Научная статья на тему 'О языке и речевой деятельности homo loquence в современных лингвистических исследованиях'

О языке и речевой деятельности homo loquence в современных лингвистических исследованиях Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1317
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОЦЕНТРИЧНОСТЬ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ / КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА / ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ / ЯЗЫК И РЕЧЬ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЕРБАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / LANGUAGE / ETHNIC AND CULTURAL DISTINCTIVENESS OF LANGUAGE / SPEECH / SPEECH ACTIVITY / THINKING ACTIVITY / MUTUAL CORRELATION OF LANGUAGE AND SPEAKING ACTIVITY AND THINKING ACTIVITY / VERBAL THINKING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шарипова В. А.

В статье представлены сентенции современных ученых лингвистов, в которых отражено представление современной лингвистики относительно речевой деятельности homo loquence, о роли и взаимозависимости языка, речи и мышления, о когнитивной лингвистике, как направлении современной лингвистики, в центре внимания которого находится язык как общий когнитивный механизм. Сложенные в совокупности мнения о том, что представляют собой язык и речевая деятельность наводят на выводы о том, что язык и речь это два аспекта речевой деятельности, которые включают в себя все процессы говорения, а также процессы восприятия и понимания речи. В речевой деятельности сливаются в единый процесс вербальное мышление, язык и речь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON LANGUAGE AND SPEECH ACTIVITY OF HOMO LOQUENCE IN RECENT LINGUISTIC RESEARCHES

In the article there are represented maxims of modern linguists, which reflect the main ideas of the speaking activity of homo loquence, mutual correlation of language and speech and thinking activity and branches of contemporary linguistics. Summing up the ideas concerning the language and speech activity one may come to the conclusion that language and speech are two aspects of the speech activity, which include all processes of speech, perception and interpretation of speech. Verbal thinking, language and speech are united in speech activity.

Текст научной работы на тему «О языке и речевой деятельности homo loquence в современных лингвистических исследованиях»

УДК 8.+81.+811.11-112

О ЯЗЫКЕ И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ HOMO LOQUENCE В СОВРЕМЕННЫХ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

© В. А. Шарипова

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел./факс: +7 (347) 273 28 42.

E-mail: rector@bsu.bashedu.ru

В статье представлены сентенции современных ученых - лингвистов, в которых отражено представление современной лингвистики относительно речевой деятельности homo loquence, о роли и взаимозависимости языка, речи и мышления, о когнитивной лингвистике, как направлении современной лингвистики, в центре внимания которого находится язык как общий когнитивный механизм. Сложенные в совокупности мнения о том, что представляют собой язык и речевая деятельность наводят на выводы о том, что язык и речь - это два аспекта речевой деятельности, которые включают в себя все процессы говорения, а также процессы восприятия и понимания речи. В речевой деятельности сливаются в единый процесс вербальное мыш-

ление, язык и речь.

Ключевые слова: антропоцентричность, гвистика, язык и мышление, язык и речь, речевая

Одно из превалируюших и наиболее плодотворно осваеваемых векторов развития гуманитарных наук на современном этапе антропоцентричное направление, ознаменованное живым и нескрываемым интересом ученых разных областей к человеку как многогранному и таинственному объекту научных изысканий. Человек, будучи в фокусе научной мысли уже на протяжении многих веков, не теряет своей притягательной силы для ищущего разума исследователя и все-таки всегда остается до конца неразгаданной загадкой, своего рода океаном, неизведанные глубины которого по-прежнему таят в себе мириады будущих чудесных открытий. «Есть какая-то потаенная злонамеренность в том упорстве, с каким человек постоянно бросает вызов уче-ным-гуманитариям: то он предстает перед их взором как нечто совершенно определенное, то обескураживает полной непредсказуемостью своего поведения» [1, с. 12].

Поскольку в центре современных исследований языка стоит homo loquence - человек говорящий, выступающий носителем того или иного языка, нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что он вместе с тем выступает и носителем определенной культуры, т.е. является представителем определенного национально-лингво-культурного сообщества с присущими ему знаниями и представлениями, концептуальными установками и культурными максимами, со своим уникальным менталитетом -национальным способом видеть и понимать мир. Таким образом, принадлежность к тому или иному национально-лингво-культурному сообществу обуславливает этнокультурное своеобразие коммуникативного поведения человека говорящего.

Современная лингвистика сделала поворот к изучению языка в действии, в реальном функционировании, тем самым выдвинув на первый план коммуникативный подход к языку. Такой подход к единицам языковой системы в целом позволяет

этнокультурное своеобразие, когнитивная лин-деятельность, вербальное мышление.

