8. Кенин-Лопсан М.Б.-Х. Традиционная культура тувинцев. - Кызыл, 2006. - 232 с.
9. Кон Ф.Я. За 50 лет. Экспедиция в Сойотию. Т. 3-4. - Москва, 1936. - 340 с.
10. Кужугет А.К. Духовная культура тувинцев. - Кемерово, 2006. - 320 с.
11. Кызласов Л.Р. История Южной Сибири в средние века. - Москва, 1984. - 167 с.
12. Кычанов Е.И. Сведения в «Юаньши» о переселениях кыргызов в XIII в. // Известия Академии наук Киргизской ССР. - Фрунзе, 1965 - СОН - т. V - вып. 1 - С. 59-65.
13. Маспык-оол К., Куулар Ш. Тандинский кожуун. Историко-публицистические очерки. - Кызыл, 2007. - 168 а
14. Минцлова К. Д. Далекий край: путешествие по Урянхайской земле. Т.1. - Петроград, 1915. - 96 с.
15. Минцлов С. Секретное поручение. Путешествие в Урянхай. 1914. - 2014. - 330 а
16. Ондар Б.К. Топонимический словарь Тувы. - Кызыл, 2007. - 551 с.
17. Ощурков В.А. Из странствований по земле Урянхов // Сибирский сборник 1892, вып. 1. - Иркутск, 1893. -73-132 с.
18. Севортян Э.В. Этимологический словарь тюркских языков. Общетюркские и межтюркские основы на букву «В», «Г» и «Д». - Москва, 1980. - 395 с.
19. Тыва улустуц мифтери болгаш тоолчургу чугаалары (Тувинские мифы и легенды). тург. А. Д. Арапчор; эге сeзY, ред. С. М. Орус-оол. - Кызыл, 1995. - 140 ар.
Информанты:
1. Амбар-оол Василий Донгакович, уроженец с. Хову-Аксы, г.р.;
2. Оюн Людмила Демир-ооловна, уроженка с. Чал-Кежиг, 1953 г.р.
3. Оюн Чамыян Кейбаевич, уроженец с. Межегей, 1926 г.р., место рождения - м. Алдыы-Элегес;
4. Оюн Чолапаа Опаевна, уроженка с. Ээрбек, 1927 г.р., место рождения - м. Суглуг-Хем;
УДК 342.849.2 (571.52)
doi: 10.24411/9999-021A-2019-10027
Евгения Михаиловна Ондар Тувинский государственный университет,
г. Кызыл, Россия
О ВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ 1929/1930 ГОДА В ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ
В статье рассматривается выборная кампания 1929-1930 года в Тувинской Народной Республике, раскрывающая особенности ее политического развития в условиях прихода к власти «левых», смены политико-хозяйственного курса. Анализируются Конституция ТНР 1930 г., итоги, последствия и значение проведенной выборной кампании.
Ключевые слова: Тувинская Народная Республика, выборы, Конституция, «левые», перевыборная кампания, Тувинская народно-революционная партия.
Evgenia Ondar Tuva state university, Kyzyl, Russia
ON THE ELECTION CAMPAIGN 1929-1930 YEAR IN THE TUVAN PEOPLE'S REPUBLIC
The article deals with the election campaign of 1929-1930 in the Tuvan people's Republic, revealing the features of its political development in the conditions of the coming to power of the "left", the change of political and economic course. The article analyzes the Constitution of the TNR of 1930, the results, consequences and significance of the election campaign.
Keywords: Tuvan people's Republic, elections, Constitution, left, re-election campaign, Tuvan people's revolutionary party.
С давних времен по настоящее время выборы являются одной из наиболее распространенных форм участия граждан в общественно-политической жизни государства, а также это - важнейший институт функционирования политической системы. Выборы представляют собой одно из важнейших событий в жизни государства, определяющих перспективу его развития на определенный период времени. Посредством выборов органы власти получают легитимацию, т.е. народную поддержку и признание. Выборы определяют расклад политических сил, отражают влияние той или
иной партии, избирательного блока, политической группы. Результаты выборов отражают настроение избирателей, тенденцию развития страны.
