Научная статья на тему 'ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВАХ ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЛО»'

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВАХ ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЛО» Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медико-психологическое дело / удовлетворенность / образовательный стандарт / качество / Mental Health Medicine / satisfaction / educational standard / quality

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Жук И. Г., Кеда Л. Н., Бойко С. Л., Дежиц Е. В.

В статье приведена аналитическая информация об эффективности подготовки по специальности «Медико-психологическое дело» согласно самооценке и по итогам работы комиссии, созданной приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 11.11.2023 № 1641.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Жук И. Г., Кеда Л. Н., Бойко С. Л., Дежиц Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY AND PROSPECTS OF TRAINING IN «MENTAL HEALTH MEDICINE» SPECIALTY

The article provides analytical information on the efficiency of training in the «Mental Health Medicine» specialty according to self-assessment and based on the results of the work of the commission established by Order of the Ministry of Health of the Republic of Belarus dated November 11, 2023 No. 1641.

Текст научной работы на тему «ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВАХ ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЛО»»

УДК 616.89:378.4.016.61 doi:10.25298/2221-8785-2024-22-4-380-383

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВАХ ПОДГОТОВКИ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЛО»

/Щч И. Г. Жук1, Л. Н. Кеда2, С. Л. Бойко1, Е. В. Дежиц1

' 1Гродненский государственный медицинский университет, Гродно, Беларусь 2Главное управление здравоохранения Гродненского областного исполнительного

комитета, Гродно, Беларусь

В статье приведена аналитическая информация об эффективности подготовки по специальности «Медико-психологическое дело» согласно самооценке и по итогам работы комиссии, созданной приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 11.11.2023 № 1641.

Ключевые слова: медико-психологическое дело, удовлетворенность, образовательный стандарт, качество.

Для цитирования: Об эффективности и перспективах подготовки по специальности "Медико-психологическое дело" / И. Г. Жук, Л. Н. Кеда, С. Л. Бойко, Е. В. Дежиц //Журнал Гродненского государственного медицинского университета. 2024. Т. 22, № 4. С. 380-383. https://doi.org/10.25298/2221-8785-2024-22-4-380-383.

Введение

Подготовка студентов по специальности «Лечебно-профилактическое дело», специализация «Медико-психологическое дело» была начата в 1993 г. по приказу Министерства здравоохранения от 24.04.1993 № 78-л, первый набор студентов в 1993 г. составил 53 человека. Медико-психологический факультет (МПФ) образован в 1998 г. согласно приказу ректора Гродненского государственного медицинского института от 25.08.1998 № 83-Л-1а. До 2002 г. выпускникам факультета присваивалась квалификация «Врач», формулировка в дипломе - специальность «Лечебно-профилактическое дело», специализация «Медико-психологическое

дело». В 2009 г. код и наименование специальности «Медико-психологическое дело» внесены в Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации», введенный в действие постановлением Министерства образования от 02.06.2009 № 36. С 2009 г. выпускникам факультета присваивается квалификация «Врач», формулировка в дипломе: специальность «Медико-психологическое дело» [1].

В соответствии с ОКРБ 011-2022 «Специальности и квалификации» специальность 7-07-0911-05 «Медико-психологическое дело» относится к профилю образования 09 «Здравоохранение и социальная защита», направлению образования 091 «Здравоохранение» и обеспечивает получение квалификации «Врач». Подготовка по специальности «Медико-психологическое дело» осуществляется в очной (дневной) форме получения образования, срок получения образования - 6 лет, сертификат 0001061 (приказ Министерства образования Республики Беларусь от 21.12.2020 № 327-и) [2].

Организация образовательного процесса

Ежегодно образовательный процесс по специальности «Медико-психологическое дело» обеспечивается учебным планом учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (ГрГМУ), учебными

программами по учебным дисциплинам и программами практик, утвержденными ректором университета.