включить их в речевую деятельность человека, т. е. связывает с предметным миром и когнитивной деятельностью, а также с условиями речевого общения в конкретной языковой среде. Дж. Лакофф пишет, что стимулом к появлению когнитивной теории языка явилось открытие различий между разными народами в том, как они классифицируют реалии, т.к. это «поражает своей неожиданностью европейцев и ставит в тупик западных лингвистов и антропологов» [2]. Именно человеческий фактор положен в основу когнитивной теории, т.к. она пытается объяснить, как человек «осмысливает мир». Когнитивные категории призваны обеспечить понимание той части опыта человека, которая ограничена человеком и воспринимается самим человеком. Именно благодаря этому когнитивные исследования дают возможность осознать такие различия в языковом моделировании мира, которые часто не даны в непосредственном наблюдении, существуют на интуитивном уровне носителей языка, образуя общую базу значений о языке, его употреблении, принципах речевого общения, а также внеязыковых знаний о контексте, ситуации, об адресате, общефоновых знаний о мире.

Когнитивная лингвистика стала возможной после оформления теоретических постулатов психолингвистики, в рамках которой изучались процессы порождения и восприятия речи, процессы изучения языка как системы знаков, хранящейся в сознании человека, как варианты соотношения системы языка и ее использования, функционирования. Именно психолингвисты обосновали существование невербального мышления, и эти достижения стали основой для создания методологии когнитивной лингвистики [3, с. 8-18].

Когнитивная лингвистика - направление, в центре внимания которого находится язык как общий когнитивный механизм. В отличие от остальных дисциплин данного цикла, в когнитивной лин-

230

ФИЛОЛОГИЯ и ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

гвистике рассматриваются когнитивные структуры и процессы, которые свойственны человеку как homo loquens, где на первом плане находятся системное описание и объяснение механизмов человеческого усвоения языка и принципы структурирования этих механизмов [4, с. 21].

По определению З. Д. Поповой, «когнитивная лингвистика - это новый этап изучения сложных отношений языка и мышления» [5, с. 7], где оказывается правомерным рассмотрение языковых структур сквозь призму общих знаний человека о мире, накопленного им опыта взаимодействия с окружающей средой и в тесной зависимости от психологических, коммуникативных и культурных факторов. Физическая природа мыслящего существа и способ его функционирования в среде обитания имеют большое значение для изучения человеческого мышления. Г. В. Колшанский считает, что «в гносеологическом плане действительно отношение не «язык» - «мышление», а «языкомышление» -«мир», и «правильно поэтому говорить не о языковой картине мира, а о языко-мыслительной картине мира». Однако он признает, что «языковая картина мира есть вторичное существование объективной картины мира» [6, с. 37, 40] и, тем самым признает принципиальную зависимость языка от мышления. Языковая модель мира не параллельна когнитивной модели и не тождественна ей, а встроена в нее в качестве подсистемы [7, с. 39].

В процессе познавательной деятельности человека происходит постоянное изменение, обогащение, уточнение структур, образующих модели мира в мышлении и языке. В вопросе о взаимоотношении между миром и его отражением в сознании и языке принципиальным является способ концептуализации мира. Благодаря когнитивному подходу, удалось систематизировать словарный состав языка на основе глобальных концептов. В рамках когнитивной лингвистики выделяется особый раздел, занимающийся вопросами понимания и использования языка,- когнитивная семантика, отличающаяся от традиционной постановкой проблем и методами их решения.

Л. В. Щерба под речевой деятельностью понимал «акт говорения и понимания». Важной чертой процессов говорения и понимания он считал речевую организацию, т. е. психофизиологические принципы, которые этими процессами управляют [8, с. 30]. Современные лингвисты также отходят от представлений о языке как о «порождающем механизме» и начинают рассматривать его как систему, «обеспечивающую не только порождение высказываний, но и их понимание» [9, с. 223].

С. Г. Шафиков, используя американскую сентенцию Guns don’ kill people, people kill people (стреляют люди, а не ружья), делает вывод о том, «что сам язык - это только средство, которое можно применяться разными целями, так же как ружье можно использовать с целью убийства, хотя само

ружье не стреляет; точно так же и язык не является демиургом концептуальной модели, а лишь средством ее существования» [10, с. 16].

Е. С. Кубрякова указывает на «тесную взаимосвязь концептуализации и категоризации, как важнейших когнитивных процессов в познании мира, со всеми когнитивными способностями человеческого мозга (психики), со всеми существующими системами восприятия мира» при помощи языка [11].

