DOI: 10.24143/2073-1574-2019-4-39-45 УДК 620.19:629.5.023
О ВЫБОРЕ ЭЛЕКТРОДОВ ДЛЯ КОНТРОЛЯ СИСТЕМ ПРОТЕКТОРНОЙ ЗАЩИТЫ СТАЛЬНЫХ СУДОВ И КОРАБЛЕЙ
Д. П. Ястребов, О. А. Белов, В. А. Швецов, О. А. Белавина
Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, Российская Федерация
Судовые конструкции работают в неблагоприятных, тяжёлых условиях, способствующих выходу из строя важных механизмов и сокращающих срок службы стальных деталей машин. Названа одна из важнейших причин износа деталей судовых конструкций - коррозия. Представлен опыт выбора электродов, используемых при контроле систем протекторной защиты стальных судов и кораблей. Приведены результаты измерения потенциала корпуса катера РУМ 52-22 в заданной контрольной точке с помощью мультиметра MASTECH MY 62 и двух контрольных электродов. Первый контрольный электрод - электрод собственной конструкции, изготовленный из электроугольного изделия для электрических машин. Стандартный переносной хлорсеребряный электрод сравнения использовался в качестве второго электрода. Оба электрода находились в эксплуатации в течение трёх лет. Исследуемое судно пребывало в длительном стояночном режиме. Контрольные измерения выполняли с 23.05. по 07.07.2019 г., при этом контролировали потенциал корпуса трижды в день с помощью нескольких параллельных измерений. Интервал времени между параллельными измерениями потенциала составлял примерно 5 с. Измерения потенциала корпуса выполнял специально подготовленный оператор. Точность измерений оценивалась с помощью коэффициента вариации. Анализ выполненных исследований доказал, что точность результатов контроля протекторных систем защиты от коррозии судов и кораблей зависит от выбора типа контрольного электрода. Установлено, что на эффективность работы хлорсеребряного электрода сравнения сильное воздействие оказывает срок его эксплуатации. Результаты натурных коррозионных исследований могут быть использованы экипажами судов для обоснования выбора контрольных электродов.
Ключевые слова: коррозия стальных корпусов судов и кораблей, контроль систем протекторной защиты, контрольные электроды, потенциал корпуса судна, результаты измерений.
Для цитирования: Ястребов Д. П., Белов О. А., Швецов В. А., Белавина О. А. О выборе электродов для контроля систем протекторной защиты стальных судов и кораблей // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология. 2019. № 4. С. 39-45. DOI: 10.24143/2073-1574-2019-4-39-45.
Введение
Коррозия - одна из главных причин износа судов и кораблей, снижения их прочности и безопасности [1, 2]. Борьба с коррозией на флоте является приоритетной государственной задачей [3-6]. Решение этой задачи невозможно без организации эффективной подготовки операторов, контролирующих работу систем защиты судов и кораблей от коррозии [7-13]. Подготовка операторов невозможна без обмена опытом в области защиты судов и кораблей от коррозии [2, 11-13].
Цель настоящей работы - обмен опытом, необходимым для выбора электродов, используемых при контроле систем протекторной защиты стальных судов и кораблей.
Методика натурных коррозионных исследований
Измеряли потенциал корпуса катера РУМ 52-22 в заданной контрольной точке [10] с помощью электроизмерительного прибора (мультиметр МА8ТБСН МУ 62) и двух контрольных электродов. В качестве первого контрольного электрода использовали электрод собственной конструкции [14], изготовленный из электроугольного изделия для электрических машин. Данный электрод эксплуатировали в течение 3 лет. В качестве второго электрода использовали переносной хлорсеребряный электрод сравнения (ХСЭ) [4-6]. Этот электрод также эксплуатировали в течение 3 лет. Судно находилось в длительном стояночном режиме у причала № 1 морского рыбного порта г. Петропавловска-Камчатского.
