Научная статья на тему 'О возможностях использования интерактивных технологий в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе'

О возможностях использования интерактивных технологий в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
481
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смолина Л. В.

Настоящая статья посвящена вопросам применения современных интерактивных технологий в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе. В статье рассматриваются современные интерактивные технологии, в частности, мобильные приложения для изучения иностранного языка. Автор описывает возможности использования интерактивных мобильных приложений на занятии по иностранному языку, а также их дидактический потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О возможностях использования интерактивных технологий в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_

УДК 811. 111

Л.В. Смолина

Воронежский институт МВД России г. Воронеж, Российская Федерация

О ВОЗМОЖНОСТЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Аннотация

Настоящая статья посвящена вопросам применения современных интерактивных технологий в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе. В статье рассматриваются современные интерактивные технологии, в частности, мобильные приложения для изучения иностранного языка. Автор описывает возможности использования интерактивных мобильных приложений на занятии по иностранному языку, а также их дидактический потенциал.

Ключевые слова

Интерактивная технология; мобильные приложения; дидактический потенциал интерактивных технологий.

Иноязычное образование становится в настоящее время одним из базовых компонентов в структуре компетентностной модели подготовки специалиста. В связи с этим значительно возрастает роль иностранного языка при подготовке специалистов в образовательных организациях высшего образования, в которых курс иностранного языка носит коммуникативно-прагматический и профессионально-ориентированный характер.

Одной из основных задач обучения иностранному языку является поиск новых и современных способов и форм организации образовательного процесса. В настоящее время перед высшей школой стоит задача не только модернизировать содержание учебных курсов, но и ввести новые технологии формирования иноязычной коммуникативной компетенции будущих специалистов. Развитие информационно-коммуникационных и интерактивных технологий открыло новые перспективы для преподавания иностранных языков.

При этом использование интерактивных технологий в процессе обучения способствует не только обогащению образовательного процесса, но и приобретению обучающимися навыков и умений, формирование и развитие которых на основе традиционных средств обучения представляется достаточно трудоемким. Кроме того, при ограниченном количестве учебных часов, отведенных на изучение иностранного языка на неязыковых специальностях, применение интерактивных технологий позволяет экономить аудиторное время и использовать его для решения других образовательных задач.

Изначально термин «интерактивное обучение» / «интерактивные методы обучения» использовался исключительно в отношении методов, в которых акцент делался на взаимодействие (интеракцию) преподавателя и обучающегося, либо обучающихся внутри группы. По мнению М.С. Захаровой [1] в настоящее время в связи с технологизацией обучения интерактивность применительно к сфере информационных и коммуникационных технологий можно определить как способность информационно-коммуникационной системы активно и разнообразно реагировать на запросы пользователя. Под интерактивными технологиями мы понимаем программные продукты или программы, которые способны осуществлять интерактивную поддержку пользователя в решении каких-либо задач, а дидактические возможности интерактивных технологий связываем с возможностью их применения в процессе обучения.

Интерактивные технологии в настоящее время существуют в форме интерактивных тестов и тренажеров, компьютерных обучающих программ, интерактивных электронных учебников и пособий, виртуальных практикумов, интерактивных деловых игр, мобильных приложений. Они все чаще находят применение в образовательном процессе и используются при обучении различным дисциплинам, в том числе и иностранному языку. Основу любой интерактивной программы составляют интерактивные упражнения или задания разной направленности. Обязательным для интерактивной программы является и наличие обратной связи, когда на каждое действие обучающегося программа выдает определенную реакцию в виде оценки действий, подсказок, советов и рекомендаций, осуществляя таким образом своеобразный учебный

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_

«диалог» с обучающимся.

Мы хотели бы остановиться на такой разновидности интерактивного обучения как мобильное обучение иностранному языку (M-Leaming - Mobile learning). Это новое, развивающееся направление в образовательном процессе возникло в условиях повсеместного распространения мобильных телефонов и постоянного совершенствования их технологических характеристик.

Сам термин «мобильное обучение» (от англ. Mobile Learning по аналогии с E-learinig) начал достаточно активно использоваться в XXI веке, главным образом, в зарубежной педагогической литературе. Большинство исследователей, в частности, Дж. Тракслер [5], С.В. Титова [2], X. Джарвис [4], М. Файн [3] сходятся во мнении, что мобильное обучение существенно видоизменяет отношения между обществом, образованием и технологиями, при этом вектор смещается в сторону неформального, индивидуального и интерактивного обучения. Имеется в виду возможность построения индивидуальной образовательной траектории, в соответствии с потребностями конкретного индивидуума, независимо от факторов места и времени.

С точки зрения практического применения в обучении иностранному языку специализированные мобильные приложения заинтересовали нас как средство оптимизации и интенсификации учебного процесса, а также ресурсная база для разработки учебных материалов по дисциплине «Иностранный язык». Использование мобильных приложений в процессе изучения иностранного языка, которые по сути являются интерактивным программным продуктом, имеет ряд преимуществ перед традиционными формами обучения и другими информационно-коммуникационными технологиями.