Е. С. Кубрякова считает, что язык и речь (способность к речи) осознаются как предпосылки речевой деятельности, причем речь трактуется как говорение. По ее мнению, «нельзя противопоставлять друг другу средство и способ, также нельзя сводить речь (речевую деятельность) к способу формирования и формулирования мысли. Речевая деятельность протекает с помощью такого феномена, как речь (говорение), при обращении к языку как к источнику используемых в этой деятельности единиц и правил и при ее направленности на восприятие речи другими» [12, с. 11]. Е. С. Кубрякова использует термины «речь» и «речевая деятельность» как синонимы, хотя и не отрицает известных оснований для их дифференциации. Понятие речевой деятельности она использует в качестве общего и родового термина для обозначения всех явлений и факторов, относящихся к порождению речи и ее восприятию, к процессам говорения и слушания, к созданию и реализации актов. «Речевая деятельность представляет собой такую совокупность речевых действий и речевых операций со стороны говорящего, создающего речь (речевой акт), и слушающего, ее воспринимающего, которая вызывается определенными потребностями, ставит перед собой определенную цель и совершается в конкретных условиях» [12, с. 10].

И. А. Зимняя подчеркивает, что «язык рассматривается как средство, а речь - как способ формирования и формулирования мысли посредством языка в процессе речевой деятельности индивида» [13, с. 23]. По мнению М. В. Никитина, язык создает механизм, ориентированный на всякого говорящего и свободно определяет структуру языка и речи, т. е. является базисным принципом структуры речевой деятельности [14, с. 715]. И. Р. Гальперин представляет сущность речевой деятельности в виде трихотомии, т. е. различает в речевой деятельности не две стороны, а три - «язык», «речь» и «текст» [15]. Л. А. Киселева пишет о том, что целевое назначение речи - отражение и проявление функций языка, и их взаимосвязь реализуется именно в речевой деятельности [16, с. 30].

С термином «речь» связывают саму речевую деятельность и ее компонент - «язык в действии». Встречаются такие определения, как соотношение языка и речи, как код и обмен сообщениями, средство и цель (Р. О. Якобсон), диссоциация и интеграция (Э. Бенвенист), сущность и явление, форма

и содержание. Данные определения не учитывают основной признак оппозиции - «процессуаль-ность». Л. В. Щерба предложил различать «обработанный лингвистический опыт» и «процесс говорения», что перекликается с пониманием языка как статистического явления, а речи - как динамического. Язык и речь - это два аспекта речевой деятельности, которые включают в себя все процессы говорения, а также процессы восприятия и понимания речи. В речевой деятельности сливаются в единый процесс вербальное мышление, язык и речь.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ажеж К. Человек говорящий. Вклад лингвистики в гуманитарные науки. УРСС Эдиториал, 2003. 304 с. Электронная книга. Лингвистика. иЯЬ: http://www.superlinguist.com

2. Лакофф Дж. Мышление в зеркале классификаторов // Новое в зарубежной лингвистике. вып. XXIII. М.: Прогресс, 1988. С. 12-51.

3. Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ: Восток - Запад, 2007. 314 с.

4. Демьянков В. З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания. 1994. №4. С. 17-33.

5. Попова З. Д., Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж: Истоки, 2001. 196 с.

6. Колшанский Г. В. Объективная картина мира в познании и языке. М.: Наука, 1990. 103 с.

7. Каменская О. Л. Три семантики слова // Язык и модель мира. М.: Изд-во Мое. гос. лингв. ун-та, 1993. С. 39-48.

8. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. М.; Л.: Наука, 1974. 428 с.

9. Демьянков В. З. «Теория речевых актов» в контексте современной зарубежной лингвистической литературы // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1986. С. 223-234.

10. Шафиков С. Г. Типология лексических систем и лексикосемантических универсалий. Уфа: БГУ, 2000. 260с.

11. Кубрякова Е. С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. №»1. С. 6-17.

12. Кубрякова Е. С. Номинативный аспект речевой деятельности. М.: Наука, 1986. 156 с.

13. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1978. 159 с.

14. Никитин М. В. Курс лингвистической семантики. С.-Пб.: Научный центр проблем диалога, 1997. 758 с.

15. Гальперин И. Р. Информативность единиц языка. М.: Высшая школа, 1974. 175 с.

16. Киселева Л. А. Вопросы теории речевого воздействия. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. 160 с.

Поступила в редакцию 04.02.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.