Научная статья на тему 'О задачах экономики в современной России (попытка философского осмысления)'

О задачах экономики в современной России (попытка философского осмысления) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономика потребления и прибыли / духовные основы общества / субстантивированность экономики / всестороннее развитие человека / философия хозяйства / the economics of consumption and profit / the spiritual foundations of society / the substantiation of the economy / the comprehensive development of man / the philosophy of economy

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Журавлева С. М.

Экономическое и технологическое развитие регионов России декларируется как приоритетное направление внутренней политики на сегодняшний день, доминируя над программами социального, культурно-образовательного и в целом духовного развития граждан. Этот выбор приоритетов в региональном развитии должен обусловливаться ясной и определенной социальной целью и целостной картиной будущего России, сложенной из четких антропологических, культурных и экологических перспектив. На сегодняшний день в программах развития регионов России употребляются расплывчатые формулировки о конкурентоспособности страны, достатке и успешности граждан. В статье объясняется неадекватность таких формулировок онтологической природе общества и человека, проявляющейся в единстве материального и духовного аспектов. Как следствие, утверждается иррациональность современной экономики в целом и даются критерии рационального хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the tasks of the economy in modern Russia (an attempt of philosophical reflection)

The economic and technological development of the regions of Russia is declared as a priority direction of domestic policy today, dominating the programs of social, cultural, educational and, generally, spiritual development of citizens. This choice of priorities in regional development should be determined by a clear and definite social goal and a holistic picture of the future of Russia, composed of clear anthropological, cultural and environmental perspectives. Today no one has such a clear picture of the future of Russia — neither officials, nor philosophers, nor even ordinary citizens, therefore vague formulations about the competitiveness of the country, prosperity and success of citizens are used in the development programs of the regions of Russia. The article explains the inadequacy of such formulations to the ontological nature of society and man, manifested in the unity of material and spiritual aspects. As a result, the irrationality of the modern economy as a whole is asserted and criteria for rational management are given.

Текст научной работы на тему «О задачах экономики в современной России (попытка философского осмысления)»

Для цитирования: Журавлева С.М. О задачах экономики в современной России (попытка философского осмысления) // Grand Altai Research & Education — Выпуск 2 (22)'2024 (DOI: 10.25712/ASTU.2410-485X.2024.02) — EDN: https://elibrary.ru/JYTXNE

УДК 303.01 : 304.2 JELcodes: Z00

ORCID 0000-0002-8370-7604

О задачах экономики в современной России (попытка философского осмысления)

С.М. Журавлева1

1 ФГБОУ ВО Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова,

г.Барнаул, 656038, Россия E-mail: jurav27@yandex.ru

Аннотация. Экономическое и технологическое развитие регионов России декларируется как приоритетное направление внутренней политики на сегодняшний день, доминируя над программами социального, культурно-образовательного и в целом духовного развития граждан. Этот выбор приоритетов в региональном развитии должен обусловливаться ясной и определенной социальной целью и целостной картиной будущего России, сложенной из четких антропологических, культурных и экологических перспектив. На сегодняшний день в программах развития регионов России употребляются расплывчатые формулировки о конкурентоспособности страны, достатке и успешности граждан. В статье объясняется неадекватность таких формулировок онтологической природе общества и человека, проявляющейся в единстве материального и духовного аспектов. Как следствие, утверждается иррациональность современной экономики в целом и даются критерии рационального хозяйствования.

Ключевые слова: экономика потребления и прибыли, духовные основы общества, субстантивированность экономики, всестороннее развитие человека, философия хозяйства

For citation-. Zhuravleva S.M. About the tasks of the economy in modern Russia (an attempt of philosophical reflection) // Grand Altai Research & Education — Issue 2 (22)'2024 (DOI. 10.25712/ASTU.2410-485X.2024.02) — EDN. https://elibrary.ru/JYTXNE

UDK 303.01 : 304.2 JEL: Q16. Q17, Q18 ORCID 0000-0002-8370-7604

About the tasks of the economy in modern Russia

(an attempt of philosophical reflection)

