УДК 378.02: 372.8
О ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕНДЕНЦИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИИ И ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗОВ МАТЕМАТИКЕ
© 2014 И. В. Детушев
ассистент каф. математического анализа и прикладной математики e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
В статье рассматривается новая система фундаментализации математической подготовки студентов-экономистов, созданная на базе Курского государственного университета. Анализируются ее основные особенности. Подчеркивается, что сочетание прикладной и фундаментальной направленности курса математики на экономических факультетах вузов способно обеспечить выпускнику профессиональную мобильность.
Ключевые слова: фундаментализация математической подготовки,
профессиональная мобильность, задачи с прикладным экономическим содержанием, профессиональное мышление.
В последнее время в России наметилась тенденция перехода экономики от «сырьевой» к «обрабатывающей», инновационной, основанной на знаниях, инновациях, доброжелательном восприятии новых подходов и идей в различных сферах человеческой деятельности. В последние годы в нашей стране идет процесс непрерывного обновления технической и технологической базы производства, постепенно происходит освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, реализуемой на мировых рынках товаров и услуг, все чаще товары, произведенные в России, становятся востребованными и за ее пределами. Все это требует вовлечения во все сферы производства большого числа широкообразованных экономистов, менеджеров и управленцев, способных решать управленческие и производственные задачи, принимать экономически обоснованные решения, разрабатывать и реализовывать различные экономические стратегии, прогнозировать экономические риски.
Однако все эти требования становятся невыполнимыми без вовлечения в деятельность экономистов достаточно сложного математического аппарата. В статье «Система заданий и задач для студентов экономических специальностей» [Детушев 2013], уже отмечалось, что современный экономист должен уметь использовать математические методы для сбора, обработки и анализа данных социальноэкономической и социально-управленческой природы; уметь выявлять реальные возможности и ограниченность математических методов при анализе и решении задач экономики; владеть приемами системного применения информационноматематических методов в конкретных экономических исследованиях; знать принципы научной обоснованности при проведении исследований в области экономики и менеджмента и возможные проявления и последствия недостаточной обоснованности в действиях исследователя. Это ставит перед вузами проблему «качественной» математической подготовки будущих экономистов. Решить эту проблему, на наш взгляд, можно с помощью повышения уровня фундаментализации математической подготовки студентов экономических специальностей с усилением ее прикладной экономической направленности.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
Проблема фундаментализации математической подготовки студентов-экономистов достаточно сложна и многогранна, она требует системного подхода к ее рассмотрению. Ей посвящено достаточно много теоретических исследований. Так, например, вопросам фундаментализации математического образования посвящены работы Л.Н. Журбенко, Ю.В. Кит, В.В. Кондратьева, Л.П. Кузьминой, Р.Ш. Хуснутдинова и др. Однако в этих исследованиях не даны конкретные рекомендации по улучшению и модернизации этой системы. Научно-методологические исследования и практические разработки в этом направлении были выполнены на базе Курского государственного университета. В результате проведенных исследований была предложена новая система фундаментализации математической подготовки студентов экономического профиля за счет прикладной направленности курса математики на экономическом факультете данного вуза. Важно, что эта система не требует специальных финансовых вливаний и легко адаптируется к образовательному процессу в любом высшем учебном заведении за счет включения в процесс обучения математике задач с прикладным экономическим содержанием из специализированных задачников [Детушев 2013, 2013а], в которых предложена система заданий и задач по всем разделам высшей математики, изучаемым на экономических специальностях вузов. Решение подобного типа задач, собранных в системе и по каждому разделу высшей математики, на наш взгляд, один из наиболее эффективных методов активизации познавательной активности студентов-экономистов, поскольку в процессе их решения у студентов развивается умение выявлять причинно-следственные связи между экономическими показателями посредством математического описания. Это способствует углублению и систематизации знаний как по математике, так и по дисциплинам экономического цикла.
Новая модель позволяет превратить фундаментализацию математической подготовки студентов-экономистов в университете в самоподдерживающийся процесс, обеспечивающий опережающее образование в области математики в соответствии с современной образовательной парадигмой. А современная образовательная парадигма, как известно, ставит во главу угла многогранность, гибкость и системность мышления современного специалиста в области экономики и финансов, а также отводит важное место образованию и самообразованию студентов как источнику идей для принятия ответственных идей. Одна из особенностей новой образовательной парадигмы -перенос центра тяжести на развитие способностей выпускника вуза к инновационной деятельности, что особенно важно в условиях перехода нашей страны к «обрабатывающей», инновационной экономике. Предложенная нами модель фундаментализации математической подготовки студентов-экономистов представляет собой компромисс между теоретической и практической составляющей курса математики.
Под фундаментализацией математической подготовки мы понимаем углубление и укрепление фундаментальной, общенаучной, общеобразовательной подготовки по математике при одновременном уменьшении количества аудиторных часов, отводимых на изучение предмета, за счет более строгого отбора материала, а также выделения профиля профессиональной подготовки будущих экономистов.
Цель фундаментализации математической подготовки - усиление математической подготовки студентов по математике, развитие их личностных и волевых способностей, формирование широкообразованных личностей и подготовка высококвалифицированных экономистов, обладающих профессиональной мобильностью, то есть способностью без больших временных и финансовых затрат изменить направление своей профессиональной деятельности.
