Научная статья на тему 'Об эффективности мониторинга деятельности вузов лесотехнического профиля'

Об эффективности мониторинга деятельности вузов лесотехнического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ВУЗЫ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / MONITORING / FOREST TECHNICAL UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шалаев В. С.

Рассматриваются результаты мониторинга деятельности семи вузов лесотехнического профиля. Подчеркивается лидирующее место в этой группе двух вузов: Поволжского государственного технологического университета и Московского государственного университета леса. Данные мониторинга предопределяют устранение из российского образовательного пространства большинства рассматриваемых вузов лесотехнического профиля, что ни в коей мере не определяется потребностью лесного комплекса. При этом никто не говорит об уровне, качестве подготовки специалистов с высшим образованием для лесного комплекса в укрупненных вузах. И это следует рассматривать как весьма важный, если не важнейший аргумент в оценке эффективности мониторинга деятельности вузов лесотехнического профиля. При этом международное лесное сообщество, обеспокоенное проблемами лесного образования, на XXIII Всемирном конгрессе Международного союза лесных исследовательских организаций (ИЮФРО), который объединяет порядка 15 тыс. ученых из 700 организаций более чем 100 стран, обсуждало в 2010 г. этот вопрос на специальном заседании на тему «Будущие изменения в лесном образовании». В дискуссии приняли участие известные в мире представители научного сообщества, студенчества, бизнеса и промышленности, неправительственных организаций, международной лесной политики. Было подчеркнуто, что всестороннее лесное образование является здоровой основой лесного сектора в будущем и должно включать различные аспекты меняющихся социальных, экономических и политических условий. Рассматривались две главных цели: изменения и идентификация составляющих эффективного лесного образования в будущем, роль и конкретные действия международного научного лесного сообщества. По итогам дискуссии было отмечено, что фундаментальные изменения в обществе требуют серьезного внимания к лесному образованию. На первый план перед лесным образованием выдвигается необходимость рассмотрения широкого диапазона критических проблем, с которыми встречается современное общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article presents the monitoring results of seven forest technical universities activities. The leading position of two universities in this group is emphasized. These are the Volga State Technological University and the Moscow State Forest University. The monitoring data predetermine elimination of the majority of the forest technical universities monitored from the Russian educational space, which is not caused by the forest complex demands. Thus the level, the quality of the higher education specialists training for a forest complex in the integrated universities is not discussed. Yet it should be considered as a very important, if not the major argument in an assessment of efficiency of forest technical universities activity monitoring. The international forest community, concerned by the problems of forest education, discussed this issue on the last World Congress of the International Union of Forest Research Organizations (IUFRO), which unites 15 thousand scientists from 700 organizations of more than 100 countries in 2010 on a special meeting on the subject «The Future Changes in Forest Education». Famous scientists, representatives of students, business and the industry, non-governmental organizations, the international forest policy, took part in the discussion. It was underlined that comprehensive forest education is a healthy basis of the forest sector in the future and should include various aspects of the changing social, economic and political conditions. Two main goals, the future challenges and the identification of components for an attractive and effective forest education in the future and the role and specific actions of the international scientific forest community were considered. Following the results of the discussion, it was noted that fundamental changes in the society demand close attention to the forest education. The forest education need in the consideration of a wide range of critical problems which modern society meets is put in the forefront.

Текст научной работы на тему «Об эффективности мониторинга деятельности вузов лесотехнического профиля»

РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ И ДРЕВЕСНЫХ ПРОДУКТОВ

References

1. http://www.forestindustries.fi/ - Assotsiatsiya lesnoy promyshlennosti Finlyandii [Finnish Forest Industries Federation].

2. http://www.lesvesti.ru/news/expert/7889/ - Internet-versiya gazety «Lesnye vesti» [online version of the newspaper “Forest News”].

3. http://www.tem.fi/ajankohtaista/vireilla/strategiset_ohjelmat_ja_karkihankkeet/metsaalan_strateginen_ohjelma/ajankohtaista_

mso_sta/sixten_sunabacka_tem_n_blogissa_suomen_puujalka_kestaa_myos_siirryttaessa_biotalouteen.n4799.news - blog

strategicheskogo direktora Ministerstva ekonomiki i zanyatosti Finlyandii S. Sunabakki [Blog strategic director of the Ministry of Economy and Employment of Finland S. Sunabakki].

