ИвановД. В.
ОБ АСПЕКТАХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НОРМ В НОВОМ ЗАВЕТЕ (НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ)
5.1.2.
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ PUBLIC LAW (STATE LAW)
УДК 34 ГРНТИ 10.09 EDN: DFJBYS
Об аспектах административных норм в Новом Завете (на основе анализа Евангелие от Матфея)
©ИвановДмитрий Владимирович1'2 Московский финансово-промышленный университет«Синергия», г. Москва, Российская Федерация 2Московская областная коллегия адвокатов, г. Москва, Российская Федерация e-mail: [email protected]
Аннотация. В данной статье рассматриваются нормы, связанные с административным законодательством периода времени, о котором идет речь в книге Евангелие от Матфея Нового Завета. Закрепленные в ней установки и предписание, многие из которых были ранее изложены в книгах Ветхого Завета, когда происходило зарождение и становление общественно-государственных взаимоотношений, и в современном российском обществе являются актуальными и основополагающими.
Ключевые слова: административное право, государственная власть, социальное управление, источники права, Евангелие от Матфея, Новый Завет.
Для цитирования: Иванов Д. В. Об аспектах административных норм в Новом Завете (на основе анализа Евангелие от Матфея)// Проблемы экономики и юридической практики. 2023. Т. 19. № 6. С. 29-32. EDN: DFJBYS
On aspects of administrative norms in the New Testament (based on the analysis of the Gospel of Matthew)
©DmitryV. Ivanov1'2
Moscow financial and industrial center synergy University, Moscow, Russian Federation Moscow regional bar Association, Moscow, Russian Federation e-mail: [email protected]
Abstract. This article discusses the norms related to the administrative legislation of the time period referred to in the book The Gospel of Matthew of the New Testament. The guidelines and prescriptions enshrined in it, many of which were previously set out in the books ofthe Old Testament, when the origin and formation of public-state relations took place, and in modern Russian society are relevant and fundamental.
Keywords: administrative law, state power, social management, sources of law, the Gospel of Matthew, the New Testament.
For citation: Ivanov D. V. On aspects of administrative norms in the New Testament (based on the analysis ofthe Gospel of Matthew) // ECONOMIC PROBLEMS AND LEGAL PRACTICE. 2023. Vol. 19. № 6. P. 29-32. (in Russ.) EDN: DFJBYS
ISSN 2541-8025(print) Том 19, № 6,2023 Проблемыэкономикииюридическойпрактики 29 ISSN 2712-7605(online)
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ PUBLIC LAW (STATE LAW)
5.1.2.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящей статье нам хочется показать, что в текстах Нового Завета также, как и в Ветхом Завете, несмотря на их серьезные различия, присутствуют проявления некоторых административных предписаний. И мы можем сравнить их между собой, и увидеть их частичное сходство. Однако эти совпадения все-таки частичные, в силу различных причин и обстоятельств. В связи с чем это происходит? Что оказало наибольшее влияние на изменения? Мы попробуем разобраться в очень большом количестве причин, выделяя самые основные моменты, остановившись лишь на малой их части.
АНАЛИЗ ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ НА НАЛИЧИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НОРМ
Здесь мы, прежде всего, должны понимать, что самые первые книги Ветхого Завета касаются описанию жизнедеятельности всего лишь небольшого сообщества людей, которое даже нельзя считать государством. Следуя изложению в Библии происходивших событий, мы можем видеть, что жизнь началась всего с двух людей, и вначале было всего лишь десять запретов-предписаний. В этой связи сложно пытаться рассматривать их как административно-правовой институт в нашем современном понимании. «В описываемых в Книге Бытие событиях у народа нет еще единства и однообразной иерократии с благолепным первосвященником-папой, с монопольным правом на священнодействия» [4: 219].
