Научная статья на тему 'О возрождении языка, культуры, обрядов, традиций и обычаев сибирских татар'

О возрождении языка, культуры, обрядов, традиций и обычаев сибирских татар Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1597
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРСКИЕ ТАТАРЫ / ЯЗЫК СИБИРСКИХ ТАТАР / ВОЗРОЖДЕНИЕ / ТОБОЛЬСК / ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ / ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ / SIBERIAN TATARS / LANGUAGE OF THE SIBERIAN TATARS / REVIVAL / TOBOLSK / TYUMEN REGION / WESTERN SIBERIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ильина А. А.

Публикуется «Концепция возрождения языка, культуры, обрядов, традиций и обычаев сибирских татар на период 1994-2005 гг.». Данный документ является ценным источником по истории национального движения сибирских татар рубежа 1980-1990-х гг. и во многом отражает остроту проблематики сибирско-татарского вопроса, поднятого представителями данного этноса Тюменской области и ряда других регионов Западной Сибири. Документ содержит сведения об истории и религии сибирских татар, современном состоянии сибирско-татарского этноса на момент середины 1990-х гг., анализ проблем в области национальной культуры, народного просвещения и изучения сибирско-татарского языка, а также предлагает пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the Revival of Language, Culture, Ceremonies, Traditions and Customs of the Siberian Tatars

“The concept of revival of language, culture, ceremonies, traditions and customs of the Siberian Tatars for 1994-2005” is published. This document is a valuable source on history of the national movement of the Siberian Tatars of a boundary of the 1980th the 1990th and in many respects reflects sharpness of a perspective of the Siberian Tatar question which is brought up by representatives of this ethnos of the Tyumen region and some other regions of Western Siberia. The document contains data on history and religion of the Siberian Tatars, a current state of the Siberian Tatar ethnos at the time of the middle of the 1990th, the analysis of problems in the field of national culture, national education and studying of the Siberian Tatar language, and also offers ways of their decision.

Текст научной работы на тему «О возрождении языка, культуры, обрядов, традиций и обычаев сибирских татар»

ИСТОРИЧЕСКИЙ АРХИВ

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2016. № 3 (11). С. 208-221. УДК 94 (57)

А. А. Ильина

О ВОЗРОЖДЕНИИ ЯЗЫКА, КУЛЬТУРЫ, ОБРЯДОВ, ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ

СИБИРСКИХ ТАТАР

Публикуется «Концепция возрождения языка, культуры, обрядов, традиций и обычаев сибирских татар на период 1994-2005 гг.». Данный документ является ценным источником по истории национального движения сибирских татар рубежа 1980-1990-х гг. и во многом отражает остроту проблематики сибирско-татарского вопроса, поднятого представителями данного этноса Тюменской области и ряда других регионов Западной Сибири. Документ содержит сведения об истории и религии сибирских татар, современном состоянии сибирско-татарского этноса на момент середины 1990-х гг., анализ проблем в области национальной культуры, народного просвещения и изучения сибирско-татарского языка, а также предлагает пути их решения.

Ключевые слова: сибирские татары; язык сибирских татар; возрождение; Тобольск; Тюменская область; Западная Сибирь.

A. A. Ilina

ABOUT THE REVIVAL OF LANGUAGE, CULTURE, CEREMONIES, TRADITIONS AND CUSTOMS OF THE SIBERIAN TATARS

"The concept of revival of language, culture, ceremonies, traditions and customs of the Siberian Tatars for 1994-2005" is published. This document is a valuable source on history of the national movement of the Siberian Tatars of a boundary of the 1980th - the 1990th and in many respects reflects sharpness of a perspective of the Siberian Tatar question which is brought up by representatives of this ethnos of the Tyumen region and some other regions of Western Siberia. The document contains data on history and religion of the Siberian Tatars, a current state of the Siberian Tatar ethnos at the time of the middle of the 1990th, the analysis of problems in the field of national culture, national education and studying of the Siberian Tatar language, and also offers ways of their decision.

Keywords: Siberian Tatars; language of the Siberian Tatars; revival; Tobolsk; Tyumen region; Western Siberia.

Публикуемый материал представляет собой полный текст «Концепции возрождения языка, культуры, обрядов, традиций и обычаев сибирских татар на период 19942005 гг.» в рамках реализации Федеральной Государственной программы «Возрождение и развитие тюркских народов Российской Федерации», разработанной сотрудниками Татарского культурно-образовательного цен-

тра «Досуг» г. Тобольска в 1994 г. (с 1996 г. -«Центр сибирско-татарской культуры» г. Тобольска). Несомненно, «Концепция...» - это интереснейший исторический документ, определивший основные направления деятельности «Центра сибирско-татарской культуры» г. Тобольска на указанный период и, наряду с Программой Ассоциации татар Тюменской области, принятой в 1990 г., являющийся

© Ильина А. А., 2016 208

важнейшим документом сибирско-татарского национального движения Тюменской области. «Концепция...» была призвана определить формы, методы и средства достижения в вопросах сохранения культурно-национальной самобытности сибирских татар, однако, в отличие от Программы Ассоциации татар Тюменской области, она осталась известной лишь узкому кругу людей, имеющих отношение к «Центру сибирско-татарской культуры» г. Тобольска. Данная публикация призвана восполнить этот пробел.

Отметим, что сибирско-татарская проблематика в конце 1980-х гг. имела большую остроту, в особенности в Тюменской области, где проживает значительное количество сибирских татар. Лидеры сибирско-татарско-го национального движения, создатели «Комитета национального возрождения сибирских татар» Б. В. Сулейманов и А. Г. Гаитов, поставили вопросы о создании национально-территориальной автономии сибирских татар, о признании сибирских татар отдельным самостоятельным народом, а также о статусе языка сибирских татар как самостоятельного языка и создании письменности на народно-разговорном языке сибирских татар. Благодаря активной деятельности Комитета национального возрождения сибирских татар вышеозначенные проблемы получили широкий резонанс в Тюменской области, а затем в других областях Западной Сибири, а также в Татарстане.

