Теория и методика спорта высших достижений
14
О ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ, АРТИСТИЗМЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ
В ГИМНАСТИКЕ
Л.А. КАРПЕНКО, О.Г. РУМБА, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта,
г. Санкт-Петербург; ФГНУ «Институт социализации и образования» Российской академии образования
Аннотация
Статья посвящена анализу смысловой нагрузки значимых для гимнастических видов спорта терминов - выразительность, артистизм, эмоциональность. В качестве доказательства теоретической значимости данного вопроса авторы указывают на оговоренное правилами соревнований выделение двух компонентов исполнительского мастерства в гимнастике - технического и артистического. Вопрос формирования и оценки артистического мастерства гимнастов остается крайне сложным во многом по причине своей субъективности. В связи с этим в статье предпринята попытка путем анализа и обобщения мнений ведущих специалистов по гимнастике и хореографии упорядочить подходы к оценке данного компонента исполнительского мастерства. При этом термины «выразительность», «артистизм», «эмоциональность» рассматриваются авторами в качестве оценочной шкалы направленности эмоций гимнастов во время выступления как фактора, обуславливающего разный содержательный уровень их выразительности.
Ключевые слова: гимнастические виды спорта, исполнительское мастерство гимнастов, зрелищность в гимнастике, выразительность, артистизм,
эмоциональность.
Abstract
The article is devoted to the analysis of the meaning of such important terms in callisthenics as “expressiveness”, “artistry” and “emotionality”.
To justify the theoretical significance of the matter the authors point out that the rules of the competitions discriminate between such components of the mastery as technical mastery and artistic mastery. The matter of artistic mastery forming and evaluation remains a complex issue due to its subjectivity. Therefore, the attempt to collate various approaches to artistic mastery is made in the article using the analysis and generalization of the opinions of key specialists in calisthenics and choreography.
In that the terms “expressiveness”, “artistry” and “emotionality” are considered by the authors as an estimation scale of the gymnasts’ emotional aspiration during the performance as a factor conditioning the content level of its expressiveness.
Key words: gymnastic kinds of sport, mastery of gymnasts, spectacularity in callisthenics, expressiveness, artistry, emotionality.
В таких видах спорта, как легкая атлетика, тяжелая атлетика, спортивные игры, единоборства, интерес зрителей и болельщиков удерживается естественной борьбой спортсменов за победу. В технико-эстетических видах спорта, к которым относятся гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание, танцы на паркете, борьба за победу не столь очевидна, а потому привлечь и удержать внимание зрителей значительно сложнее. В данном случае интерес зрителей обеспечивается двумя факторами:
1) тем, что делает спортсмен (содержанием действий);
2) тем, как выступает спортсмен (качеством исполнения). В исполнении, в свою очередь, можно также выделить два компонента: техническое мастерство и артистическое. Важной составляющей последнего является эмоциональность исполнения.
Эмоциональность исполнения - важнейший компонент зрелищности в гимнастике - обеспечивается энергетическим посылом спортсменов, вовлекающим
зрителей в действие и делающим их соучастниками происходящего. При этом направленность эмоций гимнастов может быть различной: 1) на себя, свое исполнение, свои удачи и промахи; 2) на зрителя, желание привлечь его внимание; 3) на создание эмоционально-двигательного образа.
Разная направленность эмоций гимнастов во время выступления обуславливает разный содержательный уровень их выразительности.
В определении понятия «выразительность» специалистами по художественной гимнастике прослеживаются две существенно различные точки зрения.
Так, одна из основоположниц художественной гимнастики, первый кандидат педагогических наук в этом виде спорта Р.А. Варшавская [3] определила выразительность как «двигательное выражение эмоций». Как способность создавать эмоционально-двигательный образ определяют выразительность Л.А. Карпенко [7, 8, 10] и М.В. При-
ФНЦ ВНИИФК
Теория и методика спорта высших достижений
15
ставкина [13]. Аналогичного мнения, судя по контексту, придерживаются Ж. Шишманова [15], Э.П. Аверкович [1], Е.В. Бирюк [2].
Другой старейший специалист - З.Д. Вербова [4] считает, что выразительность - это не только эмоции, но и совершенная техника: «Выразительность - это качество, проявляющееся в хорошей технике, в правильной школе движений, это хороший апломб и темп во время вращений, элегантность, большая амплитуда при полной ясности эмоционального содержания». Аналогичного взгляда придерживаются Д.П. Мавромати [12] и Т.С. Лисицкая [11].