Образовательный стандарт по специальности 7-07-0911-05 «Медико-психологическое дело» введен в действие 01.09.2023. В Образовательном стандарте указаны следующие перечни компетенций: универсальные, базовые профессиональные, углубленные профессиональные, которые формируются преимущественно при освоении содержания учебных дисциплин государственного компонента. Перечень специализированных компетенций указан в примерном учебном плане по специальности 7-07-0911-05 «Медико-психологическое дело», утвержденном первым заместителем министра образования 20.12.2022 и первым заместителем министра здравоохранения 24.11.2022.

На базе ГрГМУ функционирует научно-методический совет по медико-психологическому делу учебно-методического объединения по высшему медицинскому, фармацевтическому образованию. Председатель научно-методического совета - С. Л. Бойко, декан МПФ, кандидат медицинских наук, доцент. ГрГМУ принимает участие в подготовке планов и программ интернатуры. Так, в 2022 г. сотрудниками кафедр МПФ обеспечена разработка планов и программ интернатуры по специальностям «Психиатрия и наркология», «Психиатрия и наркология (детская)», «Психотерапия».

Организация практико-ориентированной подготовки

Самые высокие цифры приема на специальность «Медико-психологическое дело» наблюдались в 2019-2020 гг. - по 135 человек ежегодно, что было обусловлено потребностью практического здравоохранения во врачах-психиатрах-наркологах и врачах-психотерапевтах.

Численность обучающихся по специальности «Медико-психологическое дело» за пять учебных лет составила: 2018/2019 уч. г. - 355, 2019/2020 уч. г. - 429, 2020/2021 уч. г.- 498, 2021/2022 уч. г. - 510, 2022/2023 уч. г. - 530,

2023/2024 уч. г. - 540. Запланированный набор на 2024/2025 учебный год - 90 обучающихся и 60% - целевой набор по специальности.

Обучение на МПФ носит практико-ориенти-рованный характер, образовательный процесс осуществляется на 45 кафедрах ГрГМУ. Организационные формы учебных занятий (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия) и методы их проведения соответствуют требованиям, предъявляемым к организации образовательного процесса в учреждении высшего образования. В образовательном процессе активно используются инновационные методики: анализ конкретной ситуации, имитационное упражнение «Техника прогрессивной нервно-мышечной релаксации по Джекобсону», групповая дискуссия, кейс-методы, метод ситуационных упражнений, методика «Стандартизированный пациент». За 2021-2024 гг. в образовательный процесс внедрено 157 активных методов обучения.

Особую роль в подготовке к занятиям и при организации самостоятельной работы студентов играют электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК), разработанные в соответствии с Положением «О создании учебно-методических комплексов в ГрГМУ», утвержденным приказом ректора от 06.09.2023 № 356. В ГрГМУ подготовлено 94 ЭУМК по учебным дисциплинам по специальности «Медико-психологическое дело». Содержательная часть ЭУМК представлена теоретическими и практическими материалами (тесты, комплекты ситуационных задач, перечни практических навыков и др.), позволяющими рационально организовывать и контролировать управляемую самостоятельную работу студентов.

Для объективизации оценки овладения студентами практическими навыками утвержден паспорт экзаменационной станции объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ) по учебной дисциплине «Общая психопатология» (рег. № ПЭС-44/2022 от 20.07.2022); на кафедре психотерапии и клинической психодиагностики разработаны два паспорта экзаменационных станций ОСКЭ - по учебной дисциплине «Клиническая психодиагностика» (рег. № ПЭС-45/2022 от 20.07.2022) и по учебной дисциплине «Психотерапия» (рег. № ПЭС - 46/2022). Разработаны паспорта ОСКЭ по учебным дисциплинам «Психиатрия и наркология» и «Клиническая психология и психотерапия» для проведения итоговой аттестации как этапа государственного экзамена.

