2020 года. Молодёжь, а в Ульяновской области 300 тысяч её представителей, - это наиболее динамичная часть общества. Она способна на многое, она может сделать страну по-настоящему успешной и конкурентоспособной, но требует поддержки, поощрения, создания здоровой жизненной среды и надёжных социальных гарантий», - заявляет Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов.
Завтрашний день России во многом определяется тем, какое образование получит молодежь и какие духовно - нравственные основы будут заложены сегодня.
Исследуя доклады и выступления региональных руководителей в сфере среднего профессионального образования, планы и анализы воспитательных работ средних профессиональных организаций Ульяновской области за 2014-2015г.г., можно сделать следующие выводы:
1. В настоящее время деятельность средних профессиональных образовательных организаций направлена на формирование нового типа производственника, обладающего набором профессиональных компетенций и способной к активной деятельности человека - созидателя;
2. Миссия воспитательной деятельности средних образовательных организаций Ульяновской области ориентирована на подготовку и воспитание гармонично развитого человека, способного найти свое место в жизни, стать полезным для общества, уверенного, что полученная им профессия будет востребована на рынке труда и обеспечит ему достойное существование.
Таким образом, в сфере подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена основным является формирование привлекательности среднего профессионального образования и подготовка кадров с учётом потребностей региона.
Список использованной литературы:
1.Аксенов B.C. Роль воспитательной работы в формировании специалиста среднего звена // Среднее профессиональное образование, 2006. -№3. С. 11-13.
2. Доклад - выступление Директора департамента профессионального
образования и науки Министерства образования и науки Ульяновской области А.А.Шкляр «Об эффективных формах взаимодействия при организации профориентационной работы в средних профессиональных образовательных организациях», Ульяновск, 2015г.
3.Доклад - выступление Заместителя Председателя Правительства Ульяновской области - Министра образования и науки Ульяновской области Е.В. Уба от 19.02.2015 г. «Итоги работы Министерства образования и науки Ульяновской области в 2014 году и задачи на 2015 год», Ульяновск, 2015 г.
© Баглаева С.В., 2015 г.
УДК 372.857
Григорьева Ирина Яковлевна, Хусайынова Н.Т., Нуржуманова Ж.М.
Государственный университет имени Шакарима г. Семей, Республика Казахстан тпя[email protected]
ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕЗАУРУСНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЯ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ»
Аннотация
В статье приведены результаты исследования тезаурусного подхода к обучению студентов предмету «Экология и устойчивое развитие».
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
Ключевые слова
Педагогика, тезаурус, экология, тезаурусный подход, уровень знаний.
В настоящее время существует немало различных подходов к обучению. Одним из путей совершенствования экологической подготовки в условиях информационного общества является использование информационного подхода к обучению экологии студентов. С позиций этого подхода обучение рассматривается как информационный процесс, нацеленный на формирование тезауруса Понятие «тезаурус» считается одной из категориальных основ понятийного аппарата педагогики. Под тезаурусом понимается запас информации, который, постепенно пополняясь, служит фундаментом, является информационной базой любого вида деятельности образования, формирования и развития. Проведенный анализ данного понятия позволил выделить три смысловые группы определений термина «тезаурус»: «словарная», «информационно-поисковая», «знаниевая». С точки зрения образования интерес представляет «знаниевая» группа, в которой тезаурус рассматривается как система представлений, знаний человека об окружающем мире или отдельных его областях. «Знаниевые» определения тезауруса выявляют разные уровни анализа данного понятия: категориальный уровень (тезаурус как единое мировое пространство); конкретно-научный уровень (тезаурусы наук, входящих в предметные области); уровень учебной дисциплины (тезаурусы учебных дисциплин); личностный уровень. В образовательном контексте выделенные уровни представления тезауруса позволяют определить обучение как становление и развитие тезауруса специалиста. Под тезаурусом специалиста обычно понимают присвоенный человеком тезаурус учебной дисциплины, составляющий запас его знаний, умений, опыта, оценок соответствующей предметной области под влиянием определенных условий.