4. https://www.tem.fi/ajankohtaista/vireilla/strategiset_ohjelmatja_karkihankkeet/metsaalan_strateginen_ohjelma/ohjelma?v_ 114439=238468 - Ministerstvo ekonomiki i zanyatosti Finlyandii

5. Postanovlenie Pravitel’stva Rossiyskoy Federatsii ot 17 dekabrya 2010 g. N 1050 «O federal’noy tselevoy programme «Zhilis-hche» na 2011-2015 gg.» [Ministry of Economy and Employment of Finland].

6. http://www.gks.ru/

7. Memorandum o rezul’tatakh vstrechi Torgovogo predstavitelya Rossiyskoy Federatsii v Finlyandii V Shlyamina s vitse-prezidentom kompanii «Metsya Vuud» Ari Tiukkanenom ot 13.08.2014 g. [Memorandum on the outcome of the meeting of the Trade Representative of the Russian Federation in Finland Valery SHLYAMINA vice-president of the company “Metsд Vuud” Ari Tiukkanenom from 13.08.2014].

8. Mnogoetazhnoe energoeffektivnoe derevyannoe domostroenie. Potentsial rossiyskogo rynka». Sbornik materialov kruglogo stola. 15 oktyabrya 2013 g. g. Khel’sinki [Multi-story energy-efficient wooden construction. Potential of the Russian market. “The collection of materials of the round table. October 15, 2013 in Helsinki] p. Pravdinskiy: FGBNU «Rosinformagrotekh». 2014. 128 s.

9. Memorandum o rezul’tatakh vstrechi Torgovogo predstavitelya Rossiyskoy Federatsii v Finlyandii Valeriya Shlyamina s direktorom Assotsiatsii lesopil’nykh predpriyatiy Finlyandii Kayem Merivuori ot 21.08.2014 g. [Memorandum on the outcome of the meeting of the Trade Representative of the Russian Federation in Finland V Shlyamina with the director of the Association of Finnish sawmills Kayem Merivuori].

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОНИТОРИНГА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

В.С. ШАЛАЕВ, проф. каф. технологии деревоперерабатывающих производствМГУЛ, д-р техн. наук, директор ИСИЛ

[email protected]

ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет» 141005, Московская обл., г. Мытищи-5, 1-я Институтская, д.1, МГУЛ

Рассматриваются результаты мониторинга деятельности семи вузов лесотехнического профиля. Подчеркивается лидирующее место в этой группе двух вузов: Поволжского государственного технологического университета и Московского государственного университета леса. Данные мониторинга предопределяют устранение из российского образовательного пространства большинства рассматриваемых вузов лесотехнического профиля, что ни в коей мере не определяется потребностью лесного комплекса. При этом никто не говорит об уровне, качестве подготовки специалистов с высшим образованием для лесного комплекса в укрупненных вузах. И это следует рассматривать как весьма важный, если не важнейший аргумент в оценке эффективности мониторинга деятельности вузов лесотехнического профиля. При этом международное лесное сообщество, обеспокоенное проблемами лесного образования, на XXIIIВсемирном конгрессе Международного союза лесных исследовательских организаций (ИЮФРО), который объединяет порядка 15 тыс. ученых из 700 организаций более чем 100 стран, обсуждало в 2010 г. этот вопрос на специальном заседании на тему «Будущие изменения в лесном образовании».

В дискуссии приняли участие известные в мире представители научного сообщества, студенчества, бизнеса и промышленности, неправительственных организаций, международной лесной политики. Было подчеркнуто, что всестороннее лесное образование является здоровой основой лесного сектора в будущем и должно включать различные аспекты меняющихся социальных, экономических и политических условий. Рассматривались две главных цели: изменения и идентификация составляющих эффективного лесного образования в будущем, роль и конкретные действия международного научного лесного сообщества. По итогам дискуссии было отмечено, что фундаментальные изменения в обществе требуют серьезного внимания к лесному образованию. На первый план перед лесным образованием выдвигается необходимость рассмотрения широкого диапазона критических проблем, с которыми встречается современное общество.