Наряду с политическими требованиями лидеры сибирско-татарского национального движения, а вслед за ними и представители интеллигенции из числа сибирских татар признавали необходимость возрождения и сохранения культурного наследия своего этноса. Именно с реализацией этой задачи было связано создание единственного в России

и в мире центра культуры и просвещения сибирских татар. В марте 1988 г. в Тобольске был создан Центр досуга, а 25 октября 1988 г. решением исполкома Тобольского городского Совета народных депутатов на базе Центра досуга при городском отделе культуры был создан Центр «Досуг». В начале 1989 г. директором Центра был назначен А. Г. Гаитов. В числе первых активистов Центра были также Б. В. Сулейманов, З. С. Арангулова, братья Хасан и Хусаин Арангуловы и др. В мае 1989 г. Центр «Досуг» был переименован в Татарский культурно-образовательный центр «Досуг», а его директором с августа 1991 г. по июль 2015 г. являлся С. Ф. Ильясов (с июля 2015 г. эту должность занимает Г. Х. Шамсутдинова). В 1995 г. Татарский культурно-образовательный центр «Досуг» получил статус муниципального учреждения, а в марте 1996 г. по решению администрации г. Тобольска был реорганизован в Муниципальное учреждение культуры «Центр сибирско-татарской культуры». Согласно Уставу основными целями создания «Центра сибирско-татарской культуры» являются: возрождение и сохранение культуры, языка, обрядов, традиций сибирских татар; сохранение и развитие всетатар-ского культурного наследия; сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению в различных формах и видах [1].

Машинописный оригинал представленного документа хранится в «Центре сибирско-татарской культуры» г. Тобольска. Копия документа, перепечатанная автором с оригинала «Концепции.», хранится в Архиве МАЭ ОмГУ (Ф. I. П. 196-1. К. 22. Л. 86-105). Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации оригинала.

Администрация г. Тобольска Татарский культурно-образовательный центр «Досуг»

КОНЦЕПЦИЯ Возрождения языка, культуры, обрядов, традиций и обычаев сибирских татар на период 1994-2005 гг. в рамках реализации Федеральной Государственной программы «Возрождение и развитие тюркских народов Российской Федерации»

1994 год

Введение

Всемирная конференция по политике в области культуры (Мехико, 1982 г.) выработала формулу: «Культура является основополагающим элементом жизни каждого человека и каждого общества». На её основе ООН приняла решение о проведении в 1988-1997 гг. Всемирного десятилетия культуры, цель которого заключается в том, чтобы осмыслить пути обеспечения культурным ценностям «их центрального места в экономическом и техническом развитии» посредством:

1. учёта культурного аспекта во всех социально-экономических и технических проектах развития;

2. возрождения и обогащения культурной самобытности народов, отражающей их взгляд на мир и представление о самих себе;

3. расширения участия всех людей в культурной жизни;

4. развития международного культурного сотрудничества.

Мировое сообщество пришло к осознанию того, что культурное развитие должно в возрастающей мере стать заботой и долгом современного государства и всех других институтов, принимающих решения о стратегиях, программах, проектах общественного развития.

Кризисное состояние культуры в Российской Федерации общеизвестно, хотя глубина духовной деградации и трудности её преодоления, видно, осознаны ещё не вполне.

Национальная культура сибирских татар находится в состоянии глубокого упадка. Одним из основных его проявлений выступает нарушение культурно-этнической преемственности, обусловленное отделением «старой» (дореволюционной) культуры от новой. Этнокультурная ситуация усугубляется ещё и тем, что у многих сибирских татар из-за снижения языковой компетентности и неудовлетворенности уровнем и направленностью национальной культуры, произошла переориентация культурных потребностей в пользу инонациональных культур (поволжских татар).

Современное социально-культурное положение народа ставит под угрозу само существование сибирских татар как этноса, так как сибирские татары до сих пор не имеют своей письменности, литературы, национальных очагов культуры, научных учреждений и не имеют возможность получения образования на родном языке.

Разработка и реализация государственной программы возрождения языка, культуры, обрядов, традиций и обычаев сибирских татар на период 1994-2005 гг. - первый шаг осознания подлинной роли культуры и языка в общенациональном процессе возрождения.

РАЗДЕЛ I. Историческое этническое наследие сибирских татар

1.1. Географические рамки расселения сибирских татар

Сибирские татары издавна обитали, в основном, в сельских районах и городах Тюменской, Омской, Томской, Новосибирской областей. Значительные группы сибирских татар проживали во второй половине XIX - начале XX вв. на территориях трёх (Тарского, Тобольского и Тюмен-

ского) уездов Тобольской губернии. Пространство этих уездов было намного больше, чем современные одноимённые районы в Омской и Тюменской областях.

В Тюменской области сибирские татары проживали на территориях современных административных районов: Тобольского, Вагайского, Ярковского, Тюменского, Аромановского, Ялуторовского, Уватского, Нижнетавдинского и Исетского.

1.2. Этнический состав и происхождение сибирских татар

Сибирские татары состоят из трёх разрозненных этнических групп: тоболо-иртышских, ба-рабинских и томских. Этнические группы, в свою очередь, тоже делятся на менее крупные группы. Тоболо-иртышские татары состоят из тюменско-туринской, тобольской, яскоблинской, кур-дакско-саргатской и тарской групп, томские татары - из калмаков, чатов и эуштинцев, Барабин-ские - из барабинско-туранской, либейско-тунгусской, и теренинско-чойской групп.

Этногенетически связанные между собой отдельные группы имеют родовые и племенные подразделения, названия которых употребляются татарами в качестве самоназвания. Так, Тар-ские делились на племена: аялы, туралы, курдак, сарг, тобольские - курдак, тугус, лекалбы, нанге, Барабинские - терена, тара, барана, келебе, лонга, ловей, ларгалы.

Ханты и манси, башкиры и казахи называли татар соответственно хатан, туралы, ногай, а селькупы - тын.