Схема соединения элементов контрольной электрической цепи приведена на рис. 1.
Рис. 1. Схема соединения элементов контрольной электрической цепи, используемой для измерения потенциала корпуса судна: 1 - корпус судна; 2 - фальшборт судна; 3 - переносной милливольтметр;
4 - прижимной контакт; 5 - переносные электроды; 6 - морская вода; 7 - выключатели
Измерения выполняли в соответствии с рекомендациями [7-13] в период времени с 23.05.2019 по 07.07.2019, при этом контроль потенциала корпуса выполняли 3 раза в день (9:00; 14:00; 19:00 ч) с помощью 5 параллельных измерений. Интервал времени между параллельными измерениями потенциала - примерно 5 с. Все измерения потенциала корпуса выполнил специально подготовленный оператор [11-13]. Точность измерений оценивали с помощью коэффициента вариации V, % [15].
Результаты исследований и их обсуждение
Результаты натурных коррозионных исследований приведены в таблице и на рис. 2.
Результаты натурных коррозионных исследований на катере РУМ 52-22
Дата/время выполнения контроля потенциала Значения потенциала корпуса катера РУМ 52-22 в контрольной точке мB, полученные с помощью электродов
Электрод № 1 (электроугольное изделие для электрических машин) Электрод № 2 (ХСЭ)
Интервал значений мB U/сред, MB Коэффициент вариации V, % Интервал значений мB U/сред, MB Коэффициент вариации V, %
23.05.2019/9:00 857-862 860,0 0,31 814-825 816,5 0,70
23.05.2019/14:00 864-865 864,2 0,05 820-828 824,4 0,41
23.05.2019/19:00 862-864 862,6 0,1 825-826 825,6 0,07
24.05.2019/9:00 858-859 858,4 0,06 832-836 833,8 0,21
24.05.2019/14:00 859-859 859,0 0,00 836-837 836,4 0,05
24.05.2019/19:00 859-860 859,6 0,07 835-836 835,4 0,05
25.05.2019/9:00 857-857 857,0 0,00 778-778 778,0 0,00
25.05.2019/14:00 856-556 856,0 0,00 778-778 778,0 0,00
25.05.2019/19:00 855-855 855,0 0,00 778-778 778,0 0,00
27.05.2019/9:00 844-845 842,2 0,05 775-775 775,0 0,00
27.05.2019/14:00 845-846 845,6 0,06 776-778 776,8 0,14
27.05.2019/19:00 847-847 847,0 0,00 779-779 779,0 0,00
28.05.2019/9:00 832-833 832,6 0,06 761-763 761,8 0,11
28.05.2019/14:00 838-839 838,4 0,07 767-767 767,0 0
28.05.2019/19:00 834-835 834,6 0,07 777-781 778,8 0,23
29.05.2019/9:00 830-830 830,0 0,00 763-765 763,6 0,12
29.05.2019/14:00 834-834 834,0 0,00 779-779 779,0 0,00
29.05.2019/19:00 837-837 837,0 0,00 780-781 781,6 0,07
30.05.2019/9:00 825-825 825,0 0,00 758-758 758,0 0,00
Продолжение табл.