Ключевые слова: мониторинг, вузы лесотехнического профиля.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 г. было

начато проведение мониторинга деятельности образовательных учреждений, в первую очередь вузов. Главная цель, сформулированная в Указе «... оценки эффективности

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2015

223

РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ И ДРЕВЕСНЫХ ПРОДУКТОВ

Таблица 1

Итоги мониторинга деятельности вузов в 2012-2014 гг. [3-5]

Results of the monitoring activities of universities in 2012-2014. [3-5]

Годы 2012 2013 2014

Охват мониторингом вузов и филиалов 502 вуза, 930 филиалов 934 вуза, 1478 филиалов 968 вузов, 1356 филиалов

Имеют признаки неэффективности 136 вузов, 450 филиалов 418 вузов и филиалов 1006 вузов и филиалов

их работы, реорганизации неэффективных государственных образовательных учреждений...» [1]. Далее, соответствующая

Межведомственная комиссия в Протоколе заседания от 29 апреля 2013 г. подчеркнула, что целью мониторинга является формирование статистических и аналитических материалов .последующего принятия решений в отношении вузов и их филиалов, отнесенных к «группе образовательных организаций, имеющих признаки неэффективности» [2].

Для любой управляемой системы можно привести два управляющих фактора: «кнут» и «пряник». В данном случае мы имеем дело в первую очередь с фактором «кнута». Оценим эффективность его действия.

В качестве итогов мониторинга деятельности вузов можно привести обобщающую информацию за 2012-2014 гг. (табл. 1).

Эффективность мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования рассмотрим на примере вузов лесотехнического профиля, традиционно работавших и работающих в интересах лесного комплекса страны. В качестве примера возьмем наиболее известные и давно работающие вузы, такие как (в алфавитном порядке) Брянская государственная инженерно-техническая академия (БГИТА), Воронежская государственная лесотехническая академия (ВГЛТА), Московский государственный университет леса (МГУЛ), Поволжский государственный технологический университет (Волготех), Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С.М. Кирова (СПбГЛТУ), Сибирский государственный

технологический университет (СибГТУ), Уральский государственный лесотехнический университет (УГЛТУ). В табл. 2-4 приведены значения показателей по итогам мониторинга деятельности указанных вузов, опубликованным в 2012-2014 гг.[6-7]. Среди этих вузов нет известного Архангельского лесотехнического института (АЛТИ), вошедшего в состав Северного (Арктического) федерального университета (САФУ), так как лесная, лесотехническая составляющая в деятельности САФУ (по отзывам ряда ответственных представителей АЛТИ) практически «потерялась» и это, как говорится, в лучшем случае.

Что обращает на себя внимание? Первый год проведения мониторинга, очевидно, явился первым опытом, и вряд ли в должной мере может быть сравним с последующими. Последующие два в большей степени сопоставимы, в этом случае возможно сделать некоторые выводы. Первый из них относительно видов деятельности:

- лишь одна только образовательная деятельность несколько улучшилась, если в

2013 г. ни один из 7 рассматриваемых вузов не преодолел пороговое значение (как, впрочем, и в 2012 г.), то в 2014 г. - два вуза из семи (Брянская государственная инженернотехническая академия и Поволжский государственный технологический университет) преодолели этот уровень;

- научно-исследовательская деятельность по пороговым значениям осталась не преодолена для Брянской государственной инженерно-технической академии и Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета как в 2013, так и в

2014 гг.;

224

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2015

РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ И ДРЕВЕСНЫХ ПРОДУКТОВ

Таблица 2

Значения показателей по итогам мониторинга деятельности вузов (2012 г.)

