Хузмиев И. К?
ОБ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ
Ключевые слова: энергобезопасность, энергосбережение, единая тарифная зона, возобновляемые источники энергии, эффективное использование энергоресурсов, энергетическая политика, цены на энергоресурсы.
Целью топливно-энергетического комплекса России является создание экономических, организационных и правовых условий, надежного функционирования системы энергоснабжения для обеспечения энергетической безопасности страны, которая определяется возможностью устойчиво снабжать энергетическими ресурсами потребителей внутри страны и в странах-партнерах [1]. При этом необходимо учитывать, что энергетическая безопасность зависит как от внутренних проблем, так и от внешних геополитических вызовов.
Определение основных приоритетов энергетической политики, разработка новых структурных, технологических и технических решений, обеспечивающих устойчивое энергоснабжение России в XXI веке, являются основой ее энергетической безопасности. Отметим также, что одной из причин, снижающей энергетическую безопасность, является высокая энергоемкость ВВП, которая определяется высокой энергоемкостью промышленного производства и жилищно-коммунального хозяйства из-за использования неэффективных устаревших технологий, высокого износа инфраструктуры и систем жизнеобеспечения, фактического отсутствия реально работающих программ энергосбережения, незначительного использования нетрадиционной и возобновляемой энергетики, затратного отношения к энергоресурсам в обществе. При этом происходит необоснованный рост цен на энергоресурсы из-за системы принятия тарифов в интересах поставщиков. Так, например, стоимость электроэнергии на оптовом рынке в настоящее время около 3 центов, а на розничном колеблется от 5,5 до 10 центов, и эта цена ежегодно растет, опережая инфляцию, то же можно утверждать и в отношении цены на природный газ. В этой связи, основным направлением обеспечения электроэнергией и природным газом потребителей должны стать: пересмотр системы тарифообразования в интересах экономики в целом; энергосбережение и повышение эффективности всех производств и систем жизнеобеспечения; использование возобновляемого энергетического потенциала и нетрадиционной и малой энергетики.
При этом энергетика России должна быть ориентирована на:
• рост производства и потребления экологически чистых и возобновляемых энергоносителей, чтобы они вместе с использованием потенциала энергосбережения, стали главным источником энергии и способствовали сокращению эмиссии тепличных газов;
• повышение эффективности использования ископаемого углеводородного топлива;
• расширение использования экономических и экологических преимуществ природного газа в качестве основного топлива в среднесрочной перспективе;
• сокращение диспропорций потребления энергии различными социальными группами путем оптимизации энергетических потоков;
• модернизация угольной отрасли, ее ресурсно-технологической и перерабатывающей базы;
• повышение безопасности и надежности атомной энергетики, развитие водородной энергетики;
• массовое применение когенерационных технологий в электроэнергетике, обеспечивающих рост к.п.д. энергоустановок до 80-90%;
• Определение приоритетов в сфере энергетических инфраструктурных проектов, таких как Северный и Южный потоки, энергетические транспортные системы для экспорта энергоносителей в Китай и Азиатско-Тихоокеанский регион.
В целях укрепления энергетической безопасности России необходимо разработать и принять на уровне Правительства сбалансированную энергетическую политику, которая должна характеризоваться:
• Адаптацией нормативно-правовых актов и методик к рыночным преобразованиям ТЭК, созданием конкурентного энергетического рынка потребителя, а не поставщика;
• Социально направленной тарифной политикой, отказом от затратной идеологии определения тарифов, льгот и их монетизацией;
1 Хузмиев Измаил Каурбекович - д.т.н., член-корреспондент Российской академии электротехнических наук, действительный член Международной академии педагогических наук, почетный доктор Грузинского государственного аграрного университета, почетный доктор университета св. Андрея Первозванного Патриархии Грузии, заслуженный деятель науки и техники РСО-А, почетный энергетик России, почетный регулятор естественных монополий России, почетный работник науки и техники и почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, заслуженный работник РАО «ЕЭС России», член Международного союза экономистов, эксперт Комитета по энергетике Государственной Думы РФ, почетный гражданин с. Кобан РСОА, профессор кафедры Информационные технологии в экономике Северо-Кавказского горно-металлургического института, Владикавказ. E-mail: [email protected]
• Энергосбережением и повышением эффективности использования энергоресурсов, повсеместной установкой современных систем учета и управления энергоресурсов;
• Ликвидацией перекрестного субсидирования;
• Решением проблем ценообразования, налоговой и финансовой политики государства в ТЭК в интересах экономики в целом;
• Структурными преобразованиями в топливно-энергетическом комплексе и в топливно-энергетическом балансе, проведением геологоразведочных работ и освоением новых месторождений.
