Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 4 | April, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-4-360-366
ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ
МЕТОДОВ НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ
Т. М. Турманов
Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена решению проблем методологической организации процесса преподавания английского языка в высшей школе. В статье путем рассмотрения и изучения теоретических и методических аспектов инновационных технологий обучения обоснованы наиболее эффективные из них в контексте решения проблемы выбора технологий и методов преподавания английского языка в современном вузе.
Ключевые слова: инновационные педагогические технологи, информационно-коммуникационные технологии, информационные средства обучения, мультимедийные технологии, Интернет, онлайн-обучение, электронные образовательные ресурсы, система преподавания английского языка.
ВВЕДЕНИЕ
Модернизация высшего профессионального образования диктует поиск новых методов, методик и технологий, которые бы способствовали эффективному обучению студентов, в том числе и иностранным языкам. Современное обучение для достижения высоких образовательных результатов должно характеризоваться постоянным информационным наполнением содержания образования, активацией темпов обучения с привлечением современных информационных технологий. В современной научно -методической литературе все больше внимания отводится авторами обоснованию высокого образовательного потенциала и эффективности применения инновационных технологий обучения в системе преподавания английского языка в высшей школе.
Многие исследователи, обосновывая результативность инновационных технологий в системе обучения будущих специалистов, в том числе и педагогов, иностранным языкам, настаивают на увеличении доли интерактивного обучения, доминировании инновационных педагогических
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 4 | April, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-4-360-366
технологий над традиционными. Однако, по нашему мнению, стоит принять точку зрения тех исследователей, которые, признавая невозможность ограничения лишь традиционными репродуктивными формами и методами обучения на современном этапе развития системы образования и методики преподавания иностранных языков, отдают предпочтение интегративному подходу, заключающему в сохранении объективно эффективных традиционных образовательных методик и применении, наряду с ними, разнообразных инновационных педагогических технологий. Такой подход импонирует нам возможностью сохранить академичность и универсальность вузовского образования и формировать знания, умения и компетенции, необходимые современному педагогу посредством применения новых технологий обучения.
МЕТОДОЛОГИЯ
Обозначив свою методологическую позицию относительно традиционных и инновационных методов и технологий обучения, в данной статье целесообразно проанализировать теоретические аспекты инновационных технологий обучения и обратиться к непосредственному рассмотрению наиболее эффективных технологий, которые могут применяться в высшей школе в системе преподавания английского языка.
Изложение основного материала статьи. На современном этапе развития высшего профессионального образования наблюдается тенденция сокращения количества аудиторных часов и увеличение часов, отводимых на самостоятельную работу студентов. В этой связи можно констатировать тот факт, что сегодня трансформируется роль преподавателя в образовательном процессе. Еще до недавнего времени преподаватель воспринимался в качестве основного источника информации, однако сегодня его роль в большей степени можно охарактеризовать в значении организатора и руководителя, эксперта и консультанта образовательной и самообразовательной деятельности будущих специалистов.
Такие трансформации стали возможными благодаря появлению и широкому внедрению в образовательный процесс высшей школы инновационных и более эффективных технологий, форм и средств обучения, позволяющих оптимизировать процесс профессиональной подготовки будущих специалистов в рамках их обучения в вузе.
Высокая продуктивность и эффективность инновационных технологий в
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 4 | April, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-4-360-366
контексте обучения будущих специалистов обосновывается их полифункциональностью. Так, инновационные педагогические технологии выполняют в образовательном процессе следующие функции: информативную; формирующую; мотивирующую; систематизирующую; контролирующую.
Инновационные технологии и методы обучения позволяют достичь следующих целей: доступности восприятия учебного материала; систематизации знаний; развития творческих способностей обучаемых; самообразования; снятия психологического барьера (боязнь общаться, сделать ошибку); осмысления учебного материала, анализа усвоенного материала [4].