Scores for the results of monitoring activities of universities (2012)

Наименование вуза Значения показателей по видам деятельности

Образовательная Научно-исследователь- ская Международная Финансово-эконо -мическая Инфра- структура

БГИТА 59,309/60 14,583/50 0,0188/0,7 762,499/1100 10,302/11

ВГЛТА 53,573/60 36,344/50 0,0729/0,7 982,502/1100 10,211/11

МГУЛ 59,413/60 71,481/50 0,0087/0,7 1123,533/1100 16,558/11

Волготех 59,52/60 122,696/50 0,0/0,7 1265,77/1100 10,919/11

СПбГЛТУ 55,742/63 53,635/75 0,0583/3 1218,987/1500 16,695/13

СибГТУ 53,037/60 71,933/50 0,0034/0,7 1000,996/1100 14,692/11

УГЛТУ 55,546/60 82,148/50 0,001/0,7 1385,63/1100 12,261/11

Примечание: в знаменателе показаны пороговые значения

Таблица 3

Значения показателей по итогам мониторинга деятельности вузов (2013 г.)

Scores for the results of monitoring activities of universities (2013)

Наименование вуза Значения показателей по видам деятельности

Образова- тельная Научно-исследова- тельская Международная Финансово-эко- номическая Инфра- структура Трудоустройство

БГИТА 55,88/60 44,86/50 2,03/1 1107.05/1100 11,25/11 96.684/98,276

ВГЛТА 54,56/60 75,56/50 9,94/1 1173.12/1100 10,39/11 98.236/98,276

МГУЛ 57,88/60 109,15/50 5,79/1 1350,87/1100 18,15/11 99.771/98,276

Волготех 55,74/60 148,35/50 3,06/1 1925,5/1100 12,75/11 99.317/98,243

СПбГЛТУ 56,28/63 58,91/75 6,01/83 1649,81/1500 19,56/813 97.885/98,684

СибГТУ 53,41/60 124,38/50 0,32/1 1471,18/1100 14,4/11 97,748/98,932

УГЛТУ 51,04/60 167,64/50 1,11/1 1724,91/1100 14,81/11 98.241/97,895

Примечание: в знаменателе показаны пороговые значения.

Таблица 4

Значения показателей по итогам мониторинга деятельности вузов (2014 г.)

Scores for the results of monitoring activities of universities (2014)

Наименование вуза Значения показателей по видам деятельности

Образова- тельная Научно-исследо- вательская Междуна- родная Финансово-эко- номическая Инфраструк- тура Трудоустройс- тво Дополн. Показатель

БГИТА 62,08/60 27,07/51,28 2,14/1 1338,84/1327,57 12,78/13,92 95.818/98,516 4,58/2,78

ВГЛТА 54,52/60 92,65/51,28 11.35/1 1332,12/1327,57 11,46/13,92 97,66/98,516 4,14/2,78

МГУЛ 58,1/60 115,94/51,28 5,82/1 1827,7/1327,57 18,53/13,92 98,698/98,516 3,97/2,78

Волготех 62,36/60 154,81/51,28 3,688/1 1750,85/1327,57 12,81/13,92 99,437/98,705 4,73/2,78

СПбГЛТУ 55,63/66,38 55,97/122,41 6,38/4,92 1674,42/1839,87 20,37/13,13 98,488/99,088 4,31/4,52

СибГТУ 56,94/60 102,06/70,1 0,278/1 1534,65/1566,11 14,63/14,51 96,843/97,778 4,85/2.87

УГЛТУ 54,11/60 159,64/70,1 1,528/1 1788.66/1566.11 16.15/14,51 97,642/97.848 4,51/2,87

Примечание: в знаменателе показаны пороговые значения.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2015

225

РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ И ДРЕВЕСНЫХ ПРОДУКТОВ

Таблица 5

Основные количественные характеристики системы высшего образования (раздел 5.3)

Basic quantitative characteristics of the system higher education (section 5.3)

Годы 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Число образовательных организаций высшего образования, имеющих признаки неэффективности 167 139 111 84 56 28

- Сибирский государственный технологический университет в обоих мониторингах не смог преодолеть пороговое значение в разделе международной деятельности;

- по остальным видам деятельности показатели по совокупности рассматриваемых вузов не улучшились.

