О зарубежной практике социальной работы по профориентации несовершеннолетних осужденных
А.В. БАРЫШЕВА - преподаватель кафедры социальной работы в уголовно-исполнительной системе ВИПЭ ФСИН России
В статье анализируется опыт социальной работы по профориентации несовершеннолетних в исправительных учреждениях Швейцарии, основные тенденции профориентации несовершеннолетних осужденных на современном этапе в России.
Ключевые слова: несовершеннолетние осужденные; социальная работа; профориентация; ресоциализация; исправительные учреждения для несовершеннолетних Швейцарии.
About the foreign practice of social work in the field of career-guidance among young offenders
A.V. BARYSHEVA - lecturer of the department of social work in the penal system, Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary System of Russia
The author studies the social work experience in the field of career-guidance among young offenders in some correctional establishments for juveniles in Switzerland and the main career-guidance tendencies among young offenders in a present-day stage in Russia.
Key words: young offenders; social work; career-guidance; re-socialization; correctional establishments for juveniles in Switzerland.
Содействие в профессиональном само- них осужденных. Представляется, что ее ка-определении является одной из базовых чественное решение возможно только в том проблем социализации несовершеннолет- случае, если деятельность всех субъектов
профессиональной ориентации будет систематической, грамотно спланированной, максимально интегрированной и согласованной.
В современных условиях профориентационные задачи решаются различными учреждениями, в том числе исправительными, хотя собственно профориентационной деятельностью последние не занимаются. Соответственно, принципы, содержание и функции профориентации в них отличаются от традиционных. Если раньше она была ориентирована на приведение жизненных планов молодежи в соответствие с потребностями общества в кадрах определенного уровня и направлениями подготовки1, сегодня профессиональная ориентация становится особой формой социальной поддержки молодежи2, направлением социальной работы.
В условиях ВК основной функцией профессиональной ориентации, на наш взгляд, является усиление субъектной позиции воспитанников. Субъектность при этом достигается за счет усиления мотивации к самостоятельному выбору, повышения информированности и формирования адекватной самооценки и умения делать самостоятельный ответственный выбор. Это особенно важно, так как несовершеннолетних осужденных, по данным проведенного нами ис-следования3, отличают следующие характеристики с точки зрения профессионального самоопределения.
Опрошенные респонденты обладают общими представлениями о профессиональном мире (90%), представляют пути получения профессии (87%), при этом их знания не всегда отвечают актуальной социальной ситуации: только 73% информированы о профессиях, наиболее востребованных по их месту жительства. Для большинства опрошенных (91%) труд значим, при этом 81% опрошенных испытывает интерес к конкретному виду профессиональной деятельности. Правда, следует отметить, что только 36% опрошенных действительно желали бы трудиться, приобретая, таким образом, необходимые средства к существованию. Именно этим, наверное, объясняются попытки получения профессии и приобретения необходимых специальных профессиональных знаний и умений 68% опрошенных. Только 80% обладают некоторым опытом профессионального самоопределения: они пытались сопоставить имеющиеся способности с требованиями конкретных видов профессиональной деятельности.
Указанные особенности можно было бы оценить положительно, если не учитывать средний возраст несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательной колонии (16-17 лет). В этом возрасте несовершеннолетний уже должен профессионально самоопределиться, так как созданная в России система образования требует от учащегося совершить выбор либо профиля образования в средней школе, либо направления профессионального образования. Нахождение в пределах исправительного учреждения не позволяет несовершеннолетнему прибегнуть к услугам специалистов и учреждений, предоставляющих профориентационные услуги. На профессиональное самоопределение влияют и личностные социально-психологические особенности4.
Без их учета социальная работа по профориентации не будет результативной.
Вместе с тем анализ пенитенциарной профориентационной практики позволил выявить:
- эпизодичность данного направления работы в большинстве ВК;
- отсутствие закрепления профориентационного направления деятельности в должностных обязанностях конкретного сотрудника;
- неадаптированность методического инструментария, используемого сотрудниками ВК в профориентации, к условиям исправительного учреждения для несовершеннолетних осужденных.