К эффективным инновационным педагогическим технологиям, которые могут применяться в системе преподавания английского языка в высшей школе с высоким уровнем результативности относительно достижения образовательных результатов, исследователи чаще всего относят интерактивные дистанционные технологии обучения (Skype, Viber, WhatsApp, электронная почта, интернет-чат и т.п.), компьютерные средства обучения (электронные пособия, учебники, источники виртуальных библиотек, образовательные порталы и др.), мультимедийные ресурсы обучения, тренинговые и тестовые и другие новейшие информационные технологии [1].
Ощутимый прогресс относительно результативности преподавания английского языка как в гуманитарных, так и в технических вузах, по мнению исследователей, был достигнут путем широкого использования в образовательном процессе высшей школы электронных средств обучения. Данные средства применяются как в рамках аудиторного, так и внеаудиторного (дистанционного) обучения [4].
ОБСУЖДЕНИЕ
Дидактический потенциал электронных средств обучения на занятиях по английскому языку заключается в том, что их применение в учебно-воспитательном процессе способствует:
лучшему усвоению студентами знаний;
формированию и развитию разного типа умений и навыков (умений к аудированию на основе адаптированных и аутентичных звуковых текстов, умений воспроизводить монологическую и диалогическую речь, умений и навыков перевода и реферирование текстов, умений и навыков чтения с непосредственным использованием материалов сети Интернет и локальных
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 4 | April, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-4-360-366
сетей;
повышению информативной насыщенности и наглядности занятия; расширению активного и пассивного словарей студентов, ознакомлению с лексикой современного английского языка, которая воспроизводит культуру определенной страны, ее политическое и социальное устройство;
формированию креативности, развитию творческой активности будущих специалистов;
формированию мотивации познавательной деятельности студентов, потребности использования иностранного языка в интерактивном общении; усилению мотивации самостоятельной работы обучающихся; повышению уровня индивидуализации и дифференциации деятельности студентов;
возможности выбирать темп и объем учебного материала, уровень его сложности, реализовывать контроль с обратной связью и диагностикой, повысить уровень его объективности [3].
На современном этапе ведущей информационной технологией, средства которой используются практически во всех сферах жизнедеятельности человека, является Интернет. Интернет-ресурсы обеспечивают не только наличие ряда дополнительных средств реализации межличностной и международной коммуникации, но и предоставляют новые возможности в сфере обучения [5]. В рамках данной технологии в системе образования используются информационные сайты и порталы, учебные программы на электронных носителях, возможность получения информации, реализации консультирования и контроля знаний дистанционно посредством электронной почты, проведения онлайн-конференций и видеозанятий.
Преимущества Интернета как инновационного средства обучения обусловлена тем, что он представляет собой безграничный источник информации, чем позволяет и преподавателю, и студентам сэкономить время на поиск необходимого материала (теоретической, текстовой, звуковой, визуальной информации и т.д.); предоставляет большие возможности для творчества в плане разработки дидактического материала, форм и видов работы, индивидуальных и групповых заданий, проектов; позволяет повысить эффективность обучения иностранного языка за счет возможности всецелого погружения в языковой материал и повышения мотивации студентов к обучению [8].
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 4 | April, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-4-360-366
Сегодня в системе преподавания и изучения иностранных языков все большую популярность ввиду своей эффективности набирает интерактивное онлайн-обучение. Эффективность данной технологии объясняется рядом преимуществ, среди которых исследователи выделяют доступность, гибкость, отсутствие стресса у обучающихся, высокое качество обучения, возможность проведение персональных консультаций, выбор времени и места для обучения, экономия времени, совершенствование навыков работы с компьютером в процессе обучения иностранному языку [6].
В системе преподавания и изучения английского языка открывают новые горизонты сегодня в первую очередь мультимедийные средства обучения благодаря сочетанию изображения, звука, графики, анимации. Исследователи Л.С. Джуманова, Б.М. Тоимбаева, М.К. Тулегенова в данном ключе подчеркивают:
«благодаря оптимальному сочетанию возможностей целого ряда технических средств обучения (лингафонного кабинета, видеофильмов, телевидения, радио, газет, журналов, книг, библиографических справочников, телефона) и обладая дополнительными возможностями (интерактивность, графические возможности и т.д.), мультимедиа предоставляют практически безграничные возможности для обучения и самообучения» [2, с. 523].
