А.А. ЛОГАЧЕВА, учебный мастер кафедры музыки факультета документоведения и педагогического образования Орловского государственного университета Тел.: 8(4862) 75-18-98 (дом.), 8-920-286-20-71 (моб.); [email protected]
ОБ ИНТЕГРАТИВНЫХ УРОКАХ ПОВТОРЕНИЯ СИНТАКСИСА В XI КЛАССЕ
Предлагаются материалы к уроку русской словесности в XI классе, изучение и повторение сложносочиненного предложения сопровождается анализом поэтических текстов поэтов Серебряного века; показано, как сложносочиненные предложения и сочинительные союзы помогают авторам раскрывать смысл лирического произведения и выражать восприятие мира лирическим героем.
Ключевые слова: проблемы интегративного урока, уроки русской словесности, смысл художественного произведения, повторение пунктуации в сложносочиненном предложении на материале лирики поэтов Серебряного века.
Внимание к языковому наполнению художественного текста обусловило разные формы его анализа. Многоаспектные смыслы текста учитель может расшифровывать не только на уроках русской словесности и литературы, но и на уроках русского языка. Это удобно делать, например, на уроках русского языка, когда в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе учащиеся повторяют синтаксис сложного предложения. Смысл текста выявляется и закрепляется языковой формой, особенно формой сложного предложения, поэтому изучение и повторение грамматики не отходит на второй план, а, наоборот, мотивируется в процессе анализа текста.
На уроке русской словесности главная цель - расшифровывание множественных смыслов художественного произведения при опоре на языковые средства его выражения. На уроке русского языка в центре внимания - языковые структуры и их эстетическая роль в художественной организации текста. Обе дидактико-методические цели пересекаются на главном объекте изучения филологических дисциплин - тексте.
Учебных часов, отведенных программой по литературе на изучение лирики Серебряного века, никогда не хватает, поэтому стихотворения русских поэтов можно анализировать на уроках русского языка.
Предлагаем конспект одного из таких уроков.
Ход урока.
На доске записана строка из стихотворения М. Волошина:
«Я - глаз, лишенный век. Я брошено на землю,
Чтоб этот мир дробить и отражать...».
1. Постановка проблемы. Объявление темы урока: Повторение пунктуации в сложносочиненном предложении. Художественная роль сложносочиненного предложения в лирическом тексте.
- Попробуйте объяснить значение поэтических строк М. Волошина. (Человек воспринимает себя как «я», пришедшее с божественных высот, - нечто отдельное от этого мира, но в то же время пытается осознать мир во всем его многообразии, объединить его в себе).
Учитель обобщает ранее изученный материал по русскому языку, отмечает, что
_________ на прошлых уроках учащиеся анализировали тексты разных типов и стилей, выделяли
© А.А. Логачева
-----------------------------------------------------------—
в них сложные предложения, повторяли классификацию сложного предложения, его типов и видов, а также производили синтаксический анализ сложных предложений разных типов.
2. Повторение изученного. Проверка домашнего задания.
Прежде чем приступить к анализу поэтических текстов, старшеклассники вспоминают группы сочинительных союзов по значению:
1) соединительные: и, да (в значении «и»), и.. .и, ни.. .ни, тоже, также;
2) противительные: а, но, да (в значении «но»), однако, же, зато, а то, не то;
3) присоединительные: да, да и;
4) разделительные: или, либо, ли . ли, то . то, не то.не то;
5) пояснительные: то есть, а именно.
Дома учащимся предлагалось познакомиться со стихотворениями А. Блока «Я вышел. Медленно сходили.», З. Гиппиус «Поверьте, нет, меня не соблазнит.» и А. Ахматовой «Молюсь оконному лучу.» и выполнить задания (по рядам):
- Выписать сложносочиненные предложения, сделать их синтаксический разбор, составить схемы.
- Определить функции сочинительных союзов. Что они соединяют: однородные члены предложения, части сложного предложения или выполняют текстовую функцию?
Материал для учителя:
- Сначала выбираем стихотворение только с соединительными союзами. Проанализируем способ выражения лирического «я» в стихотворении А. Блока «Я вышел. Медленно сходили.»:
1) Я вышел. Медленно сходили На землю сумерки зимы.
Минувших дней младые были Пришли доверчиво из тьмы.
Пришли и встали за плечами,
И пели с ветром о весне.
И тихими я шел шагами,
Провидя вечность в глубине.
О, лучших дней живые были!
Под вашу песнь из глубины На землю сумерки сходили И вечности вставали сны!.. (А. Блок).
Явления мира соединяются в душе лирического героя. В строках Пришли и встали за плечами, И пели с ветром о весне.соединительная
семантика союза и является точным обозначением объединения ситуаций объективного мира в душе лирического героя. Значение единства структурно поддерживается однородными сказуемыми:
© и © , И © ...