Организация и проведение учебной и производственной практики осуществляется в соответствии с Положением о практике студентов ГрГМУ, утвержденным приказом ректора от 14.06.2023 № 01-02/19, учебно-программной документацией. Распределение студентов на производственную практику проводится на основании заключенных договоров между организациями здравоохранения - базами практики и университетом. В 2022/2023 учебном году производственная практика «Медсестринская с манипуля-ционной техникой» для студентов 3 курса МПФ

проведена на базе 60 организаций здравоохранения; производственная практика «Врачебная поликлиническая» для студентов 4 курса - на базе 41 организации здравоохранения; производственная практика «Врачебная клиническая» для студентов 5 курса - в 48 организациях здравоохранения. Аттестация практических навыков по результатам прохождения практики проводится в симуляционно-аттестационном центре ГрГМУ. В 2022/2023 учебном году средний балл аттестации по практике составил 8,5, в том числе: 3 курс

- 8,93, 4 курс - 8,23, 5 курс - 8,23.

Студенты 6 курса МПФ проходят производственную практику «Психиатрическая и психотерапевтическая» в течение учебного года на базе УЗ «Гродненский областной клинический центр «Психиатрия-наркология», УЗ «Городская клиническая больница № 3 г. Гродно».

Вопросы организации и проведения практик, предложения по совершенствованию практи-ко-ориентированного обучения регулярно рассматриваются на заседаниях профильных кафедр, совета факультета и совета университета.

Студенты МПФ, направленные на практику в организации здравоохранения г. Москвы по программе академической мобильности, получили положительные характеристики уровня их подготовки.

Кадровое обеспечение кафедр факультета

Руководство факультетом, координацию его деятельности осуществляет декан С. Л. Бойко. Во исполнение постановления Министерства образования Республики Беларусь от 01.08.2023 № 222 «Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 11 августа 2022 г. № 252» на МПФ введена штатная единица заместителя декана по воспитательной работе, эту должность занимает Ю. В. Кухарчик, канд. мед. наук, доцент.

За факультетом закреплено 8 кафедр: 2-я кафедра внутренних болезней, 2-я кафедра хирургических болезней, кафедра медицинской реабилитации, кафедра неврологии и нейрохирургии, кафедра психиатрии и наркологии, кафедра психологии и педагогики, кафедра психотерапии и клинической психодиагностики, кафедра социально-гуманитарных наук.

Сотрудники ГрГМУ повышают квалификацию в Институте повышения квалификации и переподготовки кадров здравоохранения учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», государственном учреждении образования «Республиканский институт высшей школы», Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Белорусском государственном университете, Республиканском унитарном предприятии «Национальный центр защиты персональных данных», государственном учреждении «Национальное агентство по обеспечению качества образования».

Заведующий кафедрой психотерапии и клинической психодиагностики А. А. Луговская

- главный внештатный специалист по психо-

терапии главного управления здравоохранения (ГУЗО) Гродненского облисполкома, доцент кафедры психотерапии и клинической психодиагностики И. С. Савицкий - главный внештатный специалист по психологии ГУЗО Гродненского облисполкома.

Проведение маркетинговых исследований среди выпускников по специальности

«Медико-психологическое дело» в 2018/2019 - 2022/2023 учебных годах По результатам данных анкетирования выпускников МПФ удовлетворенность качеством образовательного процесса составляет в среднем 4 балла по 5-балльной шкале. В 2023 г. наибольшие показатели удовлетворенности получены по следующим позициям: условия для обучения - 4,45 (+0,25 к показателю 2022 г.), психологический климат в университете - 4,36 (+0,37), выбранная профессия и социальный статус - 4,26 (+0,52).

Маркетинговые исследования позволяют выявлять менее освоенные выпускниками практические навыки. Так, в 2023 г. установлено, что могут самостоятельно выполнить: 5 из 9 практических навыков (манипуляций) более 76% выпускников; 8 из 9 практических навыков (манипуляций) - от 66 до 69% выпускников; все практические навыки (манипуляции) - 57,11% выпускников.

К наиболее сложным практическим навыкам выпускники относят: диагностику психических и поведенческих расстройств (МКБ-10), психодиагностику познавательных процессов, интеллекта и личности, оценку суицидального риска, использование лекарственных средств, применяемых для лечения психических расстройств в соответствии с льготами.