Однако великий знаток русского языка Владимир Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка», определяя значение слова «выражать», раскрывает только его сущность, не упоминая о технической стороне: «Выражать - объяснять знаками, передавать, сообщать, проявлять, изображать, показывать... какой бы то ни было способностью (речью, письмом, телодвижением, звуками, кистью, резцом.) чувства, мысли или действия.».
Выразительность - это многогранное явление, проявляющееся в различных сферах человеческой деятельности: в искусстве, спорте, профессиональной деятельности, быту. Каждой сфере присущи соответствующие средства выразительности: краски (их цвет, насыщенность, сочетания), звуки (их высота, сила, тембр), движения тела (позы, взгляд, мимика, жесты, двигательные действия) и многое другое. Невзирая на разнообразие средств, общими и главными для выразительности являются насыщенность эмоций и их содержательная целесообразность.
Выразительность в гимнастике - это содержательно целесообразная эмоциональная насыщенность исполнения гимнастических упражнений и способность гимнастов эмоционально насыщенно и содержательно целесообразно исполнять гимнастические упражнения [9].
Если эмоции гимнаста направлены на себя, свои удачи и промахи, то такое выступление достаточно назвать эмоциональным. Если эмоции спортсмена обусловлены лишь желанием привлечь внимание зрителей, то такое выступление уместно назвать примитивно-артистичным. Когда эмоции исполнителя направлены на создание эмоционально-двигательного образа, такое выступление достойно называться выразительным. И, наконец, если, создавая эмоционально-двигательный образ, гимнаст смысловым подтекстом вовлекает в этот процесс и зрителя, такое выступление следует считать подлинно артистичным, или выразительно-артистичным.
Средства выразительности в гимнастике целесообразно подразделять на основные и вспомогательные: основные - это гимнастические движения всех структурных групп и любой трудности; вспомогательные - это взгляд, мимика, жест, специальные положения и движения головы, туловища, ног, особое «общение» с предметом или снарядом, а также одежда, прическа, грим, аксессуары.
Такое разделение средств в гимнастике необходимо хотя бы для того, чтобы понять, что выразительным может быть даже исполнение, в котором практически
нет возможностей для использования вспомогательных средств. Например, в упражнениях на брусьях, перекладине, коне или в опорном прыжке. В этом случае выразительность достигается воплощением эмоций в темп, ритм, амплитуду и напряженность движений.
Само по себе умение хорошо, технично, даже виртуозно исполнять гимнастические движения не обеспечивает высокий уровень выразительности. Выразительность обеспечивается умелой нюансировкой силы эмоций в соответствии с содержательной целесообразностью исполняемых двигательных действий. Поэтому хорошее освоение движений - лишь предпосылка для развития выразительности. Развитие выразительности предполагает развитие эмоциональной сферы гимнастов, освоение ими разнообразных эмоциональных оттенков исполнения и умение донести их до зрителей. Таким образом, гимнастические упражнения - это инструменты, а выразительность - их умелое использование. И чем богаче арсенал средств у исполнителя, чем с большим мастерством они могут быть выполнены, тем лучше условия для проявления выразительности самого высокого уровня. Так, известный балетмейстер-новатор Михаил Фокин в книге «Против течения», говоря о подлинном артистизме, писал: «Мастерство, затем полнота и искренность чувства, ясность его выражения.».
Важно отметить, что наиболее выразительными действиями в гимнастике специалисты считают связующие элементы (технически простые, нерасцененные), а также детали движений - «мелочи» - и, особенно, положения и движения рук и головы [4, 15, 5, 8, 1, 14].
Оценивая выразительность в гимнастике, необходимо учитывать: во-первых, содержательную целесообразность выражаемых эмоций; во-вторых, степень эмоциональной насыщенности движений; в-третьих, разнообразие задействованных средств выразительности.
Содержательная целесообразность эмоций определяется музыкой, особенностями предметов или снарядов и спецификой основных двигательных действий.
Степень эмоциональной насыщенности, или степень выражения эмоций проявляются в их яркости и убедительности.
Разнообразие средств выразительности определяется количеством задействованных компонентов из числа возможных: взгляд, мимика, жесты, специальные положения и движения рук, туловища, ног, особое «общение» с предметом или снарядом.