S.M. Zhuravleva1

1 Altai State Agricultural University, Barnaul, Russian Federation E-mail: jurav27@yandex.ru

Abstract. The economic and technological development of the regions of Russia is declared as a priority direction of domestic policy today, dominating the programs of social, cultural, educational and, generally, spiritual development of citizens. This choice of priorities in regional development should be determined by a clear and definite social goal and a holistic picture of the future of Russia, composed of clear anthropological, cultural and environmental perspectives. Today no one has such a clear picture of the future of Russia — neither officials, nor philosophers, nor even ordinary citizens, therefore vague formulations about the competitiveness of the country, prosperity and success of citizens are used in the development programs of the regions of Russia. The article explains the inadequacy of such formulations to the ontological nature of society and man, manifested in the unity of material and spiritual aspects. As a result, the irrationality of the modern economy as a whole is asserted and criteria for rational management are given.

Keywords: the economics of consumption and profit, the spiritual foundations of society, the substantiation of the economy, the comprehensive development of man, the philosophy of economy

Введение

Современная наука в целом, и в том числе экономика, в силу доминанты узкой специализации, а также сокращения и выхолащивания гуманитарной (особенно философской) составляющей в подготовке научных и профессиональных кадров, перестала обращать внимание на уровень метатеории, включающий в себя, помимо прочего, мировоззренческие предпосылки научной (в том числе экономической) деятельности в виде определенной картины мира, обусловленной характерными для современного этапа развития науки онтологическими представлениями о реальности, в том числе о реальности смыслов, математических понятий и операций, о природе физических и социальных закономерностей, о природе человека и общества, о природе ценностей и смыслов и т.п. В связи с этим представляется важным

обратить внимание профессиональных экономистов на неадекватность (иррациональность) мировоззренческих предпосылок экономической науки, о которых большинство из них не только не задумываются, но вряд ли имеют четкое представление.

Современная экономика руководящим волеизъявлением административного аппарата превратилась в доминирующую отрасль социальных отношений без каких-либо научных либо философских обоснований необходимости такого положения дел. Это экономическое доминирование вкупе с технологическими инновациями не обсуждается и утверждается как аксиома. Экономическое и технологическое (инновационное) развитие регионов России декларируется и по факту является приоритетным направлением внутренней политики на сегодняшний день, доминируя над программами социального, культурно-образовательного и в целом духовного развития граждан России. Но дело в том, что любые экономические стратегии развития и технологические инновации должны иметь четко определенную социальную мировоззренческую цель. А цель эта должна обусловливаться некой целостной картиной будущего России, сложенной из четких антропологических, культурных и экологических перспектив. На сегодняшний день четкой картины будущего России ни у кого нет — ни у чиновников, ни у философов, ни тем более у рядовых граждан. В программах развития страны существуют только расплывчатые идеологемы о том, что в результате модернизации и экономического развития страна должна стать конкурентоспособной на международной арене, а люди состоятельными и успешными. Звучит все это слишком абстрактно и, мягко сказать, пустовато.

Наверное, для экономистов философский вопрос о том, что значит «быть состоятельным и успешным» звучит как вопрошание очевидного. Но успех и успешность не должен иметь только экономический смысл, когда речь идет о жизни граждан страны, о полноценной жизни каждого человека не только как телесного потребителя материальных благ, но и как духовного существа, основу жизни и развития которого составляют познание и самопознание. Быть успешным — это значит не только зарабатывать деньги, но еще и познать себя — не как отдельную от страны и от людей человеческую особь с гипертрофированными потребностями и непомерной жаждой удовольствий, но как важную для социума полноценную личность, составляющую изначальное онтологическое духовное единство с другими людьми, включая предков и потомков [1]. А социальный успех — это не только карьера и высокий уровень потребления, но и гражданская ответственность, патриотизм, чувство единства со своей Родиной, желание внести личный вклад в развитие своей страны и региона.

Обсуждение

Концепция технологической модернизации и роста российской экономики, провозглашенная руководством страны не отвечает системно на ряд

фундаментальных вопросов, в том числе о стратегических целях этой модернизации и экономического роста [2]. Говоря просто, чего мы хотим достичь? — только количественного роста зарплат и уровня потребления товаров и услуг? Или вместе с этим и всестороннего развития человека? Этот, по сути, мировоззренческий вопрос о целях и ценностях развития страны является первостепенным при разработке конкретных планов и стратегий экономического развития.