Таким образом, с точки зрения информационного подхода к процессу обучения задачей преподавателя является представление своего предмета в виде соответствующего тезауруса. А целью обучающегося — его присвоение, превращение в личностный тезаурус специалиста [1, с. 36-37].
Тезаурусный подход реализован на примере учебного курса «Экология и устойчивое развитие» в ГУ имени Шакарима города Семей. Предлагаемый тезаурусный подход можно описать следующим образом: изучая дисциплину, студенты формируют список экологических дескрипторов, а впоследствии и тезаурус каждого занятия; следующее занятие начинается с повторения изученных ранее понятий, связей между ними и выработки общей структуры тезауруса новой темы. Затем студенты дают определения предложенным терминам новой темы. Определения терминов заранее подготавливаются студентами в рамках самостоятельной подготовки с использованием литературных источников. К самостоятельной работе также относится составление дескрипторов по теме следующего занятия. Таким образом, студенты посредством тезаурусного подхода получали систему понятий каждого занятия, а в завершение обучения разрабатывали полноценный тезаурус всей дисциплины. В качестве иллюстрации приведем базовые понятия разработанного тезауруса дисциплины: «Качество образования», «Знания», «Оценка», «Контроль», «Понятийный аппарат теории педагогических измерений» и «Тестирование». В ходе эксперимента проверялась нулевая гипотеза: эффективность преподавания дисциплины не зависит от методики преподавания [2, с. 5-6].
В эксперименте принимал участие 120 студентов, из них 60 человек из экспериментальной группы и 60 - из контрольной. Экспериментальная группа обучались с использованием тезаурусного подхода и электронного УМКД, контрольная обучалась без использования тезаурусного подхода.
Анализ полученных результатов исследования показал, что успеваемость обучающихся контрольной и экспериментальной групп при проверке первоначального уровня знаний по основным разделам учебной дисциплины оказалась примерно одинаковой. Это подтверждает расчет средних арифметических показателей вариации и сравнение значений с табличным значением критерия Фишера (рисунок 1).
60 50 40 30 20 10 0
□ Экспери ментальная группа
□ Контрольная группа
"5"
"4"
"3"
"2"
Рисунок 1 - Гистограмма, характеризующая уровень знаний экспериментальной и контрольной групп на
формирующем этапе эксперимента
Результаты сравнительного анализа уровня знаний в экспериментальной и контрольной группах на заключительном этапе исследования, когда в обеих группах был проведен итоговый педагогический тест, приведены на рисунке 2. Из проведенного анализа следует, что уровень знаний обучающихся обеих групп на формирующем этапе эксперимента составляет - 44% у экспериментальной группы и 40% - у контрольной.
60 50 40 30 20 10 0
□ Экспериментальная группа
□ Контрольная г руппа
■ 4"
■ 3"
"2"
Рисунок 2. Гистограмма, характеризующая уровень знаний экспериментальной и контрольной групп
на заключительном этапе эксперимента
Данные, приведенные на рисунке 2, показывают, что уровень знаний учащихся разных групп на заключительном этапе экспериментального исследования значительно отличается. Студенты экспериментальной группы владеют знаниями более качественного уровня (97%), чем студенты контрольной группы (62%). Рост уровня знаний у студентов экспериментальной группы составил 51%, у студентов контрольной группы - 22%. Таким образом, изучение динамики развития как качественного, так и количественного уровня знаний студентов позволяет сделать вывод о том, что нулевая гипотеза не подтверждается. Следовательно, верна альтернативная гипотеза - если в процессе преподавания дисциплины использовать разработанную методику тезаурусного подхода, то процесс обучения будет реализоваться на более эффективном уровне учебной деятельности.
Список использованной литературы:
1. Абдулмянова И.Р. Формирование профессионального тезауруса личности как цель профессионального образования // Вестник ТПГУ. 2010. № 2(92). С. 36-39.
2. Никитина А.А. Теоретические основы формирования физкультурного тезауруса у студентов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Калининград, 2006. 43 с.
© Григорьева И.Я., Хусайынова Н.Т., Нуржуманова Ж.М., 2015
5