Далее, с увеличением количества жителей на земле и развитием общества, постепенно стали появляться различные племена, национальности и народы, которые естественным образом, постепенно стали преобразовываться в государства. И вот здесь уже, когда человеческие сообщества стали нуждаться в определенных правилах поведения, начали закладываться и правовые начала, в свою очередь постепенно расширяющиеся по своему охвату территорий и субъектов. Эти нормы развивались, преобразовываясь в различные отрасли и институты, пока не стали тем, что сейчас называется законами и нормами.
Со временем, когда сложилась система управления государствами, такими как древнеизраильским, египетским и иными, сформировались и системы их государственно-административного управления, основой которых стали собственные законодательные нормы. И вот уже здесь мы можем видеть предпосылки проявления норм административного права, которое «регулирует широкий круг общественных отношений, складывающихся главным образом в сфере государственного и муниципального управления» [3:16].
В силу своего единого источника они, несомненно, в своей начальной стадии были идентичны, но под влиянием времени, обстоятельств, нравов и обычаев эти нормы видеоизме-нились, став в большинстве своем отличными друг от друга. Но при этом в них, безусловно, остались корни общих принципов, заложенных в самом начале ветхозаветного законодательства. И тем важнее проводить их анализ на наличие различных юридических норм, чтобы иметь возможность развивать свое, ныне действующее законодательство с учетом основ, традиций, обычаев: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду...» [3, Ев. Матф., 5:21-22].
При начальном взгляде на Евангелие от Матфея любого человека создается впечатление, что эта книга является историческим повествованием непосредственной о судьбе Иису-
са. Но если мы очень тщательно будем исследовать древний текст, то сможем увидеть, что кроме житейских фактов, в нем идет описание совершенно определенных норм и предписаний. Именно здесь зафиксирована одна из самых известных и по сей день постулатов Иисуса, что не хлебом одним живет каждый человек.
Нам и по настоящее время не приходит в голову подвергать сомнениям данное предписание древности, но многие из нас не знают, откуда появилась данная мудрость. И вот здесь и кроется схожесть норм ветхого и нового заветов, ведь об этом неоднократно говорится в этих двух книгах.
Далее, проводя сравнительный анализ нормативных предписаний книг Ветхого и Нового Завета, мы еще более ясно видим их схожесть и различие одновременно: «И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» [3, Быт. 6:5]. А вот норма Нового завета, также направленная на поддержание порядка среди жителей: «и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ...» [3, Ев. Матф., 3:2].
Следующим сравнением мы можем установить точную преемственность нормативных посылов, которыми Ветхий и Новый заветы полностью идентичны в своих основах: «Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи ...» [3, Ев. Матф., 4:10].
Характерным же и для Ветхого и Нового Заветов является их направленность на поддержание системы управления государством, его административным устройством. Это не является какой-то новизной или решением конкретного лица в каждом случае, а это закономерная необходимость, поскольку каждый предводитель своего народа был обеспокоен тем, чтобы его подчиненные, то есть население, были в полной его власти и не смогли бы ему ни ослушаться, ни противостоять, а также сместить его с главенствующей роли. Так, в строке 19 главы 5 устанавливается запрет на нарушение заповедей, и наказание за данный проступок в виде наречения в небесное царство.
Продолжая детально углубляться в текст книги, мы постепенно можем различать нормы уголовного, гражданского административного и иных предписаний, что также свидетельствует о совершенствовании качества законодательства: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих...» [3, Ев. Матф., 5:27-29].
В книге Евангелие от Матфея, как и в Моисеевом Пятикнижии, практически все слова Иисуса пронизаны восхвалением Бога и заботой о ненарушении его указов и запретов. В абзаце 45 и 46 Главы 5 предписывается любить отца небесного, на что взамен праведные люди получат дождь, а затем над ними взойдет солнце. Неправедные будут лишены такого поощрения, и их жизнь будет мрачной и темной.
Здесь же очень пристальное внимание уделяется единению власти Господа и народа с ним, и неминуемости наказания в случае отступления от божьих наказов. Для этого все действия обычных граждан признаются малозначительными и второстепенными, а все попытки их сделать самостоятельные шаги изначально осуждаются: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш
ИвановД. В.