Если речь только о росте зарплат и уровня потребления, то эта цель легко достижима — надо стимулировать граждан идти в бизнес или в производство, но никак не в вузы, не в музеи и библиотеки, не в филармонии и социальные организации, нацеленные на помощь людям (так сегодня и происходит). Чтобы поднять уровень потребления, надо растить потребителей — это очевидно. Но потребитель — это тот самый дегуманизированный человек массы, который вызвал столько критики у философов в ХХ веке. Он эгоист, не думает о будущем, доволен собой, живет только материальными потребностями и относится к другим людям как к ресурсу (либо как к «ничто», если из них нельзя извлечь выгоду). Такой потребитель является идеальным субъектом экономических отношений. Чем больше он потребляет, тем больше рост экономики. Вроде бы все правильно, но только в том случае, если экономику рассматривать субстантивированно, как самодостаточную отрасль, нуждающуюся в людях как в топливе. Такая экономика существует не ради людей, а ради самой себя. В этом и состоит главная неадекватная реальным потребностям человека и социального организма мировоззренческая предпосылка современной экономики. Ее идеологи забывают (или никогда даже не задумывались и не знают) о том, что неумеренное и постоянно растущее потребление материальных благ и ресурсов не делает общество стабильным и здоровым, подобно тому, как избыточное потребление еды (даже при условии здорового пищеварения) не делает человеческий организм здоровым и полноценным. Организм существует как единство, то есть в основе его работы лежит взаимное дополнение и согласованность в работе всех его систем, включая нервную систему и психику, в том числе подсознание. Современная психосоматика обоснованно утверждает, что для здоровья человека не менее важным фактором является его душевное состояние. Не говоря уже о том, что разумная умеренность, а не чрезмерность ведет к здоровью. Избыточное потребление, как убедительно показывают сегодня медицинская и социальная практики, ведет к физическим деструкциям и психическим девиациям и извращениям, которые суть следствия скуки и пресыщения1.

Оторванность современной экономики от социума и ее субстантивированность подобна первобытному анимизму, при котором вещи, предметы или события наделялись реальной самостоятельной жизненной

1 Об этом предостерегал Ф.М. Достоевский в своих романах, например, в «Бесах».

силой, а люди, соответственно, служили этой силе, либо приносились ей в жертву. Следствием этой субстантивации экономических отношений (их полного отрыва от интересов и реальных задач социальной жизни) является факт, что душевное и физическое состояние большинства современных граждан России, в том числе «экономически успешных», нельзя назвать здоровым: во-первых, по причине упомянутой выше разрушительной идеологии избыточного потребления; во-вторых, из-за загрязнения биосферы и производства некачественных продуктов питания, изготовители которых не несут ответственности за здоровье граждан и биоты, но стремятся к максимальному извлечению прибыли здесь-и-сейчас; и в-третьих, по причине того, что люди не могут не чувствовать свою ничтожность для государства и экономики. На фоне растущего до непомерности потребления (особенно в столице и крупных мегаполисах) свидетельствами «болезни» российского социума являются: распад семей1, сокращение продолжительности жизни, рост числа девиаций (преступности, коррупции, проституции, наркомании, алкоголизма, лудомании, матерщины и прочих) и не сокращающееся число самоубийств среди молодежи и людей трудоспособного возраста2.

Современная экономика раскручивает маховик человеческих желаний (с помощью явной и скрытой рекламы), параллельно с этим уменьшая доступность качественного образования для большинства граждан (чем увеличивает невежество), что естественным образом неотвратимо ведет к увеличению человеческих страданий, как и учил Будда. Отсюда алкоголизм, наркомания, лудомания как следствия острого желания забыться от проблем повседневности и страданий, ими вызванных, а также и суициды.

Игнорирование этих рисков и недостаточное финансирование культуры и образования могут привести к тому, что «в качестве антропологического итога российской модернизации мы вполне можем получить физически больного невротика, безнадежно увязшего в виртуальной реальности и утратившего в погоне за рыночным «успехом» глубинный смысл личностного бытия» [2, с.95], а вместе с тем и волю к самосовершенствованию и стремление к общему благу.