Дата/время выполнения контроля потенциала Значения потенциала корпуса катера РУМ 52-22 в контрольной точке Ц=, мB, полученные с помощью электродов
Электрод № 1 (электроугольное изделие для электрических машин) Электрод № 2 (ХСЭ)
Интервал значений Ц=, мB Цсред, MB Коэффициент вариации V, % Интервал значений Ц=, мB Цред, MB Коэффициент вариации V, %
30.05.2019/14:00 824-824 824,0 0,00 761-761 761,0 0,00
30.05.2019/19:00 818-820 819,0 0,09 742-742 742,0 0,00
31.05.2019/9:00 808-809 808,6 0,07 736-737 736,4 0,05
31.05.2019/14:00 810-810 810,0 0,00 738-739 738,6 0,07
31.05.2019/19:00 811-811 811,0 0,00 740-740 740,0 0,00
01.06.2019/9:00 810-811 810,4 0,05 743-743 743,0 0,00
01.06.2019/14:00 811-811 811 0,00 744-744 744,0 0,00
01.06.2019/19:00 810-810 810 0,00 744-744 744,0 0,00
03.06.2019/9:00 806-807 806,6 0,07 740-740 740,0 0,00
03.06.2019/14:00 811-812 811,4 0,07 746-747 746,4 0,07
03.06.2019/19:00 811-811 811,0 0,00 746-746 746,0 0,00
04.06.2019/9:00 809-812 810,4 0,14 750-752 751,0 0,13
04.06.2019/14:00 812-813 812,8 0,06 753-753 753,0 0,00
04.06.2019/19:00 813-814 813,4 0,07 754-755 754,6 0,07
05.06.2019/9:00 812-813 812,8 0,06 761-761 761,0 0,00
05.06.2019/14:00 812-812 812,0 0,00 762-763 762,8 0,06
05.06.2019/19:00 811-811 811,0 0,00 762-762 762,0 0,00
06.06.2019/9:00 813-814 813,8 0,06 767-768 767,6 0,07
06.06.2019/14:00 813-813 813,0 0,00 767-768 767,4 0,07
06.06.2019/19:00 814-814 814,0 0,00 769-769 769,0 0,00
07.06.2019/9:00 814-814 814,0 0,00 768-768 768,0 0,00
07.06.2019/14:00 815-816 815,4 0,07 770-770 770,0 0,00
07.06.2019/19:00 816-817 816,6 0,07 771-772 771,8 0,06
10.06.2019/9:00 813-814 813,5 0,07 767-768 768,8 0,06
10.06.2019/14:00 814-815 814,2 0,05 768-768 768,0 0,00
10.06.2019/19:00 814-814 814,0 0,00 768-768 768,0 0,00
11.06.2019/9:00 817-817 817,0 0,00 768-768 768,0 0,00
11.06.2019/14:00 817-817 817,0 0,00 768-768 768,0 0,00
11.06.2019/19:00 816-817 816,5 0,07 767-767 767,0 0,00
13.06.2019/9:00 817-817 817,0 0,00 766-766 766,0 0,00
13.06.2019/14:00 816-817 816,8 0,06 767-767 767,0 0,00
13.06.2019/19:00 816-817 816,5 0,07 767-767 767,0 0,00
14.06.2019/9:00 814-814 814,0 0,00 765-765 765,0 0,00
14.06.2019/14:00 814-814 814,0 0,00 766-766 766,0 0,00
14.06.2019/19:00 814-815 814,4 0,07 766-766 766,0 0,00
15.06.2019/9:00 817-818 817,2 0,05 772-772 772,0 0,00
15.06.2019/14:00 819-819 819,0 0,00 774-775 774,4 0,07
15.06.2019/19:00 820-820 820,0 0,00 775-776 775,5 0,07
17.06.2019/9:00 816-817 816,2 0,05 770-771 770,4 0,07
17.06.2019/14:00 816-817 816,4 0,07 769-769 769,0 0,00
17.06.2019/19:00 817-818 817,2 0,05 771-771 771,0 0,00
18.06.2019/9:00 818-818 818,0 0,00 769-769 769,0 0,00
18.06.2019/14:00 817-817 817,0 0,00 768-768 768,0 0,00
18.06.2019/19:00 818-818 818,0 0,00 770-770 770,0 0,00
19.06.2019/9:00 817-818 817,8 0,06 768-768 768,0 0,00
19.06.2019/14:00 818-819 818,6 0,07 769-769 769,0 0,00
19.06.2019/19:00 818-819 818,4 0,07 768-769 768,8 0,05
21.06.2019/9:00 816-817 816,4 0,07 767-768 767,8 0,05
