ПЕДАГОГИКА
УДК 159.9:316.6
Мудрик Анатолий Викторович
член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Московский педагогический государственный университет
ОБ ИНТЕГРАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ*
В статье анализируется один из ранних этапов интеграции психологического и педагогического знания в сфере исследования социализации подрастающих поколений; дается характеристика работы Научного совета при Президиуме АПН «Психолого-педагогические проблемы коллектива и личности». Ключевые слова: социализация, психология, педагогика, коллектив, личность.
В конце 60-х годов прошлого столетия началось довольно интенсивное и все более интенсифицирующееся исследование проблем, так или иначе связанных с такими социальными феноменами как малая группа и коллектив, а также с взаимодействием и взаимоотношениями с ними и внутри них личности как субъекта познания и общения. Развитие этих исследований привело к тому, что в конце 1970-х годов и в психологии, и в педагогике формируется исследовательская область - социализация.
Исследования проблематики, которая стала предметным полем проблемы социализации, поначалу велись обособленно педагогами и психологами. Однако была совершенно очевидна необходимость их, как минимум, координации.
В середине 70-х годов (в 1974 или в 1975 годах) благодаря энергии Людмилы Ивановны Новиковой, заведовавшей лабораторией «Воспитательные проблемы коллектива» в научно-исследовательском институте Общих проблем воспитания, был создан Научный совет при Президиуме Академии педагогических наук СССР «Психолого-педагогические проблемы коллектива и личности».
Создание совета стало реализацией идеи интеграции психологического и педагогического знания, которую Л.И. Новикова вынашивала с конца 60-х годов.
Возглавили Совет действительные члены АПН Хейно Йоханович Лийметс (руководивший эстонским обществом психологов) и Артур Владимирович Петровский (академик-секретарь Отделения психологии АПН), которого спустя пару лет сменил тоже действительный член АПН Алексей Александрович Бодалев, ставший Академиком-секретарем отделения психологии АПН (Л.И. Новикова была заместителем сопредседателей и, фактически, «мотором») совета.
Научный совет «Психолого-педагогические проблемы коллектива и личности» неформально объединил (создав этакий «невидимый» колледж) исследователей как психологов, так и педагогов, а кроме того ряд философов и социологов, в сфере интересов которых лежали те или иные проблемы
психологии и педагогики коллектива и взаимодействия коллектива и личности.
В орбиту научного совета вошли, в основном, исследователи из России, Украины и Эстонии. Они были представлены как довольно известными и продуктивными лабораториями, так и исследователями-одиночками, в том числе и из других республик (например, Я.Л. Коломинский из Минска).
А.А. Бодалев руководил лабораторией в НИИ психологии АПН, в которой исследовалась проблематика общения, в том числе в коллективах различного типа. С советом сотрудничала и другая лаборатория этого же НИИ, возглавляемая А.В. Петровским, изучавшая, в том числе, стадиальное развитие коллектива.
Проблема коллектива и личности интенсивно изучалась в тесно сотрудничавших с научным советом лаборатории Л.И. Новиковой НИИ общих проблем воспитания АПН; в функционировавшей сначала в Тартуском университете, а затем в Таллинском педагогическом институте лаборатории Х.Й. Лийметса; в киевской лаборатории А.В. Ки-ричука; на кафедрах психологии Курского, а затем Костромского педагогических институтов, которыми руководили Л.И. Уманский и А.Н. Лутош-кин. (Исследования в Курске, а затем в Костроме имели специфические особенности. Во-первых, они объединяли и там, и там довольно большие группы молодых мужчин - И. Полонский, Е. Шанин, А. Крикунов и др. в Курске, А. Кирпичник, Н. Рассадин, В. Асафов и др. в Костроме - что было, да и остается довольно редким явлением. Во-вторых, теоретические изыскания сочетались и базировались на эмпирических исследованиях и экспериментальной работе с группами школьников и студентов. В-третьих, существенная часть исследования была «вплетена» в жизнедеятельность созданных по инициативе ученых летних лагерей старшеклассников, что создавало условия для интеграции теории и практики, психологии и педагогики).
Научный совет стал своеобразным центром исследовательской мысли в сфере психолого-педагогической проблематики коллектива и личности, но
* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ - проект №14-06-00258
12
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22
© Мудрик А.В., 2016
Об интеграции исследований социализации
и довольно интенсивно пытался вести просвещение педагогов-практиков (практических психологов тогда, насколько я помню, просто не было).
Начиная с 1976 года, научный совет совместно с Министерством просвещения РСФСР (в лице заместителя министра Любови Кузьминичны Ба-лясной и ее сотрудников) проводил практически ежегодные Всероссийские научно-практические конференции. На эти конференции съезжалось до пятисот практиков и исследователей, а местные органы народного образования привлекали к участию в них своих педагогов как школьных, так и среднего и высшего образования. Такие конференции прошли в Курске (1976), в Костроме (1978), в Свердловске (1980), в Липецке (1981), в Нижнекамске (1982), в Кемерово (1984).
Каждая конференция была посвящена одному из аспектов проблемы коллектива и личности. Доклады исследователей, педагогов и психологов, сочетались с выступлениями педагогов-практиков, которые в течение нескольких лет принимали участие в исследовательской работе какой-либо из лабораторий. По материалам конференций обычно издавался сборник статей под редакцией А.А. Бо-далева, Х.Й. Лийметса и Л.И. Новиковой.
На рубеже 70-80-х годов научный совет неоднократно проводил зимние Таллинские симпозиумы. На них собирались исследователи (не более ста человек), которые обсуждали теоретические, методические, эмпирические, экспериментальные исследования (их замыслы, ход, полученные данные, предварительные результаты) какого-либо аспекта психолого-педагогической проблематики коллектива и личности. К нескольким симпозиумам были изданы предварительные материалы под редакцией А.А. Бодалева, Х.Й. Лийметса и Л.И. Новиковой.
Научный совет проводил летние школы молодых исследователей, на которые собирались до 40-50 аспирантов, молодых преподавателей ВУЗов и научных сотрудников. Школы проходили обычно в течение трех-пяти дней в самых красивых уголках Эстонии: Вяндра (1980), Кяярику (1981), Хаапсалу (1982), Вярска (1983), Пярну (1984), Таллинн (1985). На встречи с молодежью приглашались «мэтры» не только педагогики и психологии, но и социологии и философии.
Научный совет за время своего функционирования сделал довольно много для решения психолого-педагогических проблем коллектива и личности, интеграции психологического и педагогического знания в этой сфере.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 3
13