В целом же, если в 2013 г. (табл. 3) было 15 показателей в «красной зоне», т.е. для семи рассматриваемых вузов 15 показателей не смогли преодолеть пороговые значения, то в 2014 г. (табл. 4) это уже 18 показателей. Мониторинг как возможный инструмент улучшения качества всей деятельности вуза, повышения эффективности не работает в должной мере, по крайней мере, для рассматриваемых вузов. И налицо заданность мониторинга в большей степени на сокращение количества вузов, а не на повышение эффективности деятельности. В конечном итоге, это подтверждается запланированными количественными характеристиками системы высшего образования (табл. 5), приведенными в распоряжении Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2620-р г. в соответствующем Плане мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», раздел 5.3. [8].

При этом в 2014 г. в группу неэффективных попали два, не самых слабых для лесотехнического направления, вуза. Их реорганизация, объединение с более крупным и эффективным вузом приведет к существенному удару по системе высшего образования для лесного комплекса страны. Это показывает пример включения АЛТИ в состав САФУ.

Возможно, уровень эффективности деятельности укрупненных вузов и повысится, нельзя делать выводы за такой короткий промежуток времени, но ассимиляция вузов лесотехнического профиля вряд ли пойдет последним на пользу. Создание, выращивание научно-образовательных школ лесного, лесотехнического направления имеет свою специфику, требует больших усилий и затрат, как материальных, так и временных. Кстати и показатели собственно самого САФУ, например, по таким видам деятельности как «международная», «инфраструктура», «трудоустройство» существенно ниже, чем у большинства рассматриваемых вузов лесотехнического профиля.

В качестве дополнительного аргумента можно привести результаты последнего конкурсного отбора научных проектов в рамках реализации государственного задания в сфере научной деятельности, когда среди 7 победителей по разделу «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство» пять из рассматриваемых вузов, в том числе два!!! из СПбГЛТУ (признанному по итогам последнего мониторинга неэффективным), по одному из МГУЛ и Волготеха [9]. Здесь логично подчеркнуть еще один, явно выраженный вывод. Данные мониторингов подчеркивают лидирующее место (по количеству первых-вторых мест по видам деятельности среди рассматриваемых вузов) в этой группе именно этих двух вузов: Поволжского государственного технологического университета и Московского государственного университета леса.

Показатели же табл. 5 и данные мониторинга предопределяют устранение из российского образовательного пространства большинства рассматриваемых вузов

226

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2015

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ И ДРЕВЕСНЫХ ПРОДУКТОВ

лесотехнического профиля, что ни в коей мере не определяется потребностью лесного комплекса. При этом никто не говорит об уровне, качестве подготовки специалистов с высшим образованием для лесного комплекса в укрупненных вузах. И это следует рассматривать как весьма важный, если не важнейший аргумент в оценке эффективности мониторинга деятельности вузов лесотехнического профиля.

При этом международное лесное сообщество, обеспокоенное проблемами лесного образования, на XXIII Всемирном конгрессе Международного союза лесных исследовательских организаций (ИЮФРО), которое объединяет порядка 15 тыс. ученых из 700 организаций более чем 100 стран, в 2010 г. обсуждало этот вопрос на специальном заседании (Президентской дискуссии) на тему «Будущие изменения в лесном образовании». В дискуссии приняли участие известные в мире представители научного сообщества, студенчества, бизнеса и промышленности, неправительственных организаций, международной лесной политики.

Было подчеркнуто, что всестороннее лесное образование является здоровой основой лесного сектора в будущем и должно включать различные аспекты меняющихся социальных, экономических и политических условий. Рассматривались две главных цели: изменения и идентификация составляющих эффективного лесного образования в будущем; роль и конкретные действия международного научного лесного сообщества.

По итогам дискуссии было отмечено, что фундаментальные изменения в обществе требуют серьезного внимания к лесному образованию. На первый план перед лесным образованием выдвигается необходимость рассмотрения широкого диапазона критических проблем, с которыми встречается современное общество. Отмечая значимость проблемы и обосновывая это важное направление в работе ИЮФРО, было предложено даже создать международную целевую группу ИЮФРО по изучению проблем и

разработке направлений и форм совершенствования лесного образования [10], именно лесного образования.