На современном этапе решить подобные проблемы, на наш взгляд, возможно в том числе посредством внедрения зарубежного опыта социальной работы по профориентации несовершеннолетних осужденных. Рассмотрим подробнее опыт Швейцарии в данной области.
В учреждении «AH Basel», оказывающем стационарную помощь по установлению вины, поддержке и развитию несовершеннолетних мужского пола в остром кризисе, учебно-воспитательный процесс организован следующим образом: в первой половине дня одну неделю первая группа подростков посещает занятия в школе, вторая группа в это время занимается в мастерской, на следующей неделе группы меняются. Применение подобного опыта организации учебновоспитательного процесса, на наш взгляд, актуально в условиях создания ИУ нового типа для несовершеннолетних. Такой подход позволит реализовать принцип сепарации осужденных - «осуществление раздельного содержания осужденных с учетом тяжести
совершенного преступления и криминологической характеристики осужденного; изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психологопедагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе; разработка форм проведения воспитательной работы, организации образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания»5.
В «AH Basel» каждый подросток проходит тест на пригодность к школе. Если уровень его образования не соответствует возрасту, он получает материалы и еженедельно работает с педагогом (раз в неделю проходят встречи, в ходе которых подросток отчитывается о проделанной работе и получает следующее задание). В рамках учебных занятий осваивается школьная программа, но аттестат об образовании ввиду непродолжительности обучения учреждение выдать не может.
В мастерских несовершеннолетние производят различную продукцию (скворечники, органайзеры, подсвечники, сувениры и др.), все изготавливается на заказ. У учреждения есть свой сайт, на котором размещены фотографии с образцами продукции. Каждый желающий может оставить заявку на тот или иной вид продукции. Кроме того, у подростков есть возможность, используя оборудование, имеющееся в мастерской, изготовить предметы для личного пользования, которые они впоследствии могут забрать с собой (например, сноуборд). Все средства, полученные от продажи продукции, переводятся на общий счет учреждения. «AH Basel» поддерживает контакты с учебными заведениями и предприятиями различных профилей. Цель взаимодействия
- создание условий для приобретения несовершеннолетними опыта работы по различным профессиям и обучения на предприятиях. Так, введена практика организации стажировок несовершеннолетних по профилю профессии не только в мастерских учреждения, но и на базе производственных предприятий кантона, где возможно последующее трудоустройство.
Специалисты Центра исполнения принудительных мер наказания «Uitikon» особое внимание уделяют организации профессионального обучения несовершеннолетних, считая необходимыми регулярные контакты с профессиональными школами, объединениями и курсами.
Профессиональное образование в центре организуется согласно кантональным
образовательным уставам различных профессиональных объединений, подчиняющихся федеральному ведомству профессионального образования и технологий6, - так осуществляется регулирование и контроль за социальной работой по профориентации несовершеннолетних осужденных, что свидетельствует о заинтересованности государства в качественном содействии профессиональному самоопределению несовершеннолетних, совершивших преступление и отбывающих наказание в виде лишения свободы. В отечественной практике, к сожалению, такое подчинение отсутствует, что отражается на качестве организации деятельности сотрудников ВК в данном направлении.
Процесс профессионального обучения каждого несовершеннолетнего осужденного в условиях центра включает два направления: индивидуализированное
общеобразовательное обучение и специализированное профобучение, осуществляемое сотрудниками учебно-производственных предприятий.
Содержание профессионального образования в центре составляет передача профессиональных знаний и ремесленных навыков, формирование профессиональной идентичности осужденных. Созданы все условия для получения аттестата об образовании, что является существенной предпосылкой для успешной (ре)интеграции в общество.
