Научная статья на тему 'Об использовании интернет-технологий в практике обучения иностранному языку'

Об использовании интернет-технологий в практике обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lingua mobilis
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буренкова Анна Андреевна, Буренкова Светлана Витальевна

В статье рассматриваются некоторые интернет-технологии на предмет целесообразности их применения в процессе обучения иностранному языку. Опираясь на имеющийся опыт, авторы предлагают использовать ресурсы Интернет для организации самостоятельной работы учащихся и указывают в этой связи на основные трудности современного образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об использовании интернет-технологий в практике обучения иностранному языку»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЯЗЫКА

УДК81’24

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ А. А. Буренкова, С. В. Буренкова

В статье рассматриваются некоторые интернет-технологии на предмет целесообразности их применения в процессе обучения иностранному языку. Опираясь на имеющийся опыт, авторы предлагают использовать ресурсы Интернет для организации самостоятельной работы учащихся и указывают в этой связи на основные трудности современного образовательного процесса.

Ключевые слова: интерактивные интернет-технологии, преподавание иностранного языка, самостоятельная работа.

Использование интерактивных интернет-технологий, обучающих компьютерных программ, ресурсов учебных платформ приобретает все большую популярность. Современные технологии делают возможным качественное дистанционное обучение даже по таким предметам, как иностранный язык, при изучении которого предпочтение традиционно отдавалось очной форме обучения под непосредственным руководством педагога. Тем не менее, умалять роль учителя в практике преподавания иностранного языка едва ли оправданно, особенно в условиях оторванности от языковой среды, отсутствия навыков самостоятельного изучения языка, существования элементарных технических трудностей, таких как недоступность подключения к сети Интернет, низкая компьютерная грамотность и пр. Нередко в погоне за модными понятиями и техническими новшествами забывают, что и традиционное обучение иностранному языку интерактивно по своей сути, а бесконтрольное, методически безграмотное использование современных технических средств и интернет-технологий может принести больше вреда, чем пользы.

Положительным моментом можно считать тот факт, что применение новых средств и способов обучения продиктовано сегод-

ня не столько желанием разнообразить учебный процесс, сколько стремлением оптимизировать его результаты за счет эффективной организации самостоятельной работы обучающихся. Использование интернет-технологий для организации самостоятельной работы позволяет высвободить время на занятии, стимулирует познавательную активность учащихся.

Так, незаменимым помощником в ходе усвоения лексики по определенной теме может выступать Интернет-приложение Quizlet [4], которое представляет собой набор слов (сэт) с картинками, переводом, звуковым сопровождением и некоторыми другими дополнительными функциями для обучения. Педагог может выбирать среди имеющихся наборов карточек, создавать собственные тематические списки или мотивировать учащихся на их создание. Разработчики предлагают сегодня наряду с сайтом версию для смартфонов и планшетов компании Apple (ср.: [3]). Quizlet - это простой, доступный, методически давно обоснованный и в то же время оригинальный и современный способ тренировки лексики.

Кстати сказать, достаточно простые в обращении инструменты предлагает и учебная платформа Moodle [2] - популярное вебприложение для создания онлайн-курсов, доступ к которому имеется у многих учебных заведений. Для формирования лексических навыков учащихся неязыкового вуза, а также для закрепления знаний студентов по теоретическим дисциплинам специальности «Иностранный язык» можно использовать ресурс Глоссарий данной учебной платформы. Учащиеся создают на учебной платформе коллективный терминологический толковый словарь по дисциплине, материалы которого впоследствии можно распечатать, использовать для проведения терминологических диктантов и др.

Эффективным способом тренировки лексического навыка может выступать и ресурс Wiki: учащиеся могут самостоятельно составлять друг для друга задания (например, предложения для перевода с русского на иностранный), выполняя предварительно задание, составленное предыдущим участником. Учитель проверяет результаты работы группы, получает при этом дидактический материал, которые он может использовать в дальнейшей работе.