8 сентября 2019 г. состоятся очередные выборы Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва. В начале 2019 г. в республике прошли праздничные мероприятия, посвященные 25-летию Верховного Хурала РТ. В связи с этим представляется актуальным изучение различных аспектов проблемы становления и развития парламентаризма в Туве, начальный этап которого связан с деятельностью Великого Хурала Тувинской Народной Республики (далее - ТНР).
История Тувинской Народной Республики всегда вызывала и вызывает интерес ученых, широкой общественности. Это один из важнейших периодов истории тувинского народа XX в. Именно в этот период были заложены основы тувинской государственности, современная культура, медицина, искусство, литература и многое другое. Однако, несмотря на имеющиеся труды, проблема тувинского парламентаризма, в частности периода ТНР, не стала объектом специального изучения [1].
В конце 1920-х - начале 1930-х гг. в политическом развитии ТНР произошли изменения, связанные с приходом к руководству Тувинской народно-революционной партии левого крыла, выступавших за более тесное сотрудничество с Советской Россией во всех сферах и определивших дальнейший путь развития тувинского государства. Начало коренных социальных преобразований в Туве было отмечено резким усилением влияния ТНРП. В первую очередь это выразилось в политической кампании классовых «чисток» в партийных и государственных органах [2]. Особенно этот период хорошо просматривается на материалах выборной кампании 1929/1930 года во все органы центральной и местной властей.
На VIII съезде ТНРП (20 октября - 10 ноября 1929 г.) была выработана и провозглашена программа развития ТНР по некапиталистическому пути. Первоочередной задачей признавалась всемерная изоляция «...эксплуататорско-феодальных слоев от участия в общественной и государственной жизни страны. Вне этого никакие социально-политические реформы в стране в интересах широких аратских масс не могут быть проведены» [3, л. 4]. В декабре 1929 г. выходит постановление Президиума Малого Хурала ТНР о проведении выборов местных и кожуунных самоуправлений. Тогда же Президиумом специально была разработана и утверждена инструкция по проведению выборной кампании на 19219/1930 год «.для охранения органов власти от проникновения в них эксплоататарских элементов. » [4, л.41].
Согласно данной инструкции для общего руководства выборной кампанией создавалась избирательная комиссия при Президиуме Малого Хурала ТНР в составе представителей от Малого Хурала, Профсовета, ЦК ТНРП, ревсомола, женотдела и Народно-революционной армии. При сумонных и кожуунных управлениях также создавались избирательные комиссии, состоящие из представителей органов местного самоуправления, комитета (на уровне кожууна) или ячейки (на уровне сумона) партии, ревсомола, женотдела, профсоюза. На сумонные избирательные комиссии возлагалось составление списков, как избирателей, так и лиц, лишенных избирательных прав и их опубликование [4, л. 42]. На кожуунные и центральные избирательные комиссии возлагались обязанности наблюдения за законностью и своевременностью проведения выборов, руководство и инструктаж, а также рассмотрение протестов и жалоб на действия нижестоящих избирательных комиссий.
Каждый кожуун состоял из сумонов и арбанов, сумон состоял примерно из 150 чел., арбан - из 10 чел. Два и более сумона составляли кожуун. По своей территории и количеству сумонов кожууны были различны.
В инструкции подробно перечислялись категории лиц, лишенных избирательных прав. Прежде всего, к ним относились лица, имеющие звание феодала, чиновники, скотоводы, пользующиеся услугами наемных работников, занимающиеся скупкой, перепродажей скота, пушнины, снабжающие население кредитом на кабальных условиях, в том числе торговцы, ламы и шаманы, участники контрреволюционных восстаний, душевнобольные или умалишенные лица, а также находящиеся в местах лишения свободы [4, л. 42-43]. Как видно, довольно большая категория населения исключалась из выборов, тем самым лишалась возможности участвовать, влиять на дальнейшую политическую жизнь страны. Что касалось родственников лиц лишенных избирательных прав, им давалось право пользоваться данными правами лишь в том случае, если они от них материально не зависели и жили самостоятельным общественно-полезным трудом, что не соответствовало выдвинутым условиям.
