ОБ ЭКОЛОГИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ
Р.Р. Сираева, к.э.н., ст. преп. Башкирского государственного аграрного университета
Одним из действенных инструментов государства в области охраны, рационального использования и повышения плодородия земель должен стать земельный налог с сельскохозяйственных угодий.
Налоговое законодательство (глава 31 «Земельный налог» Налогового кодекса РФ), основанное на кадастровой стоимости земельных участков, не учитывает антропогенного воздействия на сельскохозяйственные угодья и все более усложняющуюся экологическую ситуацию. Значительная дифференциация земель по плодородию и другим естественным условиям ставит сельхозпроизводителей в неравное положение. Поэтому государство должно в форме земельного налога взимать высокую ренту с лучших земельных участков с тем, чтобы инвестировать эти средства в аграрное производство на худших землях. Лишь в рамках системного экономико-экологического подхода к содержанию земельной ренты и условий ее воспроизводства обретает смысл постановка вопроса об оптимизации ставок земельного налога.
Налоговая политика государства и земельная рента как специфическая форма дохода уже несколько веков являются предметом научных исследований. При этом центр тяжести научных исследований в ХХ в. постепенно сместился с экономических аспектов налогообложения сельхозугодий на экологические. В связи с этим возникает необходимость обоснования земельного налога как регулятора экономически эффективного и экологически безопасного использования сельхозугодий.
Единственным источником расширения базы земельного налога в современных условиях является улучшение качества земель. При этом с потребительской точки зрения качество земли - вовсе не самоцель. Оно не имеет смысла, если не воплощается в качестве сельскохозяйственной продукции. Именно последнее является конечным объектом стимулирования. А это значит, что земельный налог с сельскохозяйственных угодий должен стать регулятором качества сельскохозяйственной продукции, когда чем ниже качество, тем выше налог.
Государство непосредственно не улучшает качество земель. С другой стороны, оно не ограничивается только лишь налоговым стимулированием этого улучшения. Его первоочередная задача - создать для этого технологическую возможность, а уже затем - стимулы к ее реализации. Продовольственная проблема на своем чисто количественном уровне при переходе к постиндустриальному обществу уже должна быть решена. Поэтому сегодня пора переходить от борьбы за урожайность сельскохозяйственных культур к еще более трудной борьбе за их полезные человеку свойства. Поэтому первое, на что сегодня должно быть настроено государственное регулирование аграрного сектора экономики, -это его экологизация.
Методика кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий, учитывая природно-климатические, технологические условия и местоположение земельных участков, оставляет в стороне антропогенное воздействие и экологическое состояние той или иной местности. По нашему мнению, система налогообложения земли должна оказывать содей-
ствие решению задачи создания эколого-эконо-мически эффективного производства, способного наращивать производство сельскохозяйственной продукции при одновременном сохранении и улучшении окружающей среды. Можно предположить, что, устанавливая ставки земельного налога, учитывающие экологические условия производства, государство может и должно регулировать качество производимой продукции.
По нашему мнению, в целях учета экологического состояния почв необходимо использовать к ставкам земельного налога специальные коэффициенты, учитывающие экологические условия.
Ухудшению экологических условий возделывания сельскохозяйственных культур способствуют не только неблагоприятные факторы, созданные самим хозяйством, но и экологическая ситуация, влияющая извне. К внешним экологическим факторам загрязнения почв относятся: расположение сельскохозяйственных угодий вблизи промышленных центров; наличие трубопроводных магистралей и другие.
В силу вышесказанного, при установлении ставок земельного налога, по нашему мнению, необходимо учитывать как внутренние экологические условия (на которые сельхозпредприятие способно повлиять и улучшить), так и внешние (существующие объективно для сельхозпредприятий). Поэтому мы предлагаем корректировать ставку земельного налога сразу на два коэффициента: первый из них будет учитывать внешние экологические условия, второй - внутренние. Для расчета этих коэффициентов целесообразно использовать почвенноэкологическое районирование, проведенное по интенсивности антропогенных воздействий и с учетом местных особенностей.
Коэффициент учета внешних условий экологического состояния почв будет уменьшать ставку земельного налога. Дело в том, что на сельскохозяйственные угодьях, подвергающихся загрязнению внешними факторами, возделывается продукция, не всегда соответствующая экологическим условиям качества, которая будет продаваться по более низкой цене. Для доведения этой продукции до соответствующего уровня качества сельхозпредприятие несет определенные затраты. Поэтому в целях компенсации затрат и потерь сельхозтоваропроизводителей в цене должен применяться понижающий коэффициент.
Коэффициент предлагается определить как отношение фонового значения загрязнителя по соответствующему почвенно-экологичес-кому району к фоновому значению загрязнителя по окрестностям очага загрязнения:
К
-Фп
Фп
(1),
где К - коэффициент учета внешних условий
экологического состояния почв; Фпэр - фоновое значение загрязнителя по почвенно-экологическому району; Фоз - фоновое значение загрязнителя по окрестностям очага загрязнения.
