ХРОНИКА
УДК 159.955
Н. В. Гришина
о XII европейском конгрессе по психологии,
СТАМБУЛ, 4-8 июля 2011 г.
XII Европейский психологический конгресс проходил с 4 по 8 июля 2011 г. в Стамбуле (Турция). Европейский конгресс по психологии проводится раз в два года, его главным организатором является ЕБРЛ — Европейская федерация психологических ассоциаций (которая в 2011 г. отмечала 30-летие со дня своего основания). Члены Европейской федерации психологических ассоциаций — психологические ассоциации 35 европейских стран, насчитывающие более 300 000 психологов.
В работе конгресса приняли участие около 3000 человек из более чем 70 стран, представлявших не только Европу, но и другие континенты: США, Латинскую Америку, Азию.
Программа конгресса включала проведение десятков симпозиумов, круглых столов, ключевых докладов и постерных презентаций.
Тематика симпозиумов и круглых столов отражает структуру проблемного поля современной психологии и в определенной мере является традиционной для психологических конгрессов. Наиболее представленной стала проблематика психологии здоровья, которой было посвящено 12 симпозиумов и круглых столов (из них 8 — клинической психологии), психологии образования (8), психологии развития (6), социальной психологии (6). Далее следуют обсуждения проблем культуры и психологии (5), психологии труда и организационной психологии (5), психических процессов (5), исследовательских методов и статистики (5). Содержание остальных симпозиумов и круглых столов: история, теория, психология как дисциплина (4), личность и индивидуальные различия (3), психология катастроф и травм (3), психология транспорта (3), консультативная психология (2), междисциплинарные проблемы (1).
Три темы были выбраны в качестве стратегических для сквозных симпозиумов, проходивших в течение всего конгресса:
1) проблемы психологического образования, преподавания психологии, методов обучения и т. д.;
2) проблемы этики — этические аспекты психологических практик, проведения исследований, этические коды различных культур;
3) проблемы тестов и тестирования — стандарты использования тестов, оценка качественных тестов, практика тестирования.
© Н. В. Гришина, 2011
1. Проблемы психологического образования, преподавания психологии, методов обучения. EUROPLAT (European Psychology Learning and Teaching).
Данной тематике было посвящено девять симпозиумов и круглых столов, на которых рассматривались вопросы преподавания психологии, инновационные методы преподавания, технологии повышения эффективности обучения в психологии, проблемы занятости выпускников-психологов в Европе, задачи преподавания психологии в различных группах в свете усиливающегося социального и культурного разнообразия в Европе и др.
Обсуждение данной проблематики проходило в контексте темы качества и стандартов профессиональной психологии. Более 10 лет в Европе действует Europsy — стандарт профессиональной подготовки в европейских странах. Расширение европейского пространства ставит новые задачи в связи с применением стандарта Europsy и новыми требованиями к компетенциям в профессиональной практике.
Проблеме культурного и этнического разнообразия в Европе и ее практическим следствиям для психологов было уделено особое внимание.
Международное сотрудничество, увеличение числа иностранных студентов, обмен студентами выдвигают требования к преподаванию и обучению психологии. Особой задачей университетов, готовящих выпускников, способных к сотрудничеству в мире с увеличивающейся глобализацией, становится формирование их интеркультуральной компетентности (JCC, Intercultural Competence) — набора установок, умений и знаний, необходимых для эффективного взаимодействия с индивидами из разных культур. Безусловное значение формирование JCC имеет в подготовке психологов для школьной и образовательной систем.
Новые требования начинают предъявляться и к практической психологической работе вследствие изменений в рабочей среде психолога за счет роста популяций мигрантов, беженцев и др. во многих европейских сообществах. Ощущается необходимость специальных знаний и инструментария для работы в интеркультуральных средах с целью создания наилучших практик и служб, уточнения культуральных различий в компетенциях психологов, работающих в сфере психического здоровья. Потребности клиентов из различных культур (этнические/расовые меньшинства, иммигранты, беженцы и др.) требуют сделать психотерапию более культурно чувствительной (в аспекте структуры, интенсивности, формата и содержания психотерапии). Нуждаются в уточнении практические следствия и рекомендации для стран — членов EFPA.
2. Проблемы этики — этические аспекты психологических практик, проведения исследований, этические коды различных культур.
В рамках данного направления было проведено семь симпозиумов и круглых столов. Основные темы: развитие этики психологии; роли и проблемы международного сотрудничества; этика и человеческие права; создание и распространение этического кода европейского психолога; приложение принципов человеческих прав к исследованиям и практике в психологии и др.
Организаторы конгресса ставили перед собой задачи обсуждения следующих вопросов этической проблематики: развитие этических кодов в разных странах и культурах; сравнение моделей этического принятия решений; преподавание этики в образовательных программах по психологии; ответственность при проведении исследований; этические аспекты ответа психологии на гуманитарные проблемы в различных частях мира и др.
3. Проблемы тестов и тестирования.
Данное направление включало шесть симпозиумов и круглых столов, посвященных проблемам интернационализации тестов, валидизации образовательных и психологических тестов, практике международного тестирования и др.
Они проходили под эгидой специального Комитета EFPA по тестам и тестированию. Европейская федерация психологических ассоциаций с 1990 г. использует EFPA Test Review Model для проверки и регистрации тестов. Международный стандарт предполагает соответствующую адаптацию инструмента в других странах. Однако расширяющееся европейское пространство ставит новые задачи к развитию интернационального стандарта по качеству тестов.