• Поддержкой экспортного потенциала ТЭК на рынках Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона;
• Реструктуризацией системы установления тарифов и ликвидацией явного и скрытого монополизма в системах электро- и газоснабжения;
• Активизацией НИР и ОКР с целью модернизации ТЭК и связанных с ним отраслей и повышения конкуренте -способности отечественных технологий и технических средств;
• Созданием региональных учебных центров для подготовки персонала, способного работать в условиях реформированной энергетики;
К сожалению, правительство иногда принимает не до конца проработанные решения в отношении энергетических проектов, которые подрывают энергетическую безопасность. Так, например, газопровод «Турецкий поток» будет строиться по дну Черного моря от кавказского побережья, но эффективней, по нашему мнению, около половины расстояния пройти по Крыму. При этом будет решена проблема газоснабжения полуострова и отпадет потребность строительства отдельного газопровода через керченский пролив, что даст экономию около 7 млрд. рублей.
Другим характерным примером является реформирование электроэнергетики. Главными целями реформирования электроэнергетики России, как заявляли её идеологи, были:
• привлечение инвестиций с целью модернизации отрасли;
• снижение темпов роста тарифов на энергию за счет разделения монополии на конкурентную и неконкурентную сферы.
• стимулирование конкуренции между поставщиками, которая будет способствовать снижению тарифов.
Однако эти цели не были достигнуты, так как процесс реформирования электроэнергетики России оказался недостаточно продуманным. Вместо конкурентных цен было получено маржинальное ценообразование с одномоментным ростом тарифов в среднем в 1,5-2 раза. Реформаторы обещали снизить тарифы в электроэнергетике и привлечь инвестиции. Ни того, ни другого не произошло. Фактически был создан монопольный рынок продавца, а не потребителя, как основа любых конкурентных рыночных отношений.
Тарифы на электроэнергию в среднем по отрасли превысили тарифы в США на 40% и более чем на 10% в ЕС. [2, 3]. Кутовой Г.П. [4] отметил: «Почему отечественный промышленный потребитель сегодня уже в 1,67 раза платит за покупную электроэнергию больше, чем аналогичный потребитель в США и в 1,3 раза больше, чем европейский предприниматель. А если учесть, что наша промышленность почти в два раза более энергоёмкая, чем у наших конкурентов, то очевидно, что отечественному промпредприятию за электричество приходится платить почти в 4 раза больше [5]. Это экономический парадокс для страны-экспортёра топливно-энергетических ресурсов. Объяснение причин этого парадокса лежит в «несовершенстве» государственной ценовой политики».
Ликвидация самой надежной и эффективной системы в мире - Единой Энергетической системы России - была проведена без поэтапного анализа проводимых реформ, как это прописано в Постановлении Правительства РФ № 526 о реформе в электроэнергетике. В 2001 году во время визита в Региональную энергетическую комиссию штата Калифорния в г. Сакраменто США автору был задан вопрос: «Зачем вы разрушаете лучшую в мире энергосистему?». Оценивая ситуацию в электроэнергетике необходимо отметить, что, например, основной причиной аварии в Хакассии был системный кризис в отрасли из-за непрофессионально проведенной реформы электроэнергетики. В этой связи необходимо провести тщательный анализ результатов преобразований в отрасли и восстановить контроль Государства в электроэнергетике, от которой зависит энергетическая безопасность страны.
В тарифном регулировании из-за отсутствия реальной конкуренции и соответствующих рыночных сигналов на ранках электроэнергии и природного газа можно отметить недостатки, которые ведут к неоправданному росту цен на услуги монополистов:
• У поставщиков энергоресурсов нет стимулов к повышению качества и эффективности работы и энергосбережению в связи с нерыночными принципами определения тарифов и монополизмом.
• Работа компаний общего пользования из-за затратного ценообразования и фактической закрытости хозяйственной деятельности ведет к завышению затрат на их услуги и неоправданным потерям.
• Естественномонопольные структуры в виде Гарантирующих поставщиков, действующие на розничных рынках электроэнергии, не заинтересованы в снижении цен на покупаемые ими ресурсы, материалы и оборудование, так как связанные с этим затраты находятся в конечной цене. Аналогично функционирует система ДПМ [3, 4]. Это приводит к ее росту и увеличению общей массы прибыли для монополистов. То же наблюдается и на рынке природного газа.