21.06.2019/14:00 812-813 812,5 0,07 762-763 762,5 0,07
21.06.2019/19:00 821-822 821,4 0,07 769-770 768,8 0,05
22.06.2019/9:00 810-810 810,0 0,00 761-761 761,0 0,00
22.06.2019/14:00 810-810 810,0 0,00 762-762 762,0 0,00
22.06.2019/19:00 810-811 811,2 0,05 761-762 761,6 0,07
23.06.2019/9:00 811-812 811,2 0,05 760-761 760,8 0,05
23.06.2019/14:00 810-811 810,4 0,07 759-760 759,6 0,07
23.06.2019/19:00 810-810 810,0 0,00 759-759 759,0 0,00
24.06.2019/9:00 811-811 811,0 0,00 758-758 758,0 0,00
24.06.2019/14:00 811-811 811,0 0,00 758-758 758,0 0,00
24.06.2019/19:00 812-812 812,0 0,00 760-760 760,0 0,00
25.06.2019/9:00 815-815 815,0 0,00 758-759 758,2 0,05
25.06.2019/14:00 816-816 816,0 0,00 759-759 759,0 0,00
25.06.2019/19:00 816-816 816,0 0,00 759-759 759,0 0,00
Окончание табл.
Дата/время выполнения контроля потенциала Значения потенциала корпуса катера РУМ 52-22 в контрольной точке и=, мВ, полученные с помощью электродов
Электрод № 1 (электроугольное изделие для электрических машин) Электрод № 2 (ХСЭ)
Интервал значений и=, мВ Цсред, MB Коэффициент вариации V, % Интервал значений и=, мВ исред, MB Коэффициент вариации V, %
26.06.2019/9:00 818-819 818,2 0,05 761-762 761,4 0,07
26.06.2019/14:00 817-818 817,6 0,07 761-762 761,6 0,07
26.06.2019/19:00 818-819 818,8 0,05 762-763 762,8 0,05
27.06.2019/9:00 816-817 816,6 0,07 762-762 762,0 0,00
27.06.2019/14:00 817-817 817,0 0,00 762-762 762,0 0,00
27.06.2019/19:00 817-817 817,0 0,00 763-764 763,4 0,07
28.06.2019/9:00 816-816 816,0 0,00 765-765 765,0 0,00
28.06.2019/14:00 816-816 816,0 0,00 765-765 765,0 0,00
28.06.2019/19:00 815-816 815,8 0,05 764-765 764,6 0,07
30.06.2019/9:00 817-817 817,0 0,00 767-767 767,0 0,00
30.06.2019/14:00 812-813 812,6 0,07 768-768 768,0 0,00
30.06.2019/19:00 809-810 809,2 0,05 765-766 765,6 0,07
01.07.2019/9:00 814-814 814,0 0,00 768-769 768,6 0,07
01.07.2019/14:00 813-814 813,6 0,07 771-771 771,0 0,00
01.07.2019/19:00 812-812 812,0 0,00 761-762 761,8 0,05
02.07.2019/9:00 816-816 816,0 0,00 755-755 755,0 0,00
02.07.2019/14:00 816-817 816,4 0,07 750-751 750,6 0,07
02.07.2019/19:00 817-817 817,0 0,00 748-748 748,0 0,00
03.07.2019/9:00 815-815 815,0 0,00 746-746 746,0 0,00
03.07.2019/14:00 816-816 816,0 0,00 749-749 749,0 0,00
03.07.2019/19:00 816-816 816,0 0,00 749-749 749,0 0,00
04.07.2019/9:00 814-815 814,4 0,07 746-747 746,6 0,07
04.07.2019/14:00 814-814 814,0 0,00 748-748 748,0 0,00
04.07.2019/19:00 814-814 814,0 0,00 747-748 747,8 0,05
05.07.2019/9:00 815-816 816,6 0,07 739-742 746,6 0,15
05.07.2019/14:00 814-814 814,0 0,00 740-741 740,8 0,05
05.07.2019/19:00 806-807 806,6 0,07 735-738 736,4 0,15
06.07.2019/9:00 807-807 807,0 0,00 730-733 731,4 0,21
06.07.2019/14:00 804-805 804,6 0,07 740-742 741,2 0,15
06.07.2019/19:00 798-798 798,0 0,00 720-720 720,0 0,00
07.07.2019/9:00 785-786 785,4 0,07 705-707 705,8 0,12
07.07.2019/14:00 784-785 784,8 0,05 702-703 702,4 0,07
07.07.2019/19:00 784-785 784,6 0,07 702-703 702,4 0,07
И ci.l.
