Научная статья на тему 'Об эффективности государственной поддержки сельского хозяйства'

Об эффективности государственной поддержки сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об эффективности государственной поддержки сельского хозяйства»

Т.А. БОГАТОВА

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Анализ ситуации в агропромышленном комплексе на примере Чувашской Республики показывает, что в настоящее время сельское хозяйство, обладающее низким ресурсным потенциалом, лишенное действенной государственной поддержки со стороны государства, не вписывается в механизм рыночного регулирования производства.

Из-за слабой материально-технической базы, деградации ресурсного потенциала, изношенности сельскохозяйственной техники необходимо сохранить те направления государственной поддержки, которые способствуют сохранению производственного потенциала сельского хозяйства.

Бюджетные средства, выделяемые на поддержку агропромышленного комплекса республики, направляются на выполнение мероприятий, направленных на сохранение и расширение ресурсного потенциала: плодородия земли, технического оснащения, семеноводства и племенного дела. Поддержка АПК республики осуществляется не только за счет бюджетных трансфертов, но и другими методами регулирования рынков.

Бюджетное финансирование АПК состоит из двух частей. Во-первых, это расходы на оказание бюджетных услуг, включающие содержание управленческих и контрольно-инспекционных структур, научных, консультационных, информационных и институтов. Во-вторых, бюджетная поддержка АПК включает финансирование программ, направленных на субсидирование аграрного сектора в рамках решения отдельных задач.

Во многих регионах поддержка сельского хозяйства уже осуществляется на основе принятых целевых программ. Так, в Чувашии реализуется целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса Чувашской Республики на 2004-2010 годы», в которой предусмотрен комплекс мероприятий по развитию различных отраслей агропромышленного комплекса, включая земледелие, животноводство, пищевую и перерабатывающую промышленность, техническое оснащение и перевооружение производства, инвестиционную и институциональную политику, а также научное, кадровое и консультационное обеспечение АПК.

Объем бюджетных субсидий в расчете на 1 руб. товарной продукции в 2005 г. в сельскохозяйственных организациях в среднем по Чувашской Республике составил 8 коп.

Чувашская Республика относится к регионам, находящимся в относительно благоприятных для сельского хозяйства условиях и имеющим относительно высокий уровень бюджетной поддержки по сравнению с другими регионами Российской Федерации. Относительно высокий уровень субсидий характеризует активную позицию администрации по отношению к аграрному сектору экономики, который играет в данном регионе существенную роль [2].

На поддержку сельского хозяйства Чувашии в 2005 г. выделено прямых безвозмездных ассигнований из республиканского и федерального бюджетов -757,3 млн руб., по лизингу - 176,7 млн руб., привлечено льготных кредитных ресурсов в сумме 1895,2 млн руб. В виде бюджетной ссуды на проведение весеннеполевых и уборочных работ из федерального бюджета поступило 60 млн руб. (табл. 1).

Финансирование сельского хозяйства Чувашской Республики ___________________в 2003-2005 гг., млн руб.________________________

Наименование показателей 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2005, % к 2004

1. Выделено бюджетных ассигнований:

Республиканский бюджет 215,7 386,0 492,7 127,6

Федеральный бюджет 205,1 221,6 441,3 199,1

Всего 420,8 607,7 934,0 153,7

1.1. Лизинг

Республиканский бюджет 67,8 106,0 176,7 166,7

Федеральный бюджет 0,0 0,0 0,0 0,0

Всего 67,8 106,0 176,7 166,7

1.2. Прямых безвозмездных бюджетных ассигнований

на поддержку сельскохозяйственного производства

Республиканский бюджет 147,9 280,0 316,1 112,9

Федеральный бюджет 205,1 221,6 441,3 199,1

Всего 353 501,7 757,3 151,0

2. Бюджетный кредит

Республиканский бюджет 0,0 0,0 0,0 0,0

Федеральный бюджет 40,0 60,0 60,0 100,0

Всего 40,0 60,0 60,0 100,0

3. Привлечено льготных кредитных ресурсов

Республиканский бюджет 794,13 1 025,7 1 397,7 136,3

Федеральный бюджет 293,22 376,1 497,5 132,3

Всего 1 087,4 1 401,9 1 895,2 135,2

Всего на поддержку АПК

Республиканский бюджет 1009,8 1 411,8 1890,4 133,9

Федеральный бюджет 538,3 657,8 998,8 151,8

Всего 1548,2 2 069,5 2889,2 139,6

Из табл. 1 видно, какими темпами увеличивается предоставление государственной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям Чувашской Республики за последние 3 года.

Начиная с 2003 г. заметно возросла роль республики в оказании государственной помощи агропромышленному комплексу. В 2005 г. выделено из республиканского бюджета 65% из общего объема бюджетных средств на финансирование агропромышленного комплекса и 35% - из федерального бюджета [1].

Набор программ поддержки АПК в Чувашской Республике традиционный и повторяет федеральный набор. Его отличие от федерального - наличие субсидирования процентной ставки по среднесрочным кредитам на приобретение сельскохозяйственной техники.

Структура расходов на сельское хозяйство в республиканском бюджете Чувашской Республики говорит о том, что агропродовольственная политика в основном ориентирована на техническое обеспечение сельского хозяйства. Так, расходы на формирование лизингового фонда и на среднесрочный кредит под закупку сельхозтехники составляют основную долю расходов.

