ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378.147
Об актуальности лекций с заранее запланированными ошибками
О. Г. Харач
Национальный исследовательский университет «МИЭТ»
Обосновываются причины актуализации такого вида интерактивных учебных занятий, как лекции с заранее запланированными ошибками. Рассматривается конкретный пример из педагогической практики и предлагаются подходы к реализации данного вида занятий в соответствии с требованиями современных образовательных стандартов. Автором также предлагается дополнение предлагаемого «инструкциями по проведению интерактивных форм обучения» списка формой «подготовка реферата на основании заведомо некорректных материалов».
Ключевые слова: формы коммуникации в образовательном процессе; активные методы обучения; лекция с заранее запланированными ошибками; создание воспитывающих ситуаций.
В последнее время весьма активно ведутся разговоры на тему противопоставления двух форм коммуникации в образовательном процессе: односторонней — пассивного метода (заключающегося в трансляции преподавателем информации и в ее последующем воспроизведении обучающимся) и многосторонней — активного метода (предполагающего деятельное участие в образовательном процессе каждого его субъекта, а не только преподавателя). Кроме того, во втором случае декларируется необходимость паритетности, отсутствия «репрессивных мер управления» и даже (согласно текстам отдельных инструкций) контроля со стороны преподавателя. При этом наиболее современной формой активных признаются интерактивные методы обучения.
Разумеется, подобный подход неизбежно вызвал эффект отторжения,
© Харач О. Г.
проявившийся в возникновении многостороннего конфликта.
Так, преподаватели, чьи лекции и семинары и до введения «новых» установок не проходили в режиме исключительно однонаправленного потока, чьи ориентиры уже давно были созвучны идеям майевтики и коучинга и соответствовали переходу от «управления личностью к управлению процессом ее развития» посредством «диалогических методов общения», «совместного поиска истины, развития через создание воспитывающих ситуаций и разнообразную творческую деятельность» (см. [1]), были недовольны сведением конфигураций, преподносимых как новые, к привычной для них ситуации («Ученого учить — только портить»).
Другие преподаватели, прошедшие с целью заслужить право заниматься этой профессией серьезный путь
аспирантуры, защиты диссертаций, проведения научно-исследовательских работ, имеющие практический опыт, выразили неприятие нивелирования веса мнения обучающего и обучаемого.
Помимо этого все, кого коснулась реформа сферы образования, отметили, что утрированное воплощение новых инструкций приводит к абсурдным ситуациям — регулярному проведению занятий студентами, созданию томов бесполезной документации (описанию «того же самого, только в профиль»), декларированию наличия интерактивности при отсутствии возможности полноценного технического и организационного обеспечения, сохранению размера оплаты труда преподавателей при существенном увеличении нагрузки и пр.
Тем не менее даже непродуманные преобразования могут дать повод для претворения в жизнь чего-либо полезного, если выбрать правильный угол зрения на возникающие проблемы. В этом свете задача сводится к нахождению конструктивных идей в том, что предлагают реформаторы. И автор (преподаватель теории управления — предметов, связанных с изучением различных аспектов и направлений менеджмента), получив список рекомендованных к внедрению подходов к организации учебных занятий, в числе которых были упомянуты: «творческие задания; работа в малых группах; дискуссия; обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры); изучение и закрепление нового материала на интерактивной лекции (лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция, мини-лекция); эвристическая беседа; разработка проекта (метод проектов); использование общественных ресурсов, социальные
проекты и другие внеаудиторные методы обучения, например просмотр и обсуждение видеофильмов, экскурсии, приглашение специалиста, спектакли, выставки; системы дистанционного обучения; обсуждение и разрешение проблем ("мозговой штурм", ПОПС-формула, "дерево решений", "анализ казусов", "переговоры и медиация", "лестницы и змейки"); тренинги; метод кейсов» (см. [1]) — и не обнаружив в нем ничего для себя нового, с одной стороны, испытала облегчение: в следующем отчете будет достаточно описать вполне знакомые формы взаимодействия со студентами, с другой — задумалась о возможной проблеме выбора: какие именно формы представить в качестве «новаторских». Ответ подсказал случай.
На очередном семинаре студенты выступали с презентациями, посвященными представителям различных научных школ менеджмента. Один из докладов был об И. Т. Посошкове, авторе «Книги о скудости и богатстве». Всё шло обычным порядком: краткое жизнеописание, общая характеристика вклада в развитие теории управления деятеля (внимание!) Петровской эпохи. Но на слайде с биографической информацией возникло фото мужчины с бородой и в пиджачной паре. Трудно определить, что именно из этого оказалось наиболее неожиданным — для автора, но не для студентов-слушателей. Они остались невозмутимы. По завершении доклада аудитории был задан вопрос, не смущает ли кого что-либо на этом слайде. После некоторых раздумий два человека предположили: «Мог не понравиться портрет... наверно». После занятия автор отправилась на поиски источников увиденных чудес, которые, разумеется, были найдены — в Интернете (см. [2; 3, слайд 12]).
На эту тему сам же Интернет содержит ироничный комментарий к столь типичному для современности явлению: «Проблема цитат в сети Интернет
заключается в том, что люди безоговорочно верят в их подлинность. — В. И. Ленин».
Иными словами, точно так же, как многие представители предыдущих поколений проявляли безусловное доверие к печатному слову (к напечатанному в газетах), радио и телевидению, у представителей поколений сегодняшних далеко не всегда осознанно формируется завышенный уровень доверия к тем сведениям, которые «нагуглились» (Ы^:// www.google.ru/), нашлись в Википедии (https://ru.wikipedia.org/) и прочих местах быстрого получения справочной информации.