При рассмотрении вопроса об этнических контактах сибирских татар с другими народами следует различать более ранние этнические контакты от более поздних. К ранним этническим связям татар относятся их отношения с угроязычными племенами, народами Саяно-Алтая, а к более поздним - контакты с народами Средней Азии, татарами Поволжья, башкирами, казахами. Степень влияния указанных народов на этническое развитие сибирских татар не была одинаковой. Это зависело от конкретных исторических условий, от их продолжительности.

О происхождении и этническом развитии сибирских татар существуют разные мнения. Так, современный историк-сибиревед А. В. Головнёв отмечает, что появление тюркоязычного населения в Западной Сибири связано с движением хуннов. Во II в. нашей эры разгромленные сяньбийцами северные хунны отступили из центрально-азиатских степей на запад, часть их расселилась на юге Урала и Западной Сибири. В результате смешения пришельцев с местным угорским населением за два столетия сложился народ «сибир». Сибиры (сипыры) часто упоминаются в сказаниях сибирских татар; с ними связывают остатки древних поселений, обнаруживаемые осколки керамики (называемой «сипыр таы» - «камни сибиров»). Одно из захоронений воинов, погибших, согласно преданию, в боях с дружиной Ермака, называется «сипыр сыл-рад» - «кладбище сибиров».

Под этнонимом «сибыр» подразумевается народ, известный под названием сывыр или сыбыр (по преданиям тобольских татар), занимавший места по среднему течению Иртыша. Бытует мнение, что сыбиры (сыбыры) были непосредственными предками нынешних сибирских татар. Не случайно, именно столица Сибирского ханства в своё время носила название «Сибирь» (Искер, Кашлык). Позднее это название было перенесено на всю Зауральскую часть России, а вот в наименовании самого народа акцент стал делаться не на первом слове «сибирские» (как следовало бы), а на втором - «татары». Уже в XX в. некоторые «татары» вернули действительные имена. Сегодня ставят вопрос о восстановлении своего исконного названия «булгары» казанские татары.

Однако, по мнению доктора исторических наук Ф. Т. Валеева, для того чтобы определённо связать «сибиров» с предками нынешних сибирских татар, необходимо всестороннее, глубокое изучение этой проблемы с использованием современных данных археологии, истории, этнографии, языка и фольклора как сибирских татар, так и контактировавших с ними народов.

Появившиеся в последние десятилетия научные изыскания доктора исторических наук Н. А. Томилова позволяют конкретизировать этногенез сибирских татар, представляющий как процесс смешения угорских, самодийских, тюркских и, отчасти, монгольских племён и народностей, вошедших в состав разных групп этой этнической общности.

Происхождение тюркских компонентов в составе сибирских татар оказалось разновременным. Проникновение тюрков происходило, в основном, двумя путями: с востока из Минусинской котловины и с юга - из Средней Азии и Алтая. Видимо, первоначально территорию заселения

сибирских татар заняли древние тюрки - I и II Тюркских каганатов. В Томском Приобье определённую роль в формировании тюркоязычного населения сыграли киргизские и телесские племена. Коренными тюркскими племенами в составе сибирских татар считаются аялы, курдаки, туралы, тукузы, саргаты и др. По мнению профессора Н. А. Томилова, возможно, именно древ-нетюркские племена, а не кыпчаки, составили основной этнический компонент на первом этапе этногенеза сибирских татар и особенно томско-обских тюркоязычных групп.

В литературе о сибирских татарах ещё нет исследований об этногенетических связях последних с кипчаками. Большой интерес представляет высказывание профессора Ф. Т. Валеева о некоторых историко-этнографических и лингвистических сибирско-татарских и кыпчакских параллелях, которые в какой-то степени подтверждают наличие этногенетических и историко-культурных контактов между указанными народами. К сожалению, этот представляющий большой научный интерес вопрос ещё не изучен исследователями, занимающимися сравнительно-историческим изучением тюркских языков.

В настоящее время сибирские татары представляют собой самостоятельный этнос с такими присущими этносу устойчивыми признаками и свойствами, как язык и территория, экономическая общность и религия, этническое самосознание, эндогамия, а на раннем этапе своего развития и социально-политическая общность - Сибирское ханство, представлявшее собой феодальное государство. Сибирско-татарский этнос состоит из ряда этнографических групп, отличающихся друг от друга лишь незначительными особенностями в народно-разговорном языке, различиями хозяйственной деятельности.

Следует также сказать, что в исторически обозримое время основными компонентами, из которых состояли сибирские татары, были потомки среднеазиатских переселенцев в Сибирь -узбеков, таджиков, уйгуров, каракалпаков и некоторых других народов, известных под общим названием бухарцев (иногда сартов) и татары Поволжья, переселившиеся в Сибирь ещё в XV-XVII вв., ассимилированные сибирскими татарами.

Несмотря на значительное развитие этнокультурных, этноязыковых и других связей между сибирскими и поволжскими татарами консолидация сибирских татар вокруг поволжско-татарского этноса не происходит, и, как следствие этого, не происходит и консолидация языка сибирских татар с литературным татарским языком. В последние десятилетия языковое влияние казанских татар на сибирских татар ослабло из-за прекращения изучения литературного татарского языка в школах Сибири. В таких условиях возрождение культуры и языка сибирских татар путём проведения комплекса конкретных мер приобретает актуальное значение.

1.3. Демографическое развитие и расселение сибирских татар

Достоверные данные о численности сибирских татар до присоединения Сибири к Русскому государству отсутствуют. Динамика численности сибирских татар в XVII-XX вв. представлена в таблице I. Необходимо отметить, что в конце XVI - начале XVII вв. в Западной Сибири численность сибирских бухарцев, фактически слившихся позднее с сибирскими татарами, составляла 1,2 тыс., а в конце XIX в. - 11,5 тыс. человек.

Таблица I. Динамика численности сибирских татар в XVII-XX вв.

ВВ. и численность (в тыс. чел.)

