86
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2009
УДК 378.0
О ЗНАЧЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
© 2009 Гусейнов Р.М., Алиев М.Н., Азизова Л.Р.
Дагестанский государственный педагогический университет
Анализируются специфические особенности экологической науки и экологического образования в плане формирования у населения природоохранного мировоззрения и сохранения природной среды как среды обитания человеческого рода.
The authors of the article analyze specific peculiarities of the ecology and the ecological education in the aspect of the development of the population’s nature protection world outlook and preservation of the environment as the human environment.
Ключевые слова: экологическое образование; природоохранное мировоззрение.
Keywords: ecological education; nature protection world outlook.
Почему из всех естественных наук пристальное внимание уделяется (особенно последние несколько десятилетий) экологии? Ответ на этот вопрос, наверное, содержится в высказывании российского ученого Н. Ф. Реймерса, который утверждал, что «экология - это вершина естествознания (мегаэкология), вокруг которой концентрируются другие научные дисциплины, которые откликаются на актуальные проблемы человечества и угрозу экологического кризиса» [9].
Во-вторых, экологические явления тесно связаны с фундаментальными науками и носят интеграционный, комплексный и сложный характер, что позволяет использовать огромный научный потенциал всех наук (гуманитарных, социальных, технических и естественных) не только для лучшего понимания и раскрытия сути, масштабов и характера экологических проблем современности, но и применять интеллектуальный ресурс, возможности и способности огромной армии ученых и интеллигенции, специалистов, работающих в различных областях науки и производства, для предупреждения экологических катастроф, кризисов и бедствий и сохранения природы для
будущих поколений человечества в хорошем состоянии [1, 2, 6].
В-третьих, экология - это наука, которая носит мировоззренческий характер, причем ученые всех специальностей могут и должны вносить свой вклад в формирование экологического мировоззрения.
Сохраняя природу, мы тем самым сохраняем себя и наше будущее. Экологическое мировоззрение проповедует в первую очередь этот тезис, эту мысль, это благородное желание. Природу нужно и можно использовать, но использование природы должно быть разумным, рациональным, оптимальным, в допустимых рамках и пределах, с учетом законов развития самой природы, ее возможностей к самовозобновлению, репродукции, самоочищению и самоизлечиванию, способностей природы восстановить то, что мы у нее отбираем, из нее изымаем. У природы нужно не только брать, но и возвращать ей долги, заботиться о ней, оказывать ей разумную и посильную помощь, излечивать наносимые ей раны. Это и есть суть экологического мировоззрения, которое должно стать стержнем экологического обра-
Психолого-педагогические науки •••
зования и воспитания населения на всех четырех уровнях его организации (дошкольном, школьном, вузовском и послевузовском). Поэтому можно считать, что экология, экологическая наука и экологическое образование таят в себе огромный творческий, духовный и воспитательный потенциал в плане сохранения природной среды как среды обитания человеческого рода и ноосферы в целом. Речь по существу идет об устойчивости и стабильности развития человеческого общества, которые стали объективным требованием времени. Дело в том, что социально-экономичес-кое развитие общества в течение ХХ столетия было в основном ориентировано на быстрые темпы экономического роста и поэтому нанесло природе огромный и невосполнимый ущерб. Человечество столкнулось с главным противоречием между растущими потребностями общества и ограниченными возможностями биосферы, не способной обеспечивать эти непомерные человеческие потребности и амбиции. Интенсивный путь развития всего человечества стал реально невозможным, поскольку богатства природы и ее возможности самовосста-навливаться оказались небезграничными. Планетарного масштаба воздействие человека на окружающую природную среду оказало разрушительное влияние на биосферу и человека, возникла реальная угроза жизненно важным интересам будущих поколений.
Улучшение качества жизни людей должно обеспечиваться в тех пределах хозяйственной емкости биосферы, которые не приводят к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды. Нельзя перейти к устойчивому развитию общества, если у людей сохраняется безответственное и пренебрежительное отношение к окружающей природной среде, если мы не обеспечим экологическую безопасность не только своей страны, но и глобальную экологическую безопасность. При этом экологическую безопасность необходимо рассматривать как важный системный элемент в общей системе госу-
87
дарственной безопасности, разноуровневыми элементами которой являются конституционная, оборонная, экономическая, политическая и информационная безопасности. В идеале система экологической безопасности должна иметь глобальный (общепланетарный) характер. И документы конференции в Рио-де-Жанейро (1992 г.) являются шагами именно в этом направлении [3, 4].
Экологическая доктрина России (2001 г.) также будет способствовать гармонизации взаимодействия человека и природы, формированию сферы разума (ноосферы, по В. И. Вернадскому), когда мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей природной средой. Кроме того, экологическая доктрина России позволит использовать и приумножать потенциал экологов, идеи которых оказались бы востребованы обществом и государством. Экологическая доктрина станет социальным фактором, консолидирующим российское общество для охраны окружающей среды и снижения рисков глобальных технических и антропогенных катастроф; она призвана определить экологические ориентиры экономического развития страны на длительную перспективу.