В 2024 г. увеличено количество выездов сотрудников университета, главных внештатных специалистов ГУЗО Гродненского облисполкома для оказания организационно-методической помощи молодым специалистам врачам-психиатрам-наркологам и врачам-психотерапевтам на местах.

Распределение выпускников и удовлетворенность работодателей За 2019-2024 гг. на должности «врач-психиатр-нарколог», «врач-психотерапевт» распределены 273 выпускника по специальности «Медико-психологическое дело». Большинство выпускников направлены в Брестскую, Гродненскую, Минскую области и г. Минск. Среди выпускников, получивших образование на платной основе, абсолютное большинство выбирают первое место работы по распределению. Изучена удовлетворенность работодателей выпускниками МПФ (56 чел.) 2022 и 2023 годов выпуска.

Степень удовлетворенности по 10-балльной шкале достигает в среднем 8 баллов, в том числе по критериям:

«Стремление к повышению врачебного мастерства», «Морально-этические качества врача», «Адаптация в коллективе» - 8,6 балла;

«Диагностическая деятельность», «Лечебная деятельность», «Профилактическая деятельность», «Уровень профессиональной коммуникативной культуры», «Уровень использования новых информационных технологий и ПК» -8,1 балла;

«Уровень владения практическими навыками», «Знание законодательной базы в области здравоохранения», «Организационно-управленческая деятельность» - 7,6 балла.

Сетевое взаимодействие, научные результаты, подготовка клинических протоколов

На МПФ реализовано сетевое взаимодействие в рамках международного сотрудничества с университетами-партнерами. Подписаны договоры о международном сотрудничестве с ФГБОУВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского» (Российская Федерация); с ФГБОУ «Санкт-Петербургский государственный университет» (Российская Федерация).

В рамках договоров о международном сотрудничестве сотрудники кафедр МПФ приняли участие в Международной научно-практической конференции «Зейгарниковские чтения. Диагностика и психологическая помощь в современной клинической психологии: проблема научных и этических оснований» (МПФ ГрГМУ - со-организаторы конференции) (ноябрь 2019 г.); IX научно-практической конференции VIII Школы молодых психиатров Санкт-Петербурга (июнь 2023 г.); Международной научно-практической конференции «Психиатрия и наркология: прошлое, настоящее, взгляд в будущее» (декабрь 2022 г.) и других.

В 2022 г. завершена реализация пилотного проекта Министерства здравоохранения Республики Беларусь по созданию и развитию Центра мониторинга профессиональных рисков и психологической поддержки медицинских работников при МПФ. Дорожная карта проекта выполнена в полном объеме. Кафедры МПФ участвуют в программах академической мобильности, в программе «Приглашенный профессор».

За 5 лет на кафедрах, закрепленных за советом МПФ, выполнялись научно-исследовательские работы, в том числе 4 - при финансовой поддержке БРФФИ, 1 - БРФФИ-РФФИ; сотрудники кафедр были держателями грантов Президента Республики Беларусь в области здравоохранения (2021 г.) и в области науки (2022 г.).

Заведующий кафедрой психиатрии и наркологии Э. П. Станько был председателем рабочей группы по подготовке клинического протокола «Оказание медицинской помощи пациентам с расстройствами личности и поведения (взрослое население)» (приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17.02.2022 № 199 «О разработке клинического протокола», приказ Министерства здравоохранения от 01.02.2022 № 114 «О создании рабочей группы»).

В 2019-2024 гг. сотрудники ГрГМУ 8 раз привлекались к работе межведомственных групп, в том числе сотрудники кафедр МПФ участвовали в работе двух межведомственных групп.