XVII XVIII XIX XX (1926)

16,5 28,5 47 90

Сибирские татары расселены, в основном, в средней и южной частях Западной Сибири. Селения сибирских татар разбросаны здесь среди русских деревень, часть русских проживает в самих татарских селениях. Значительные группы сибирских татар живут в городах - Тюмени, Тобольске, Омске, Таре, Новосибирске, Томске и др. Особенности размещения татар на территории Западной Сибири представлены в таблице II.

Таблица II. Особенности размещения татар на территории Западной Сибири в 1950-1980-х гг.

Административно-территориальные образования 1959 г. 1970 г. 1979 г. 1989 г.

1. Тюменская область 72 306 102 861 136 757 227 423

а) Ханты-Мансийский авт. округ: 2 938 14 046 36 899 97 689

б) Ямало-Ненецкий авт. округ: 3 952 4 653 8 556 26 431

2. Омская область: 36 421 44 330 45 714 49 784

3. Томская область: 13 449 15 226 17 630 20 812

4. Новосибирская область 24 926 28 825 28 549 29 428

ВСЕГО: 147 102 195 895 229 650 327 347

Из них сибирских татар: 110 000 143 000 156 000 170 000

В настоящее время в Западной Сибири проживает свыше 400 тыс. татар, сибирские татары составляют среди них около 180 тыс. человек. Всего же сибирских татар в России, Казахстане, Средней Азии проживает примерно 200 тыс. человек. Часть из них живёт в Турции.

Динамика численности сибирских татар, представленная в таблице II, носит ориентировочный характер. Это объясняется тем, что сибирские татары как народ вошли в официальную перепись в последний раз в 1926 г., и в переписи 1939 г. их уже не стало (вошли под общим названием «татары»). Современное этническое положение сибирских татар требует постановки вопроса официального признания сибирских татар от государственных органов власти и включения их в списки народов Российской Федерации при очередной переписи населения.

За годы освоения Севера произошли и значительные изменения в расселении тоболо-иртышских татар по Тюменской области. Если в 1959 г. 90,1 % их проживало в южных, сельских районах, то в настоящее время 54,6 % размещено в северных автономных округах.

После 1970 г. почти во всех татарских деревнях наблюдается уменьшение числа жителей, с лица земли исчезло с тех пор уже 15 тысяч татарских поселений.

Однако, несмотря на значительное уменьшение татар в сельских районах, их доля в общем числе населения отдельных районов не снизилась, а наоборот, возросла. Так, если в 1979 г. среди жителей Вагайского района насчитывалось 36,9 % татар, то в 1989 г. - уже 39,3 %. В Тобольском районе за 20 лет доля татар в общем числе населения также выросла с 30,9 до 31,6 %. Аналогичная картина в Ярковском районе, где доля татарского населения в 1989 г. составила 31,6 % вместо 30,9 в 1976 г. Это объясняется тем, что из русских деревень этих районов отток людей идёт более интенсивно, чем из татарских сёл. В то же время усилились тенденции переселения из татарских деревень в русские деревни внутри районов, так как центральные усадьбы, как правило, находятся в русских деревнях. В них размещены восьмилетние, средние школы, медпункты, больницы, клубы, дома культуры и пр. Естественно, что татары тянутся в эти деревни.

Кроме отмеченных выше особенностей в развитии сибирско-татарского населения области, ускоряется его урбанизация. Если в 1959 г. удельный вес городского населения среди татар составлял всего 21 %, то в 1989 г. он вырос до 71,3 %. Значительно увеличилось число татар в г. Тюмени (31,5 тыс. вместо 7 тыс. в 1959 г.), в г. Тобольске (15,5 тыс. вместо 3,5 тыс.), в г. Ялуторовске (2,3 тыс. вместо 0,5 тыс.) Рост городского населения среди татар происходит главным образом за счёт прибывших из других регионов страны - нефтяников, газовиков и строителей, и в результате притока в город людей из сельской местности.

1.4. Рождаемость и смертность. Тенденции

Рождаемость у татарского населения несколько выше, чем в среднем по области. Так, в 1989 г. родилось детей татарской национальности 5,5 тыс. человек, что составляет 10 % от всех новорождённых в области (при общей доле татарского населения в ней 7,3 %). В сельской местности доля родившихся детей татар ещё выше - 11,3 %.

В последние годы у татар отмечено сокращение рождаемости. В 1989 г. количество родившихся на 1 000 человек населения по сравнению с 1959 г. уменьшилось почти в 2 раза (с 45 до 23,9 человека).

По данным статистики, смертность у татар несколько ниже, чем в среднем по области (в 1989 г. 5,4 человека на 1 000 жителей против 6 по области). Однако, остаётся высокой смертность детей в возрасте до одного года, хотя и этот показатель для детей татар ниже областного (17,4 умерших на 1 000 родившихся против 19,1 в среднем по области). Значительно выше смертность детей у татар в возрасте до одного года в сельской местности (20,3 умерших в 1989 г. на 1 000 родившихся против 14,3 у русских). Сказываются недостатки в санитарно-просветительской работе, отсутствие больниц и квалифицированного медицинского персонала, особенно детских врачей из числа татарской национальности.

1.5. Социальный и профессиональный состав

Статистика показывает, что доля татар в общем числе занятого населения во всех отраслях хозяйства Тюменской области за последние 10 лет выросла с 5,8 до 7,3 %. Это соответствует доле татар в общем числе населения области, и их занятость в общественном производстве выше, чем у всех других коренных народов края.

Наибольшее количество татар занято в промышленности (27,9 тыс., или 8,3 % от общего числа занятого населения), в сельском хозяйстве (12,8 тыс., или 9 %), в торговле и общественном питании (8,9 тыс., или 7,5 %), на транспорте (17,7 тыс., или 7,1 %), в строительстве (22,4 тыс., или 6,7 %), в народном образовании (9,1 тыс., или 7,4 %), в жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании (5,0 тыс., или 7,5 %) и т. д.

