Библиография
М. Б. солодКАЯ
ОБ ИСТОКАХ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА КУБАНИ
Фролкин В. А. Краснодарский музыкальный колледж им. н. А. Римского-Корсакова: история. события. Факты. Краснодар, 2006. 240 с.; ил.
Литература об истории Краснодара (Екатери-нодара) недавно пополнилась еще одной книгой, посвященной большому культурному событию -100-летию Краснодарского музыкального колледжа имени Н. А. Римского-Корсакова. Музыкальная общественность города широко отметила эту дату в декабре 2006 года. Культурное развитие кубанского края, начавшееся только в первые десятилетия XIX века, происходило так стремительно, что к началу XX в его столице Екатеринодаре уже возникла потребность в музыкальном искусстве, распространилось любительское исполнительство, частные преподаватели обучали детей игре на инструментах.
О том, как осуществилась мечта кубанской интеллигенции иметь специальное учебное заведение, готовящее профессиональных музыкантов, какой вклад в развитие русского музыкального искусства за столетний период внесли его выпускники, рассказывает книга, созданная одним из них - Виктором Александровичем Фролкиным, кандидатом искусствоведения, профессором Краснодарского государственного университета культуры и искусств. Без преувеличения можно сказать, что это уникальная книга, и она недаром адресована не только студентам и преподавателям творческих учебных заведений Краснодарского края, историкам и краеведам, но и всем интересующимся судьбами музыкальной культуры региона. Ознакомившись с ней детально, проследив истории судеб тех деятелей русской музыкальной культуры, которые в разные годы оставили свой след в данном учебном заведении, развивая великие традиции русской музыки на Кубани, можно смело расширить аудиторию ее читателей за пределы края.
Краснодарский музыкальный колледж много раз менял свой статус, переживал преобразования: он именовался музыкальными классами в момент открытия 1 ноября 1906 года, потом назывался поочередно училищем, консерваторией, повышенным техникумом, институтом, снова техникумом, училищем, высшим училищем. Автор пишет, что выстроил свой исторический обзор в соответствии с этими изменениями.
Кропотливую работу провел создатель исследования, выискивая информацию, свидетельствующую о жизни данного учебного заведения, в местных дореволюционных и советских газетах, в государственном краевом архиве, изучая материалы, хранящиеся в музее училища, беседуя со
старейшими преподавателями. С благодарностью он отмечает как важнейшие источники отдельные авторские научные издания, сборники статей, а также публикации в периодической печати, называет имена ученых, которые посвящали истории музыкальной Кубани и Краснодарскому училищу свои труды.
Автор книги увлекательно рассказывает, как в начале ХХ века первые руководители тогдашних музыкальных классов сумели привлечь к новому образовательному учреждению внимание авторитетных отечественных музыкантов. От имени местного Отделения Императорского русского музыкального общества (ИРМО) они отправили грамоты-удостоверения об избрании почетными членами Отделения композиторам Н. А. Римскому-Корсакову, А. К. Глазунову, Ц. А. Кюи, С. В. Рахманинову, Э. Ф. Направнику, М. А. Балакиреву. Кроме Глазунова и Рахманинова, четверо именитых музыкантов с благодарностью приняли избрание (октябрь 1907 г.), освятили новое детище своим авторитетом.
Усилия местной музыкальной общественности и влияние некоторых административных деятелей Екатеринодара (в частности, городского Головы и Начальника средне-высших учебных заведений) способствовали преобразованию музыкальных классов в училище: они добились разрешения Главной дирекции ИРМО (Петербург). Открытие училища состоялось 8 сентября
1909 года. Возглавил музыкальное учебное заведение энергичный Василий Петрович Гутор, который три года своей неутомимой деятельности посвятил развитию училища: помимо музыкальных дисциплин были введены общеобразовательные предметы, расширен объем курсов теории и истории музыки, особое внимание уделялось ансамблевому исполнительству. Училище превращалось в центр музыкальной культуры города и области. Велась пропаганда музыкального воспитания широких кругов населения. В
1910 году Гутор выступил инициатором создания Общества хоровых деятелей Екатеринодара. Однако враждебное отношение дирекции местного отделения РМО вынудило его покинуть училище, а с ним ушло несколько прекрасных педагогов.
Плодотворной была деятельность нового директора, 28-летнего выпускника Петербургской консерватории, пианиста Анатолия Николаевича Дроздова и его друга композитора Михаила
Фабиановича Гнесина, возглавившего класс специальной теории музыки. Они «были вдохновлены идеей пропаганды нового искусства на периферии». В городских концертных залах зазвучала оркестровая и ансамблевая музыка, выступали известные исполнители, например, певица Н. И. Забела-Врубель, силами преподавателей и студентов весной 1914 года был поставлен третий акт оперы «Фауст» Ш. Гуно.
Годы Первой мировой войны осложнили финансирование училища, число студентов и преподавателей уменьшилось, покинул свой пост и А. Н. Дроздов. Но вскоре новая послереволюционная жизнь зародила в музыкантах мечту о консерватории. В июле 1918 года этой проблемой уже занимался Народный комиссариат Кубано-Черноморской Советской республики. Но в августе в городе оказалась армия генерала Деникина, а за ней хлынула волна беженцев от советской власти из Москвы и Петрограда. Среди них было немало первоклассных музыкантов, таких как скрипач М. Г. Эрденко, композиторы и теоретики С. С. Богатырев и В. С. Золотарев. Начала работать консерватория при Филармоническом обществе. А в январе 1919 года на базе музыкального училища открылась еще одна консерватория. При ней появились курсы пластики, балета, сценического искусства, художественного чтения. Субсидий не было, но количество студентов росло: беженцы были не бедными. Однако 17 марта 1920 года в город вошли части Красной Армии. Вскоре две консерватории объединились в одну - Кубанскую государственную, а в 1922-м она была преобразована в Кубанский повышенный техникум им. А. К. Глазунова (за что композитор поблагодарил телеграммой). Чехарда преобразований на этом не остановилась. В книге прослеживается, как на каждом из этапов осуществлялся учебный процесс, как неуклонно, подстраиваясь под давление меняющихся идей и властей, педагоги продолжали воспитывать музыкальную молодежь в любви к искусству.
