УДК 343.9 ББК 67.7
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10479
О ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ОГРАНИЧИВАЮЩИХ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН
Виктор Николаевич ОМЕЛИН, главный научный сотрудник ФКУ «НИИ ФСИН России», доктор юридических наук, профессор E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.12 - криминалистика; судебно-экспертная деятельность;
оперативно-розыскная деятельность
Аннотация. В статье на основе анализа Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» рассматриваются правовые позиции, касающиеся проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность; оперативно-розыскные мероприятия, ограничивающие конституционные права граждан; условия проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Annotation. On the basis of the analysis of the Federal law «On operational-search activity» the article considers the legal positions on carrying out operational-search actions limiting the constitutional rights of citizens.
Keywords: operational-search activity; operational-search activities that limit the constitutional rights of citizens; the conditions of operational-search activities.
Изучение теоретических вопросов правового регулирования условий проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), ограничивающих конституционные права граждан, весьма актуально.
Представляется, что статьи 8, 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ФЗ об ОРД), регламентирующие порядок ее проведения, не в полной мере отвечают современным потребностям и нуждаются в совершенствовании.
Правовое ограничение конституционных прав граждан должно быть таким, чтобы, с одной стороны, оно не препятствовало оперативно-розыскным мерам по борьбе с преступностью, а, с другой стороны, не допускало незаконного или необоснованного ограничения указанного права.
ФЗ об ОРД предусматривает следующие условия проведения оперативно-розыскных ме-
роприятий, ограничивающих конституционные права граждан, в обычном порядке:
1) наличие судебного решения для начала (ч. 2 ст. 8) и продления указанных оперативно-розыскных мероприятий (см. ч. 5 ст. 9);
2) наличие специальной информации (ч. 2 ст. 8);
3) наличие документально оформленного мотивированного постановления о проведении указанных оперативно-розыскных мероприятий соответствующим руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (ОРД) (ч. 2 ст. 9);
4) проведение оперативно-розыскных мероприятий с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи с использованием оперативно-технических сил и средств органов фе-
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019
деральной службы безопасности, органов внутренних дел (ч. 4 ст. 6);
5) прослушивание телефонных и иных переговоров только по преступлениям средней тяжести, тяжким и особо тяжким преступлениям в отношении определенной категории лиц (ч. 4 ст. 8);
6) запрет на проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, по основаниям, предусмотренным пунктами 1—4 и 6 ч. 2 ст. 7 (ч. 9 ст. 8), в целях оперативно-проверочной работы.
В литературе высказано мнение, согласно которому «не только начало производства отдельных оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, [следует] осуществлять на основании судебной санкции, а ход этих мероприятий осуществлять под прокурорским надзором, но и заканчивать их с осуществлением определенной формы судебного контроля и прокурорского надзора» [1, с. 10].
Думается, что такой подход является дискуссионным. Представляется, что реализация указанных предложений отрицательно скажется на оперативности проведения указанных оперативно-розыскных мероприятий, особенно в случаях, которые не терпят отлагательства, а также при возникновении угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц (части 3 и 5 ст. 8 ФЗ об ОРД).
Более целесообразным следует признать существующую процедуру получения судебного решения на проведение оперативно-розыскных мероприятий на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД. Тот факт, что решение принимается независимым и беспристрастным судьей, является гарантией осуществления конституционного принципа охраны личной жизни граждан. В то же время данное обстоятельство не лишает уполномоченного прокурора права и обязанности осуществлять надзор за проведением оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан.
Анализ ст. 9 ФЗ об ОРД дает основание сделать вывод о том, что в данной статье недостаточно полно определена процедура судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий (не указано, кто участвует в судебном заседании, в каком порядке они проводятся, допускается ли учас-
тие в судебном заседании лица, ходатайствующего о проведении оперативно-розыскных мероприятий).
Представляется, что с согласия судьи при рассмотрении материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий могут участвовать и давать пояснения руководители органа, осуществляющего ОРД, имеющие право подписи указанных выше постановлений.
Поэтому, по нашему мнению, по аналогии с ч. 3 ст. 165 УПК РФ целесообразно внести в ст. 9 ФЗ об ОРД правовую норму, которая предоставляла бы право участвовать в судебном заседании указанным руководителям.
Еще один круг вопросов возникает при исчислении сроков проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан.
В части 5 ст. 9 ФЗ об ОРД говорится: «Срок действия вынесенного судьей постановления исчисляется в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. При этом течение срока не прерывается. При необходимости продления срока судья выносит судебное решение на основании вновь представленных материалов».
При применении этого положения практическим работникам зачастую не понятно, с какого времени считать начало проведения оперативно-розыскного мероприятия — с момента вынесения судьей постановления или с его фактического осуществления. Однозначно ответить на эти вопросы нельзя.
С учетом имеющейся в настоящее время позиции Верховного Суда РФ [2] начало проведения рассматриваемых оперативно-розыскных мероприятий необходимо исчислять с момента вынесения судьей соответствующего решения, и никак не иначе.
Касаясь условий проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, в обычном порядке, следует обратить внимание еще на одну проблему.
В статье 2 ФЗ об ОРД «Задачи оперативно-розыскной деятельности» отдельно выделена задача розыска без вести пропавших лиц. Проблемы безвестного исчезновения граждан стали частью проблемы борьбы с насильственными видами преступлений, в особенности с наиболее тяжкими преступными посягательствами — похищениями человека, убийствами и др.
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019
Выполнение этой задачи реализуется путем проведения оперативно-розыскных мероприятий, основанием для проведения которых являются ставшие известными органам, осуществляющим ОРД, сведения, в том числе о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов (подп. 4 п. 2 ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД).
Вместе с тем, по смыслу ст. 8 ФЗ об ОРД, проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также право на неприкосновенность жилища, недопустимо при наличии информации или сведений о без вести пропавшем.
Таким образом, отсутствие в ст. 8 ФЗ об ОРД регламентирующих предписаний по указанному вопросу ограничивает оперативные подразделения в проведении всего комплекса оперативно-розыскных мероприятий при решении задач розыска указанной категории лиц.
В плане совершенствования розыска указанной категории лиц мы разделяем предложение Д.А. Гриневой о дополнении ст. 8 ФЗ об ОРД предписанием, позволяющим осуществлять весь комплекс оперативно-розыскных мероприятий
при розыске лиц, пропавших без вести при криминальных обстоятельствах, в том числе затрагивающих конституционные права и свободы граждан, дополнив ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД подп. 3 в следующей редакции:
«3. О лицах, пропавших без вести при криминальных обстоятельствах» [2, с. 48].
Библиографический список
1. Городилов А.А. Права и свободы личности в оперативно-розыскной деятельности и меры прокурорского надзора за их соблюдением: Ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. Калининград, 2006.
2. Гринева Д.А Розыск без вести пропавших лиц (правовой, оперативно-розыскной и криминалистический аспекты): Дис. ... канд. юрид. наук. Калининград, 2006.
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.1993 г. № 13 «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации» // Бюллетень ВС РФ. 1994. № 3.
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019