Культурный человек знает, что ему полезно, а что нет, потому что он знает, что есть онтологические законы, которые не отменить. Простой пример: если свой организм травить плохой едой, курением, алкоголем, вести

1 Максимальный процент «одиноких домохозяйств» в России приходится на «сельские поселения Магаданской области — 55%; на втором и третьем местах — жители подмосковных сельских поселений и москвичи (51%). В среднем же, согласно данным из свежего учебника по Основам российской государственности», «42% российских домохозяйств состоит всего из одного человека» [3, с.100].

2 «В последнее время во всем мире отмечается рост самоубийств, особенно среди молодежи. Более того, самоубийства в возрастной группе 15 до 34 года являются ведущими причинами смерти. Не является исключением в этом отношении и Россия ... Среди европейских государств Россия по числу самоубийств занимает второе место, не имея государственной программы по их превенции» [4, с.22].

гиподинамичный образ жизни, а также порождать конфликты (внутрисемейные и социальные), то естественно, что организм вскоре заболеет и может даже умереть. Это просто и очевидно, но не для потребителя, который зачастую сам уничтожает себя модными дурными привычками, просто потому, что живет бездумно либо не видит в жизни никакого иного смысла. Также бездумно идя на поводу у желаний, этот «одномерный человек массы» (в определении экзистенциалистов ХХ века) потребляет наркотики, берет взятки, крадет, обманывает, не понимая, что нарушает онтологические законы, а последствия этих нарушений не заставят себя ждать. В этом нет никакой мистики, кармы, судьбы. Это закон реальности: любое действие порождает последствие, а система действий — систему следствий. Культурный, образованный человек понимает этот закон и не нарушает его не потому, что боится чего-то (Бога, ада, кармы и т.п.), а потому, что хочет сохранить свою жизнь и здоровье. Больное общество состоит из больных людей, которые в основном сами делают себя больными своим неразумным образом жизни (суть которого в гедонизме и консьюмеризме) и невежеством. Чтобы это прекратить, надо повышать культурный уровень населения, тогда появится понимание и ответственность за свою жизнь и поступки.

Таким образом, если мы хотим достичь в будущей России не полного разложения социума (выраженного в господстве эгоизма, пороков и девиаций), а всестороннего развития человека, то надо заботится не только о повышении зарплат и уровня потребления, но вкладывать немалые средства в реанимацию образования и культуры, если таковая еще возможна (разруха в этих сферах, похоже, уже необратима). Пока, к сожалению, про культуру говорится предельно общо и абстрактно, а о всестороннем развитии человека, как цели любых общественных реформ, в правительственных документах если и упоминается, то как фигура речи, не более. Наши министры явно нацелены растить потребителей [5;6], судя по повсеместному сворачиванию образовательных и культурных программ, а также их реформированию в духе максимальной формализации и стандартизации преподавания, ведущей к выхолащиванию духовного творческого начала.

Данные и методы

Исследование проводится в рамках фундаментального исследовательского проекта по теоретической и методологической разработке концепции каркасного подхода в мезоэкономике и направлено на мировоззренческие основания современной инновационной экономики, принадлежа к области метатеории научного знания. Используется общефилософская категориальная база и методология философской рефлексии, адекватная познанию человека как духовного существа и общества как целостного социального организма, сущность которого составляют духовные отношения. С помощью общелогических методов анализа, синтеза и аналогии, вкупе с методологией системного анализа, исследованы мировоззренческие предпосылки

экономической деятельности, а также выявлены признаки иррациональности современной экономики, субстантивировавшейся и оторвавшейся от реальных человеческих отношений.

Результаты

Базовой моделью исследования полагаются отечественные традиции философии хозяйства (С.Н. Булгаков, П.Н. Савицкий, Ю.М. Осипов и др.), противопоставляемые современной иррациональной экономике прибылей и консьюмеризма, разрушительной для человека, социума и биосферы в целом. Философия хозяйства дает совсем иное понимание сущности экономической жизни общества, нацеливая ее, в первую очередь, на воспроизводство человека, здоровых межличностных отношений и здоровой природной среды. Наше исследование предлагает рассматривать человека не как экономическую абстракцию (как производителя и потребителя товаров и услуг), но как целостное существо, для чего предлагается включать в экономический и социокультурный анализ духовные измерения человеческого бытия (культуру, образование, науку, искусство, философию) и учитывать их также при планировании программ регионального развития. Экономика должна перестать быть самодостаточной отраслью социального организма, но стать одной из сфер социальной жизни, которая в целом должна быть направлена не столько на потребление и переработку ресурсов, сколько на творческое развитие и саморазвитие каждого человека, на совместную работу граждан России ради общего блага, здоровья людей и окружающей среды и процветания Отечества.