ОБ АСПЕКТАХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НОРМ В НОВОМ ЗАВЕТЕ (НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ)
Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших ...» [3, Ев. Матф., 6:14-15].
Как одно из отличий от Ветхого Завета, мы можем отчетливо видеть предписания, касающиеся более широкого круга прав и обязанностей всех граждан. Одни из них связаны с незыблемостью судебной власти, и в абзаце 1 главы 7 указывается, что любой, кто будет осуждать другого человека, сам непременно будет осужден.
Другие закрепляют положения о невозможности ослушаться заветов, отступиться от их исполнения: «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, ... дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке...» [3, Ев. Матф., 7: 24-26].
Не забываются и простые, человеческие потребности и нужды, а особенное внимание уделяется сохранению семейных ценностей, взаимоотношений между мужчиной и женщиной: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю;не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее...Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня...» [3, Ев. Матф., 10: 34-37].
Вместе с этим население упреждается от необдуманных шагов по неверию в единого Господа, неисполнению его законов и различных способов изменения божьей власти. Сами посылы при этом, наполняются не ветхозаветным законодательством. В абзаце 18 главы 12 указывается, что любой, кто искренне полюбит бога и будет верен ему, то он будет избран самим богом.
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА НАЛИЧИЕ НОРМ, ИСТОЧНИКАМИ КОТОРЫХ ЯВЛЯЕТСЯ ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ НОВОГО ЗАВЕТА
Многие известные ученые неоднократно признавали Библию самым главным источником права на земле, вполне уверенно и справедливо обосновывая свои научные выводы. При этом они обращали внимание на важную роль книги в образование и развитии права: «Именно эти предписания мы можем считать началом норм, имеющих отношение к источникам административного прав»[5: 236].
По прошествии долгого времени предписания, которые записаны в Новом Завете, прошли путь развития в тысячи лет, став основой для законов, в том числе и административных, многих государств. Эти нормы оказались настолько адекватными и необходимыми, что помогли создать современное правовое общество, где сохранились и традиции, и моральные принципы, вместе с этим появились правовые школы и юридическая культура. Не обошло стороной и нашу страну, поскольку в России, многие столетия почти на 90 % являвшейся христианской, практически все законы возникли на основе священного писания, что внедрило «праву характер общественной святыни, превращая его не только в обязательный регулятор поведения ... но и в объект поклонения».[6: 5]
Здесь можно отметить одни из первых норм, закрепленных еще в Русской Правде, где многие позиции просто списаны с Библии. А в процессе развития нашего государства эти
предписания эволюционировали в законодательную систему, опирающуюся, как и прежде, на нормы морали и человеческие ценности: «тут возвещалось совершенно новое начало жизни, отличное оттого, которым руководилось человечество в Древнем Мире» [6, 711]
Не забыты в нашем законодательстве и основы социального управления государства: «Социальное управление является родовым понятием, и оно включает в себя следующие элементы: государственное управление, муниципальное управление, управление в организациях, управление общественными явлениями и процессами» [3, С. 9].
Не менее важной особенностью являются посылы Иисуса, которые, в большинстве своем имеют отношение к административным, а не уголовных проступкам. Это следует из самого понятия административного правонарушении-«противо-правное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое» Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации устанавливается административная ответственность. [2, с. 157].
Один из величайших русских учены, Павел Иванович Новгородцев, говоря о добре и морали, лежащее в основе всего христианства не только в России, но и на всей Земле, указывал, что это «лежит в основе Нового Завета» [7, с. 50].
Конституция, являясь основным источником административного права, во много закрепляет нормы, установленные в Библии, в том числе и Новым Заветом. И некоторые ученые полагают, и с ними нельзя не согласиться, что в нашей стране, где на высоком уровне соблюдаются права и свободы человека, органы исполнительной власти не имеют реальной возможности их отменить или запретить. Такая ситуация создает благодатную почву для принятия и применения новых нормативных актов «в деятельность органов государственной власти, осуществляющих исполнительную власть, что закреплено в ст. 18 Конституции РФ» [8, с. 15].