Одним из примеров эффективного использования современных мультимедийных средств на занятиях по английскому языку в высшей школе является работа с интерактивной доской (Smart Board). Данное устройство позволяет значительно расширить возможности занятия в сравнении с традиционными техническими средствами обучения. Используя интерактивную доску, а также специальное программное обеспечение (аудио- и видеокодеки, средства Microsoft), преподаватель и студенты могут работать как с текстами или видео- и аудиообъектами, так и с материалами из сети Internet, организовывать телемосты по общению с носителями языка, проводить бинарные занятия, переводить и реализовывать лингвистический анализ фрагментов кинолент и т.д. [7].
Выводы. Рассмотрев наиболее популярные инновационные технологии и средства обучения, которые могут использоваться в системе преподавания английского языка с целью повышения образовательных результатов, подведем итоги. Применение инновационных информационных технологий и их средств в процессе обучения иностранным языкам - сегодня не просто педагогическая
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 4 | April, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-4-360-366
инновация, а потребность соответствовать вызовам времени. Использование данных технологий в процессе преподавания английского языка в высшей школе, по нашему мнению, позволяет достичь качественных изменений во всех компонентах иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов.
Применение инновационных технологий обучения в системе преподавания английского языка в вузе позволяет осуществить переход от предметного принципа построения содержания к созданию интегрированных учебных курсов, отражающих целостную картину профессиональной деятельности, изменить характер самого знания, которое в контексте такого интерактивного обучения трансформируется в категорию «знание - под деятельность». Иными словами, в рамках такой подготовки знания будущих специалистов выступают как функции и средства решения конкретных профессиональных задач.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование инновационных средств обучения приносит изменения и организационную структуру образовательного процесса: изменяются требования к методам и формам организации обучения иностранных языков -ведущими становятся активные и интерактивные индивидуальные и групповые формы работы с учебным материалом.
В контексте построения занятий на основе применения инновационных технологий и средств обучения меняются тип деятельности и характер взаимоотношений преподавателя и студентов. Роль студента переходит в активную познавательную позицию, преподаватель же, в свою очередь, выступает в роли координатора, консультанта, партнера.
Резюмируя вышеизложенное, заключим, что, наряду с указанными преимуществами проанализированных технологий обучения, не стоит нивелировать значение академических форм получения знаний и формирования компетенций студентов. Применение современных технологий на занятиях по английскому языку не должно выступать самоцелью. Данные технологии должны восприниматься в значении эффективных дидактических и технических средств обучения.
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 4 | April, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-4-360-366
REFERENCES
1. Барыбин А.В. Информационные технологии профессионально -ориентированного обучения иностранному языку студентов технических специальностей: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - М., 2005.
2. Джуманова Л.С., Тоимбаева Б.М., Тулегенова М.К. Инновационные технологии и обучение иностранным языкам // Молодой ученый. - 2014. - №19. - С. 523-525.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат.
4. - М.: Академия, 2005.
5. Павлова Е.В., Кобзева Н.А., Овчинникова И.С. Инновационные методики обучения иностранным языкам // Молодой ученый. - 2015. - №12. - С. 790-792.
6. Полат Е.С. Инновационные технологии на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 3. - С. 97-98.
7. Татаринова М.А. Педагогические технологии обучения иностранным языкам с использованием веб- технологий // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.slideshare.net/Vladimirova/ss-1899757.
8. Фролова Н.Х. Проблемы применения мультимедийных технологий в высшей школе // Высокие технологии в педагогическом процессе: тезисы докладов межвузовской научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов. - Н.Новгород, ВГПИ, 2000. - С. 96-98.
9. Что такое Интернет? Информационные и коммуникационные технологии в образовании. / Кушниренко А.Г., Леонов А.Г., Кузьменко М.А. и т.д. // Информатика и образование. - 1998. - №5. - С. 56-57.