fio ДлЕЯ К1)ЕИ|1(1,1И
Рис. 2. Динамика изменений потенциала корпуса катера РУМ 52-22 в период с 23.05.2019 по 07.07.2019:
1 - значения потенциала корпуса судна, полученные с помощью электрода № 1;
2 - значения потенциала корпуса судна, полученные с помощью электрода № 2
Согласно табл. и рис. 2 при использовании электрода № 1 значения потенциала корпуса, полученные с помощью данного электрода, изменились незначительно. При этом они соответствуют реальному состоянию системы протекторной защиты судна. Следует отметить, что результаты измерений потенциала корпуса катера РУМ 52-22, полученные в это же время с помощью ХСЭ, существенно различаются между собой. За время выполнения исследований результаты измерений потенциала, полученные с помощью ХСЭ, снизились от 837 до 702 мВ. В соответствии с этими результатами система протекторной защиты судна подлежит ремонту [4-6]. Таким образом, длительная эксплуатация ХСЭ привела к неадекватным результатам контроля защищённости корпуса судна от коррозии.
Выводы
1. Точность результатов контроля протекторных систем защиты от коррозии судов и кораблей в первую очередь зависит от выбора типа контрольного электрода.
2. На достоверность результатов измерений, полученных с помощью ХСЭ, оказывает воздействие срок эксплуатации данного электрода.
3. Результаты натурных коррозионных исследований могут быть использованы экипажами судов для обоснования выбора электродов для контроля систем протекторной защиты стальных судов и кораблей.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Зобочев Ю. Е., Солинская Э. В. Защита судов от коррозии и обрастания. М.: Транспорт, 1984. 174 с.
2. Швецов В. А., Белов О. А., Белозеров П. А., Шунькин Д. В. Контроль систем протекторной защиты стальных судов и кораблей: моногр. Петропавловск-Камчатский: Изд-во КамчатГТУ, 2016. 109 с.
3. КоробцовИ. М. Техническое обслуживание и ремонт флота. М.: Транспорт, 1975. 195 с.
4. РД 31.28.10-97. Комплексные методы защиты судовых конструкций от коррозии. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200049727 (дата обращения: 07.04.2017).
5. ГОСТ 9.056-75. Стальные корпуса кораблей и судов. Общие требования к электрохимической защите при долговременном стояночном режиме. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200015017 (дата обращения: 20.07.2015).
6. ГОСТ 26501-85. Корпуса морских судов. Общие требования к электрохимической защите. М.: Изд-во стандартов, 1985. 7 с.
7. Белов О. А., Швецов В. А., Ястребов Д. П. Обоснование оптимальной периодичности контроля работы протекторной защиты стальных корпусов судов // Эксплуатация морского транспорта. 2017. № 1 (82). С. 41-48.
8. Белов О. А., Швецов В. А., Ястребов Д. П., Белавина О. А., Шунькин Д. В. Внедрение усовершенствованного способа контроля систем протекторной защиты стальных корпусов судов Камчатского флота // Вестн. Камчат. гос. техн. ун-та. 2017. № 39. С. 6-11.