Результаты исследования

Нынешняя российская стратегия экономического развития и технологической модернизации (под слоганом «инновационная экономика») носит иррациональный характер, потому что, во-первых, в ней не соблюдены важнейшие принципы рационального планирования и управления общественными процессами, а именно, четко не проговорены перед обществом ни фундаментальные основания, ни цели этого инновационного развития страны, и во-вторых, обособляя и выделяя сферу потребления как основную, она противоречит онтологической природе человека, выражающейся в единстве материального, социального и духовного начал.

По справедливому замечанию А.В. Иванова, «главной причиной иррациональности современной экономической теории и практики является иррациональное понимание сути экономической деятельности, как непрерывного роста производства товаров и услуг» [2, с.97-98]. Именно этот экономический догмат образует идеологический фундамент современного глобального кризиса, и он же приведет в будущем к пагубным последствиям и российскую инновационную экономику. Понятно, что существует много определений экономики, учитывая сложность и многомерность этого общественного феномена, однако всегда есть ключевые и наиболее

авторитетные дефиниции, принадлежащие перу безусловных научных авторитетов в той или иной области знаний. Широко известно определение экономической деятельности, данное известным французским экономистом, лауреатом Нобелевской премии, Морисом Алле: «Основная цель экономической деятельности — удовлетворение практически безграничных потребностей людей с помощью имеющихся у них ограниченных ресурсов...» [7, с.27]. Но если материальные потребности людей растут безгранично, то никаких природных ресурсов не хватит, чтобы их удовлетворить, учитывая к тому же и рост населения. При такой стратегической цели экономики крах нашей земной биосферы, а следовательно, и человечества — лишь дело времени. Именно этот сценарий, к сожалению, становится все более очевидным в последние годы.

В этой связи полезно вспомнить отечественные традиции философии хозяйства и совсем иное понимании сущности и целей экономической жизни общества. Так, в работах С.Н. Булгакова [8;9] и видного теоретика евразийства П.Н. Савицкого [10] провозглашается, что целью рациональной экономической деятельности является не производство товаров и услуг и уж тем более, не финансовое преуспеяние банков и предприятий, но:

1 — гармоничное воспроизводство самого человека,

2 — системы его общественных отношений и

3 — природных условий существования.

Если сопоставить такое понимание с тем, что происходит в современной экономике, то легко обнаружить, что ни одному из этих критериев рационального хозяйствования она не отвечает. Во-первых, современная экономика разрушает психику и физическое здоровье людей чрезмерным потреблением, о чем было написано выше. Во-вторых, она разрушает человеческие отношения через навязывание конкуренции (вместо сотрудничества ради общего блага) и абсолютизации прибыли в системе экзистенциальных и социальных ценностей. Последняя привела к гиперболическому росту уровня бедности (точнее, обнищания) населения России на фоне столь же масштабного увеличения социального расслоения и разрыва в уровне доходов между богатыми и остальными. И, наконец, в-третьих, природные условия существования, несмотря на рост количества экологических статей, форумов и организаций, не только не улучшаются, наоборот, ухудшаются пугающими темпами, потому что мало озвучить проблемы, их надо еще и решать, да желательно совместными усилиями разных стран, дабы находить рычаги политического воздействия на бизнес, и особенно на транснациональные корпорации — преимущественный источник экологических катастроф в мире.

В России, согласно независимым исследованиям [10], 17% смертей связаны с состоянием окружающей среды, а 46% городского населения проживает в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха. Из-за этого многие городские жители столкнулись с заболеваниями органов

дыхания, глаз, костно-мышечной системы, нервной системы, органов пищеварения, системы кровообращения, эндокринной системы, мочеполовой системы. В 58 (из 89) регионах России также и загрязнение водоемов оценивается как высокое или экстремально высокое. Больше всего людей умирает именно из-за загрязненной питьевой воды [11].

