Научная статья на тему 'Об использовании архитектурной формы и образа'

Об использовании архитектурной формы и образа Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
147
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об использовании архитектурной формы и образа»

пластиком ярких оттенков оранжевого и желтого. В делом эффект от воплощения заявленной темы скорее игровой, мультяшный - комплекс воспринимается как сад Диснея. Происходит подмена природной (космической) метафоры метафорой сказочных образов природы.

В современной практике есть также примеры подсознательных инверсий в использовании метафор природы и техники. Так, выставочный комплекс в Невшателе (группа МиШраск) включает в свою композицию гигантские навесы над выставочными павильонами, которые по замыслу авторов должны напоминать гальку. В реальном воплощении эти навесы, по общему мнению, больше напоминают летающие тарелки.

Эти метаморфозы желаемого и воплощаемого в творчестве - одна из отличительных черт архитектуры и дизайна наступившего третьего тысячелетия. Эту архитектуру, пожалуй, можно назвать архитектурой «потока сознания». Это психоделическая архитектура, которая подчас выражает внутренний мир современного человека, его сложность, противоречивость, эмоциональный надлом. Отраженные в «зеркале» внутреннего мира человека, искусственная и природная среда предстают не в своем «естественном», узнаваемом виде (как морфологическая интерпретация природы или техники), а, скорее, в ощущениях, предчувствиях и воспоминаниях. В этом «зазеркалье» стирается сама грань между искусственным и естественным, порождая неоднозначность прочтения образов архитектуры.

Ностальгия человека третьего тысячелетия по естественной природе и «вошедший в кровь» неизбежный техницизм, естественная обращенность к космическому масштабу самосознания на пороге тысячелетий породили «архитектуру потока сознания», новую образность, построенную скорее на метафорах мыслительных конструкций природы и техники, чем на их прямых метафорах.

И еще одна черта, придающая подчас оттенок некоторой болезненности поискам средств самовыражения в формообразовании современной архитектуры, - тяга к созданию экстремальных образов, будоражащих психику человека (от атектоники форм деконструктивизма до разломов, разрывов, тектонических сдвигов форм ленд-арта,). Например, конверсия энгемарской фермы (Санта-Моника, США) и здание нидерландского представительства в Чешской республике (Прага) Франка Гери, корпус фабрики бумажных обоев (Сант-Вейт, Австрия) «Кооп Химельблау» - Вольф Прикс и Хельмут Свинчински и их же реконструкция-конверсия крыши дома на Фольсштрассе (Вена, Австрия), Векснер-центр визуальных искусств (Университет штата Огайо) Питера Эйзенмана и ... музей Гугенхейма в Бильбао Ф.О. Гери.

Нехватка адреналина в крови среднего благополучного члена общества сделала популярными не только массу новых экстремальных видов спорта, но и сформировала социальный запрос на создание образов экстрим-среды. С другой стороны - реалии времени -крупномасштабные техногенные и природные катастрофы, исподволь формирующие эстетику архитектуры катастроф.

Архитектура на грани хаоса и гармонии стремится выразить себя зачастую в диссонансных сочетаниях форм и цвета, а современные конструктивно-технические возможности формообразования и цветосветового освещения архитектурной среды придают динамизм этим образам.

Распопова И. В.

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АРХИТЕКТУРНОЙ ФОРМЫ И ОБРАЗА

Задача архитектора — дать форму. Архитекторы начинают свою работу с формы, с идеи формы и продолжают её формирование, исследуя всё многообразие условий и ситуаций, которые воздвигаются в каждом отдельно взятом случае.

Форма — «синяя птица» современного зодчества, предмет настойчивых творческих поисков архитектора, объект критики, недовольства и т.п.

Форма — не самоцель, она всегда лишь ответ на те или иные жизненные явления, нуждающиеся в соответствующем им пространстве.

На форму влияет множество факторов: среда, функция, эмоции, технология, экономика, эпоха и т.д. В синтезе этих составляющих решается данная задача. Архитектура — конечное выражение, интегральный результат творческого процесса. Соответственно, форма возникает как органический сплав всех определяющих её элементов, она вызывает у зрителя то эмоциональное состояние, которое «проектирует» зодчий.

Современное профессиональное мышление отличается углубленной разработкой философских и формально-логических обоснований композиционных решений проектируемых пространственных систем. Признаком современности подхода к моделированию архитектурных объектов становится позиционность выполнения работы, при которой пространственная композиция сооружения: оказывается результатом совмещения нескольких смысловых слоев, объединенных единой логикой построения. Методика аналитического проектирования сводится к выполнению следующих операций:

• Сначала определяется теоретическая конструкция будущего сооружения, существующая в виде текста.

• Затем разрабатывается «код» перевода текста в архитектурную композицию.

• Выявляются смысловые инварианты, аккумулирующие в свернутом виде информацию текста.

• Смысловые варианты переводятся через графические знаки в пространственные архетипы, которые становятся элементами архитектурной композиции.

Система аналитического проектирования может быть сведена к нескольким типологическим схемам:

• Горизонтальное и вертикальное совмещение смысловых позиций

• Пространственный набросок в 3-хмерной решетке

• Включение «символов» в архитектурную композицию сооружения

• Превращение знака в объект и использование символа в качестве архитектурной детали.

Не следует считать, что концепция аналитической архитектуры не оставляет места обычному, интуитивному проектированию, основанному на личном опыте и собственном вкусе архитектора. Возможен обратный процесс, когда результаты интуитивного поиска подвергаются логической обработке, и аналитический подход становится методологическим инструментом субъективных концепций постфактум. Архитектор в своей творческой и художественной роли крайне восприимчив к огромному объему входящей информации, от которой, как ему кажется, он свободен, когда выбирает компоненты и трансформирует их в проекте; переделывает решения непосредственно или адаптирует влияние путем тонкого интуитивного процесса трансформации. Эта творческая и художественная работа в большей степени основана на интуитивном знании и чувстве, чем на сознательных расчетах и решениях. Важную роль в творческом процессе играет получение огромного потока визуальной информации, натуральных впечатлений. Архитектурные ассоциации стирают социальный контекст и используют образную форму.

Архитектурную композицию можно определить как специфическую форму мышления. Результаты этого процесса беспредметны и поэтому играют роль пространственных моделей наших представлений о среде. В каждом конкретном случае композиция архитектурного пространства формирует среду, где все элементы связаны между собой закономерными отношениями и находятся во взаимодействии. Лик архитектурного пространства постоянно меняется под воздействием потока генерируемых человечеством теоретических моделей.

Моор В.К., Гаврилов А.Г., Пинимасов П.П. КОНЦЕПЦИЯ АРХИТЕКТУРНОГО МОНУМЕНТА-СИМВОЛА ГОРОДА ХАРБИНА

В 2008 г. Харбинское бюро городского планирования объявило конкурс на сооружение монумента-символа города Харбина. Монумент предполагается возвести в центральной части города на площади Времени. Учитывая значимость данного сооружения, к конкурсу помимо участников из Харбина были привлечены профессиональные творческие коллективы из ведущих университетов Китая. Наряду с китайскими специалистами для участия в конкурсе была приглашена Архитектурная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.