За последние десятилетия значительно сократилось количество татар в сельскохозяйственном производстве (почти 1,5 тыс. человек) и в лесном хозяйстве (на 1,8 тыс.) из-за оттока работников в районы освоения нефти и газа. Значительно увеличилось число работников из татар в торговле (в 2 с лишним раза), медицине (в основном за счёт роста количества медсестёр, фельдшеров и акушерок) и т. д.

Однако, составляя 7,3 % в общем числе трудящихся области, в сфере умственного труда татары занимают только 8,7 %, физического - 8,1 %.

Довольно низок уровень общественно-производственной квалификации и культуры сельского татарского населения. Среди общего числа работников полей и ферм доля татар составляет 8,3 %. Но среди занятых преимущественно умственным трудом в этой отрасли 7,8 %, физическим - 8,7 %. В области насчитывается около 140 татарских деревень. Но всего 56 татарских киномехаников, 12 фотографов, 14 парикмахеров и т. п.

Активно вовлекая татар сибирского края в общественное производство в условиях советского строя, не учитывали наработанные веками их традиционные отрасли хозяйствования: рыболовство, охоту, сбор ягод и т. п. Передача многих водоёмов (озёр) в распоряжение рыбза-водов ограничила возможность местных жителей в рыбной ловле, вырубка лесных массивов в больших масштабах принесла краю не только материальный ущерб, но и привела к серьёзным экологическим последствиям. Исчезли пушные звери и пернатая дичь, которые являлись для татар когда-то источником дохода.

1.6. Народные ремёсла и промыслы

Во второй половине XIX - начале XX вв. основными занятиями всех этнографических групп сибирских татар являлись земледелие и скотоводство, а промыслы, ремёсла и торговля играли подсобную роль. Степень развития конкретных видов ремёсел и промысла зависела от наличия ресурсов, материалов, продуктов и т. д.

Сибирских татар издавна привлекали охота и звероловство. Из других промыслов, какими занимались татары лесных районов Тобольского, Тарского уездов, был кедровый промысел («шишкование»), сбор кедровых орехов, а также лесных ягод. Одним из старых занятий сибирских татар был извоз, который имел особенно большое значение в Сибири до открытия Сибирской железной дороги.

Сибирские татары занимались различными ремёслами. Одним из традиционных видов ремесла тобольских татар было кожевенное дело. Тюменские татары занимались изготовлением верёвок из липового лыка и приготовлением мочала. Распространённым среди всех групп сибирских татар ремёслами были плетение разных размеров коробов из ивовых прутьев, изготовление телег, саней, колёс, лодок, бочек для сливочного масла и т. д.

Среди татар региона в прошлом было широко распространено производство войлока и тонких безворсовых ковров.

В татарских селениях в прошлом много было кузнецов, жестянщиков, медников и ювелиров. Эти и другие специальности часто передавались по наследству.

У всех групп татар Тобольской губернии были сапожники, портные.

Из татар Тобольской губернии вышли и крупные предприниматели, занимающиеся как внутренней, так и внешней торговлей.

Раздел II. Состояние и уровень национальной культуры и народного просвещения

В начале XX в. татарское население области имело общую грамотность 23,2 % (мужчины -25 % и женщины - 17 %). В 1897 г. было всего 8 человек, имеющих образование выше начального.

В 1979 г. среди занятого населения татар с высшим, незаконченным высшим, средним специальным и общим средним образованием было 40,8 %, а в 1989 г. - уже 78,6 %. Причём количество специалистов с высшим образованием за это время выросло с 3 512 человек до 10 487, или почти в три раза. Доля татар с образованием не выше начального сократилась за это время с 18,2 до 4,5 %, а не имеющих начального образования - с 3 до 0,6 %.

Бесплатность обучения во всех видах учебных заведений при Советской власти дала возможность всем без исключения получить соответствующее образование. Почти в каждой деревне имелись начальные или восьмилетние школы, выпускники которых могли продолжить учёбу в средних и высших учебных заведениях или поступить в профессионально-техническое училище. Татарское педагогическое училище, существовавшее в Тюмени (20-30-е гг.), а затем в Тобольске подготовило более 1,5 тыс. учителей. Большую роль сыграл факультет русско-татарского языка и литературы при Тюменском (1950-1953 гг.), а затем (до середины 60-х гг.) при Тобольском педагогическом институте.

Серьёзной проблемой остаётся подготовка педагогических кадров, а также специалистов для учреждений культуры, способных работать с учётом национальных особенностей сибирских татар. В татарских школах некому преподавать родной язык, в учреждениях культуры почти нет людей, знающих татарскую поэзию, музыку и литературу.

При оценке этнокультурной ситуации народа принято рассмотрение таких информационно-культурных явлений, как тиражи газет и журналов, количество радио- и телепередач на родном языке, численности кинотеатров, театров, количество библиотек и культурных центров. По всем этим показателям сибирские татары имеют абсолютный нуль.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Раздел III. Религия сибирских татар

Сибирско-татарская культура продолжительное время развивалась как ветвь мусульманской культуры. Ислам глубоко проник в бытие народа, сформировал его философские взгляды и национальную психологию, что нашло отражение и в национальной культуре. Возврат к пониманию основ мусульманской культуры должен привести к увеличению национального культурного богатства.

Официальной религией сибирских татар является ислам суннитского толка. Распространителями его среди тоболо-иртышских татар были среднеазиатские проповедники из Ордена мистиков «Какы-бондия», основанного в Бухаре имамом ходжи Багау-ль-хаки-уа-д-дином. Именно с соизволения имама ходжи Багау-д-дина 366 шейхов получили указание следовать в Сибирь для внедрения исламской веры. 797 год по мусульманскому летоисчислению (с 27 октября 1394-го по 15 октября 1395-го по новому стилю) в Сибири стал годом начала всеобщего принятия ислама сибирскими татарами.

Правящие круги Бухарского и Казанского ханств стремились подчинить сибирских татар своему экономическому и политическому влиянию. Следует сказать, что местное население Сибири первоначально ислам добровольно не приняло. Согласно народным преданиям, по берегам Иртыша не осталось ни оврага, ни речки, ни болота, ни озера, где бы не шли сражения. Во время битвы среди шейхов и местных тюрков погибло множество людей, места захоронения которых сибирские татары считают священными и называют астана (от арабского астанэ, означающее порог двери, вход во дворец).