Профессиональное и школьное образование - центральное средство интеграции несовершеннолетнего преступника в трудовой процесс, а также его ресоциализации. В учебно-производственных мастерских обучаются несовершеннолетние под руководством опытных учителей-наставников. Специалисты центра пытаются приобщить подростков к труду, привить интерес к профессиональному образованию. Под руководством высококвалифицированного персонала организуются различные этапы образования в соответствии с возможностями несовершеннолетних и выбираются программы обучения от восстановления знаний школьного курса до профессионального образования согласно индивидуально разработанным планам (такой подход был бы логичным и для отечественной пенитенциарной практики, основанной на принципах индивидуального социального сопровождения).
Работа педагогического коллектива школы (как в закрытом, так и в открытом отделениях) также ориентирована на определение
способностей к обучению несовершеннолетних преступников. Посредством применения различных тестов определяются личные ресурсы каждого. Обучение в школе призвано создать предпосылки, наиболее благоприятные для дальнейшего профессионального продвижения.
Переходу несовершеннолетнего к этапу специализированного профессионального обучения предшествует совместное с учителем оценивание проведенной работы и составление отчета. Это формирует субъектную позицию осужденного, вовлекает его в процесс осознанного формирования профессиональной и жизненной перспективы.
В качестве целей работы учебно-производственных предприятий (в закрытом и полуоткрытом отделении центра) ставятся и выявление уже имеющихся у несовершеннолетних осужденных профессиональных навыков, и формирование новых. Это должно, по мнению специалистов, облегчить им последующее получение профессионального образования.
Подростки, находящиеся в учреждении, могут получить профессиональное образование в следующих сферах: автосервис, садоводство и огородничество, домоводство, кулинария, сельское хозяйство, живопись (роспись), металлообработка, столярное дело и технические службы. Такой перечень оптимален и достаточен. Успешному освоению профессий способствует качественное оснащение мастерских современным оборудованием и полным комплексом технических средств. Выполнение стандартизированных работ в учебно-производственных предприятиях закрытого и полуоткрытого отделений позволяет выявить профессиональные склонности и способности несовершеннолетнего.
Преподаватели стремятся создать оптимальную учебную атмосферу. Программа обучения в центре достаточна разнообразна. Выбор продукции приближен к реальности и учитывает ситуацию на рынке7.
Молодежное учреждение «Schenkung Dapples» - это открытое учреждение, осуществляющее оказание помощи молодым людям мужского пола в возрасте от 16 до 22 лет, имеющим трудности в личностном и социальном развитии, с минимальными готовностью, ресурсами и мотивацией к изменению своего образа жизни, а также надзор и содержание. Чтобы пройти полный курс обучения или введения в профессию, осужденным необходима определенная мотивация, уровень образования и умение об-
щаться. Учреждение должно сознательно и планомерно учитывать потребности и поведенческие трудности молодых людей в организации их повседневной жизни8.
В учреждении установлены различные формы проживания, имеются собственная профессиональная школа (то же, что профу-чилище) и четыре учебно-производственных предприятия - столярная, механическая, малярная мастерские, а также мастерская профессионального тренинга и профориентации для проведения занятий по профориентации и подготовке к будущей профессии.
Получение профессионального образования в учреждении осуществляется на базе собственного профучилища (что характерно и для отечественных ИУ), где молодые люди получают индивидуальное обучение и восполняют пробелы в школьных знаниях. Здесь преподаватели для каждого ученика составляют на семестр индивидуальный учебный план, в котором определены цели и конкретные подходы. Каждые полгода эти планы корректируются. Таким образом, с одной стороны, формулируются меры помощи осужденному в достижении необходимого образовательного уровня, а с другой
- определяются направления дальнейшего совершенствования практики профессионального обучения в условиях учреждения.