Работа выполнена в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ.

Библиографический список

1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

2. Протокол заседания Межведомственной комиссии по проведению мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений высшего образования в целях оценки эффективности их работы от 29 апреля 2013 г. № ДЛ-12/05пр. Шр://минобрнауки. рф/новости/3354/файл/2223/13.05.14-Протокол_ДЛ-12_05.pdf

3. Презентация директора Национального центра общественно-профессиональной аккредитации, д.т.н., проф. Наводнова В.Г. «Новое в оценке образовательных организаций высшего образования», Москва, Семинар «Экспертиза качества профессионального образования», 19-23 мая 2014.

4. Протокол заседания Межведомственной комиссии по проведению мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования от 13 декабря 2013 г. № ДЛ-33/05пр. httpV/минобрнауки.рф/ново-сти/3873/файл/2673/ДЛ-33_05пр %20от2013.12.2013 % 20(2).pdf

5. Протокол заседания Межведомственной комиссии по проведению мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования от 3 июня 2014 г. № ДЛ-25/05пр. Шр://минобрнауки.рф/ новости/4233/файл/3186/Протокол %20заседания %-0МВК %2 0 3 %20июня %202014 %20ДЛ-25: 05^.pdf

6. Мониторинг деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования. Российская Федерация. Министерство образования и науки Российской Федерации. Москва, 2012. Шр://минобрнауки.рф/пресс-центр/2774/ файл/1265/12.10.31 -Мониторинг_Результаты. pdf

7. Информационно-аналитические материалы по результатам анализа показателей эффективности образовательных организаций высшего образования. http://www. miccedu.ru/monitoring/

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2620-р г. Москва. План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», раздел 5.3. http://www. rg.ru/2013/01/14/obraz-eff-site-dok.html

9. Материалы сайта Минобрнауки httpV/минобрнауки. рф/

10. Материалы XXIII Всемирного конгресса ИЮФРО, Сеул, Республика Корея, 23-28 августа 2010. Президентская дискуссия. http://www.iufro2010.com

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2015

227

РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ И ДРЕВЕСНЫХ ПРОДУКТОВ

THE EFFECTIVENESS OF MONITORING FOREST TECHNICAL UNIVERSITIES’ ACTIVITIES

Shalaev V.S., Prof. MSFU, Dr. Sci. (Tech.)

[email protected]

Moscow State Forest University (MSFU), 1stInstituskayast., 1, 141005, Mytishchi, Moscow region, Russia

This article presents the monitoring results of seven forest technical universities activities. The leading position of two universities in this group is emphasized. These are the Volga State Technological University and the Moscow State Forest University. The monitoring data predetermine elimination of the majority of the forest technical universities monitoredfrom the Russian educational space, which is not caused by the forest complex demands. Thus the level, the quality of the higher education specialists training for a forest complex in the integrated universities is not discussed. Yet it should be considered as a very important, if not the major argument in an assessment of efficiency of forest technical universities activity monitoring. The international forest community, concerned by the problems offorest education, discussed this issue on the last World Congress of the International Union of Forest Research Organizations (IUFRO), which unites 15 thousand scientists from 700 organizations of more than 100 countries in 2010 on a special meeting on the subject «The Future Changes in Forest Education». Famous scientists, representatives of students, business and the industry, non-governmental organizations, the internationalforest policy, took part in the discussion. It was underlined that comprehensive forest education is a healthy basis of the forest sector in the future and should include various aspects of the changing social, economic and political conditions. Two main goals, the future challenges and the identification of components for an attractive and effective forest education in the future and the role and specific actions of the international scientific forest community were considered. Following the results of the discussion, it was noted that fundamental changes in the society demand close attention to the forest education. The forest education need in the consideration of a wide range of critical problems which modern society meets is put in the forefront.

Keywords: monitoring, forest technical universities.

References

1. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 7 maya 2012 g. № 599 «O merakh po realizatsii gosudarstvennoy politiki v oblasti obrazovaniya i nauki» [The decree of the President of the Russian Federation from May, 7th, 2012 № 599 «About measures on realization of a state policy in the field of education and sciences»].