Ислам как мировая религия с его идеей веры в единого бога - Аллаха, имеющая свой кодекс феодально-мусульманского права, разработанного на основе Корана, стал мощным идеологическим оружием для искоренения родовых отношений, становления феодализма и превращения Сибирского ханства в самостоятельное феодальное государство.

После захвата власти в Сибирском ханстве представителем Шейбанидской династии узбекских ханов Кучумом (1563) по его приглашению из Бухары и Ургенча в столицу ханства Ис-кер приезжали представители высшего мусульманского духовенства. Будучи назначенными Кучумом на высшие духовные и светские должности, эти люди продолжали заниматься распространением ислама среди сибирских татар, но мирными методами. Мощным конкурентом ислама в Сибири выступило христианство, получавшее активную поддержку со стороны царского правительства. В XVI-XVII вв. высшее православное руководство проводит политику христианизации татар, угров и других малочисленных народов региона. Так, с 1749 по 1758 гг. в Тобольской губернии было обращено в христианство 2 500 человек обоего пола среди татар. В памяти тобольских татар старшего поколения продолжают сохраняться рассказы о том, как по приказу митрополита Ф. Лещинского пытали огнём татар, отказывавшихся от принятия христианства. Старания православного духовенства, однако, не увенчались успехом. Ислам оказался довольно сильным конкурентом христианства.

Жестокий удар по исламу, как и по любой религии, был нанесён в период культа личности, особенно во время коллективизации. В начале 1930-х гг. в Омске, Томске, Таре и других городах Западной Сибири были разрушены каменные мечети, представлявшие собой памятники архитектуры, снесены с лица земли сотни деревенских мечетей, расположенных в татарских селениях, подвергались глумлению религиозные чувства верующих.

Сыграв большую роль в образовании сибирского ханства, ислам содействовал избавлению сибирских татар от реликтов языческих религий. Приняв ислам, татары усвоили основы мусульманского правоведения (Фикха), свода феодально-мусульманского права. Важнейшее значение принятия ислама состояло в том, что в районах постоянного проживания татар при мечетях открывались начальные (Мэктеп), а позднее - средние мусульманские школы (Медресе), в которых учащиеся наряду с предметами религиозного характера изучали общеобразовательные дисциплины - математику, физику, химию, геометрию, географию и т. д.

Благодаря исламу здесь распространяются арабский и иранский (фарси) языки, а также «мусульманская» или «арабская» культура, в средние века носившая название «восточной». В дореволюционный период грамотность среди сибирских татар была значительно выше, чем среди некоторых других малочисленных народов Сибири (хантов и манси, сибирских казахов и др.) и даже окружающего русского населения.

История ислама в Сибири ещё хранит множество тайн, ожидающих своих исследователей.

Раздел IV. Концепция сибирско-татарской культуры

Государство должно стать гарантом национально-культурного развития прежде всего малочисленных народов, национальных меньшинств и народов, не имеющих своих национально-государственных образований. Такой подход соответствует и духу международных соглашений о поддержке культурного развития коренных народов и национальных меньшинств, подписанных нашим государством. А государство, чтобы сохранить международный авторитет, должно выполнять свои обязательства.

Государственная политика в современных условиях не достигла своей цели и не привела к сколько-нибудь серьёзным переменам в отношении правительственных кругов к проблемам культуры, а также заметным изменениям в деятельности федеральных и региональных органов управления культурой. Так, размытость целей и задач национально-просветительской деятель-

ности, дезорганизованность их структур, оторванность от реальной потребности народа в сфере досуга породили шаблон и примитивизм.

Обновление социально-экономической, политической и духовной жизни общества в Российской Федерации создаёт принципиально новую социокультурную ситуацию.

Основными объектами государственной культурной политики должны стать, в первую очередь, такие социальные институты, как семья, дошкольные учреждения, школы, национально-культурные центры и др., имеющие непосредственное отношение к становлению, развитию и самореализации личности.

Органы власти в центре и на местах должны обратить самое пристальное внимание на культурный плюрализм, т. е. равноправное сосуществование разных национальных культур. Под национальной культурой подразумевается совокупность лишь тех культурных элементов и структур, которые распознаются людьми как «наше» или «не наше», способствующие осознанию ими своего единства и отличия от других представителей других народов. Носителем национальной культуры выступает сама нация, точнее, её индивиды. Удовлетворение культурных и духовных потребностей народа, сохранение и развитие важнейших компонентов национальной идентичности - таких, как традиции, образ жизни, язык, образование, искусство, самосознание - реализуется через национальные управленческие структуры: государственные либо муниципальные организации культуры (национально-культурные центры). Связь национальных культурных центров с обществом носит двусторонний характер. Центры могут служить обществу лишь в том случае, если само общество предоставит им для этого следующие условия:

- необходимое и достаточное финансирование,

- современную материально-техническую базу,

- материально-экономическую базу подготовки и повышения квалификации кадров,

- юридический статус,

- социальную защиту профессии.

Одним из важнейших условий двусторонней деятельности национальных культурных центров и общества является информированность общества о деятельности центров, их потенциальных возможностей в реализации культурных программ возрождения народа регионального и местного масштаба.

Национально-культурные центры способны стать практической формой реализации идеи национально-культурной автономии как наиболее перспективного пути разрешения национальных проблем в Российской Федерации, в последующем они могут стать основными организациями по возрождению и развитию национальной культуры и национального просвещения и со временем включить в свою систему детские сады и учебные заведения, работающие на языке данной нации, научно-исследовательские институты по этнографии, истории, языку и фольклору, издательства и киностудии, редакции газет и журналов. Располагая развитой инфраструктурой, национально-культурные центры как государственные организации культуры и просвещения смогут самостоятельно разрабатывать и реализовывать региональные проекты культурного развития и программы эстетического воспитания подрастающего поколения на своей территории.