9. Швецов В. А., Белов О. А., Белавина О. А., Ястребов Д. П. Обоснование возможности исключения внешнего осмотра систем протекторной защиты стальных корпусов судов // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер.: Морская техника и технология. 2017. №. 1. С. 29-38.
10. Белозеров П. А., Швецов В. А., Белавина О. А., Шунькин Д. В., Коростылёв Д. В., Пахомов В. А., Малиновский С. А. Обоснование способа выбора контрольных точек для измерения защитного потенциала стальных корпусов кораблей и судов // Вестн. Камчат. гос. техн. ун-та. 2014. № 28. С. 6-11.
11. Швецов В. А., Белозеров П. А., Адельшина Н. В., Белавина О. А., Петренко О. Е., Шунькин Д. В., Кирносенко В. В. Влияние квалификации оператора на результаты измерения защитного потенциала стальных корпусов кораблей и судов // Вестн. Камчат. гос. техн. ун-та. 2014. № 30. С. 46-54.
12. Швецов В. А., Белозеров П. А., Белавина О. А., Шунькин Д. В., Малиновский С. А. Обоснование выбора необходимого числа параллельных измерений защитного потенциала стальных корпусов кораблей и судов в контрольной точке // Вестн. Камчат. гос. техн. ун-та. 2016. № 35. С. 40-46.
13. Швецов В. А., Белов О. А., Белозеров П. А., Белавина О. А., Кирносенко В. В. Обоснование необходимости подготовки операторов для измерения потенциала стальных корпусов судов и кораблей // Вестн. Камчат. гос. техн. ун-та. 2016. № 37. С. 19-24.
14. Пат. 153280 Рос. Федерация, U1 МПК G01N 17/02 (2006.01). Устройство для измерения защитного потенциала стальных корпусов кораблей и судов / Швецов В. А., Белозёров П. А., Шунькин Д. В., Диденко А. А., Луценко А. А., Коростылёв Д. В., Белавина О. А. № 2014142289/28; заявл. 20.10.14; опубл. 10.07.15, Бюл. № 19.
15. ГОСТ Р 8.736-2011. Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Измерения прямые многократные. Методы обработки результатов измерений. Основные положения. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200089016 (дата обращения: 23.07.2019).
Статья поступила в редакцию 30.07.2019 ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Ястребов Дмитрий Павлович - Россия, 683003, Петропавловск-Камчатский; Камчатский государственный технический университет; аспирант кафедры технологических машин и оборудования; [email protected].
Белов Олег Александрович - Россия, 683003, Петропавловск-Камчатский; Камчатский государственный технический университет; канд. техн. наук, доцент; зав. кафедрой энергетических установок и электрооборудования судов; [email protected].
Швецов Владимир Алексеевич - Россия, 683003, Петропавловск-Камчатский; Камчатский государственный технический университет; д-р хим. наук, доцент; профессор кафедры энергетических установок и электрооборудования судов; [email protected].
Белавина Ольга Александровна - Россия, 683003, Петропавловск-Камчатский; Камчатский государственный технический университет; канд. хим. наук; зав. сектором патентования и научно-квалификационной деятельности отдела науки и инноваций; от @kamchatgtu. ги.
SELECTION OF ELECTRODES FOR MONITORING PROTECTION SYSTEMS OF SHIPS' STEEL HULLS AND MACHINERY
D. P. Yastrebov, O. A. Belov, V. A. Shvetsov, O. A. Belavina
Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, Russian Federation
Abstract. The article considers the problems of ship structures exposed to adverse conditions, which contribute to the failure of important mechanisms and reduce the service life of steel parts of machines. One of the most important reasons for the ship structures wear is corrosion. The experience of choosing the electrodes to control the sacrificial protection systems on board ships is presented. There are presented the results of measuring the potential of the hull of the boat ROOM 52-22 at a given control point, using a multimeter MASTECH MY 62 and two control electrodes. The first control electrode is of in-house design; it was made of electric carbon product for electric machines. A standard portable silver chloride reference electrode was used as a second electrode. Both electrodes have been in operation for 3 years. The vessel under consideration was in a long-term parking mode. Control measurements were performed from 23.05 - 07.07.2019, while monitoring the potential of the hull three times a day using several parallel measurements. The time interval between parallel potential measurements made ~ 5 seconds. The potential of the hull was measured by a specially trained operator. The accuracy of measurements was estimated using the coefficient of variation. Analysis of the studies justified that the accuracy of the control results of the protective anticorrosion systems on ships depends on the choice of the type of control electrode. It has been found that the efficiency of the silver chloride electrode has a strong impact on its operation life. The results of full-scale corrosion studies can be used by ship crews to justify the selection of control electrodes.
