Научная статья на тему 'Об истоках музыкального образования на Кубани'

Об истоках музыкального образования на Кубани Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
350
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об истоках музыкального образования на Кубани»

Библиография

М. Б. солодКАЯ

ОБ ИСТОКАХ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА КУБАНИ

Фролкин В. А. Краснодарский музыкальный колледж им. н. А. Римского-Корсакова: история. события. Факты. Краснодар, 2006. 240 с.; ил.

Литература об истории Краснодара (Екатери-нодара) недавно пополнилась еще одной книгой, посвященной большому культурному событию -100-летию Краснодарского музыкального колледжа имени Н. А. Римского-Корсакова. Музыкальная общественность города широко отметила эту дату в декабре 2006 года. Культурное развитие кубанского края, начавшееся только в первые десятилетия XIX века, происходило так стремительно, что к началу XX в его столице Екатеринодаре уже возникла потребность в музыкальном искусстве, распространилось любительское исполнительство, частные преподаватели обучали детей игре на инструментах.

О том, как осуществилась мечта кубанской интеллигенции иметь специальное учебное заведение, готовящее профессиональных музыкантов, какой вклад в развитие русского музыкального искусства за столетний период внесли его выпускники, рассказывает книга, созданная одним из них - Виктором Александровичем Фролкиным, кандидатом искусствоведения, профессором Краснодарского государственного университета культуры и искусств. Без преувеличения можно сказать, что это уникальная книга, и она недаром адресована не только студентам и преподавателям творческих учебных заведений Краснодарского края, историкам и краеведам, но и всем интересующимся судьбами музыкальной культуры региона. Ознакомившись с ней детально, проследив истории судеб тех деятелей русской музыкальной культуры, которые в разные годы оставили свой след в данном учебном заведении, развивая великие традиции русской музыки на Кубани, можно смело расширить аудиторию ее читателей за пределы края.

Краснодарский музыкальный колледж много раз менял свой статус, переживал преобразования: он именовался музыкальными классами в момент открытия 1 ноября 1906 года, потом назывался поочередно училищем, консерваторией, повышенным техникумом, институтом, снова техникумом, училищем, высшим училищем. Автор пишет, что выстроил свой исторический обзор в соответствии с этими изменениями.

Кропотливую работу провел создатель исследования, выискивая информацию, свидетельствующую о жизни данного учебного заведения, в местных дореволюционных и советских газетах, в государственном краевом архиве, изучая материалы, хранящиеся в музее училища, беседуя со

старейшими преподавателями. С благодарностью он отмечает как важнейшие источники отдельные авторские научные издания, сборники статей, а также публикации в периодической печати, называет имена ученых, которые посвящали истории музыкальной Кубани и Краснодарскому училищу свои труды.

Автор книги увлекательно рассказывает, как в начале ХХ века первые руководители тогдашних музыкальных классов сумели привлечь к новому образовательному учреждению внимание авторитетных отечественных музыкантов. От имени местного Отделения Императорского русского музыкального общества (ИРМО) они отправили грамоты-удостоверения об избрании почетными членами Отделения композиторам Н. А. Римскому-Корсакову, А. К. Глазунову, Ц. А. Кюи, С. В. Рахманинову, Э. Ф. Направнику, М. А. Балакиреву. Кроме Глазунова и Рахманинова, четверо именитых музыкантов с благодарностью приняли избрание (октябрь 1907 г.), освятили новое детище своим авторитетом.

Усилия местной музыкальной общественности и влияние некоторых административных деятелей Екатеринодара (в частности, городского Головы и Начальника средне-высших учебных заведений) способствовали преобразованию музыкальных классов в училище: они добились разрешения Главной дирекции ИРМО (Петербург). Открытие училища состоялось 8 сентября

1909 года. Возглавил музыкальное учебное заведение энергичный Василий Петрович Гутор, который три года своей неутомимой деятельности посвятил развитию училища: помимо музыкальных дисциплин были введены общеобразовательные предметы, расширен объем курсов теории и истории музыки, особое внимание уделялось ансамблевому исполнительству. Училище превращалось в центр музыкальной культуры города и области. Велась пропаганда музыкального воспитания широких кругов населения. В

1910 году Гутор выступил инициатором создания Общества хоровых деятелей Екатеринодара. Однако враждебное отношение дирекции местного отделения РМО вынудило его покинуть училище, а с ним ушло несколько прекрасных педагогов.

Плодотворной была деятельность нового директора, 28-летнего выпускника Петербургской консерватории, пианиста Анатолия Николаевича Дроздова и его друга композитора Михаила

Фабиановича Гнесина, возглавившего класс специальной теории музыки. Они «были вдохновлены идеей пропаганды нового искусства на периферии». В городских концертных залах зазвучала оркестровая и ансамблевая музыка, выступали известные исполнители, например, певица Н. И. Забела-Врубель, силами преподавателей и студентов весной 1914 года был поставлен третий акт оперы «Фауст» Ш. Гуно.