Отсюда очевидно, что при наличии полезных особенностей у всех перечисленных интерактивных форм обучения следует уделить гораздо больше внимания, чем автором предполагалось изначально, такой форме, как лекции с заранее запланированными ошибками (ЛЗЗО). И обусловлено это уже не давлением обстоятельств (необходимостью следовать инструкциям о нововведениях в системе организации образовательного процесса), а тем, что данная форма действительно может способствовать формированию общекультурных компетенций, обозначенных кодами ОК-7 («владеет культурой мышления, способен к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи») и ОК-8 («умеет применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования»).
Таким образом, в контексте компе-тентностного подхода речь идет о том, что студент при подготовке к занятиям (как и впоследствии специалист при исполнении служебных обязанностей)
не должен слепо доверять информации, находящейся в Интернете в первых результатах обработки поисковых запросов, т. е. формирование общекультурных и (косвенно) профессиональных компетенций неразрывно связано с привитием навыков здорового скептицизма и оценки достоверности источника.
Итак, наряду с рекомендацией использовать указанный вид занятий существенно чаще, чем раньше (когда он был скорее особенностью отдельных преподавателей, несколько раз за семестр случайно или умышленно допускавших ошибки в ходе своего повествования (доказательства, демонстрации) и по реакции студентов определявших неозвучиваемые нужные для себя моменты взаимодействия с аудиторией), автор считает важным обратить внимание на следующую его специфику:
— формирование базы материалов (или адресов расположения) требует от преподавателя мониторинга информационного пространства в отличном от работы профессионала режиме, своего рода включения режима «дилетант»;
— в большинстве случаев ЛЗЗО подразумевает проверку только знаний, полученных на предыдущих этапах обучения, так как для отслеживания ошибок в изложении нового материала требуется серьезная подготовка студентов (что в большей части вузов и учебных групп на сегодняшний день встречается довольно редко);
— особенности психологии человека вообще и наблюдаемое количество искажений лекционного материала в частности диктуют необходимость соблюдать меру при обыгрывании ситуаций с неправильными версиями (иначе велика вероятность дезориентирования обучаемых и закрепления неверного варианта).
В связи со всем сказанным выше, по мнению автора, одним из удачных примеров для реализации замысла ЛЗЗО может послужить менеджмент как
интегрирующая дисциплина, предполагающая наличие базовых знаний в области философии, психологии, биологии, социологии, обществознания, истории, информатики, литературы, экономики, математики, иностранных языков и оперирующая информацией, полученной в рамках этих курсов. В этом случае внедрение запланированных ошибок (если речь не идет исключительно о способе
поддержания слушателей в тонусе) видится целесообразным обсуждать на методических межкафедральных (междисциплинарных) совещаниях, в ходе которых формировались бы своего рода эстафеты.
Варианты поступления к обучающимся материала, содержащего ошибки, структурно можно представить в виде схемы (см. рисунок).
Материал с ошибками
X
Найденный студентом самостоятельно
X
По инициативе преподавателя
Внепланово
Расширение базы образцов некорректной информации
Полученный студентом от преподавателя
X
С предупреждением
Без предупреждения
Варианты процесса
Статистика по распространенности ошибок при работе с информацией
Дополнительный эффект
Варианты организации работы с учебным материалом с ошибками
Как видно из схемы, при таком подходе в более корректной форме обеспечивается выполнение критерия паритетности при реализации данной формы интерактивного учебного занятия, так как база потенциальных материалов, содержащих некорректные сведения, формируется силами как преподавателя, так и студента, однако (что важно) профессиональную оценку собранных материалов перед их последующей выдачей производит все-таки преподаватель, т. е. сохраняется смысл статуса учителя, наставника. Наряду с этим автору видится логичным расширить список интерактивных методов тренировки профессиональной бдительности такой зеркальной (с точки зрения исполнителя) формой, как подготовка реферата по тематике с заведомо противоречивой информацией ближайшего доступа. При рассмотрении такой формы работы в рамках курса менеджмента важным обстоятельством выступает ориентированность дисциплины на развитие навыков
коммуникации, т. е. то, что на занятиях по менеджменту происходит не просто подготовка учащимися рефератов (что было описано в примере выше), но и отработка связанных с этим организационных моментов, включая аналитическую и презентационную составляющие.
Предлагается также рассматривать ЛЗЗО как одну из весьма эффективных форм контроля наличия предписанных современными образовательными стандартами общекультурных и профессиональных компетенций.
Литература
1. Документы // Министерство образования и науки Российской Федерации: Сайт. Cop. 2011—2015. URL: Ийр://минобрнауки.рф/доку-менты/ (дата обращения: 19.06.2015).
2. Виртуальная выставка «На заре российской экономической мысли: К 290-летию "Книги о скудости и богатстве" И. Т. Посошкова» // Библиотечно-информационный комплекс Финансового университета при Правительстве Российской Федерации [Электронный ресурс]. 2015. URL: http://www.library.fa.ru/exhib.asp?id=67/ (дата обращения: 19.06.2015).
3. Культура, искусство XVIII в. / Сост. К. Патрикеев // MyShared.ru: Сервис для публикации пользователями своих презентаций в формате PowerPoint (ppt) в сети Интернет. 2013. 17 декабря. URL: http://www.myshared.ru/ slide/724811/ (дата обращения: 19.06.2015).
Харач Оксана Георгиевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента (ЭиМ), заместитель декана факультета (института) экономики, управления и права (ИнЭУП) МИЭТ. E-mail: [email protected]