Онлайн-технологии и веб-приложения опосредуют общение преподавателя и учащегося. В случае асинхронного общения посредством сети каждый из участников имеет возможность выбрать наиболее оптимальные время, место, режим работы. Многие интерак-

тивные ресурсы обладают несколькими функциями, поэтому возможности их использования для формирования языковых и речевых умений и навыков зависят не в последнюю очередь от мастерства преподавателя и познавательной активности учащихся.

Так, интернет-приложение VoiceThread [5] можно использовать, к примеру, для контроля произносительных навыков, а именно, для записи и прослушивания чтения текстов на иностранном языке. Учитель создает в данном приложении набор слайдов - это могут быть, например, иллюстрации к поэтическому произведению - и предлагает учащимся произвести к одному из слайдов запись собственного прочтения стихотворения. Подобное задание можно приурочить к какому-либо празднику страны изучаемого языка: создать, например, набор рождественских слайдов и предложить учащимся записать к выбранной картинке стихотворение рождественской тематики. Осуществлять прослушивание записей могут, конечно же, как учитель, так и учащиеся.

Указанное интернет-приложение активно используется и для формирования коммуникативных умений и навыков. Задания могут быть самыми разнообразными: описать картинку, оставить голосовой комментарий к слайду, высказать свое мнение по проблемной ситуации и т.д. Тем не менее, едва ли полезно проводить дискуссию только в подобном режиме при возможности работать аудиторно.

Между тем многие задания на развитие логического мышления целесообразнее после первоначального знакомства с ними в аудитории переносить на самостоятельную работу с использованием интернет-программ. В частности, для составления интеллектуальных карт (карт знаний, Mind Map) по материалам теоретических курсов подходит программа XMind [6], её можно бесплатно скачать на свой компьютер, а готовый продукт - интеллектуальную карту - разместить на учебной платформе/образовательном портале, где с ней может ознакомиться каждый участник группы. Преподаватель выполняет роль тьютора: направляет, советует, комментирует.

Многие зарубежные издательства предлагают сегодня наряду с учебниками дополнительные интернет-сопровождения к ним (сравните: [1]). Выполнение интерактивных упражнений, которые тотчас же проверяет компьютер, написание тестов, работа с подкастами и видеоматериалами, чтение и письменное комментирование текстов онлайн - эти и другие ресурсы позволяют совершенствовать все виды речевой деятельности на иностранном языке.

При всеобщем признании необходимости и полезности использования компьютерных программ и интернет-технологий чуть ли не основным препятствием на пути прогресса остается на сегодняшний день недостаток рабочего времени преподавателя. Выполняя значительную аудиторную нагрузку, многие преподаватели не имеют сил, времени и желания искать новые формы работы, осуществлять функции тьютора в свободное от аудиторной работы время.

Возможно, по этой причине вместо организации самостоятельной работы учащихся с полезными ресурсами педагоги, желая идти в ногу со времени или просто выполняя требования руководства, нередко используют информационно-коммуникационные технологии преимущественно на уроке. При этом преподаватели порой не задумываются о том, что, например, беседа о фильме на уроке намного целесообразнее, чем совместный просмотр фильма, который учащиеся могли бы при надлежащей целеустановке посмотреть и дома. Составление же учебного диалога, нацеленного на развитие речевой деятельности, для очного занятия гораздо рациональнее выполнения упражнений на компьютере, правильность которых проверяется в автоматическом режиме.

Оптимальный выбор материалов и средств обучения для аудиторной работы, методически грамотная организация самостоятельной работы учащихся с использованием новейших средств обучения, эффективное сочетание аудиторной и внеуадиторной работы (а не замена одной формы другой!) - обязательные условия успешного овладения любым учебным предметом.

Список литературы

1. Menschen bewegen. URL: http://www.hueber.de/seite/ pg_lemen_ portfoliomns

2. Moodle. URL: moodle.org

3. Quizlet - простой способ выучить новое. URL: http://ukrainiani-phone.com/29/07/2013/132134 (8.08.2013).

4. Quizlet. URL: www.quizlet.com

5. VoiceThread. URL: http://voicethread.com

6. XMind. URL: xmind.net

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.