По нашему мнению, для сдерживания бесконтрольного роста цен на электроэнергию необходимо:
1. Ограничить рентабельность поставщиков электроэнергии на оптовом рынке.
2. Разрешить независимым генерирующим компаниям и потребителям заключать договора на поставку электроэнергии, минуя посредников.
3. Создать межрегиональные и региональные администрации розничного рынка электроэнергии для осуществления биржевой торговли с привлечением независимых поставщиков, в том числе и независимых генерирующих компаний, начав с пилотного проекта для отработки норм и правил конкурентного розничного рынка электроэнергии.
4. В случае если какой-нибудь из поставщиков электроэнергии на розничном рынке будет контролировать более трети рынка, вводить для него регулирование цен.
5. Уточнить правила розничного рынка с учетом запуска АРР - администрации розничного рынка, а также исключить из правил положение о том, что независимые поставщики электроэнергии в регионах обязаны поставлять ее только на оптовый рынок или продавать на розничном рынке через ГП.
6. Скорректировать правила оптового рынка таким образом, чтоб не менее 95% электроэнергии продавалась по долгосрочным прямым договорам без ограничения срока по договорным ценам с ограниченной рентабельностью, остальная электроэнергия может торговаться на рынке на сутки вперед и на балансирующем рынке на час вперед.
7. Уточнить существующие нормативные документы по регулированию розничного рынка электрической энергии с целью приведения их в соответствие с идеологией рыночных преобразований электроэнергетики России. Рассмотреть вопрос о ликвидации главной монопольной структуры на розничном рынке - Гарантирующего поставщика.
8. Ликвидировать рынок мощности в существующей форме.
9. Реформировать систему тарифообразования на услуги естественных монополий, разработав прозрачную и гласную антикоррупционную процедуру принятия решения. Не должно быть никаких коммерческих тайн для компаний общего пользования, тарифы необходимо принимать гласно, один раз в три года, с возможностью общественности контролировать, куда и зачем расходуются средства, собираемые с потребителей. Федеральная служба должна выполнять функции контроля и методического центра с правом отправлять в отставку неквалифицированных руководителей региональных подразделений, которые в обязательном порядке раз в три года должны подтверждать свою квалификацию в центральной независимой квалификационной комиссии.
Рыночной позицией является отмена всех льготных тарифов и предоставление денежной компенсации для оплаты нормированных количеств энергоносителей лицам, которым государство представляет преференции за счет жилищных субсидий. Система ступенчатых тарифов для населения, поощряющая энергосбережение может быть применена как фактор социальной защиты для лиц с низкими доходами. Возможно также применение ступенчатых энергосберегающих тарифов для промышленных организаций. Большой интерес в отношении снижения тарифов на электроэнергию и ликвидации посреднических структур представляет создание в федеральных округах единых тарифных зон на основе общей для округа администрации розничного рынка [7].
Так как энергетическая политика затрагивает интересы всех слоев общества, она должна учитывать краткосрочные и долгосрочные цели государства в политике, экономике, социальном развитии. В краткосрочном плане развития регионам во всех сферах деятельности необходимо каждодневно решать проблемы энергоснабжения. Поставки энергоресурсов в необходимом количестве и номенклатуре обеспечивают работоспособность промышленности и сельского хозяйства, коммунальных служб и инфраструктуры. Использование местной энергетической базы: гидроэнергетического потенциала малых рек, солнца, ветра, биомассы, тепла земли должно стать одним из приоритетов всех региональных властей. При решении всех проблем, связанных с энергетикой, необходимо обеспечить свободный доступ к нормированным количествам энергоресурсов всем потребителям с учетом рыночных реформ и социальной защиты семей с низкими доходами.
Необходимо понять, что так называемые дешевые энергоресурсы в среднесрочной перспективе наносят экономике больше вреда, чем пользы. Газовая пауза закончилась, а в обществе нет ясного понимания этого факта. Поэтому разработка новых, не противоречащих рыночным реформам нормативно-правовых актов, реформирование системы налогообложения, корректировка экономической политики в России должны способствовать повышению энергетической безопасности. Необходимо создать условия для модернизации ТЭК с целью обеспечения достойного уровня жизни населения с учетом социальной справедливости путем экономии всех ресурсов и сохранения окружающей среды. Энергетическая безопасность, как часть национальной безопасности, определяется способностью ТЭК страны обеспечить устойчивое энергоснабжение потребителей энергоресурсами установленного качества и по доступным ценам. Важным при этом является устойчивость самого энергетического сектора к различным внешним и внутренним кризисным и чрезвычайным воздействиям.