Лирический герой отделяет себя от земной реальности; он способен перекинуть мостик от субъективного восприятия мира к Высшему разуму, где истинно познает окружающую его действительность.
Прочтём строки:
Пришли и встали за плечами,
И пели с ветром о весне...
И тихими я шел шагами,
Провидя вечность в глубине...
В этом отрывке умолчание формирует прерванный текст. Союз и выполняет текстовую функцию.
[ и, и ]. И [ ].
Стихотворение заканчивается сложносочиненным предложением, части которого имеют общий второстепенный член, поэтому они не разделены пунктуационным знаком. Тем самым создается впечатление слитности, нераздельности, вечности окружающего мира в восприятии лирического героя.
[ ] И [ ]!..
Здесь велика роль умолчания, когда поэт дает возможность почувствовать недосказанное, уло -вить тончайшие оттенки чувств лирического героя. Поэт собирает мир в себе, творит собственный мир. Общая идея стихотворения - объединение мира в себе, многомерное единение мира и себя в нем.
В небольшом стихотворении союз и объединяет разные компоненты: однородные сказуемые, части сложносочиненного предложения, выступает в текстовой функции.
- Посмотрим, как в одном стихотворении соотносятся разные сочинительные союзы. Перед нами стихотворение З. Гиппиус «Поверьте, нет, меня не соблазнит.»:
2) Поверьте, нет, меня не соблазнит
Печалей прежних путь давно пройденный.
Увы! Душа покорная хранит
Их горький след, ничем не истребленный.
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
Года идут, но сердце вечно то же.
Ничто для нас не возвратится вновь,
И ныне мне всех радостей дороже Моя неразделенная любовь.
Ни счастья в ней, ни страха, ни стыда,
Куда ведет она меня - не знаю.
И лишь в одном душа моя тверда:
Я изменяюсь, - но не изменяю. (З. Гиппиус)
В первой строфе мы видим прерванный текст, оформленный двумя энтимемами: нет и увы. Они выражают недосказанность, невыраженность словом, прерванность мысли, эмоцию по поводу невысказанного, оставшегося за строкой [Бабайце-ва, 2009: 64-70].
Во второй строфе стихотворения автор выражает самое сокровенное и потаенное в своей душе. Это многокомпонентное сложное предложение с ведущей противительной связью с союзом но. Вторая строфа стихотворения структурно близка к тексту-рассуждению: первое предложение - тезис, остальные выражают аргументы, ограничивающие его, поэтому союз но оформляет ведущую связь в многокомпонентном предложении.
[ ], но [ ] .
[ ], и [ ]
Жизнь, по мнению лирической героини, - это мимолетные мгновения, которые проходят, оставляя о себе лишь воспоминания. Чувства лирической героини - это нечто возвышенное, отдельное от этого мира, стоящее выше всего земного. Главное для нее - не изменить себе.
Строение предложения допускает вариативное восприятие поэтического текста: сложный внутренний мир лирической героини выражается по-разному. Особенно ярко это прослеживается в третьей строфе стихотворения, которую синтаксически можно рассматривать и как одно многокомпонентное сложное предложение с парцелляцией, и как два отдельных сложных предложения.
[ ], (куда.) - [ не знаю]
... И [ ]: [ ], - но [ ]
Использование прерванного текста (парцелляции) углубляет размышления автора, придает поэтическому тексту большую эмоциональность. Прием прерванного текста актуализирует двойственность восприятия мира лирической героиней.
В строках И лишь в одном душа моя тверда: Я изменяюсь, - но не изменяю .союз но несет главную смысловую нагрузку. Противительная семантика союза но выражает идею раздельности мира и лирической героини.
В стихотворении З. Гиппиус сочинительные союзы вместе с другими языковыми компонентами передают тончайшие оттенки мыслей, чувств, фиксируя плавный переход от соединительной семантики к семантике противоположного.
- Посмотрим, как изображается восприятие мира лирической героиней с помощью только противительных союзов. Прочитаем стихотворение А. Ахматовой «Молюсь оконному лучу.»:
3) Молюсь оконному лучу -Он бледен, тонок, прям.
Сегодня я с утра молчу,
А сердце - пополам.
На рукомойнике моем Позеленела медь.
Но так играет луч на нем,
Что весело глядеть.
Такой невинный и простой В вечерней тишине,
Но в этой храмине пустой Он словно праздник золотой И утешенье мне. (А. Ахматова)
Лирическая героиня осознает окружающий мир, объединяя его в себе и выделяя в нем нечто важное для себя.
Учитель обращает внимание учащихся на значение союза а. С его помощью передаются тончайшие, невысказанные несоответствия, внутренние и внешние:
Сегодня я с утра молчу,
А сердце пополам.
[ ], А [ ].
Сопоставляться могут не только разные, противоположные, но и схожие явления. Здесь сопоставляется внешнее и внутреннее состояние героини.