Представленная концепция развития сибирско-татарской культуры призвана определить формы, методы и средства достижения в вопросах сохранения культурно-национальной самобытности сибирских татар в рамках данной Программы.

4.1. Народное творчество

Народное творчество составляет основу развития культуры. Именно поэтому необходимо уделять большое внимание сохранению и всестороннему развитию народного творчества как в учреждениях культуры, так и по месту жительства. Специфичность этого направления культуры заключается в мозаике элитарных и массовых интересов населения, свободном творческом самовыражении, порой трудно прослеживаемом.

Исходя из этого очевидна необходимость координирующего органа, который выполнял бы роль организационного, статистического и информационно-методического центра деятельности самых разных структур и направлений народного творчества. Таким органом мог бы выступать Государственный центр сибирско-татарской культуры.

В задачу этого Центра должна входить активная собирательская и исследовательская работа, в т. ч. путём издания произведений устно-поэтического, музыкального, танцевального фольклора, а также традиционного костюма, народных обычаев, обрядов и праздников. При этом большое внимание должно быть уделено проведению различных праздников, как семей-но-бытовых, так и общественных не только и не сколько в учреждениях культуры, а в естественных условиях их бытования. Особенно это относится к народным праздникам, таким как Науруз, Сабантуй, Джиен, Рамазан, Курбан-байрам и др. По мере необходимости к этой работе могут привлекаться представители духовенства.

Особого внимания заслуживает возрождение, сохранение тех обычаев, обрядов и традиций, которые придают своеобразие образу жизни сибирских татар. Для этого необходимо подготовить к изданию тома собраний с описанием народных обычаев, обрядов, праздников, а также издать сериал, включающий в себя тома: «Татарская свадьба», «Семейно-бытовые обычаи, обряды, праздники», «Народные обряды».

Во всех учебных заведениях, готовящих культпросветработников, нужно ввести предметы по различным отраслям народного творчества.

С целью более тщательного и углубленного изучения поэтического, музыкального и танцевального фольклора при Государственном центре сибирско-татарской культуры организовать специальный сектор с научно-исследовательской, собирательской и текстологической группами. Для записи и хранения фольклорных произведений необходимо использовать современную технику и технологию.

4.2. Музыкальная культура

Музыкальная культура, являясь частью многовековой национальной культуры, формировала духовно-нравственные идеалы и лучшие черты национального характера.

Тремя ведущими компонентами процесса возрождения традиционной музыкальной культуры были тюркский (включающий связи с культурой других тюркских народов, в том числе её доисламских пластов), мусульманский (включающий сибирских татар в орбиту общемусульманской мировой цивилизации) и европейский компоненты.

Пропаганда национальной культуры, органично включающей в себя ряд направлений: музыкальное творчество непосредственно, песенное творчество, музыкальная хореография и т. д. является одной из важнейших задач национальных центров. Музыка тюркских народов и мусульманского мира должна больше включаться в репертуар отдельных исполнителей и коллективов музыкального мира. Особое внимание при подборе репертуара самодеятельных исполнителей необходимо уделить сбору и пропаганде музыкального фольклора сибирских татар.

Многие песни, исполняемые и любимые народом, написаны самодеятельными исполнителями. Это свидетельствует об устойчивом творческом потенциале народа.

Многие элементы исконно сибирско-татарского танца, некогда изобилующего палитрой деталей, утеряны или заменены худшими. В современном сибирско-татарском танце ощущается скупость выразительных средств, скованность движений, что не способствует раскрытию характера, национального образа.

В настоящее время большим пробелом является отсутствие самоучителей по татарским танцам, а также других пособий для руководителей хореографических коллективов.

Особого внимания требует детская хореография. Необходимо разработать пособия для обучения танцам, начиная с дошкольного и школьного возраста дифференцированно. Такого же пристального внимания к себе требует и фольклорная хореография. Необходимо создать картотеку и видеотеку сибирско-татарского фольклорного танца.

При национальных центрах необходимо создать также хореографическую студию для обучения татарским танцам и по подготовке руководителей хореографических коллективов для жителей области.

Крайняя скудость и односторонность имеющихся грамзаписей татарской музыки заставляет со всей остротой ставить вопрос о национальной фирме грамзаписи, а также наладить систематическую видеозапись наиболее ярких явлений музыкальной жизни и создать архивный фонд.

4.3. Изобразительное искусство

Возрождение и развитие изобразительного, в том числе декоративно-прикладного искусства сибирских татар требует новых подходов и научно обоснованных приоритетов. В этой связи необходимо проведение экспедиций по сбору материалов. Как показывают исследования историков, этнографов, совершенно отсутствуют представления о традиционном декоративном и изобразительном искусстве сибирских татар.

В настоящее время у сибирских татар отсутствует система целостного национального художественного образования, которая должна включать в себя следующие ступени художественного воспитания:

- дошкольное заведение,

- общеобразовательная школа,

- художественная школа,

- художественное училище,

- художественно-графический факультет педагогического института.

При культурно-национальных центрах необходимо открыть народную студию прикладного и изобразительного искусства.

4.4. Театральное искусство

Большую роль в возрождении татарской нации играют, наряду с профессиональными, самодеятельные театральные кружки, студии. Это, как правило, творческий коллектив, где происходит художественное освоение мира, социальной и природной сферы, формирование творческой личности.

Искусство театра непосредственно связано с игрой - основой детского творчества. Следовательно, театральная природа мышления, присущая каждому ребёнку, требует своего развития, начиная с самого раннего возраста. Наиболее продуктивными путями такого развития является организация театрального действия, т. е. спектакля как формы игры. Эту работу необходимо начинать с дошкольного возраста, т. е. введения театрального искусства в систему дошкольного воспитания с последующим более активным продолжением её в образовательный период.

С целью активного приобщения населения к театральному искусству необходимо организовать выезды с гастролями «народных» самодеятельных театральных коллективов.

Для подготовки режиссёров самодеятельных театральных коллективов на базе государственных драматических театров необходимо организовать очно-заочную творческую лабораторию.

