормой. По П. Друкеру, доля рабочих, занятых физическим трудом, к 1990 г. уже сократилась до 20% от числа занятых. К 2010 г. она составит не более одной десятой (17]. В свете этого проблема обеспечения конкурентоспособности организаций и управления знаниями становится одной из важнейших в современной экономике.
Литература
1. Рубин Ю.Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. - М.: Маркет ДС, 2006.
2. Прохоров А.П. Русская модель управления. - М.: ЗАО «Журнал «Эксперт», 2002.
3. Лихачев Д.С. Без доказательств.
- СПб.: БЛИЦ, 1996.
4. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. - М.: Гном и Д, 2001.
5. Коробов Ю.И. Теория и практика конкуренции. - Саратов: СГЭА, 1996.
6. Ахтямов М.К., Лихолетов В.В. Твори, выдумывай, пробуй! // Российское предпринима-тельс-тво. - 2008. - №4. - С.136-141.
7. Ганзен В.А., Толкачев В.К. Роскошь системного мышления. - СПб.: Эмпатия, 1995.
8. Заварзин Г. Антирынок в природе. // Высшее образование в России. -2007. - №4. - С.123-133.
9. Клейнер Г. Микроэкономика знаний и мифы современной теории. // Высшее образование в России.
- 2006. - №9. - С.32-37.
в современных условиях виртуальными становятся не только группы исполнителей, но и целые организации
10. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
11. Кулешова А.Б. Конкуренция в вопросах и ответах. - М.: Проспект, 2004.
12. Прахалад К. Игра в DART. Совместное творчество компании и клиента как новая модель бизнеса. // Top-Manager. Электронная публикация: 09/10/2006.
13. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. - М.: Академический проект, 2001.
14. Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В., Филатов В.И. Поиск новых идей: от озарения к технологии. - Кишинев: Картя Молдове-няскэ, 1989.
15. Кедров Б.М. О творчестве в природе и технике. - М.: Молодая гвардия, 1987.
16. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М.: Педагогика, 1972.
17. Друкер П. От капитализма к обществу знания. (Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://scd.centro.ru/rass. htm.
конкуренция
49