2. Protokol zasedaniya Mezhvedomstvennaya komissiya po provedeniyu monitoringa deyatel’nosti gosudarstvennykh obrazovatel’nykh uchrezhdeniy v tselyakh otsenki effektivnosti ikh raboty vysshego obrazovaniya ot 29 aprelya 2013 g. № DL-12/05pr. [The report of session the Interdepartmental commission on carrying out of monitoring of activity of the state educational establishments with a view of an estimation of efficiency of their work of higher education from April, 29th, 2013 № ДЛ-12/05пр.]. Access mode: http://minobrnauki.rf/novosti/3354/fajl/2223/13.05.14-Protokol_DL-12_05.pdf

3. Prezentatsiya direktora Natsional’nogo tsentra obshchestvenno-professional’noy akkreditatsii, d.t.n., prof. Navodnova VG. «Novoe v otsenke obrazovatel’nykh organizatsiy vysshego obrazovaniya» [Presentation of director of the National center of socially-professional accreditation, prof. Navodnov V.G. «New in an estimation of the educational organizations of higher education», Moscow, the Seminar «Examination of quality of vocational training», on May, 19-23th 2014], Moskva, 2014.

4. Protokol zasedaniya Mezhvedomstvennaya komissiya po provedeniyu monitoringa effektivnosti obrazovatel’nykh organizatsiy vysshego obrazovaniya ot 13 dekabrya 2013 g. № DL-33/05pr.[The report of session the Interdepartmental commission on carrying out of monitoring of efficiency of the educational organizations of higher education from December, 13th, 2013 № ДЛ-33/05пр.]. Access mode: http://minobrnauki.rf/novosti/3873/fajl/2673/DL-33_05pr %20ot2013.12.2013 %20(2).pdf

5. Protokol zasedaniya Mezhvedomstvennoy komissii po provedeniyu monitoringa effektivnosti obrazovatel’nykh organizatsiy vysshego obrazovaniya ot 3.06 2014 g. № DL-25/05 pr. [The report of session of the Interdepartmental commission on carrying out of monitoring of efficiency of the educational organizations of higher education from June, 3rd, 2014]. Access mode: http:// minobrnauki.rf/novosti/4233/fajl/3186/Protokol %20zasedanija %20MVK %203 %20ijunja %202014 %20DL-25:05pr.pdf

6. Monitoring deyatel’nosti federal’nykh obrazovatel’nykh uchrezhdeniy vysshego professional’nogo obrazovaniya. Rossiyskaya Federatsiya. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii [Monitoring of activity of federal educational establishments of the higher vocational training. The Russian Federation. The Ministry of Education and sciences of the Russian Federation. Moscow, 2012] Access mode: http://minobrnauki.rf/press-centr/2774/fajl/1265/12.10.31-Monitoring_Rezul’taty. pdf

7. Informatsionno-analiticheskie materialy po rezul’tatam analiza pokazateley effektivnosti obrazovatel’nykh organizatsiy vysshego obrazovaniya [Information-analytical materials by results of the analysis of parameters of efficiency of the educational organizations of higher education]. Available at::www.miccedu.ru/monitoring.

8. Rasporyazhenie Pravitel’stva Rossiyskoy Federatsii ot 30 dekabrya 2012 g. № 2620-r g. Moskva [The order of the Government of the Russian Federation from December, 30th, 2012 2620-У Moscow. A plan of measures («motoring map») «Changes in branches of the social sphere, directed on increase of efficiency of education and a science», section 5.3]. Access mode:www. rg.ru/2013/01/14/obraz-eff-site-dok.html

9. Materialy sayta Minobrnauki [Materials of site of Minobrnauki]. Access mode: http://minobrnauki.rf.

10. Materialy XXIII Vsemirnogo kongressa IYuFRO, Seul, Respublika Koreya, 23-28 avgusta 2010 [Materials of XXIII World congress IUFRO, Seoul, Republic Korea, on August, 23-28rd 2010. Presidential discussion]. Access mode: www.iufro2010. com.

228

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.