В отдельных случаях избирательные права могли быть восстановлены каждый раз по особому постановлению Президиума Малого Хурала ТНР. Так, бывшим чиновникам предоставлялось данное
право при условии, если они в течение 9 лет после народной революции, а именно с 1920 г., и в рассматриваемое время занимались общественно-полезным трудом, при этом доказали свою лояльность к Правительству ТНР. Такие же условия были определены и для лам и шаманов, при этом им надлежало добровольно отказаться от сана священнослужителя [4, л. 44]. Однако в примечании оговаривалось, что высшее ламское духовенство не подлежало восстановлению в избирательных правах.
Сумонные избиркомы составляли списки лишенных избирательных прав на основании следующих сведений: в отношении лиц, находящихся в местах заключения, на основании копий приговоров или справок судебных органов; в отношении умалишенных и душевнобольных по удостоверениям врачей или на основании свидетельств избирателей арбана; в отношении всех остальных - по справкам сумонных начальников, а также на основании фактически проверенных сведений. Данные пункты инструкции давали определенную свободу действий руководству органов местного самоуправления, которое с большим рвением лишало прав самые разные категории населения. Избирательная комиссия опубликовывало данные списки по каждому арбану не позднее, чем за 15 дней до избирательного собрания в этом же арбане.
Выборы членов сумонного самоуправления проходили на избирательных собраниях, куда допускались только лица, имеющие избирательные права. Присутствие других лиц категорически не допускалось, это каралось по закону. Выборы считались состоявшимися при присутствии не менее 35% электората. В органы сумонного самоуправления избирались по одному человеку от 60 жителей. Голосование, как правило, было открытым или по спискам, или по отдельным кандидатурам по решению самого собрания.
На кожуунный хурал избирался 1 делегат от 250 жителей на пленарных заседаниях сумонного самоуправления, состоящего из не менее 7 и не более 15 членов, в зависимости от численности населения кожууна [4, л. 47]. Делегаты на Великий Хурал ТНР избирались по норме 1 делегат от 500 жителей кожууна.
В первой половине 1930 г. была проведена широкая перевыборная кампания органов самоуправления, впервые в таком масштабе. В сумоны для составления списков избирателей кожуунными самоуправлениями направлялись инструкторы, на сумонных собраниях избиратели подробно знакомились с решениями партии по вопросам предвыборной кампании и решали вопрос о предоставлении и лишении избирательных прав жителей сумонов.
В этот период повсеместно начался процесс конфискации собственности феодалов и депортации последних с родовых территорий в другие кожууны. Проведенные политические мероприятия преследовали цель ликвидировать феодалов как класс. Беззаконие и произвол ТНРП и Правительства ТНР в отношении прежнего руководства страны, служителей культа, зажиточных аратов вызвали их естественный протест. 17 марта 1930 г. в Дзун-Хемчикском кожууне начался вооруженный мятеж, который вскоре был подавлен.
На II Пленуме ЦК ТНРП (5-11 июля 1930 г.) были отмечены положительные итоги перевыборной кампании, при этом указывали и на ошибки. Так, были выявлены факты лишения избирательных прав детей умерших лам и шаманов или бедняков, бравших от богачей лошадей [5, л. 29]. Все это говорило о том, что выборная кампания проходила с большими нарушениями, можно сказать в спешке, специально разработанная инструкция не была хорошо усвоена на местах. Многие отмечали, что «списки избирателей и лишенцев составлялись небрежно и несвоевременно, местами и не правильно» [5, л. 40].
В таких сложных условиях проходили выборы делегатов на VII Великий Хурал ТНР, начавшего свою работу 3 октября 1930 г. Всего присутствовало 91 человек, из них с правом решающего голоса - 60 чел., с правом совещательного голоса - 25 чел. Интерес представляют данные состава избранных делегатов. Так, по имущественному положению они распределились следующим образом: не имели бодо - 2 чел., от 1 до 10 бодо - 33 чел., от 11 до 20 бодо - 22 чел., от 21 до 30 бодо - 10 чел., выше 30 бодо - нет. По социальному положению присутствовавшие делегаты являлись бывшими ламами низшего сословия - 4 чел., мелкими чиновниками - 3 чел., писарем - 1 чел., аратами - 58 чел. [5, л. 41-42]. Таким образом, большинство избранных делегатов относились к числу бедняков, лишь малая часть - к середнякам, а богачей и вовсе нет. Для сравнения делегаты IV Великого Хурала (1926) выглядят следующим образом. По имущественному положению: 37 бедняков, 38 середняков, 2 богача. По социальному положению среди делегатов 16 чел. являлись бывшими чиновниками, 32 чел. - работниками органов местного самоуправления, 12 чел. -
бодо - 1 голова крупнорогатого скота или 10 голов овец или коз.