Key words: corrosion of ships' steel hulls, control of tread protection systems, control electrodes, potential of the ship hull, measuring results.
For citation: Yastrebov D. P., Belov O. A., Shvetsov V. A., Belavina O. A. Selection of electrodes for monitoring protection systems of ships' steel hulls and machinery. Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series: Marine Engineering and Technologies. 2019;4:39-45. (In Russ.) DOI: 10.24143/2073-1574-2019-4-39-45.
REFERENCES
1. Zobochev Yu. E., Solinskaya E. V. Zashchita sudov ot korrozii i obrastaniya [Protecting ships from corrosion and fouling]. Moscow, Transport Publ., 1984. 174 p.
2. Shvecov V. A., Belov O. A., Belozerov P. A., Shun'kin D. V. Kontrol' sistem protektornoj zashchity stal'nyh sudov i korablej: monografiya [Control of tread protection systems of ships steel hulls: monograph]. Petropavlovsk-Kamchatski], Izd-vo KamchatGTU, 2016. 109 p.
3. Korobcov I. M. Tekhnicheskoe obsluzhivanie i remont flota [Fleet maintenance and repair]. Moscow, Transport Publ., 1975. 195 p.
4. RD 31.28.10-97 Kompleksnye metody zashchity sudovyh konstrukcij ot korrozii [RD 31.28.10-97 Integrated methods for protection of ship structures from corrosion]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/ 1200049727 (accessed: 07.04.2017).
5. GOST 9.056-75. Stal'nye korpusa korablej i sudov. Obshchie trebovaniya k elektrohimicheskoj zash-chite pri dolgovremennom stoyanochnom rezhime [GOST 9.056-75. Ships' steel hulls. General requirements for electrochemical protection during long-term parking]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/1200015017 (accessed: 20.07.2015).
6. GOST 26501-85. Korpusa morskih sudov. Obshchie trebovaniya k elektrohimicheskoj zashchite [GOST 26501-85. Hulls of ships. General requirements for electrochemical protection]. Moscow, Izd-vo standartov, 1985. 7 p.
7. Belov O. A., Shvecov V. A., Yastrebov D. P. Obosnovanie optimal'noj periodichnosti kontrolya raboty protektornoj zashchity stal'nyh korpusov sudov [Justification of optimal frequency of monitoring tread protection of steel hulls]. Ekspluataciya morskogo transporta, 2017, no. 1 (82), pp. 41-48.
8. Belov O. A., Shvecov V. A., Yastrebov D. P., Belavina O. A., Shun'kin D. V. Vnedrenie usovershenstvovannogo sposoba kontrolya sistem protektornoj zashchity stal'nyh korpusov sudov Kamchatskogo flota [Implementation of improved method for monitoring tread protection systems of steel hulls of Kamchatka fleet vessels]. VestnikKamchatskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2017, no. 39, pp. 6-11.
9. Shvecov V. A., Belov O. A., Belavina O. A., Yastrebov D. P. Obosnovanie vozmozhnosti isklyucheni-ya vneshnego osmotra sistem protektornoj zashchity stal'nyh korpusov sudov [Justification of excluding external inspection of tread protection systems of steel hulls]. Vestnik Astrahanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Morskaya tekhnika i tekhnologiya, 2017, no. 1, pp. 29-38.