Разнообразие задействованных средств выразительности определяется достаточно просто - элементарным математическим подсчетом. Для выявления содержательной целесообразности и степени выраженности эмоций иного пути, кроме экспертной оценки специалистов, нет.
Ориентировочной шкалой оценки выразительности может быть следующая:
- отличная - высокий уровень - ярко выраженная и целесообразная;
- хорошая - выше среднего уровня - ярко выраженная, но недостаточно целесообразная, или целесообразная, но средневыраженная;
ФНЦ ВНИИФК
16
Теория и методика спорта высших достижений
- удовлетворительная - средний уровень - средневыраженная и недостаточно целесообразная;
- плохая - низкий уровень - слабовыраженная и нецелесообразная.
О том, что выразительность развивается, воспитывается, тренируется, писали многие специалисты.
Известный балетмейстер Р.В. Захаров [6], определяя выразительность как «внутреннюю» технику, говорил: «Это прежде всего умение управлять мыслями и чувствами, наполнять ими движения, жесты, позы».
«Выразительность не приходит сама по себе. Даже в случае большой одаренности нужно питать и умело направлять ее» [3].
«Эмоциональность развивается с годами и опытом. Благодаря разнообразию движений, которыми владеет опытная гимнастка, она может выразить себя. Энергия, скрытая в теле, преобразуется в движение, которое создает зримый образ музыки» [15].
«Проявлению выразительности и ее масштабности способствуют личностные факторы: психологический склад, темперамент, общая культура, знания, культура двигательная, мастерство, возраст» [1].
В рамках данной проблемы предметом научных исследований могут быть:
- содержание выразительности в гимнастике - смысловое и чувственное;
- нюансировка эмоциональной насыщенности гимнастических выступлений;
- средства выражения эмоций в гимнастике, их значимость и целесообразность сочетаний;
- развитие выразительности в личностном и методическом аспектах.
Особого внимания заслуживает изучение роли музыки в вопросе проявления выразительности в гимнастике. Очевидно, что эта роль неоднозначна: во-первых, музыка - источник выразительности, от нее зависит композиция упражнений; во-вторых, музыка диктует и придает содержательную целесообразность проявлению эмоций; в-третьих, она сама является средством выразительности; в-четвертых, музыка служит эффективным средством воспитания выразительности. Так, первый теоретик балетмейстерского искусства Жан-Жорж Новерр в «Письмах о танце» [9] писал: «Надо, чтобы движения, действия, даже молчание были значительны, убедительны и созвучны музыке».
В заключение хотелось бы предостеречь молодых ученых от терминологической небрежности. Безукоризненны словосочетания: выразительный (-ая, -ое) либо выразительность взгляда, мимики, жеста, позы, рук, движения, пластики. Но перестановка слов в этих выражениях делают словосочетания неадекватными. Так, если словосочетание мимическая, двигательная, пластическая выразительность звучит неплохо, то, продолжая логический ряд, получим: взглядовая, жестовая, позовая, ручная выразительность. Неудачность последних выражений свидетельствует о дисгармонии всего логического ряда.
Литература
1. Аверкович Э.П. Композиция упражнений в художественной гимнастике: метод. рек. / Э.П. Аверкович. - М.: Изд-во ВНИИФК, 1989. - 17 с.
2. Бирюк Е.В. Хореографическая подготовка в спорте: метод. рек. / Е.В. Бирюк, Н.А. Овчинникова. - Киев: Изд-во КГИФК, 1990. - 20 с.
3. Варшавская Р.А. Художественное движение как часть эстетического и физического воспитания: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Роза Абрамовна Варшавская. -Л., 1946. - 130 с.
4. Вербова З.Д. Искусство произвольных упражнений /
З.Д. Вербова. - М.: ФиС, 1967. - 86 с.
5. Гавердовский Ю.К. Стиль, композиция, мода / Ю.К. Гавердовский // Гимнастика: ежегодник. - М.: ФиС, 1974. - Вып. 2. - С. 5-9.
6. Захаров Р.В. Записки балетмейстера / Р.В. Захаров. - М.: Искусство, 1976. - 351 с.
7. Карпенко Л.А. Пути развития творческой активности у занимающихся художественной гимнастикой младшего возраста: дис. ... канд. пед. наук. - Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1978. - С. 44-61.