Различные симпозиумы конгресса предлагали многочисленные примеры общеевропейского сотрудничества, обобщая опыт стран — членов Европейской федерации психологических ассоциаций.
Немало внимания было уделено работе психологических ассоциаций по психосоциальной поддержке после происходящих катастроф. Транспортные инциденты, крушения самолетов, взрывы на шахтах, природные катастрофы (землетрясения, наводнения), террористические акты, такие как взрывы бомб и стрельба в школах Европы, становятся вызовами для психологии катастроф и кризисов. Роль психологов и их взаимодействие с национальными системами управления катастрофами варьируются в различных европейских странах. Предметом обсуждения стали проблемная область психологии травм и катастроф, опыт и роль психологических ассоциаций в психосоциальной поддержке (опыт Австрии, Италии, Финляндии, Испании, Турции и др.).
Обсуждались конкретные примеры сотрудничества, в частности психологическая помощь жителям северных стран Европы, пострадавшим от цунами в Юго-Восточной Азии. Тысячи европейцев в момент катастрофы находились в туристических поездках в Юго-Восточной Азии, сотни из них погибли. Пострадавшие и семьи, потерявшие близких, пережили тяжелейший психологический кризис в первые недели после стихийного бедствия. Некоторые из видов психологической помощи продолжали оказываться в течение нескольких лет после трагедии. По данной проблеме в северных странах было проведено много исследований. На симпозиуме обсуждались результаты психологической помощи и преодоления психологического кризиса в трех северных странах — Швеции, Финляндии и Дании, наиболее пострадавших в результате стихийного бедствия.
Заметное место в работе Конгресса занимала российская психология. Делегация участников из России была одной из самых многочисленных — более 70 человек. Самыми представительными были делегации Южного Федерального университета (Ростов-на-Дону), Санкт-Петербургского университета, Московского, Томского и других университетов. Российские психологи представили как отдельные доклады на различных секциях, так и семь специальных симпозиумов, объединенных в так называемые “Russian Days”, давшие зарубежным коллегам возможность познакомиться с историей, современным состоянием и разнообразием исследовательских интересов российской психологической школы. Тематика данных симпозиумов была разнообразной: проблемы психофизиологии, психологии здоровья, психологии сознания и др. Кроме того, российская психология была представлена не только отечественными учеными. Так, один из симпозиумов, проведенных иностранными учеными, был посвящен идеям и творчеству Л. С. Выготского.
Еще одной формой работы конгресса были лекции, проходившие вне общей программы симпозиумов, посвященные самым разнообразным темам и собиравшие, как правило, большие аудитории. Среди них стоит назвать лекции: «Эволюция этики в психологии: по направлению к интернационализации и глобализации» (J. Gauthier); «Глобализация и человеческое развитие: люди и контексты» (R. Silbereisen); «Мысленное воображение: от воспоминаний о прошлом до прозрений в будущем» (“from flashbacks to flashforwards”) (E. Holmes); «Тайная власть времени: влияние на личные решения и национальные судьбы» (Ph. Zimbardo); «Спортивная психология в Европе: вызовы и перспективы для психологов» (P. Wylleman); «Бессознательное социальное познание» (M. Banaji); «Психология преуспевания (thriving): вызовы и сложности» (M. Vasquez); «Психосоциальное функционирование от детства к ранней зрелости» (K. Luyckx); «Является ли когнитивно-бихевиоральная терапия доказательно обоснованной: действительно ли КБТ работает вследствие предполагаемых теоретических механизмов?» (P. Emmelcamp); «Отдаленные проявления травмы: долгосрочные проявления юношеской вовлеченности в политические конфликты» (B. Barber) и др.
Особое внимание хотелось бы обратить на доклад, прочитанный на открытии конгресса президентом Европейской федерации психологических ассоциаций доктором Робертом Роэ (R. Roe), «Нуждается ли Европа в психологах?».
Основной вопрос, поставленный в президентской лекции, — каковы функция психологов и их роль, место в современной Европе. Несмотря на свои достижения, европейские психологи должны предпринять немалые усилия, чтобы заявить о себе подобно представителям других профессий. Необходимо обратиться к самым острым и актуальным проблемам европейского общества, таким как психическое здоровье и благополучие, непрерывное образование, здоровье в старших возрастах, адаптация к климатическим изменениям, промышленная конкуренция, транспортная безопасность, гендерное равенство, борьба против преступности, безопасный интернет и др.
Обычные службы — от психотерапии до организационного консультирования — недостаточны, чтобы ответить на будущие потребности Европы. Психологам необходимо понять, каков может быть их вклад в решение общих проблем европейского общества. Они должны научиться разделять свое знание с другими. Психология должна стать уважаемой и востребованной, утвердить себя как единая наука с разными специальностями, интенсифицировать процесс профессионального развития, продвигать инновационные исследования, чтобы занять свое место в структуре важнейших областей знаний в Европе. Доктор Роэ убежден: «Если мы будем верить в то, что нам есть, что дать, мы будем двигаться вперед». В конце своего доклада он сформулировал следующие актуальные задачи EFPA: 1) преодолеть тенденции к разнообразию и внутренним разделениям, уничтожающим общие интересы; 2) повернуть фокус психологии с себя на внешний мир; 3) привести организацию в соответствие с требованиями сегодняшнего дня. Главная цель деятельности Европейской федерации психологических ассоциаций — активно представлять и продвигать психологию как область исследований, дисциплину и профессию на европейском уровне.
Следующий Европейский психологический конгресс будет проходить в 2013 г. в Стокгольме.
Статья поступила в редакцию 16 декабря 2011 г.