работниками низовых партийных организаций и 1 кооператор [6, л.61]. По итогам выборной кампании 1929/1930 г. состав Великого Хурала становился однородным, там в основном была представлена беднейшая часть аратского населения.
На Великом Хурале была утверждена новая Конституция ТНР, отразившая произошедшие общественно-политические и социально-экономические изменения в стране. В тексте Конституции выдвигался тезис, поставленный VIII съездом ЦК ТНРП, на основе диктатуры трудящихся аратов обеспечить некапиталистическое развитие страны и осуществить социализм [7]. Согласно положениям вновь принятого главного закона страны, отстранялись от участия в общественно-политической жизни республики и лишались избирательных прав все лица, добывающие средства путем эксплуатации других людей с целью наживы - частные торговцы и ростовщики, лица, живущие на нетрудовой доход, проценты с капиталов, доходы с предприятий или поступления с имущества, а также духовенство, шаманы, бывшие феодалы, нойоны и чиновники. В Конституции законодательно закреплялась свобода собраний, митингов, шествий, вероисповедания и антирелигиозной пропаганды, союзов, объединений и организаций.
В целом подводя итоги, следует отметить, что с приходом к власти левого крыла ЦК ТНРП в ТНР начались коренные преобразования в политическом и социально-экономическом развитии. Особую роль в данном процессе сыграла проведенная в 1929/1930 году выборная кампания, по результатам которой полностью сменился состав органов местного и центрального самоуправления. Там в абсолютном большинстве работали выдвиженцы из аратов, социальное происхождение которых в глазах «левых» искупало их неподготовленность к руководящей работе. Классовый подход стал основополагающим в дальнейшей политике, законотворческой деятельности. В Конституции ТНР 1930 г. значительное внимание уделялось правам и обязанностям граждан ТНР, устанавливалось полное равенство граждан независимо от их национальной принадлежности. Вместе с тем в Основном Законе подтверждалась введенная ранее противоречащая положению о равенстве всех перед законом норма о лишении избирательных прав бывших феодалов. С лишением феодалов избирательных прав менялось классовое содержание хуралов: они становились социально однородными по составу.
Источники и литература
1. Шостакович С.В. Политический строй и международно-правовое положение Танну-Тувы в прошлом и настоящем. Иркутск: Тип. изд. «Власть труда», 1929. 48 с.; Аранчын Ю.Л. Исторический путь тувинского народа к социализму. Новосибирск: Наука, 1982. 337 с.; Москаленко Н.П. Этнополитическая история Тувы в XX веке / Н.П. Москаленко; Отв. ред. С.И. Вайнштейн; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 2004. 222 с.; Моллеров Н.М. История советско-тувинских отношений (1917-1944 гг.). М., 2005. 326 с.
2. История Тувы: В 3 т. Т.П /Под общ. ред. В.А. Ламина. Новосибирск: Наука, 2007. 430 с. С.184.
3. ЦАДПОО ГАРТ. Ф.1 Оп. 1 Д. 715
4. РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 153. Д. 34.
5. ЦАДПОО ГАРТ. Ф.1. Оп.1 Д.837.
6. РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 153. Д. 14.
7. Конституции Тувы 1921-1993 гг. / Сост. В.А. Дубровский. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1999. 216 с. С. 49.
УДК 93/94 (571.52)
doi: 10.24411/9999-02^-2019-10028
Оюу Владимировна Ооржак Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва, г. Кызыл, Республика Тыва, Россия
СТАНОВЛЕНИЕ КЫЗЫЛСКОГО КОЖЕВЕННО-ПИМОКАТНОГО ЗАВОДА
В данной статье рассматриваются исторические аспекты становления и развития одного из старейших промышленных предприятий Тувы - Кызылского кожевенно - пимокатного завода. Автором проанализированы предпосылки обработки кожевенного сырья с древнейших времен.