8. Карпенко Л.А. Методика составления произвольных комбинаций, формирования творческих умений и музыкально-двигательной подготовки в художественной гимнастике: метод. рек. / Л.А. Карпенко. - СПб.: Изд-во СПбГАФК, 1994. - 30 с.
9. Карпенко Л.А. О выразительности в гимнастике / Л.А. Карпенко, О.Г. Румба // Материалы науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию со д. р. Л.П. Орлова / СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2001. - С. 74-77.
10. Карпенко ЛА. Компоненты спортивного мастерства и основы обучения упражнениям художественной гимнастики: учеб.-метод. пособие / Л.А. Карпенко. - СПб.: Изд-во СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2002. - 40 с.
11. Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике / Т.С. Лисицкая. - М.: ФиС, 1984. - 170 с.
12. Мавромати Д.П. Упражнения художественной гимнастики: учеб. пособие / Д.П. Мавромати. - М.: ФиС, 1972. - 141 с.
13. Приставкина М.В. Эмоциональная выразительность спортсменок в художественной гимнастике и ее психологические причины: метод. рек. / М.В. Пристав-кина - Смоленск: Изд-во СГИФК, 1987. - 13 с.
14. Румба О.Г. Основы хореографической грамотности в художественной гимнастике: учеб. пособие /
О.Г. Румба. - 2-е изд., перераб. и доп. - Белгород: Изд-во «ЛитКараВан», 2013. - 144 с.
15. Шишманова Ж. Большой путь / Ж. Шишманова. -М.: ФиС, 1980. - 88 с.
Теория и методика спорта высших достижений
17
References
1. Averkovich E.P. Exercise composition in callisthenics: meth. recom. / E.P. Averkovich. - M.: Publish. VNIIFK,
1989. - 17 p.
2. Biryuk E.V. Choreographic training in sports: meth. recom. / E.V. Biryuk, N.A. Ovchinnikova. - Kiev: KGIFK,
1990. -20 p.
3. Varshavskaya R.A. Artistic movement as a part of esthetic and physical education: dissertation of candidate of pedagogic sciences: 13.00.04 / R.A. Varshavskaya. - L., 1946. - 130 p.
4. Verhova Z.D. Art of arbitrary exercises / Z.D. Verbo-va. - M.: FiS, 1967. - 86 p.
5. Gaverdovskiy Yu.K. Style, composition, fashion / Ju.K. Gaverdovskiy // Gymnastics: annual. - M.: FiS, 1974. -Ed. 2. - P. 5-9.
6. Zakharov R.V. Ballet master’s writings / R.V. Zakharov. - M.: Iskusstvo, 1976. - 357 p.
7. Karpenko L.A. Ways of creative activity evolution among younger children in callisthenics: dissertation of candidate of pedagogic sciences. - L., 1978. - P. 44-61.
8. Karpenko L.A. Methods of arbitrary combination composition, forming of creative skills and music-motion training in callisthenics: meth. recom. / L.A. Karpenko. -SPb.: Publ. SPbGAFK, 1994. - 30 p.
9. Karpenko L.A. On expressiveness in callisthenics / L.A. Karpenko, O.G. Rumba // Materials of sc.-pract. conf. 100-anniversary of L.P. Orlov / Publ. SPbGAFK after P.F. Lesgaft. - SPb., 2001. - P. 74-77.
10. Karpenko L.A. Components of sports mastery and the basics of callisthenics exercises training: tutorial /
L. A. Karpenko. - SPb.: Publ. SPbGAFK after P.F. Lesgaft, 2002. - 40 p.
11. Lisitskaya T.S. Choreography in callisthenics / T.S. Lisitskaya. - M.: FiS, 1984. - 170 p.
12. Mavromati D.P. Exercises in callisthenics: tutorial /
D.P. Mavromati. - M.: FiS, 1972. - 141 p.
13. Pristavkina M.B. Emotionality of sportswomen in callisthenics and its psychological reasons: meth. recom. /
M. V. Pristavkina. - Smolensk: Publ. SGIFK, 1987. - 13 p.
14. Rumba O.G. Basics of choreographic literacy in callisthenics: tutorial / O.G. Rumba. - 2nd ed., add. and revised. - Belgorod: Publ. “LitKaraVan”, 2013. -144 p.
15. Shishmanova Zh. Great way / Zh. Shishmanova. - M.: FiS, 1980. - 88 p.
ФНЦ ВНИИФК