Оптимизация отношений в системе «человек - окружающая природная среда» должна быть основана только на знаниях развития окружающей природной среды, с одной стороны, а с другой - на знаниях развития самого человеческого общества. В этом заключается суть социальной или политической экологии как науки.
Глобальный, общечеловеческий характер экологического образования впервые был подчеркнут в программе «Человек и биосфера», принятой в 1968 году в Париже Межправительственной конференцией ЮНЕСКО по рациональному использованию и охране ресурсов биосферы. Первая Межправительственная конференция по образованию в области окружающей среды, созванная ЮНЕСКО совместно с ЮНЕП (Программа ООН по
88
Известия ДГПУ, №4, 2009
окружающей среде) в 1977 году в Тбилиси, приняла всеобъемлющую стратегию развития образования в области окружающей среды на национальном уровне и выработала более 40 конкретных рекомендаций по совершенствованию экологического (природоохранного) просвещения применительно к разным стадиям образования и разным категориям и группам населения [12]. Международное сотрудничество в области экологического образования было продолжено в Найроби (1982 г.) и в Москве (1987 г.).
Стратегической задачей ЮНЕСКО считает создание глобальной сети образования, а важным фактором решения экологических проблем, как полагает Ф. Майор, генеральный директор ЮНЕСКО в те годы, должно стать глобальное воспитание, которое предусматривает постановку экологических вопросов в центр всех учебных программ, начиная с детских дошкольных учреждений и кончая вузами, подготовкой учителей и управленческого аппарата. Кроме того, ЮНЕСКО призывает к интеграции всеобщего и экологического образования. Таким образом, понимание универсальной значимости экологического образования в обществе сложилось еще в 70-80-е годы прошлого столетия [12].
Главное назначение экологического образования - это, прежде всего, формирование у населения экологического сознания и экологического мировоззрения, и эта важнейшая задача должна быть возложена на главного и основного носителя коллективного интеллекта, то есть на интеллигенцию.
Ныне человечество ясно осознает, что этика отношения человека к природе так же важна, как и этика социальных отношений. Экологическое образование и воспитание должны способствовать формированию у всех граждан страны активной, экологически нравственной жизненной позиции. Уважительному отношению к природе необходимо учить всех - малышей, школьников, студентов, бизнесменов, домохозяек, президентов различных холдингов и компаний, мэров малых и больших городов и губернаторов, как это ус-
пешно осуществляют в Японии, где экологическое мышление стало частью этических воззрений всей нации. Нам, россиянам, необходимо воспользоваться положительным опытом работы по охране природы таких стран, как Япония и США, в которых три четверти населения готовы поступиться своими собственными интересами, если это поможет улучшить состояние окружающей среды.
Мероприятия по охране природы, если их организовывать и проводить грамотно, со знанием дела, помогут, может быть, существенно не улучшить, но хотя бы сохранить на нынешнем уровне качество окружающей среды. Если же не делать ничего в этом направлении, то, по мнению многих специалистов, к 20302050 гг. экологическая ситуация в мире станет уже необратимой и следует ожидать полную деградацию окружающей среды нашей планеты.
В 2002 году в России принят закон «Об охране окружающей среды». Его 13 раздел посвящен экологическому воспитанию, образованию и формированию экологической культуры. В этом законе в целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов утверждается система всеобщего комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного, школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации с использованием средств массовой информации. Более того, законом предусмотрено, что руководители всех рангов и должностные лица, а также рядовые граждане, связанные с деятельностью, оказывающей вредное воздействие на окружающую природную среду и здоровье человека на территории РФ, обязаны иметь необходимую экологическую подготовку, которая учитывается при их назначении на эту должность, при их аттестации и переаттестации.
В экологическом образовании принято выделять три уровня: 1) когнитивный или познавательный; 2) аф-
Психолого-педагогические науки •••
фективный или эмоциональный; 3) конативный или деятельный. Суть первого сводится к следующему: формирование системы знаний о взаимоотношениях человека и природы, понимания, что человек не господин, не царь природы, а только часть и дитя природы, продукт ее эволюции. Суть второго - к формированию системы экологических ценностей, эмоционального, ответственного, бережного, любовного отношения к природе и человеку как части природы (аффективный или эмоциональный уровень). Третьего -к формированию деятельного подхода к защите, охране и восстановлению природы в соответствии с принципом «мыслить глобально, действовать локально» [12].
Под экологическим мышлением понимают «систему взглядов на использование природных ресурсов с позиции гармонического взаимодействия живых организмов (включая человека) со средой обитания» [11]. Основой экологического мышления, по мнению этих же авторов, должен быть экологический императив, то есть «ясное понимание экологических проблем и убежденность в личной ответственности каждого за состояние и будущее биосферы и человечества как ее части. Составной частью экологического императива является признание необходимости устойчивого развития». Сказано, на наш взгляд, предельно ясно и лаконично. Полностью соглашаясь с данным определением, мы хотим изложить свое видение некоторых аспектов проблемы, представить более или менее развернутый план мероприятий, заслуживающих, как нам кажется, серьезного внимания в решении данного вопроса.