Если загрязнителей несколько, мы предлагаем рассчитать суммарный коэффициент учета внешних условий экологического состояния почв по
формуле, разработанной сотрудниками ВНИЭТУСХ для оценки суммарного индекса загрязнителя. Но для наших целей в этой формуле вместо фактического содержания загрязнителей нужно использовать фоновое значение загрязнителя по почвенноэкологическому району. Тогда формула примет следующий вид:
К = -
внеш
X Фо
--(п -1)
(2),
где кенеш - коэффициент учета внешних условий экологического состояния почв; Фпэр - фоновое значение загрязнителя по почвенно-экологическому району; ФОЗ - фоновое значение загрязнителя по окрестностям очага загрязнения; п - число загрязнителей.
Этот коэффициент будет одинаковым для всех хозяйств, чьи сельскохозяйственные угодья расположены в зоне неблагоприятного воздействия одного очага загрязнения.
Для расчета коэффициента учета внутренних условий экологического состояния почв мы предлагаем фактическое значение загрязнителя по конкретному земельному участку разделить на фоновое значение по соответствующему почвенноэкологическому району:
К_ = , (3),
внутр
Фг
где Квнутр - коэффициент учета внутренних условий экологического состояния почв; ФАзу - фактиче-
ское значение загрязнителя по конкретному участку; Фпэр- фоновое значение загрязнителя по соответствующему почвенно-экологическому району.
Хозяйство в силах улучшить внутренние экологические условия возделывания культур, поэтому ставки земельного налога должны стимулировать природоохранные мероприятия. Если сельхозпредприятие применяет экологичные технологии, проводит мероприятия по сохранению и улучшению экологического состояния почв, коэффициенты к ставкам земельного налога необходимо пересматривать и внести соответствующие коррективы в сторону их уменьшения.
Таким образом, разработанная нами система коэффициентов к ставкам земельного налога ставит производителей экологически более чистой продукции в более выгодные конкурентные условия на современном аграрном рынке и стимулирует сохранение и повышение почвенного плодородия, улучшение качества продукции, получаемой с сельскохозяйственных угодий. Рекомендации, предложенные автором, могут быть использованы представительными органами муниципальных образований при установлении ставок земельного налога.
По нашему убеждению, роль и значение экологических факторов со временем будет только возрастать - и не только в сельском хозяйстве, но и вообще в экономике, вследствие чего государство должно будет постоянно совершенствовать систему мер, регулирующих антропогенное воздействие на природу, включая сюда и такой инструмент, как земельный налог с сельхозугодий.
ЭКОЛОГИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
т=1
т=1
А. В. Голубев, д.э.н., проф., Засл. деятель науки РФ, проректор Саратовского государственного аграрного университета им. Н.И. Вавилова
Сельское хозяйство, как никакая другая народнохозяйственная отрасль, тесно переплетена с природой. Причем взаимодействие аграрного производства с окружающей природной средой накладывает неизгладимый отпечаток на обе эти сферы. Хорошо известна большая зависимость сельского хозяйства от природно-климатических факторов, но, не в меньшей степени, человеческая деятельность на земле определяет состояние почвы, водоемов, воздушной среды. Данное воздействие столь сильно, что порой доводит природные объекты до экологических катастроф. Напомню, что первые рукотворные пустыни в современной Европе появились в Калмыкии и Ставропольском крае во второй половине прошлого века, когда выбитые миллионами копыт овец естественные травы не смогли восстановиться, запустив процесс почвенной эрозии.
Не беря крайние случаи подобного влияния человека на объекты окружающей среды, отмечу, что в процессе сельскохозяйственного производства последние всегда будут подвержены ощутимому воздействию людского труда, причем в весьма значительной, хотя и на первый взгляд незаметной, степени. Изменяясь, эти объекты сами во многом определяют результаты человеческой деятельности, поскольку они являются важными (иногда - незаменимыми) элементами производственного процесса. Тем не менее изменения экологического характера, влияющие на производительную способность природных объектов, никоим образом не учитываются в
экономическом анализе, что приводит к искажению реальной картины эффективности труда в сельском хозяйстве. Можно утверждать, что экологические факторы, являясь фактически такими же (а порою и более важными) средствами аграрного производства, как, например, сельскохозяйственная техника или удобрения, никак не учитываются при определении результативности сельского хозяйства.
Применительно к земледелию наряду с традиционными показателями эффективности исчисления нужно анализировать их воздействие на экономическое плодородие почвы и экологические последствия. В этой связи правомерным представляется введение понятия «моральный износ экономического плодородия почвы» для оценки эффективности вложений в повышение почвенного плодородия, определения окупаемости агромероприятий и в целом установления целесообразности использования сельскохозяйственных земель в условиях рыночных отношений.
Необходимо подчеркнуть, что, на мой взгляд, следует рассматривать моральный износ не земли-капитала, а именно экономического плодородия почвы как важнейшей производительной функции земли. Экономическое плодородие почвы - более точное и адресное понятие, лежащее в основе построения системы производственных отношений в земледелии. Ведь понятие «земля-капитал» может быть применимо и к земельным участкам, отводимым под жилищное строительство, промышленные