10. Belozerov P. A., Shvecov V. A., Belavina O. A., Shun'kin D. V., Korostylyov D. V., Pahomov V. A., Mali-novskij S. A. Obosnovanie sposoba vybora kontrol'nyh tochek dlya izmereniya zashchitnogo potenciala stal'nyh kor-pusov korablej i sudov [Justification of method of choosing control points for measuring protective potential of steel hulls of ships]. Vestnik Kamchatskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2014, no. 28, pp. 6-11.
11. Shvecov V. A., Belozerov P. A., Adel'shina N. V., Belavina O. A., Petrenko O. E., Shun'kin D. V., Kirnosenko V. V. Vliyanie kvalifikacii operatora na rezul'taty izmereniya zashchitnogo potenciala stal'nyh kor-pusov korablej i sudov [Influence of operator qualifications on results of measuring protective potential of ships' steel hulls]. Vestnik Kamchatskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2014, no. 30, pp. 46-54.
12. Shvecov V. A., Belozerov P. A., Belavina O. A., Shun'kin D. V., Malinovskij S. A. Obosnovanie vybora neobhodimogo chisla parallel'nyh izmerenij zashchitnogo potenciala stal'nyh korpusov korablej i sudov v kontrol'noj tochke [Justification for selection of required number of parallel measurements of protective potential of ships' steel hulls at control point]. Vestnik Kamchatskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2016, no. 35, pp. 40-46.
13. Shvecov V. A., Belov O. A., Belozerov P. A., Belavina O. A., Kirnosenko V. V. Obosnovanie neob-hodimosti podgotovki operatorov dlya izmereniya potenciala stal'nyh korpusov sudov i korablej [Justification of need for training operators to measure potential of ships' steel hulls]. Vestnik Kamchatskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2016, no. 37, pp. 19-24.
14. Shvecov V. A., Belozyorov P. A., Shun'kin D. V., Didenko A. A., Lucenko A. A., Korostylyov D. V., Belavina O. A. Ustrojstvo dlya izmereniya zashchitnogo potenciala stal'nyh korpusov korablej i sudov [Device for measuring protective potential of ships' steel hulls]. Patent RF № 2014142289/28; 10.07.2015.
15. GOST R 8.736-2011 Gosudarstvennaya sistema obespecheniya edinstva izmerenij (GSI). Izmereniya pryamye mnogokratnye. Metody obrabotki rezul'tatov izmerenij. Osnovnye polozheniya [GOST R 8.736-2011 State system ensuring uniformity of measurements (GSI). Direct multiple measurements. Methods for processing measurement results. Key Points]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/1200089016 (accessed: 23.07.2019).
The article submitted to the editors 30.07.2019
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Yastrebov Dmitry Pavlovich - Russia, 683003, Petropavlovsk-Kamchatsky; Kamchatka State Technical University; Postgraduate Student of the Department of Technological Machines and Equipment; [email protected].
Belov Oleg Aleksandrovich - Russia, 683003, Petropavlovsk-Kamchatsky; Kamchatka State Technical University; Candidate of Technical Sciences, Assistant Professor; Head of the Department of Power Plants and Electrical Equipment of Ships; [email protected].
Shvetsov Vladimir Alekseevich - Russia, 683003, Petropavlovsk-Kamchatsky; Kamchatka State Technical University; Doctor of Chemical Sciences, Assistant Professor; Professor of the Department of Power Plants and Electrical Equipment of Ships; [email protected].
Belavina Olga Aleksandrovna - Russia, 683003, Petropavlovsk-Kamchatsky; Kamchatka State Technical University; Candidate of Chemical Sciences; Head of the Sector of Patenting and Scientific-Qualification Activity of the Department of Science and Innovation; [email protected].