Выводы

По совокупности приведенных причин современную экономику можно назвать иррациональной. Современная экономика консьюмеризма, несмотря на использование высоких технологий и современных научных достижений, сплошь и рядом оказывается глубоко иррациональной деятельностью, плодами которой являются: распространение социальных девиаций, личностный распад и духовная деградация большинства населения, повсеместный распад семейных и иных социальных связей и отношений, рост имущественного расслоения как внутри страны, так и между странами, и как следствие, нарастание международной напряженности и числа военных конфликтов за территории, ресурсы и прибыли. По самой сути своей современная экономика антигуманна и антихозяйственна. В мире в целом и в России эта иррациональная экономика уже привела к финансовым, политическим, экологическим кризисам, а также к духовному одичанию большинства населения (гуманистическому кризису).

Для стабильного экономического развития необходима переориентация экономики с прибылей и роста количественных показателей на человека — его всестороннее и полноценное не только физическое и материальное, но и культурное и духовное развитие, а также на развитие системы гуманистических и граждански ответственных общественных отношений и здоровых природных условий существования. В противном случае человечество, включая население России, погрузится в варварство, которое будет одновременно и причиной, и результатом взаимного истребления в борьбе за ограниченные ресурсы.

Список литературы

[1] Франк, С.Л. Духовные основы общества : [Сборник / С.Л. Франк; сост. и авт. вступ. Ст. П.В. Алексеев]. — М.: Республика, 1992. — 510 с. — (Мыслители ХХ века). ISBN 5-25001494-1. — Текст : непосредственный.

[2] Иванов, А.В. Эколого-экономические проблемы модернизации: философские аспекты / А.В. Иванов // Механизмы повышения эффективности инновационной деятельности региона: модернизация экономики и общества. Региональный аспект : Материалы VI Межрегиональной с международным участием научно-практической конференции, г. Белокуриха, 16-18 декабря 2010 / под ред. М.П. Щетинин, В.А. Бородин, А.А. Жидких. — Барнаул: Алтайский дом печати. 2010. С. 95-102. ISBN: 978-5-98550-194-0. — Текст : непосредственный.

[3] Основы российской государственности: учебное пособие / А.Д. Харичев, А.В. Полосин, А.В. Селезнева. — Москва : РАНХиГС, 2024. — 448 с. — (Библиотека ДНК России). ISBN 978-5-85006-627-7. — Текст : непосредственный.

[4] Войцех, В.Ф. Динамика и структура самоубийств в России / В.Ф. Войцех // Социальная и клиническая психиатрия, 2006. Том 16. Вып. 3. С. 22-27. — Текст непосредственный.

[5] «11 лет — непозволительная роскошь». Помощник Путина выступил за сокращение времени обучения в школах и вузах — 24.09.2024 — URL: https://lenta.ru/news/2024/09/24/11-let-nepozvolitelnaya-roskosh-pomoschnik-putina-vystupil-za-sokraschenie-vremeni-obucheniya-v-shkolah-i-vuzah/ (дата обращения: 5.10.2024). — Текст: электронный.

[6] В колледжах планируют начать готовить учителей для 5-9-х классов /- 16.06.2023 — URL: https://edu.gov.rn/press/7168/v-kolledzhah-planimyut-nachat-gotovit-uchiteley-dlya-5-9-h-klassov/ (дата обращения: 5.10.2024). — Текст: электронный.

[7] Алле, М. Экономика как наука : [Сборник] / Морис Алле. М. : Науч.-изд. центр «Наука для о-ва» : Изд. центр Рос. гос. гуманитар. ун-та, 1995. — 165 с. (Современная экономическая мысль). ISBN 5-88870-002-9. — Текст : непосредственный.

[8] Булгаков, С.Н. Сочинения в двух томах: Т.1: Философия хозяйства / С.Н. Булгаков. — М.: Наука, 1993. — 603 с. (Серия "Из истории отечественной философской мысли"). ISBN 5-85133-005-8. — Текст : непосредственный.

[9] Осипов Ю.М. Теория хозяйства : начала высш. экономики : учебник : в 3 т. / Ю. М. Осипов. — Москва : Моск. ун-т, 1998. — 599 с. ISBN 5-7218-0161-1. — Текст : непосредственный.