Работа по воспитанию рационального экологического мышления у подавляющей части населения страны должна, по нашему мнению, включать следующие мероприятия и преследовать следующие цели:
1) прививать всему населению (начиная с детей дошкольного возраста) любовь и бережное отношение к природе, которая является главным источником жизни и существования людей;
89
2) объяснять, что природа является хранителем всех видов ресурсов на Земле (сырьевых, энергетических, рекреационных, духовных и эстетических) и поэтому должна использоваться разумно и экономно;
3) пояснять, что человек является только частью (наиболее разумной, высокоинтеллектуальной и высокоорганизованной) природы и поэтому должен жить в гармонии с ней, в полном согласии с законами, по которым развивается сама природа;
4) помнить постоянно, что у природы не только нужно брать, но и необходимо возвращать ей долги;
5) не забывать, что «за каждую мнимую победу над природой она долго будет мстить людям» (Галилей), подтверждением чему являются горькие последствия осушения болот, вырубки лесов, обмеление Арала и др.;
6) формировать у людей экологическую культуру, которая должна быть обязательным компонентом общечеловеческой культуры;
7) показывать, что продолжительность жизни человека зависит не только от высокого уровня цивилизации, но и высокого уровня чистоты окружающей среды;
8) осуществлять курс на экологизацию образования и воспитания и всех видов современного производства товаров;
9) использовать воспитательный ресурс экологии как школьного предмета, обладающего уникальной особенностью, заключающейся в отсутствии какой бы то ни было идеологической догматики [5];
10) иметь в виду, что экологические катастрофы обусловлены, прежде всего, нехваткой экологических знаний в обращении с природой и вовсе не являются неизбежными следствиями или издержками индустриализации и человеческой цивилизации;
11) убеждать и осознавать, что губить природу, загрязнять ее, наносить природе ущерб и раны так же аморально, как и наносить ущерб здоровью другого человека;
12) убеждать, что только высокоэкологичное и высокотехнологичное производство является одновремен-
90
но и высокоэкономичным и высокоэстетичным;
13) иметь в виду, что ассимиляционная емкость природы не безгранична;
14) формировать любовь и бережное отношение к природе, которые должны стать внутренним убеждением человека;
15) применять в процессе экологического воспитания и образования произведения искусства, воспевающие красоту природы родного края.
Таким образом, экология с учетом ее огромного духовного и культурного потенциала, воспитательного ресурса должна и может стать важной составляющей общего образования и воспитания всего населения.
И если на территории каждого государства наберется достаточное количество людей (назовем это «критической массой» или оптимальным числом), экологически грамотно рассуждающих, экологически
••• Известия ДГПУ, №4, 2009
грамотно руководящих и действующих, то экологические бедствия, кризисы, а тем более экологические катастрофы можно предупредить или избежать. Зная причины и последствия глобального потепления климата Земли, загрязнения Мирового океана, разрушения озонового экрана над Землей, закисления природной среды, экологически образованные люди обязательно смогут принять правильные, оптимально приемлемые решения. Думаем, что разум в таком случае возьмет верх над остальными доводами, какими бы благородными они ни казались на первый взгляд, потому что жить только ради обогащения или всевозрастающего удовлетворения своих потребностей не может быть самоцелью для человека, тем более - хищнически и без оглядки на завтрашний день для этого эксплуатировать природу, оставляя грязную и отравленную Землю будущим поколениям людей.
Примечания
1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Основы экоразвития. М., 1994. 2. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. М. : ЮНИТИ, 1999. 3. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М., 2000. 4. Данилов-Данильян В.И., Залиханов М.Ч., Лосев К.С. Экологическая безопасность: общие принципы и российский аспект. М., 2001. 5. Ермолов В. Школа: Год без экологии // Экология и жизнь. 2002. №6(29). С. 30. 6. Косыгин Ю.А. Среда обитания: Размышления об экологии, человеке и ноосфере. Хабаровск, 1990. 92 с. 7. Косыгин Ю.А. Человек. Земля. Вселенная. М., 1995. 8. Майор Ф. Воспитание - сверхзадача: обращение к глобальному форуму по защите окружающей среды и развитию. М., 1990. 9. Реймерс Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы). М. : Россия молодая, 1991. С. 367. 10. Степановских А.С. Общая экология. М. : ЮНИТИ, 2000. 11. Федоров М.П., Шилин М.Б., Гамаюнов К.К. Концепция экологического образования в Санкт-Петербургском государственном техническом университете // Экология и жизнь. 2002. №6(29). С. 31-35. 12. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. М. : Центр «Академия», 2002. 480 с.
Статья поступила в редакцию 30.11.2009 г.
УДК 51(07)
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ВКЛЮЧЕНИЯ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
© 2009 Исмаилова З.Н.