ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ АН РБ
ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ АКАДЕМИИ НАУК РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
9 июня 2009 г. состоялось Общее собрание Академии наук Республики Башкортостан, на котором с докладом выступил президент АН РБ академик АН РБ А.М. Шаммазов; с отчетами о важнейших научных достижениях в 2007 - 2008 гг. выступили академики-секретари Отделений АН РБ академики АН РБ Н.А. Мажитов, А.В. Бакиев, И.Б. Абдрахманов, У.Г. Гусманов, а также член-корреспондент АН РБ Б.Г. Ильясов; о научно-организационной деятельности Президиума АН РБ в 2008 г. - главный ученый секретарь АН РБ член-корреспондент АН РБ Р.В. Кунакова. В связи с истечением срока полномочий проведены выборы нового состава Президиума АН РБ; вручены дипломы лауреатам именных премий АН РБ; председатель Уставной комиссии АН РБ член-корреспондент РАН, академик АН РБ М.А. Ильгамов доложил о внесении изменений в Устав АН РБ.
О ЗАДАЧАХ АКАДЕМИИ НАУК РБ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Выступление президента Академии наук РБ академика АН РБ A.M. Шаммазова
на Общем собрании АН РБ
Мы уже более трех лет являемся участниками процесса становления национальной инновационной системы в России. Инновационной обычно называется деятельность, направленная на реализацию научных идей в производстве. Это очень длинная цепочка, включающая результаты исследований фундаментальной науки, их разработку на уровне прикладной науки, внедрение в производство, и наконец, доведение продукта до потребителя.
Для того чтобы заработал механизм инновационного процесса, необходимо, чтобы в этой цепочке движущей силой был реальный интерес всех участников процесса - от государства, бизнеса, ученых, инженеров-разработчиков и проектировщиков, организаторов производства до менеджеров продаж и потребителей продукции.
Государство в основном определило цели и направления инновационного развития и на федеральном, и на региональном уровнях. Но, как недавно отметил Президент РФ Д.А. Медведев, «основная проблема заключается в
том, что, несмотря на правильные программные установки, никаких существенных изменений в технологическом уровне нашей экономики не происходит»1. При этом особое внимание было обращено на неудовлетворительное качество научных исследований, связав его с низким уровнем финансирования и инвестиционной активности. Затраты на научные исследования он назвал пугающими и шокирующими: в бюджете РФ они составляют 6% общих затрат (в РБ и того меньше), в то время как у таких инновационных лидеров, как Япония, - 7S %, в Соединенных Штатах Америки - около 70 %, в странах Евросоюза - от 2S до 6S %.
Как обстоят дела в Академии наук РБ?
В 2008 г. бюджетные ассигнования в деятельность АН РБ по сравнению с 2007 г. выросли на 2S,9 % и составили 192,3 млн руб. (табл. 1); по ГНТП РБ, соответственно, - на 6,7% и 63,1 млн руб. Эти средства были распределены следующим образом: в вузы - 36%, институты РАН - 27,4%, прочие организации -14,4%, субъекты малого предприниматель-
1 Медведев Д. Выступление в Горках Московской области на совещании по вопросам модернизации и технологического развития экономики ^ мая 2009 г.
Таблица I
Бюджетные ассигнования по Академии наук РБ за 2007 - 2009 гг., млн руб.
№ Наименование ^реждения, мероприятия 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Академия тук РБ - всего, В Т.Ч. 152,7 192,3 221,9
1 Реализация ГНГП 59,1 63,1 68,4
2 Содержание учреждений АН РБ 64,2 77,2 93,0
3 Прочие мероприятия - вгего, в т.ч. 25,8 37,4 47,5
Оклады за звание действ, члена и чл.-
корр. Академии тук РБ 11,8 21,7 31,5
Именные премии 0,1 0,3 0,3
Подготовка научных кадров (^трантура) 2,8 3,3 3,4
Фонд поддержки фундаментальных
исследований 3,5 3,6 3,6
Поддержка научных изданий, журналов 0,4 0,5 0,5
Экспертиза и сопровождение ГНТП - 0,3 0,3
Конференции 1,3 1,1 1,0
Патенты, подои ска на издания, ГОСТы 3,0 3,1 3,0
Поддержка издания «Ф^жрской
энциклопедии» 2,1 3,0 3,0
Гранты молодым ученым, молодежным
научным коллективам 0,8 0,8 0,9
Гос. программа сохранения, изучения и
4 развития языков народов Р^^блики
Башкортостан 1,7 1,8 1,8
Расходы, связанные с подготовкой и
5 проведением Презентации РБ в шгаб-
квартире ЮНЕСКО в г. Париже, 26-28 марта 2008 г. 0,1
6 Подготовка издания
«История башкирского народа» - 8,4 8,5
Подготовка издания
7 «Экспер^ентальная экономика»
Институтом социально-экономических
исследований УНЦ РАН 0,5 0,5 -
Продолжение табл.