4.5. Физическая культура

В местах компактного проживания сибирских татар прежде всего должны получить развитие традиционные виды спорта (борьба, конный спорт, стрельба из лука и т. д.), а также интернациональные виды спорта. Эта работа должна предусматривать следующее:

- занятия физической культурой следует начинать в семье и дошкольных учреждениях, повсеместно создавая условия для занятия людей любого возраста,

- дальнейшее развитие должны получить массовые обрядовые праздники с преобладанием спортивных игр и развлечений,

- возродить коневодство и конный спорт,

- вести сбор материалов о национальных играх и их пропаганде. Предусмотреть издание сборника «Татарские народные игры и развлечения». В педагогических институтах ввести преподавание дисциплины «Национальные виды спорта и развлечения»,

- в городах и сёлах организовать секции, центры по национальным видам спорта, в школах - кружки народной игры.

4.6. Культурно-просветительное информационное пространство

До настоящего времени средства массовой информации и коммуникации связи на местах компактного проживания сибирских татар не способствовали консолидации нации. В ближайшем будущем эта работа должна быть подчинена национальному возрождению народа. С целью создания и распространения культурных ценностей через телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства необходимо на базе существующих государственных телерадиокомпаний открыть национальную редакцию вещания. Она должна готовить передачи на сибирско-татарском, татарском и русском языках, а также должна взять на себя ведение обмена передач между татарскими студиями телерадиокомпаний.

По мере необходимости и по желанию татарского населения при содействии государства необходимо создать национальную периодическую печать. Можно предложить создание профессиональных (отраслевых) газет для работников культуры и искусства, для учителей и для работников сельского хозяйства.

Необходимо наладить книгоиздательскую деятельность (в первую очередь учебно-методической и научно-популярной литературы) и книжную торговлю, а также создать базу данных и информационных услуг на основе современной компьютерной техники по культуре, письменности, видео- и фототекам, библиотекам, фольклору, народным промыслам.

Раздел V. Концепция развития национального просвещения

Одним из основных принципов государственной политики в области образования является единство культурного и образовательного пространства, защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства.

Возрождение и развитие национального просвещения требует, прежде всего, регулирования языковой политики в области образования. Языки народов Российской Федерации - важнейший элемент культуры, основная форма проявления национального и личностного самосознания.

Потребность возрождения языка, расширение его функций и развитие национальных культур требуют перестройки системы образования в Российской Федерации. Так, Закон РФ об образовании не гарантирует право на получение основного общего образования на родном языке, а лишь указывает на «рамки возможностей, представленных системой образования». Для создания системы национального просвещения необходимо на государственном уровне принять законодательные акты и нормативные документы, определяющие механизм реализации Закона РФ об образовании и Закона РСФСР «О языках народов РСФСР», а также определяющие основные понятия системы национального просвещения: «национальный образовательный стандарт» и «национальная образовательная программа».

5.1. Языковой суверенитет народа

Языковой суверенитет представляет собой совокупность прав народа и личности на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения, а также языка обучения.

За последние годы всё меньше татар считает своим родным язык своей национальности. Языковой ассимиляцией охвачено 17,9 % населения, а в городах - 21,7 %. Даже в сельской местности в 1989 г. родным язык своей национальности не назвало 8,5 % татар. Особенно подвержены языковой ассимиляции дети дошкольного и школьного возраста.

Грубейшим отступлением от конституционных положений о равноправии народов явилась, например, двукратная смена алфавита: в 1928 г. с арабской графики на латинскую и в 19391940 гг. с латинской - на кириллицу. В итоге сибирско-татарская культура оказалась отрезанной от древней, средневековой и дореволюционной исторической и художественной литературы. Вследствие этого, выросли и сформировались уже два поколения родителей, лишённых родного языка и национальных традиций воспитания. Они сами и их дети невольно испытывают сего-

дня душевную травму. Отсутствие своей письменности, игнорирование особенностей языка сибирских татар привели к сдерживанию развития их самобытной культуры, забвению национальных обрядов, традиций и духовной деградации людей, а также утрате культурного наследия аборигенов Западной Сибири.

Сложности в функционировании родного языка сибирских татар напрямую связаны с протекающим процессом ассимиляции сибирских татар русским народом и одновременно - поволжскими татарами. Причём это проявляется не только в языке, но и в таких жанрах народного художественного творчества, как музыка, танцы, в одежде, бытовых обычаях, традициях и национальных праздниках. Многие учащиеся и их родители всё ещё продолжают видеть в изучении родного языка лишь дополнительную учебную нагрузку. Нежелание заниматься решением этих сложных вопросов проявляют и многие педагогические коллективы. Много терпения, такта требуется в этих условиях от органов управления народным образованием. Ведь здесь недопустимы навязывание, поспешность. Эти проблемы должны решаться на основе серьёзной разъяснительной работы, формирования правильного общественного мнения, создания здорового морально-психологического климата. Говоря о проблемах родного языка, нельзя отрицать искусственное снижение статуса сибирско-татарского языка. Так, принудительное отождествление языков сибирских и поволжских татар, однонаправленное использование казанского языка в информационном пространстве, пренебрежительное отношение к самобытному языку сибирских татар и отсутствие условий для изучения родного языка приводит к полной потере языкового суверенитета народа. Но вместе с тем, до создания письменности сибирских татар необходимо сохранять преподавание в школах литературного татарского языка. А изучение си-бирско-татарского языка в образовательных учреждениях будет осуществляться после разработки национального образовательного стандарта. Для этого, в первую очередь, необходимо:

1) создать алфавит и нормативный письменный язык сибирских татар;

2) разработать систему орфографических и орфоэпических правил;

3) создать нормативные и учебные словари.

ЛИТЕРАТУРА

1. Устав автономной некоммерческой организации культуры «Центр сибирско-татарской культуры». Гл. 2. П. 1 // Архив МАЭ ОмГУ. Ф. I. П. 196-1. К. 21. Л. 21. С. 76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.