Анализ книги наглядно показывает, что несмотря на наше стереотипное мнение о Евангелие как о книги исторического характера., ее содержание наполнено различными юридическими нормами. Иисус, который в обычном понимании считается миролюбивым и бесконфликтным, начинает представляться как проводник государственной политики, основанной на законе и правопорядке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог вышесказанному, нам представляется, что мы сделали один из первых шагов по поиску тех норм и предписаний, которые в достаточной степени имеются в Евангелие от Матфея и проецируются в современном административном праве. Естественно, что формат данной статьи невозможно раскрыть всю глубину и мощь, составляющую административные нормы описанного в книге времени.
Но вместе с этим, приведенные в статье примеры дают нам возможность к продолжению дальнейшего изучению административно-правового поля с целью понять, что из этих предписаний является источником современного законодательства, какие видоизменились, а какие отпали по мере надобности. Также мы имеем возможность проследить путь их эволюции и расширения, степень их влияния на наше право, а также сделать соответствующие выводы, чтобы иметь возможность для продолжения успешного развития административного законодательства.
№№ 2541-8025(рппХ) Том 19, № 6,2023 Проблемыэкономикииюридическойпрактики 31 ЮМ 2712-7605(опИпв)
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ PUBLIC LAW (STATE LAW)
5.1.2.
Список литературы:
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Библия в синодальном переводе. Ветхий Завет. М. Российское библейское общество. 2006.
3. Иванов Д.В. «Административное право Российской Федерации», учебник // М.: Университет Синергия, 2020, с. 320.
4. Иванов Д.В. Проекции правовых норм Книги Бытие в современном административном праве. // Юридический журнал «Пробелы в Российском законодательстве», Издательский дом «Юр-ВАК», № 7/2017 год, С. 218-220.
5. Иванов Д.В. Об источниках норм административного принуждения в Ветхозаветном законодательстве (на основе анализа Книги Левит Моисеева Пятикнижия), Юридический журнал «Пробелы в Российском законодательстве», Издательский дом «Юр-ВАК», № 6/2020 год, С. 202-207.
6. Лопухин А.П. Библейская история Ветхого и Нового завета // М.: Издательство «Альфа-книга», 2017.
7. Беспалько В.Г. «Религиозные преступления в Моисеевом уголовном праве и их проекции в Российском законодательстве X-XXI вв., Монография, М.: Инфра-М, 2014.
8. Баскин Ю.А., Баскин Д.А. Павел Иванович Новгородцев (Из истории русского либерализма). СПб., 1997. С. 50.
9. Жалсанов Б.Ц. К вопросу о конституции Российской Федерации как источнике административного права. // Юнити-Да-на, Журнал Актуальные проблемы административного права и процесса 2019/1. С. 15-18.
10. Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет, Вена: ЛОГОС— Международный библейский институт, 1991.
11. Протоирей Александр Мень, «От Рабства к свободе» // М.: Издательский дом жизнь с богом», 2008.
12. Жарова А.К. Защита информации ограниченного доступа в ГИС в области противодействия коррупции // Юридический журнал «Проблемы экономики и юридической практики», Издательский дом «Юр-ВАК», № 5/2023 год, С. 30-34.
13.Иванова Е.С. Правовое регулирование защиты государством малоимущих граждан в отдельных зарубежных странах // Юридический журнал «Проблемы экономики и юридической практики», Издательский дом «Юр-ВАК», № 4/2023 год, С. 40-49.
14. Тория P.A. Правовое регулирование контроля исполнения муниципальных бюджетов и пути его совершенствования. // Юридический журнал «Проблемы экономики и юридической практики», Издательский дом «Юр-ВАК», № 2/2023 год, С. 26-30.
15. Курочкин A.B. Конституционализация объекта партийных правоотношений в российском законодательстве // Юридический журнал «Проблемы экономики и юридической практики», Издательский дом «Юр-ВАК», № 1/2023 год, С. 79-82.