Заключение

Образовательный процесс по специальности «Медико-психологическое дело» реализуется в соответствии с учебным планом учреждения образования, обеспечен учебными программами по учебным дисциплинам и программами практик. Удовлетворенность организаций - заказчиков кадров - качеством подготовки студентов медико-психологического факультета ГрГМУ отмечается как высокая. В образовательном процессе соблюдается принцип практико-ориенти-рованности: проведение практических занятий, практик осуществляется на базе организаций здравоохранения, симуляционно-аттестацион-ного центра ГрГМУ; удельный вес учебного времени практических занятий, проводимых «у постели пациента», в отделениях организаций здравоохранения, составляет не менее 60%

Литература

1. Бойко, С. Л. Гродненскому государственному медицинскому университету - 65! Медико-психологическому факультету - 30! Наша история и наши выпускники - гордость и уверенность в будущем! / С. Л. Бойко, В. И. Воронец, А. Ю. Павлюковец // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. - 2023. - Т. 21, № 5. - С. 429-433. - аог 10.25298/2221-8785-2023-21-5-429-433. - еёп: ВХиЪТХ.

2. Медико-психологический факультет // Ежегодник Гродненского государственного медицинского университета. События. Факты. Цифры. 2022 : справочное издание / отв. ред. И. Г. Жук. - Гродно, 2023 - С. 35-37.

в рамках изучения клинических дисциплин. Необходима системная работа по профессиональному совершенствованию преподавателей со стажем работы по преподаваемой дисциплине менее 5 лет, повышению остепененности профессорско-преподавательского состава на кафедрах МПФ (кафедра психиатрии и наркологии и кафедра психотерапии и клинической психодиагностики). Маркетинговые исследования выпускников МПФ ГрГМУ по степени владения основными практическими навыками позволяют выявлять наиболее сложные и недостаточно освоенные практические навыки с принятием мер к усилению практико-ориентирован-ной направленности обучения по конкретным учебным дисциплинам. Необходима разработка (обновление) содержания учебно-методических и электронных учебно-методических комплексов, дидактического обеспечения практических занятий по клиническим учебным дисциплинам по специальности «Медико-психологическое дело» с учетом требований практического здравоохранения.

References

1. Boyko SL, Voronets VI, Pavlyukovets AYu. Grodno State Medical University - 65 years! The faculty of mental health medicine - 30 years! Our history and our graduates - our pride and confidence in the future! Journal of the Grodno State Medical University. 2023;21(5):429-433. doi: 10.25298/2221-8785-2023-21-5-429-433. edn: BXULTX. (Russian).

2. Mediko-psihologicheskij fakultet. In: Zhuk IG, editor. Ezhegodnik Grodnenskogo gosudarstvennogo medicin-skogo universiteta. Sobytija. Fakty. Cifry. 2022. Grodno: GrGMU; 2023. p. 35-37. (Russian).

EFFICIENCY AND PROSPECTS OF TRAINING IN «MENTAL

HEALTH MEDICINE» SPECIALTY

I. G. Zhuk1, L. N. Keda2, S. L. Boyko1, A. V. Dzezhyts1

1 Grodno State Medical University, Grodno, Belarus 2The Main Department of Healthcare of the Grodno Regional Executive Committee, Grodno,

Belarus

The article provides analytical information on the efficiency of training in the «Mental Health Medicine» specialty according to self-assessment and based on the results of the work of the commission established by Order of the Ministry of Health of the Republic of Belarus dated November 11, 2023 No. 1641. Keywords: Mental Health Medicine, satisfaction, educational standard, quality.

For citation: Zhuk IG, Keda LN, Boyko SL, Dzezhyts AV. On the effectiveness and prospects of training in the specialty "Mental Health Medicine". Journal of the Grodno State Medical University. 2024;22(4):380-383. https://doi.org/10.25298/2221-8785-2024-22-4-380-383.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Об авторах / About the authors

Жук Игорь Георгиевич / Zhuk Igor, ORCID: 0000-0003-2366-0717 Кеда Людмила Николаевна / Keda Liudmila

*Бойко Светлана Леонидовна / Boiko Svetlana, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-8767-6892 Дежиц Елена Васильевна / Dzezhyts Alena * - автор, ответственный за переписку / corresponding author

Поступила / Received: 24.05.2024 Принята к публикации / Accepted for publication: 02.07.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.