Потребляемая в настоящее время энергия - это в основном ископаемое углеводородное топливо, сжигаемое в различных энергетических установках для получения необходимой работы. Кроме этого, огневая энергетика ведет к загрязнению окружающей среды и эмиссии тепличных газов. Так как современная цивилизация требует все больших количеств энергии для своего развития, необходимо в ближайшей перспективе решить глобальную проблему перехода от классических энергоносителей к возобновляемым, ресурсы которых безграничны, а также решить задачу снижения воздействия энергетики на природную среду. Ежегодно на Земле для производства энергии потребляется более 10 млрд. тонн нефтяного эквивалента (т.н.э.), 90% которой производится из углеводородного сырья, из которого около 40% составляет нефть. Такое потребление ископаемого топлива ведет к недостатку ресурсов в наступившем столетии и является одной из причин глобального потепления (парниковый эффект). Необходимо принять меры, направленные на то, чтобы мировая энергосистема не оказывала значительного экологического ущерба окружающей среде и при этом обеспечила бы всеобщую потребность в энергии. Различные предложения по уменьшению выбросов тепличных газов основываются на увеличении эффективности использования всех ресурсов, энергосбережении и использовании возобновляемой энергетики. Мировое сообщество адекватно реагирует на создавшуюся ситуацию в энергообеспечении. ЮТОКСЕ-ЕиКОРЕ подготовило и опубликовало прогноз развития энергетики и возможных энергетических балансов до 2050 года, который предполагает что выработка энергии за счет возобновляемых источников в ЕС к 2030 году
составит 45% , а к 2050 году может достичь 100%. Глобальная смена энергетического курса возможна в ближайшее десятилетие, основой которого будет снижение энергоемкости ВВП за счет энергосбережения и повышения эффективности использования энергоресурсов, а также использование возобновляемых источников энергии. Процесс, как говорится, пошел. Можно привести несколько примеров: Так, например, уже сегодня Датская энергетическая ассоциация отметила, что в 2014 году энергопотребление в стране достигло минимума за последние 42 года и по данным Министерства климата и энергетики Дании, в настоящий момент в Дании около 43% электроэнергии обеспечивается за счет ветроэнергетики [8], а Китай предполагает сделать возобновляемую энергетику базой своей экономики [9]. В Германии 9 июня 2014 года в национальную энергосеть поступило 23,1 ГВтч энергии от фотоэлементов, что составило 50,6% суточного потребления, сообщил Институт систем солнечной энергии общества Фраунгофера (Fraunhofer ISE), а между 13:00 и 14:00 часами 6 июня со всех фотоэлементов в стране была снята мощность 24,24 гигаватта, а за всю неделю 2-8 июня - 1,26 ТВтч. [10]. По данным ITE к 2040 солнечная энергетика станет основным источником электроэнергии в мире. За последние 10 лет установленная мощность солнечных электростанций в мире увеличилась в 40 раз и превысила величину 140 ГВт, а установленная мощность ветроэлектрических станций превысила 300 ГВт. Это кардинально меняет системы производства и поставки энергии в обозримой перспективе. Однако потребуются значительные инвестиции и наличие политической воли у руководства стран мира. Можно соглашаться или нет с таким прогнозом, но ясно одно: эра углеводородов к середине столетия может завершиться. После этого природный газ и нефть перестанут пользоваться спросом на энергетическом рынке. Так, например, в Израиле принята программа перехода автотранспорта на электрический привод, с тем расчетом чтобы за несколько лет за счет развития солнечной энергетики сократить импорт нефти вдвое. Как заявил газете Financial Times президент страны Симон Перес «Через 10 лет нефть вообще не будет нам нужна». Кстати, в условиях отдельных регионов Россия может использовать подобные решения, например, для района Сочи. Поэтому этот факт необходимо учитывать при составлении прогнозов развития экономики России. На данный момент, согласно оценкам Эксон Мобил, мировые извлекаемые запасы нефти, которая может быть добыта традиционным способом, составляют 450 млрд. тонн, что сопоставимо с последней оценкой Геологической Службы США. Если же мы прибавим оцениваемые «пограничные» ресурсы, такие как тяжелая нефть и битумные сланцы, то общие объемы превысят 575 млрд. тонн. По большинству экспертных оценок имеющиеся ресурсы достаточны для удовлетворения растущего спроса на нефть до 2030 г. В течение следующих пяти лет будет использовано больше половины всей ископаемой нефти Земли, пригодной для потребления. Если бы уровень потребления нефти оставался постоянным (24 миллиарда баррелей нефти в год), то мы исчерпали бы нефть в 2040 году. Но потребление увеличивается примерно на 2% в год. Ясно, что спрос на нефть превысит предложение задолго до 2040 года. В некоторой временной точке между 2010 и 2025 годами добыча нефти достигнет своего пика, а затем неизбежно наступит спад. Это стало мощным стимулом для стран ОЭСР для разработки и реализации программ энергосбережения и перехода к альтернативной энергетике, основанной на возобновляемых источниках. К сожалению, в России эта проблематика находится вне центра внимания официальных структур. Многие специалисты указывают на исчерпаемость в обозримой перспективе основных источников нефти в России и на переход страны от экспорта нефти к ее импорту к середине 20-х годов этого столетия. Несмотря на это продолжается ничем не обоснованный рост ее добычи. Причем половина получаемого объема идет на экспорт. Объем добычи нефти в России в 2014 году составит 524,8 млн. тонн, газа - 668 млрд. м3. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС, экспорт нефти, по оценке МЭР РФ, в 2014 составит 230 млн. тонн [11]. Получаемые средства от экспорта нефти не используются для развития инфраструктуры и диверсификации экономики нашей страны, в том числе за счет энергосбережения и применения ВИЭ. Вместо этого средства аккумулируются в обесценивающихся валютных фондах, которые работают на экономики зарубежных стран, в частности таких развитых стран как США. С этим можно было бы согласиться, если бы крупнейшие российские компании не привлекали средства для своего развития на западных рынках в объемах, сравнимых со стабилизационным фондом, под проценты, в разы превышающие доход от его размещения. Отметим, что совокупный объем Резервного фонда на 1 января 2015 г. составил 4 трлн. 945,49 млрд. руб. ($87,91 млрд.), Фонда национального благосостояния (ФНБ) - 4 трлн. 388,09 млрд. руб. ($78 млрд.) [12]. При этом консолидированный внешний долг России по итогам 2014 года составил 599,5 млрд. долларов. Долг органов госуправления 41,5 млрд. долларов, долги бывшего СССР 1,77 млрд., ЦБ должен 10,4 млрд., банки - 171,1 млрд., организации реального сектора 374,73 млрд.
Возникает вопрос: разве международные заемные средства, вливаясь в экономику страны, не влияют на инфляционные процессы или их деньги имеют другой запах? Не лучше ли, раз страна не нуждается в дополнительных финансах, сохранить дорожающие природные ресурсы в виде природного газа и нефти в самом надежном банке - в недрах и тем самым способствовать росту конкурентоспособности России в будущем.
Как известно, развитие экономики во многом определяется наличием необходимых энергоресурсов, которых в нашей стране достаточно. При этом работу по повышению эффективности потребления энергии и ее сбережению нельзя назвать удовлетворительной. Поэтому обеспечение эффективности и экономичности режима потребления энергоносителей должно стать приоритетным. Основой энергосберегающей политики может стать следующее:
• Реализация разработанных программ энергосбережения.
• Оптимизация системы финансирования энергосбережения для активизации работ по повышению эффективности использования энергии.
• Обеспечение учета потребления энергоресурсов во всех сферах экономики.
• Установление условий применения экономических санкций и административной ответственности за нерациональное использование энергоресурсов и поощрений за повышение эффективности их использования
Энергосбережение должно превратиться в решающий фактор улучшения жизни в стране, способствовать решению экономических задач и удовлетворению спроса на энергетические ресурсы по мере ожидаемого подъема эко-
номики [13]. Цены и налоговая политика являются основной реализации энергетической стратегии. Эта политика определяет инвестиционную составляющую энергетических компаний и их доходы.