Reference list:
1. «Constitution of the Russian Federation» (adopted by popular vote on 12.12.1993) (subject to amendments made by the Laws of the Russian Federation on Amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 N 6-FKZ, of 30.12.2008 N 7-FKZ, of 05.02.2014 N 2-FKZ, of 21.07.2014 N 11-FKZ, with amendments approved during all-Russian voting on 01.07.2020)
2. The Bible in synodal translation. The Old Testament. M. Russian Bible Society. 2006.
3. Ivanov D.V. «Administrative Law of the Russian Federation», textbook // Moscow: Synergy University, 2020, p. 320.
4. Ivanov D.V. Projections of the legal norms of Genesis in modern administrative law. // Legal Journal «Gaps in Russian Legislation», Publishing House «Yur-VAK», No. 7/2017, pp. 218220.
5. Ivanov D.V. On the sources of the norms of administrative coercion in the Old Testament legislation (based on the analysis of the Book Leviticus of the Mosaic Pentateuch), Legal Journal «Gaps in Russian Legislation», Publishing House «Yur-VAK», No. 6/2020, p. 202-206.
6. Lopukhin A.P. Biblical history of the Old and New Testaments // Moscow: Alfa-kniga Publishing House, 2017.
7. Bespalko V.G. «Religious crimes in Mosaic criminal law and their projections in Russian legislation of the X-XXIV centuries., Monograph, Moscow: Infra-M, 2014.
8. Baskin Yu.A., Baskin D.A. Pavel Ivanovich Novgorodtsev (From the History of Russian liberalism). St. Petersburg, 1997. p. 50.
9. Zhalsanov B.Ts. On the Constitution of the Russian Federation as a source of administrative law. // Unity-Dana, Journal Actual Problems of Administrative Law and Process 2019/1. pp. 15-18.
10.Shcheclrovitsky D.V. Introduction to the Old Testament, Vienna: LOGOS—lnternational Bible Institute, 1991.
11.Archpriest Alexander Men, «From Slavery to freedom» // Moscow: Publishing house «Life with God», 2008.
12.Zharova A.K. Protection of information of limited access to GIS in the field of combating corruption // Law Journal «Problems of economics and legal practice», Publishing House «Yur-VAK», No. 5/2023, pp. 30-34.
13.Ivanova E.S. Legal regulation of state protection of poor citizens in certain foreign countries // Law Journal «Problems of economics and legal practice», Publishing House «Yur-VAK», No. 4/2023, pp. 40-49.
14.Toriya R.A. Legal regulation of control over the execution of municipal budgets and ways to improve it. // Legal Journal «Problems of Economics and legal practice», Publishing House «Yur-VAK», No. 2/2023, pp. 26-30.
15. Kurochkin A.V. Constitutionalization of the object of party legal relations in Russian legislation // Legal Journal «Problems of Economics and legal practice», Publishing House «Yur-VAK», no. 1/2023, pp. 79-82.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 74,1%.
Рецензент: Антипов А.Н., кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник; Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институтФедеральной службы исполнения наказаний».
Статья поступила в редакцию 12.11.2023, принята к публикации 02.12.2023 The article was received on 12.11.2023, accepted for publication 02.12.2023
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Иванов Дмитрий Владимирович, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин и цифрового права Юридического факультет; Московский финансово-промышленный университет «Синергия»; г. Москва, Российская Федерация; адвокат; Московская областная коллегия адвокатов; г. Москва, Российская Федерация, SPIN-код: 2871-2005, AuthorlD: 858799, e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Dmitry V. Ivanov, Cand. Sei. (Law), associate Professor of the faculty of Law Department of legal disciplines; Moscow financial and industrial center synergy University; Moscow, Russian Federation; lawyer; Moscow regional bar Association; Moscow, Russian Federation, SPINcode: 2871-2005, AuthorlD: 858799, e-mail: [email protected]