В то же время анализ агропродовольственной политики республики не дает представления о приоритетах стратегии правительства. Например, в обеспечении техникой ориентируются на зерноуборочные комбайны, кормоуборочной техники закупается при государственной поддержке мало, картофелеуборочной - вообще не закупается. При этом в основной отрасли специализации - хмелеводстве - необходимы тракторы для узких междурядий, такой техники также не закупается. Иными словами, отраслевая направленность поддержки не просматривается.

Как и во многих других субъектах Российской Федерации, в Чувашии распределение многих видов субсидий происходит на конкурсной основе. В этом проявляется неточно понятая формулировка Бюджетного кодекса РФ. Конкурсы проводятся для закупки товаров или услуг для государственных нужд, при распределении подряда. Субсидия не является ни тем, ни другим. Так, например, субсидирование затрат сельхозпроизводителей на проведение работ по улучшению земель нацелено на удешевление работ для сельского хозяйства, государство не подряжает мелиоративные предприятия осуществлять работы в сельском хозяйстве, а компенсирует расходы сельхозпроизводителей. Проведение в этом случае конкурса между подрядчиками, особенно там, где число таких подрядчиков ограничено, становится формальностью: невозможно четко определить критерии отбора, нельзя выдержать условия наличия хотя бы двух участников.

Также непонятна задача конкурсного отбора при распределении средств лизингового фонда и фонда субсидирования процентных ставок по кредитам. Как и в вышеприведенном случае, государство не отбирает подрядчика, а субсидирует часть расходов производителям. Помимо формальности проведения конкурса такой отбор создает еще и монополию. Вместо того, чтобы поддерживать возникновение множества лизингодателей и кредиторов в сельском хозяйстве, которые бы конкурировали между собой, тем самым улучшая условия предоставления услуги сельскому хозяйству, государство своим «конкурсным отбором» формирует монополии со всеми вытекающими последствиями.

С другой стороны, в тех случаях, когда конкурс представляется целесообразным, он не проводится. Так, бюджетная ссуда и проценты по ней на закупки продовольствия в региональный фонд (т.е. явная услуга государству, по которой должен в соответствии с Бюджетным кодексом проводиться конкурс) закреплены за Казенным унитарным предприятием Чувашской Республики «Продфонд» и передаются этому предприятию фактически на безусловной основе. Аналогично, кредит Мирового банка на развитие информационного обслуживания сельского хозяйства, возврат которого обеспечивает республиканский бюджет, передан самостоятельной организации вне всякого конкурса.

Основные направления финансирования из федерального бюджета определяются общегосударственной аграрной политикой и требуют с 2005 г. принципа софинансирования расходов за счет средств бюджетов субъектов РФ. Анализ показал, что бюджетные средства на аграрный сектор в Чувашской Республике расходуются неэффективно, средства, выделяемые на поддержку производителей, не перекрывают отрицательный эффект государственной аграрной политики. При существенной ограниченности бюджетных средств в Чувашской Республике они не должны распыляться и направляться преимущественно на достижение конкретных целей, которые непосредственно влияют на размеры производства и выплаты, которые прозрачны.

При пересмотре направлений бюджетного финансирования для сельского хозяйства из республиканского бюджета Чувашской Республики предлагаем следующие выплаты сельхозтоваропроизводителям:

- выплаты в соответствии с объемом выпуска конкретной продукции (зерна, молока, мяса или другого вида продукции, стимулирование которого необходимо в конкретной рыночной ситуации);

- выплаты на гектар посевов / на голову скота - выплаты, которые получают сельхозтоваропроизводители из бюджета в результате мер, применяемых для поддержки производства какого-либо продукта в зависимости от посевных площадей или поголовья животных, для стимулирования увеличения посевных площадей или поголовья животных.

- выплаты в соответствии с объемом использованных ресурсов - выплаты, получаемые сельхозтоваропроизводителями из бюджета в зависимости от использования того или иного вида ресурсов (предлагаем приоритеты для следующих видов ресурсов: минеральные удобрения, средства защиты растений, комбикорма).

В целях создания условий для проведения единой агропродовольствен-ной политики, по-нашему мнению, необходимо обеспечить четкое разграничение полномочий и сфер ответственности федеральных, региональных и муниципальных органов управления АПК и их тесное взаимодействие в решении стоящих задач [3].

Бюджетная поддержка на региональном уровне, как действенный рычаг государственного регулирования, должна стимулировать увеличение производства основных сельскохозяйственных продуктов и выделяться тем товаропроизводителям, которые обеспечивают рост производства; должна дифференцироваться по конкретным хозяйствам, в которых показатели выше среднереспубликанских.

Литература

1. Агропромышленный комплекс Чувашии, 2006: Стат. сборник / Чувашстат. Чебоксары, 2005. 135 с.

2. Борхунов Н. Региональные особенности государственной поддержки сельского хозяйства // АПК: экономика, управление. 2005. № 5. С. 53-54.

3. Кошолкина Л. Государственное регулирование АПК // Экономист. 2005. № 7. С. 81-85.

БОГАТОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА родилась в 1976 г. Окончила Московский университет потребительской кооперации. Старший преподаватель кафедры финансов Чебоксарского кооперативного института. Область научных интересов - экономика сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.