Интерактивные технологии могут использоваться в организованном процессе иноязычного обучения наряду с традиционными методами обучения как вспомогательное средство для решения ряда образовательных задач: введения лексико-грамматического материала, отработки навыков произношения, автоматизации грамматических навыков, формирования и развития навыков разговорной речи, восприятия на слух, чтения, письма, перевода и т.д. Помимо этого, интерактивные технологии могут успешно применяться для осуществления разных форм контроля за качеством усвоения обучающимися учебного материала (текущего, итогового).

Мобильные приложения позволяют гораздо эффективнее осуществлять тренировку изучаемого лексико-грамматического материала, предлагая обучающемуся в случае неправильного ответа аналогичное задание до тех пор, пока результат тренировки не будет достигнут. Применение интерактивных технологий с целью осуществления контроля также делает данный процесс более основательным и качественным, предусматривая возможность вариативности тестов и практически исключая возможность повторения вариантов.

Одной из задач преподавателя на занятии по иностранному языку является сохранение психологически комфортной атмосферы, при которой не снижается самооценка обучающихся, сохраняется доброжелательная атмосфера, мотивирующая их к познавательной активности. При необходимости мобильное устройство гарантирует конфиденциальность выполнения поставленной задачи, когда результаты деятельности обучающегося известны только ему и преподавателю.

Применение интерактивных технологий в учебном процессе потенциально может повысить эффективность преподавания иностранного языка в разноуровневых группах обучающихся. Нередко обучение иностранному языку в неязыковом вузе ведется в разноуровневых группах и преподавателю среди прочих проблем зачастую приходится решать проблему адаптивности, т.е. организовывать работу над изучением материала с учетом индивидуальных возможностей каждого обучающегося, а также проблему оптимизации учебного процесса, т.е. обеспечить одновременную работу всех членов группы. Технические возможности интерактивных технологий позволяют решить обе эти проблемы. Подлежащий усвоению материал может прорабатываться обучающимися в индивидуальном темпе, с различной степенью глубины и полноты и в индивидуальной последовательности, что служит хорошей основой для реализации принципа индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении.

Использование новых интерактивных технологий в обучении иностранным языкам предполагает активную позицию самого обучающегося в процессе усвоения знаний. Подобный вид познавательной деятельности исключает пассивное восприятие информации и способствует развитию познавательной самостоятельности обучающихся, формированию умений самостоятельно пополнять знания.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070

Необходимо также отметить, что визуализация учебного материала - создание обучающей среды с наглядным представлением информации, использованием цвета, звука, анимации, фото, видео в добавление к тексту в интерактивном режиме работы создают интегрированную информационную среду, в которой слушатели обретают качественно новые возможности, с вовлечением в процесс обучения эмоциональной и понятийной сферы, что способствует более глубокому усвоению языкового материала, оптимизирует его структуризацию.

С нашей точки зрения практическое применение мобильных приложений несет в себе огромный потенциал, но вместе с тем интеграция работы с приложениями в структуру практического занятия представляет определенные проблемы и может использоваться довольно ограниченно. В то же время внедрение интерактивных технологий в процессе обучения с целью организации и интенсификации самостоятельной работы обучающихся (преимущественно внеаудиторной) представляется нам очень перспективным направлением.

Таким образом, интерактивное обучение на основе мобильных приложений повышает мотивацию и познавательную активность обучающихся, интерес к предмету, помогает интенсифицировать и индивидуализировать обучение, устраняет психологический барьер при использовании иностранного языка как средства общения. Кроме того, использование интерактивных технологий способствует совершенствованию процесса формирования иноязычных умений и навыков обучающихся, обеспечивает эффективную самостоятельную работу.

Список использованной литературы:

1. Захарова М.С. дидактические возможности интерактивных технологий при обучении иностранному языку в высшей школе. http://www.tea4er.ru/home/volume3/3108-2012-11-18-14-22-57

2. Титова С. В. Мобильное обучение сегодня: стратегии и перспективы / С. В. Титова // Вестник Московского ун-та. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. -2012. - №1. -С. 9-23.

3. Fine M. Mobile Learning in the Educational Process: Foreign Experience. Modern Scientific Research and Innovation, No 1, online: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/43006 (2015)

4. Jarvis H. From Computer Assisted Language Learning (CALL) to Mobile Assisted Language Use (MALU) / H. Jarvis, M. Achilleos// The Electronic Journal for English as a Second Language. -2013. - Vol. 16, № 4. -P. 1-12.

5. Traxler J. Current State of Mobile Learning / J. Traxler// Mobile Learning: Transforming the Delivery of Education and Training. - 2009. - P. 9-24.

© Смолина Л.В., 2017

УДК 378

К. Л. Стоякова, к.п.н., доцент ФГБОУ ВО МГУТУ им. КГ. Разумовского г. Москва, Российская Федерация Д.А. Волкова, студент ФГБОУ ВО МГУТУ им. КГ. Разумовского г. Москва, Российская Федерация Р.Р. Ибраев, к.п.н., доцент ФГБОУ ВО МГУТУ им. КГ. Разумовского г. Москва, Российская Федерация

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ВЕКТОРНЫХ ИНДИКАТОРОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММ ИННОВАЦИОННОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассматривается классификация инноваций в сфере образования. На основе системы оценки критериев программ инновационного реформирования разрабатываются рекомендации по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.