8 Подготовка и издание Доклада о развитии человеческого потенциала РБ 1,0 - -
9 Приобретение оборудования и премирование сотрудников Института истории, языка и литературы УНЦ РАН в связи с юбилеем института 1,5 0,8
10 Издание альбома-каталога «Сокровища Древней Уфы» - 1,9 -
11 Ремонтные работы, связанные с обеспечением пожарной безопасности - 1,1 2,7
ства - 12,2%, учреждения АН РБ - 9,5% (табл. 2).
Дополнительно Академии наук в 2007 г. было выделено 1 млн руб. на подготовку и издание «Доклада о развитии человеческого потенциала», в 2008 г. - 8,4 млн. руб. - на подготовку и издание многотомного труда «История башкирского народа», а также 1,9 млн руб. на издание альбома-каталога «Сокровища Древней Уфы».
В то же время, динамика и структура финансирования нас не может удовлетворить. Несмотря на рост бюджетных ассигнований на содержание учреждений Академии наук на 20%, в отчетный период недостаточно выделялось средств на капитальный ремонт. В 2008 г. было освоено 1 млн руб. для обеспе-
чения пожарной безопасности. На приобретение оборудования целевых средств не было выделено.
Финансирование инновационных программ составило только 30,6%. В настоящее время до 40% бюджетного финансирования ГНТП РБ направляется на выполнение инновационных исследований, но делается это в ущерб фундаментальным. Из общих бюджетных ассигнований АН РБ на фундаментальные и прикладные исследования приходится около 23%.
С 1 января 2009 г. во исполнение Постановления Правительства РБ от 27 октября 2008 г. «Об оплате труда работников государственных учреждений сферы научных исследований и разработок Республики Башкорто-
Таблица 2
Финансирование научных организаций по государственным научно-техническим программам РБ за 2007- 2008 гг., млн руб.
Организации 2007 г. 2008 г.
Количество контрактов Сумма Количество контрактов Сумма
Учреждения АН РБ 18 2,4 17 6
Институты РАН 76 9,7 66 17,3
Высшие учебные заведения 158 27 90 23
Субъекты малого предпринимательства 42 7,8 17 7,7
Прочие организации 46 12,2 19 9,1
Итого 340 59,1 209 63,1
стан» в Академии наук РБ введена новая система оплаты труда.
В соответствии с Постановлением Правительства РБ от 31 декабря 2008 г. «О мероприятиях, направленных на снижение будущих обязательств бюджета Республики Башкортостан» проведена оптимизация бюджетных расходов. По состоянию на 1 января 2009 г. штатная численность составила 38S человек (в 2008 г. было 462 человека). Средняя заработная плата научных сотрудников Академии в среднем возросла. На начало 2009 г. она составила 14,S тыс. руб. против 9,S тыс. руб. в 2008 г. К сожалению, это в 2,S раза меньше, чем в федеральных учреждениях.
Конечно, рассчитывать только на бюджетное финансирование в условиях рынка мы не можем и должны прикладывать максимум усилий к тому, чтобы самостоятельно зарабатывать средства для развития. Следует подчеркнуть, что в 2008 г. от дополнительных видов деятельности получено около IIS млн руб., их рост составил почти 44 % по отношению к 2007 г. (табл. 3).
Сегодня, в связи с кризисными тенденциями в экономике, мы не можем с уверенностью утверждать, что нам удастся удержать такую динамику роста без пересмотра некоторых позиций и принципов деятельности.
Чтобы изменить ситуацию к лучшему, нам необходимо взвесить все имеющиеся ресурсы, выявить основные проблемы, оценить научный и инновационный потенциал и выработать пути оптимизации развития Академии наук РБ в сложившихся условиях. Прежде всего, нам необходимо скорректировать принципы использования финансовых средств.
В Академии наук сегодня сосредоточен значительный научный потенциал республи-
ки. Практически за каждым из нас стоят научные школы и направления, в рамках которых ведутся серьезные исследования инновационного характера. Предлагаемые для утверждения и реализации проекты значительно различаются и по срокам исполнения, и по объемам финансирования.
Я прошу академиков-секретарей отделений, вице-президентов по направлениям и всех членов Академии наук в текущем году провести анализ и систематизацию тематики научных исследований, исходя из критериев их реализуемости.
Первый критерий связан с эффективностью использования уже вложенных средств. Необходимо выявить наиболее успешные направления исследований, которые приносят уже сегодня хорошие результаты, и продолжить их финансирование.