Прочтём строки:
На рукомойнике моем Позеленела медь.
Но так играет луч на нем,
Что весело глядеть.
Эти строки стихотворения синтаксически оформлены как два отдельных предложения, поэтому вторая часть актуализируется, выделяется по смыслу.
[ ]. Но [так], (что.).
Обратим внимание на то, что вариативность структуры стихотворения обусловливает впечатление неопределенности, неоднозначности восприятия, возможности разного прочтения.
Части предложения отделены точкой. Автор использует парцелляцию как экспрессивное средство передачи внутреннего состояния. Простая бытовая вещь - старый рукомойник - становится значимой деталью и оттеняет печальное настроение, которое чувствуется в первых строках стихотворения.
Последние строки представляют собой сложносочиненное предложение с союзом но, которое закольцовывает композицию стихотворения: «молюсь. и утешенье мне».
[ ], но [ ].
Солнечный луч для лирической героини - это луч надежды в безнадёжности.
3. Исследовательская работа. (Работа по карточкам).
Ученики разбиваются на группы, каждой из которых предлагаются заранее подготовленные карточки:
Увы! Улыбчивые щеки,
Веселый взгляд и детский рот С трудом ложатся в эти строки.
И стих мой не передает Веснушек, летом осмугленных,
Ни медных прядей в волосах,
Ни блика золота в зеленых
Слегка расставленных глазах. (М. Волошин)
Учащиеся отмечают, что в приведенном примере эмоциональная окраска стихотворения находит выражение в первой строке. Энтимема увы, отделенная восклицательным знаком, усиливает эмоциональность поэтических строк. Во второй части сложносочиненного предложения - итоговое заключение, подтверждающее печальные раздумья автора. Части предложения отделены многоточием, что усиливает глубину размышлений автора.
О, да, я Избранный, я Мудрый, Посвященный, Сын Солнца, я - поэт, сын разума, я - царь.
Но предки за спиной, и дух мой искаженный -Татуированный своим отцом дикарь.
(К. Бальмонт)
Для энтимемы характерно обращение к самому себе. Междометие О усиливает всплеск чувств и мыслей автора. Лирический герой возвышает себя, противопоставляет своим предкам. Противопоставление выражается союзом но. Части предложения отделены точкой. Этим достигается особая выразительность художественного произведения.
Учащиеся делают вывод, что такие модели поэтических текстов можно отнести к тексту-рассуждению, в котором находят выражение мысли и эмоции автора.
4. Систематизация полученных знаний.
- Таким образом, сложносочиненное предложение помогало поэтам Серебряного века раскрывать свое лирическое «я». С помощью сочинительных конструкций, союзов им удавалось передать тончайшие оттенки мыслей и чувств лирического героя.
5. Домашнее задание.
- Прочитайте стихотворение Н. Гумилева «Я конквистадор в панцире железном.» и ответьте на вопросы:
1 ) Какова семантическая функция союзов в сложносочиненных предложениях?
В стихотворении Н. Гумилева используются сложносочиненные предложения с соединительной и противительной семантикой. В сложносочиненном предложении Растет туман... но я молчу и жду, И верю, я любовь свою найду... Я конквистадор в панцире железном... окружающий мир противопоставляется внутреннему состоянию человека. Союз но выступает в противительно-уступительном значении. Лирический герой объединяет мир в себе, на что указывает соединительная семантика союза и.
В последней строфе стихотворения, которая представляет собой сложносочиненное предложение с союзом но, лирический герой ощущает себя частью природы, но в то же время отделяет себя, ставит выше, т.к. он способен изменить окружающую его реальность, создать свою мечту:
Я пропастям и бурям вечный брат,
Но я вплету в воинственный наряд Звезду долин, лилею голубую.
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
2) Какие синтаксические особенности текста помогают передать внутреннее состояние лирического героя?
В сложносочиненном предложении Растет туман... но я молчу и жду, И верю, я любовь
свою найду... Я конквистадор в панцире железном... автор использует парцелляцию. Этим достигается недосказанность поэтического текста, экспрессия художественного выражения мысли.
Библиографический список
1. Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 классы. - М.: Дрофа, 2009. - 447 с.
2. Беднарская Л.Д. Русский язык: Трудные вопросы изучения синтаксиса. 10-11 класс. - М.: Дрофа, 2009. - 153 с.
А.А. LOGACHEVA
ABOUT INTEGRATION LESSONS OF REPETITION OF SYNTAX IN XI CLASS
The summary: materials to a lesson of Russian literature in XI class are offered, studying and compound sentence repetition is accompanied by the analysis of poetic texts of poets of the Silver age; it is shown, how compound sentences and coordinative conjunctions help authors to open sense of lyrical product and to express perception of the world the lyrical hero.
Key words: problems integration a lesson, lessons of Russian literature, sense of a work of art, punctuation repetition in a compound sentence on a material of lyrics of poets of the Silver age.