В мастерской профессионального тренинга и профориентации молодые люди готовятся к получению профессионального образования: учатся организовывать свой рабочий день в профессии, определяются с выбором профессии через систему профессиональных проб (им предлагаются работы с различными материалами в сопровождении профессионального консультанта). В советской практике профориентационной работы метод профессиональных проб использовался активно, современные рыночные условия и отсутствие самих институтов профессионального ориентирования (служб, консультаций, центров и др.) практически исключили возможность содействия профессиональному выбору в такой форме. Хотя, на наш взгляд, именно наличие возможности проверить свои способности в конкретном виде деятельности способствует качественному выбору профессии и делает эту работу привлекательной даже для лиц с криминальным опытом.
Учебные мастерские «Schenkung Dap-ples» - это самостоятельные и построенные на принципах рыночной торговли производственные предприятия, выполняющие заказы частных лиц, государства и промыш-
ленности. Именно поэтому осужденные во время обучения профессии сталкиваются с такими требованиями экономики, как успех, точность, надежность и соответствующее поведение на рабочем месте.
Таким образом, в учреждении формируется особая терапевтическая среда, в которой молодой человек, совершивший преступление, получает максимально возможную помощь не только в профессиональном самоопределении, но и в решении актуальных жизненных проблем.
В каждом из учреждений фактически создана авторская модель содействия профессиональному самоопределению несовершеннолетних осужденных, основан-
В примечания
1 См.: Поляков В.А., Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение молодежи // Педагогика. 1993. № 5. С. 20-25.
2 См.: Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников / Под ред. С.Н. Чистяковой. М., 2004.
3 Исследование проводилось в 2010-2012 гг. на базе 7 учреждений, опрошены 150 несовершеннолетних осужденных.
4 См.: Барышева А.В. Особенности профессионального самоопределения несовершеннолетних осужденных // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2010. № 11. С. 47-50.
5 Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 г № 1772-р).
6 См.: Формы и методы работы уголовно-исполнительной системы, правоохранительных органов, государственных и общественных организаций с несовершеннолетними: пути их совершенствования: Материалы междунар. круглого стола экспертов российско-швейцарского проекта. М., 2010.
7 См.: Там же.
8 См.: JugendheimSchenkung Dapples. Konzept.J.MGller-Brockmann, Schenkung Dapples, 2002.
ная на преобразовании ИУ в площадку для освоения молодым человеком специальных профессиональных знаний, трудовых функций, приобретения профессионального опыта. Такой подход в пенитенциарной практике позволяет обеспечить успешное профессиональное самоопределение несовершеннолетних осужденных, с одной стороны, и их успешную ресоциализацию -с другой.
В условиях отечественного реформирования учреждений для несовершеннолетних осужденных изучение опыта подобных учреждений и внедрение его в массовую практику следует рассматривать как один из источников инноваций.
1 Sm.: Poljakov V.A., Chistjakova S.N. Professional'noe samoopredelenie molodezhi // Pedagogika. 1993. № 5. S. 20-25.
2 Sm.: Pedagogicheskaja podderzhka professional'nogo samoopredelenija starsheklassnikov / Pod red. S.N. Chistjakovoj. M., 2004.
3 Issledovanie provodilos' v 2010-2012 gg. na baze 7 uchrezhdenij, oprosheny 150 nesovershennoletnih osuzhdennyh.
4 Sm.: Barysheva A.V. Osobennosti professional'nogo samoopredelenija nesovershennoletnih osuzhdennyh // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2010. № 11. S. 47-50.
5 Koncepcija razvitija ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii do 2020 g. (utv. rasporjazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 14.10.2010 g. № 1772-r).
6 Sm.: Formy i metody raboty ugolovno-ispolnitel'noj sistemy, pravoohranitel'nyh organov, gosudarstvennyh i obwestvennyh organizacij s nesovershennoletnimi: puti ih sovershenstvovanija: Materialy mezhdunar. kruglogo stola jekspertov rossijsko-shvejcarskogo proekta. M., 2010.
7 Sm.: Tam zhe.
8 Sm.: JugendheimSchenkung Dapples. Konzept.J.MGller-Brockmann, Schenkung Dapples, 2002.