Второй связан со сроками реализации. Думаю, что целесообразно (это видно и на федеральном, и на региональном уровнях принятия управленческих решений) сосредоточить усилия на реализации краткосрочных и среднесрочных программ и проектов с хорошо просчитанным экономическим эффектом.
Третий связан с объемами финансирования. Здесь, вероятнее всего, нам придется коллегиально принимать решения о консолидации средств в наиболее перспективные, но дорогостоящие проекты. В ряде ситуаций эффективнее будет вложить все имеющиеся средства в один проект и довести его до конца. Нам следует реалистично подойти к принятию решений, чтобы не распылить средства и получить значимые результаты в ближайшей перспективе.
Кроме того, нам необходимо совместно отрабатывать механизмы реализации проектов.
Таблица 3
Доходы от дополнительных видов деятельности по Академии наук РБ за 2007 - 2008 гг.
Показатели 2007 г. 2008 г. % ргста
Доходы оттатиых образовательных и научно-исследовательских работ 46,7 30 , 2
Доходы от продажи услуг 7,6 21,6 2,8%
Доходы от продажи товаров 25,6 63, 0 2, 5%
Итого 79,9 114,8 43, 6%
Рис. Государственные научные учреждения АН РБ (проект)
Прежде всего, надо повысить долю софи-нансирования наших исследований с федеральным бюджетом. Софинансирование по федеральным фондам (РФФИ, РГНФ) в 2008 г. составило 18,8%.
В новых экономических условиях требует модернизации и взаимодействие АН РБ с Уфимским научным центром РАН, вузами и научными учреждениями. До сих пор оно вы-
ражалось в односторонних денежных потоках от АН РБ на поддержку научно-исследовательских и издательских проектов, поездок на научные мероприятия по России и за рубеж, к сожалению, вся финансовая поддержка, полученная от Академии наук в предыдущие годы, очень слабо отражалась в отчетах и публикациях этих учреждений. Взаимоотношения с АН РБ должны выполняться на пари-
тетных условиях. В будущем при игнорировании этих условий ученые будут лишены финансовой поддержки со стороны АН РБ.
Одним из перспективных направлений работы является поиск новых форм взаимодействия с государственными органами управления. Переход к новому этапу формирования инновационного общества ставит перед АН РБ новые задачи, для решения которых необходимо участие в работе Президиума АН РБ в качестве приглашенных представителей Учредителя и членов Правительства РБ, такая практика уже имеет место в некоторых академиях. В соответствии с нашим Уставом сегодня нам предстоит рассмотреть новую структуру и новый состав Президиума АН РБ. В дальнейшем это позволит нам совместно с Правительством решать многие проблемы, в т.ч. задачу реорганизации научных учреждений АН РБ, которая была поставлена в Комплексной программе по реализации основных положений Послания Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию -Курултаю РБ 2008 г.
Реструктуризация не потребует дополнительных финансовых средств из бюджета РБ и увеличения штатов. В результате будет сокращен административно-управленческий аппарат, а научные учреждения АН РБ (центры и филиалы) получат больше полномочий для проведения полноценной научно-исследовательской деятельности.
Создание государственных учреждений предполагается осуществить через объединение центров фундаментальных исследований.
Что сделано в этом направлении?
1. Распоряжением Правительства РБ от 12 марта 2009 г. создано государственное автономное учреждение Республики Башкортостан «Республиканский научно-технологичес-
кий и информационный комплекс «Баштехин-форм»», учредителем которого выступила Академия наук РБ.
2. Постановлением Правительства РБ от 7 апреля 2009 г. «О создании государственных научных учреждений АН РБ» предложено реорганизовать ГНУ «Академия наук РБ», выделив из его состава центры и филиалы, организовать на их базе пять государственных научных учреждений с отнесением в ведение АН РБ:
Институт социально-политических и правовых исследований;
Институт нефтегазовых технологий и новых материалов;
Институт региональных исследований;
Институт прикладных исследований;
Центр аграрных исследований (см. рис.).
В настоящее время завершается работа по созданию этих учреждений и осуществлению необходимых мероприятий по АН РБ.
Следует отметить, что в период реструктуризации АН РБ много работы будет у Уставной комиссии АН РБ, которая должна своевременно реагировать и вносить в Устав АН РБ соответствующие изменения.
Новые условия работы потребуют также усилить внимание традиционным направлениям нашей деятельности - подготовке кадров высшей квалификации, обеспечению преемственности поколений в развитии сложившихся научных школ и направлений.
В завершение своего выступления хочу заверить Президента и Правительство РБ в том, что ученые приложат все усилия для повышения эффективности научно-исследовательских работ, скорейшей адаптации научных учреждений и высшей школы к изменяющимся условиям развития экономики и внесут реальный вклад в социально-экономическое развитие республики.