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 1 (29)
Детушев И. В. О взаимосвязи тенденций фундаментализации и практикоориентированности при обучении студентов экономических специальностей вузов математике
Заметим, что именно сочетание личных качеств, фундаментальной и прикладной направленности курса математики на экономических факультетах вузов способно обеспечить выпускнику экономического факультета профессиональную мобильность, что является одной из важнейших задач Болонского процесса. Именно профессиональная направленность в преподавании математики студентам-экономистам является важным фактором фундаментализации их математической подготовки. Она показывает им важность математических знаний для их будущей специальности и приводит к повышению уровня обученности по математике и математикосодержащим дисциплинам, усиливает их мировоззренческий, методологический, интеллектуальный и творческий потенциал за счет повышения интереса к математике как таковой и ее отдельным разделам, необходимым при изучении специальных дисциплин.
Покажем некоторые применения математики в экономике и управленческих исследованиях.
1. Дифференциальное и интегральное исчисление. Применяется при исследовании эластичности спроса и предложения, для определения максимальных чистых выгод, для анализа потребительского поведения, для определения объема выпускаемой продукции и издержек, при расчете максимальной прибыли в условиях монополии и конкуренции, для расчета коэффициента Джини.
2. Линейная алгебра. Используется при описании межотраслевых производственных процессов, в модели международной торговли, в модели устойчивой согласованности мнений экспертов, в анализе социально-управленческой информации, в формировании комплексных индексных показателей.
3. Дифференциальные уравнения. Применяются для описания простейшей динамики численности населения, для анализа динамической паутинообразной модели рынка, при моделировании динамики долга, при анализе динамической модели рынка с прогнозируемыми ценами.
4. Теория вероятностей и математическая статистика. Применяется для анализа стохастической модели рынка и рационального поведения, в вероятностных моделях ценностной реорганизации в обществе, для анализа корреляционного анализа при исследовании влияния отдельных факторов и их комбинаций на прогнозные характеристики социально-экономических систем, для вероятностных расчетов в текущем анализе хозяйственной деятельности.
5. Линейное и динамическое программирование. Применяются при анализе оптимизационных моделей сотрудничества и конфликта в области разоружения, в игровых моделях борьбы на рынке (модели Курно, Бертрана, Штакельберга и др.), при анализе рыночных предпочтений потребителей, в игровых моделях инвестиционного анализа.
Из сказанного следует, что математический аппарат применяется практически во всех областях экономики.
Предложенная нами модель фундаментализации математической подготовки студентов-экономистов позволяет:
• сформировать умения и навыки ценностно-ориентированной деятельности, позволяющие студентам осознанно формулировать и формировать цели и мотивы своей деятельности, корректировать свои ценностные ориентации;
• сформировать умения и навыки преобразовательной деятельности, позволяющие студентам успешно осуществлять исследовательские действия как на репродуктивном, так и на творческом уровне;
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
• развить умения и навыки коммуникативной деятельности, позволяющие студентам овладевать формами, методами, приемами профессионального общения;
• сформировать у студентов математический аппарат, необходимый для решения широкого класса профессиональных задач;
• сформировать умения и навыки эстетической деятельности, позволяющие студентам получать творческое удовлетворение от решения задач с прикладным экономическим содержанием;
• усилить математическую подготовку студентов за счет активизации их познавательной активности по математике.
Итак, взаимосвязь тенденций фундаментализации и практикоориентированности при обучении студентов экономических специальностей вузов математике проявляется в том, что на базе органического единства усвоения фундаментальных знаний по математике и прикладной направленности этого курса у студентов формируется профессионально-практическое мышление. Оно позволяет будущему специалисту в области экономики и финансов самостоятельно ориентироваться в любой профессиональной ситуации, приобретать новые необходимые знания, реалистично ставить перед собой цели и задачи, необходимые в его будущей профессиональной деятельности.
Библиографический список
Детушев И.В. Математика для экономического бакалавриата: задачник по курсу «Математика» для студ. экон. спец. Курск: Курск. гос. ун-т, 2013. 136 с.
Детушев И.В Теория вероятностей и математическая статистика для экономического бакалавриата: задачник для студентов экономических специальностей - Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2013а. - 169 с.
Детушев И.В. Система заданий и задач для студентов экономических специальностей [Электронный ресурс] // Ученые записки: электронный журнал Курского государственного университета. 2013б. № 4(28). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/033-029.pdf (дата обращения: 13.01.2014)
Кийко П.В. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов средствами моделирования процесса решения задач с экономическим содержанием // Естественные науки в ОмГАУ . Современное состояние и перспективы развития: сб. науч. ст. преподавателей и аспирантов цикла естеств. дисц. ОмГАУ. Вып. 1.Омск: Изд-во ВПО ОмГАУ, 2005. С. 105-107
Кийко П.В. Экономико-математические модели и методы: учеб. пособие. Омск: Изд-во ИЭиФ ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2006. 64 с.
Корзюк А.Ф. Дифференциальные модели некоторых экономических задач. Мн.: БГИНХ им. В.В.Куйбышева, 1989.15 с.
Кудрявцев Л.Д. Современная математика и ее преподавание / предисл. П.С. Александров: учеб. пособие для вузов. 2-е изд., доп. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1985. 176 с.
Малыхин В.И. Математика в экономике: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 1999.
355 с.
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 1 (29)