К сожалению ни население, ни бизнес-сообщество, ни власть не обращают серьезного внимания на это. По-видимому, такой подход основан на уверенности в том, что Россия имеет огромные запасы, и нет особой нужды их экономить, а также заниматься повышением эффективности использования энергоресурсов и переходом к альтернативной энергетике. К сожалению, больше всего бюджетных средств поступает в те отрасли производства энергии, которые наиболее опасны для окружающей среды и оказывают вредное воздействие на здоровье людей. Так, к примеру, производство энергии на атомных станциях финансируется в основном из бюджета. Технологии, основанные на использовании возобновляемых источниках энергии, практически не имеющие побочных пагубных эффектов, менее всего поддерживаются бюджетными средствами. Такие направления, как солнечная энергетика, использование тепла земли, энергосбережение, имеют незначительную финансовую поддержку. Существующее положение дел не может не удивлять, поскольку именно применение возобновляемых источников энергии и энергосбережение могут существенно помочь в решении современных энергетических проблем. Сказанное подтверждается многочисленными аналитическими материалами и статистикой. Российской энергетической политике для того, чтобы преодолеть зависимость от устаревших решений, нужен инновационный нестандартный подход для срочного развития экологически чистой возобновляемой энергетики в стране и энергосбережения. Энергетика должна оцениваться не только валовыми показателями роста, но и снижением энергоемкости товаров и услуг. Пока же энергетика действует в системе затратных ценностей, сжигая невосполнимые запасы первичных энергоносителей.
Как известно, основным приоритетом общества является повышение жизненного уровня народа, который во многом зависит, как указывал Генри Форд, от сокращения перетаскивания мертвых грузов, то есть бессмысленного расходования энергоресурсов, которые с каждым годом становятся все дороже. На этом должна основывается концепция энергетической безопасности и реализующая ее энергетическая политика. Учитывая высокую стоимость строительства новых генерирующих мощностей и исчерпаемость углеводородного энергетического сырья, основное внимание необходимо обратить на использование нетрадиционной альтернативной возобновляемой энергетики, повышение эффективности использования энергоресурсов и энергосбережение. Финансирование энергосберегающих мероприятий, при котором затраты компенсируются стоимостью сэкономленных энергоресурсов, сегодня является одним из наиболее целесообразных направлений развития энергетики.
Зачем идти на север и в море, когда источник энергии в наших руках! В среднесрочной перспективе повышение эффективности использования энергии и применение возобновляемых источников, а также сбережение ресурсов и энергии обеспечит высокую конкурентоспособность России и обеспечит ее энергетическую безопасность. В странах с развитой рыночной экономикой это уже давно и многократно доказанный факт, это повседневная практика деловой и общественной жизни, этому давно учат в школах и колледжах. Чего же мы ждем?
Список литературы
1. Хузмиев И.К. К вопросу об энергетической безопасности России // Труды ВЭО РФ. - М., 2012. - Т. 158. - С. 131-138.
2. Нигматулин Б.И. О причинах роста тарифов на электроэнергию // Энергия. - М., 2012. - № 1.
3. Сабирзанов А.Я. Итоги реформирования электроэнергетики России Академия энергетики. - СПб., 2014. - № 4 [60]. - С. 4-11.
4. Кутовой Г.П. О торговых отношениях в электроэнергетике и предложениях к ценовой политике. - М.: ИНП РАН, 2014. - С. 64.
5. Кутовой Г.П. По уму все-таки не получилось // Российская Федерация сегодня. - М., 2011. - № 5.
6. Хузмиев И.К., Анисимов С.П., Некоторые проблемы розничного рынка электроэнергии // Экономика и финансы электроэнергетики. - М., 2008. - № 9 (сентябрь). - С. 171-176.
7. Хузмиев И.К., Анисимов А.П., Гассиева О.И. О создании единой тарифной зоны в Северо-Кавказском федеральном округе // Научные труды ВЭО (Северо-Осетинское отделение), Специальный выпуск в честь 250-летия со дня рождения Екатерины II и 230-летия присоединения Осетии к России. 2009. - С. 39-48.
8. http://www.cleandex.ru/news/2015/04/10/energopotreblenie_danii_v_2014_godu_dostiglo_42letnego_minimuma?from_dop_mat=dr_pu Ь1-1
9. http://www.c1eandex.ru/artic1es/2015/04/20/kitai_prigotovi1sya_k_otkazu_ot_ug1evodorodov?utm_source=site_mai1&utm_medium=ema i1_1etter
10. http://www.nanonewsnet.ru/articles/2014/novyi-rekord-germanii-506-energii-za-sutki-polucheno-ot-solnechnykh-batarei
11. http://www.dp.ru/a/2014/05/16/V_2014_godu_obem_dobichi/,http://www.oi1ru.com/
12. http://www.minfin.ru/ru/nationalwealthfund/
13. Хузмиев И.К., Москаленко И. В. Энергосбережение - основа развития. - Владикавказ: Мавр, 2008. - С. 238.