[10] Савицкий, П.Н. Хозяин и хозяйство // Савицкий, П.Н., Континент Евразия / П.Н. Савицкий. — М.: Аграф, 1997. — 461 с. (Новая история). ISBN 5-7784-0024-1. — Текст : непосредственный.

[11] «Эксперты посчитали количество смертей из-за плохой экологии в регионах» — 01.11.2022 — URL: https://trends.rbc.ru/trends/green/6360e34b9a794747340e0952 (дата обращения: 5.10.2024). — Текст: электронный.

References

[1] Frank S.L. (1992) Duhovnye osnovy obshchestva [The spiritual foundations of society]. Moskva: Respublika (in Russian). ISBN 5-250-01494-1.

[2] Ivanov A.V. (2010) Ekologo-ekonomicheskie problemy modernizacii: filosofskie aspekty [Ecological and economic problems of modernization: philosophical aspects]. Mekhanizmy povysheniya effektivnosti innovacionnoj deyatel'nosti regiona: modernizaciya ekonomiki i obshchestva. Regional'nyj aspekt : Materialy VI Mezhregional'noj s mezhdunarodnym uchastiem nauchno-prakticheskoj konferencii. Belokuriha, 16-18 dekabrya 2010. (ed. M.P. Shchetinin, V.A. Borodin, A.A. Zhidkih). Barnaul: Altajskij dom pechati, pp. 95-102 (in Russian). ISBN: 978-598550-194-0.

[3] Osnovy rossijskoj gosudarstvennosti: uchebnoe posobie [Fundamentals of Russian statehood: a textbook] (2024) (A.D. Harichev, A.V. Polosin, A.V. Selezneva). Moskva: RANHiGS (in Russian). ISBN 978-5-85006-627-7.

[4] Vojcekh V.F. (2006) Dinamika i struktura samoubijstv v Rossii [Dynamics and structure of suicides in Russia]. Social'naya i klinicheskaya psihiatriya, vol. 16, iss. 3, pp. 22-27 (in Russian).

[5] «11 let — nepozvolitel'naya roskosh'». Pomoshchnik Putina vystupil za sokrashchenie vremeni obucheniya v shkolah i vuzah ["11 years is an unacceptable luxury." Putin's aide called for reducing the time spent studying in schools and universities] 24.09.2024 (in Russian). URL: https://lenta.ru/news/2024/09/24/11-let-nepozvolitelnaya-roskosh-pomoschnik-putina-vystupil-za-sokraschenie-vremeni-obucheniya-v-shkolah-i-vuzah/ (accessed 5 October 2024).

[6] V kolledzhah planiruyut nachat' gotovit' uchitelej dlya 5-9-h klassov [Colleges plan to start training teachers for grades 5-9] 16.06.2023 (in Russian). URL: https://edu.gov.ru/press/7168/v-kolledzhah-planiruyut-nachat-gotovit-uchiteley-dlya-5-9-h-klassov/ (accessed 5 October 2024).

[7] Alle M. (1995) Ekonomika kak nauka [Economics as a science] Moskva: «Nauka dlya obshchestva» : Izd. centr Ros. gos. gumanitar. un-ta (in Russian). ISBN 5-88870-002-9.

[8] Bulgakov S.N. (1993) Sochineniya v dvuh tomah: T.1: Filosofiya hozyajstva [Essays in two volumes: Vol. 1: Philosophy of Economics]. Moskva: Nauka (in Russian). ISBN 5-85133-005-8.

[9] Osipov YU.M. (1998) Teoriya hozyajstva : nachala vyssh. ekonomiki : uchebnik [Economic Theory : the Beginnings of Higher Economics : a textbook] in 3 vol. Moskva : Mosk. un-t (in Russian). ISBN 5-7218-0161-1.

[10] Savickij P.N. (1997) Hozyain i hozyajstvo [The owner and the household]/ Kontinent Evraziya [The continent of Eurasia]. Moskva: Agraf (in Russian). ISBN 5-7784-0024-1.

[11] Eksperty poschitali kolichestvo smertej iz-za plohoj ekologii v regionah [Experts have counted the number of deaths due to poor ecology in the regions] 01.11.2022 (in Russian). URL: https://trends.rbc.ru/trends/green/6360e34b9a794747340e0952 (accessed 5 October 2024)/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.