В 30-е годы разного рода перегибы и идеологические вмешательства нарушали работу училища. Так, автор отмечает, что в 1932 году выполнялось решение партийного и советского руководства страны о прекращении украинизации Кубани, из-за чего преподавателям пришлось срочно пересматривать учебные и концертные программы, изымая «вредные» и «враждебные» музыкальные произведения. Требовалось уничтожать ноты и книги, если в них имелось изображение герба дореволюционной России. Автор приводит воспоминания преподавателя училища М. Д. Кирлиана о том, что в 30-е годы «сверху» назначались директора-выдвиженцы без музыкального образования, один в прошлом был заведующим биржей труда, другой - прокурором, оба не понимали специфики работы музыкального учебного заведения. Зато среди преподавателей Краснодарского музыкального училища всегда преобладали серьезные музыканты, воспитавшие достойных учеников.
В книге рассказывается о виолончелисте М. М. Хуциеве, выпускнике Парижской консерватории, профессоре Тегеранской консерватории, концертмейстере оркестра миланской оперы. Его ученики впоследствии сами прославились в нашем городе, став преподавателями музыкальных дисциплин. Это, к сожалению, недавно ушедшие от нас композитор В. Д. Пономарев и виолончелист, дирижер А. К. Янченко.
Еще один замечательный человек, родом из кубанской станицы Лабинской (1889-1926), Илья Кузьмич Войтехов, выпускник Петербургского университета, талантливый литератор и музыковед, преподавал в училище историю музыки, неизменно связывая ее с литературой и живописью. По его инициативе в городе проводились литературно-музыкальные вечера, большим концертом было отмечено 125-летие со дня рождения А. С. Пушкина. Он организовал симфонические утренники для молодежи Краснодара. К сожалению, его жизнь оказалась короткой, но память учеников и сотрудников о нем - благодарной и светлой.
Великая Отечественная война ворвалась в мирную жизнь страны. Ученики и педагоги оказались на фронте. Многие погибли, защищая Родину. Студент Григорий Плотниченко, будущий известный композитор Кубани, вернулся в Краснодар с наградами после страшного ранения. Выпускник училища - будущий знаменитый дирижер Юрий Силантьев - руководил в эти годы фронтовым оркестром. В 1942-1943 годах во время девятимесячной фашистской оккупации города помещение музыкального училища было превращено в казарму, разграблено, имущество куда-то вывезено. Но преподаватели и студенты успели кое-что спасти и вернули после освобождения. В книге рассказано, что инструменты, выброшенные немцами, искали по всему городу, а рояль, на котором играл Скрябин в 1912 году, нашелся в станице Крымской. Городские власти передали музыкальному училищу новое здание, и учебная работа продолжилась.
В 1966 году город отметил 60-летний юбилей училища, с этих пор в его названии появилось почетное добавление - имени Н. А. Римского-Корсакова.
О последних десятилетиях жизни училища, о превращении его в музыкальный колледж, о новых именах педагогов (в значительной части бывших выпускников родного учебного заведения), о славных именах тех, кто за пределами не только города, но и страны своими достижениями в музыкальной культуре прославил и прославляет училище, - обо всем этом рассказано в завершающей главе книги.
К основному материалу книги даются три приложения, в одном названы фамилии преподавателей на октябрь 1926 года, в другом - преподавателей и сотрудников на 2006/2007 учебный год. в третьем - за тот же год - список студенческих творческих коллективов. Несколько страниц иллюстраций воспроизводят фотографии преподавателей, совместные групповые снимки препода-
вателей и студентов в разные годы существования техникума.
К достоинству и научной ценности издания следует отнести большой аргументированный раздел «Примечания»: 268 внутрикнижных ссылок и статей дополняют основной текст, углубляют его важными подробностями, одна из которых неожиданно уточнила факт частной жизни рецензента. На рубеже 1940-1950-х годов я обучалась игре на фортепиано в доме замечательных музыкантов - пианистки М. Е. Карташевской и ее мужа, Константина Августовича Воута, скрипача и дирижера, преподавателя Краснодарского училища в 1920-1930-е годы, имя которого упоминается в книге, а в примечании приводятся подробности биографии. В то время, будучи ребенком, я этого знать не могла, а видела в нем больного, угасающего старика. Он был высо-
ким и сухим. Моя седая, замученная послевоенным бытом учительница никак не соответствовала своему прежнему портрету: со стены смотрела на меня молодая красавица-аристократка. Оказывается, она была концертмейстером у Р. М. Глиэра (это я узнала уже из моего взрослого общения со старейшей преподавательницей училища). Зато я помню лежавшие на рояле клавиры, адресованные Воуту, подписанные незабываемым крупным размашистым почерком известного композитора... Действительно, «как много нам открытий чудных готовит просвещенья дух»!
Немаловажно отметить, что книга хорошо издана: прекрасная бумага, красивый плотный переплет.
У такой книги должна быть долгая счастливая жизнь.