Годы Первой мировой войны осложнили финансирование училища, число студентов и преподавателей уменьшилось, покинул свой пост и А. Н. Дроздов. Но вскоре новая послереволюционная жизнь зародила в музыкантах мечту о консерватории. В июле 1918 года этой проблемой уже занимался Народный комиссариат Кубано-Черноморской Советской республики. Но в августе в городе оказалась армия генерала Деникина, а за ней хлынула волна беженцев от советской власти из Москвы и Петрограда. Среди них было немало первоклассных музыкантов, таких как скрипач М. Г. Эрденко, композиторы и теоретики С. С. Богатырев и В. С. Золотарев. Начала работать консерватория при Филармоническом обществе. А в январе 1919 года на базе музыкального училища открылась еще одна консерватория. При ней появились курсы пластики, балета, сценического искусства, художественного чтения. Субсидий не было, но количество студентов росло: беженцы были не бедными. Однако 17 марта 1920 года в город вошли части Красной Армии. Вскоре две консерватории объединились в одну - Кубанскую государственную, а в 1922-м она была преобразована в Кубанский повышенный техникум им. А. К. Глазунова (за что композитор поблагодарил телеграммой). Чехарда преобразований на этом не остановилась. В книге прослеживается, как на каждом из этапов осуществлялся учебный процесс, как неуклонно, подстраиваясь под давление меняющихся идей и властей, педагоги продолжали воспитывать музыкальную молодежь в любви к искусству.

В 30-е годы разного рода перегибы и идеологические вмешательства нарушали работу училища. Так, автор отмечает, что в 1932 году выполнялось решение партийного и советского руководства страны о прекращении украинизации Кубани, из-за чего преподавателям пришлось срочно пересматривать учебные и концертные программы, изымая «вредные» и «враждебные» музыкальные произведения. Требовалось уничтожать ноты и книги, если в них имелось изображение герба дореволюционной России. Автор приводит воспоминания преподавателя училища М. Д. Кирлиана о том, что в 30-е годы «сверху» назначались директора-выдвиженцы без музыкального образования, один в прошлом был заведующим биржей труда, другой - прокурором, оба не понимали специфики работы музыкального учебного заведения. Зато среди преподавателей Краснодарского музыкального училища всегда преобладали серьезные музыканты, воспитавшие достойных учеников.

В книге рассказывается о виолончелисте М. М. Хуциеве, выпускнике Парижской консерватории, профессоре Тегеранской консерватории, концертмейстере оркестра миланской оперы. Его ученики впоследствии сами прославились в нашем городе, став преподавателями музыкальных дисциплин. Это, к сожалению, недавно ушедшие от нас композитор В. Д. Пономарев и виолончелист, дирижер А. К. Янченко.

Еще один замечательный человек, родом из кубанской станицы Лабинской (1889-1926), Илья Кузьмич Войтехов, выпускник Петербургского университета, талантливый литератор и музыковед, преподавал в училище историю музыки, неизменно связывая ее с литературой и живописью. По его инициативе в городе проводились литературно-музыкальные вечера, большим концертом было отмечено 125-летие со дня рождения А. С. Пушкина. Он организовал симфонические утренники для молодежи Краснодара. К сожалению, его жизнь оказалась короткой, но память учеников и сотрудников о нем - благодарной и светлой.

Великая Отечественная война ворвалась в мирную жизнь страны. Ученики и педагоги оказались на фронте. Многие погибли, защищая Родину. Студент Григорий Плотниченко, будущий известный композитор Кубани, вернулся в Краснодар с наградами после страшного ранения. Выпускник училища - будущий знаменитый дирижер Юрий Силантьев - руководил в эти годы фронтовым оркестром. В 1942-1943 годах во время девятимесячной фашистской оккупации города помещение музыкального училища было превращено в казарму, разграблено, имущество куда-то вывезено. Но преподаватели и студенты успели кое-что спасти и вернули после освобождения. В книге рассказано, что инструменты, выброшенные немцами, искали по всему городу, а рояль, на котором играл Скрябин в 1912 году, нашелся в станице Крымской. Городские власти передали музыкальному училищу новое здание, и учебная работа продолжилась.

В 1966 году город отметил 60-летний юбилей училища, с этих пор в его названии появилось почетное добавление - имени Н. А. Римского-Корсакова.

О последних десятилетиях жизни училища, о превращении его в музыкальный колледж, о новых именах педагогов (в значительной части бывших выпускников родного учебного заведения), о славных именах тех, кто за пределами не только города, но и страны своими достижениями в музыкальной культуре прославил и прославляет училище, - обо всем этом рассказано в завершающей главе книги.

К основному материалу книги даются три приложения, в одном названы фамилии преподавателей на октябрь 1926 года, в другом - преподавателей и сотрудников на 2006/2007 учебный год. в третьем - за тот же год - список студенческих творческих коллективов. Несколько страниц иллюстраций воспроизводят фотографии преподавателей, совместные групповые снимки препода-

вателей и студентов в разные годы существования техникума.

К достоинству и научной ценности издания следует отнести большой аргументированный раздел «Примечания»: 268 внутрикнижных ссылок и статей дополняют основной текст, углубляют его важными подробностями, одна из которых неожиданно уточнила факт частной жизни рецензента. На рубеже 1940-1950-х годов я обучалась игре на фортепиано в доме замечательных музыкантов - пианистки М. Е. Карташевской и ее мужа, Константина Августовича Воута, скрипача и дирижера, преподавателя Краснодарского училища в 1920-1930-е годы, имя которого упоминается в книге, а в примечании приводятся подробности биографии. В то время, будучи ребенком, я этого знать не могла, а видела в нем больного, угасающего старика. Он был высо-

ким и сухим. Моя седая, замученная послевоенным бытом учительница никак не соответствовала своему прежнему портрету: со стены смотрела на меня молодая красавица-аристократка. Оказывается, она была концертмейстером у Р. М. Глиэра (это я узнала уже из моего взрослого общения со старейшей преподавательницей училища). Зато я помню лежавшие на рояле клавиры, адресованные Воуту, подписанные незабываемым крупным размашистым почерком известного композитора... Действительно, «как много нам открытий чудных готовит просвещенья дух»!

Немаловажно отметить, что книга хорошо издана: прекрасная бумага, красивый плотный переплет.

У такой книги должна быть долгая счастливая жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.