ИЗВЕСТИЯ ТОМСКОГО ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА имени С. М. КИРОВА
Том 177 1971
О ВОЗМОЖНОСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ УВЕЛИЧЕНИЯ СРЕДНИХ СКОРОСТЕЙ ПРОВЕДЕНИЯ ПОРОДНЫХ ВЫРАБОТОК В КУЗБАССЕ ДО 200 м в месяц
О. Д. АЛИМОВ, В. Г. ЛУКЬЯНОВ
Существующие средние скорости проведения выработок по породам (40—70 м/месяц) не отвечают современным требованиям. Для выполнения нормативных сроков строительства шахт необходимо, чтобы коммерческие скорости проведения горизонтальных и наклонных выработок в среднем были не менее 100 м/месяц. В течение уже многих лет работники производства и науки пытаются создать реальные условия для существенного повышения скоростей проведения подземных выработок по породам. В этом направлении уже много сделано.
Главным достоинством скоростного проведения выработок является значительное сокращение времени на вскрытие и подготовку новых горизонтов шахт, а при строительстве — срока строительства. Экономическая эффективность скоростного проведения выработок обусловлена достижением более высокой производительности труда и снижением общешахтных и накладных расходов. При увеличении скорости с 50 до 200 м/месяц стоимость 1 йог. м выработки снизится на 15—20%.
Имеющаяся в Кузбассе техника для ведения горнопроходческих работ и опыт скоростного прохождения выработок позволяют развивать средние технические скорости горизонтальных выработок выше 100 м/месяц. Примером могут служить скоростные проходки в Кузбассе: на шахте № 8, где за месяц пройдено 145,8 м полевого штрека; на шахте «Зи-минка» № 1—2, где за месяц пройдено 170 м полевого штрека; на шахте «Томусинская» № 5—6, где за месяц пройдено 155 м главной штольни; на шахте «Егозовская» № 1, где пройдено 220,5 м полевого штрека; на шахте № 3—3-бис, где за месяц пройдено 275,3 м квершлага и 1160 м группового штрека по углю; на шахте № 5—6, где пройдено 292 м квершлага; на шахте им. Калинина, где за месяц пройдено 302 м полевого штрека.
Необходимо отметить, что высокие производственные показатели на указанных шахтах были достигнуты не за счет применения какого-либо особо нового производительного или технически совершенного оборудования. Решающее значение при этом имело более высокое насыщение забоя проходческим оборудованием и бесперебойное снабжение порожняком, крепежными материалами, а также создание условий, обеспечивающих полное их использование. Высокая квалификация проходчиков, включение в состав бригады электрослесарей, взрывника, механиков и доставщиков материала, внедрение продуманной многоцикличной организации работ в забое, максимальное совмещение отдельных операций проходческого цикла во времени способствуют достижению
высоких скоростей проходки. Если опыт скоростных проходок Достаточно хорошо проанализировать и внедрить в повседневную практику работы шахт, то это позволит существенно увеличить средние скорости проведения выработок в Кузбассе.
Еще большие возможности могут быть реализованы при внедрении результатов ряда исследовательских и опытно-конструкторских работ. Естественно, для обеспечения дальнейшего роста скорости проведения подготовительных выработок и снижения трудоемкости работ необходимо внести усовершенствования в механизацию всех операций проходческого цикла и создать машины для комплексной механизации. Как известно, основными процессами при буровзрывном способе проведений выработок являются бурение шпуров, погрузка породы и крепление выработки.
Для сокращения трудоемкости затрат времени на обуривание забоя следует повсеместно внедрить высокопроизводительные длиннохо-довые бурильные машины вращательного (для пород до / ^ 10) и вра-щательно-ударного действия (для бурения шпуров в породах />10). Для установки бурильных машин на существующих погрузочных машинах следует в ближайшее время создать более совершенные манипуляторы. Эта задача должна быть поставлена перед научными работниками и машиностроителями как одна из первоочередных. Без хороших манипуляторов невозможно добиться успеха даже при самых совершенных конструкциях бурильных машин.
Следует усовершенствовать и по возможности более широко внедрить буровые каретки конструкции Кузнецкого завода и КузНИУИ.
Одновременно необходимо провести серьезные исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию буропогрузочных агрегатов. Имеющиеся уже успехи в совершенствовании конструкций буровых и погрузочных машин позволяют решить эту задачу в ближайшее время. Буропогрузочные агрегаты целесообразно создавать как на базе погрузочных машин непрерывного действия, так и на базе хорошо освоенных практикой машин периодического действия. С накоплением опыта буро-погрузочные машины должны совершенствоваться так, чтобы выполнять и функции машин для механизации работ по креплению выработок.
Для увеличения эффективности буровзрывных работ глубина шпуров должна быть увеличена до 2,5—3,0 м, улучшено качество ВВ и электродетонаторов, предусмотрена механизация подготовки и производства забивки шпуров.
В конструкцию погрузочных машин следует внести усовершенствования (увеличить емкость ковшей, улучшить их конфигурацию, уменьшить время цикла). Эти рекомендации уже хорошо разработаны и давно ждут внедрения. Серьезное внимание следует обратить на увеличение емкости вагонеток и совершенствование средств обмена вагонеток. Для этого необходимо в ближайшее время отобрать лучшие конструкции устройств для обмена вагонеток, а также приспособлений, исключающих обмен вагонеток (подвесные, мостовые конвейеры, бункер-поезда), применение самоходных вагонеток и широко внедрить их в практику.
Параллельно с совершенствованием буровых, погрузочных и транспортных машин следует изыскать возможности существенного сокращения тяжелого ручного труда при креплении выработок, следует обоб-щить опыт применения различных конструкций крепеукладчиков, широко внедрить лучшие из них и попытаться смонтировать их основные узлы на базе существующих погрузочных и буропогрузочных машин.
Эффективное применение новой техники невозможно без продуманной организации и оплаты труда. Эти вопросы должны быть решены соответствующими специалистами.
В решении всех этих вопросов уже сделано много и потому решить проблему увеличения средних скоростей проведения породгшх выработок в Кузбассе до 200 м/месяц вполне возможно.
Для этого необходимо в ближайшее время провести серьезное обобщение имеющихся и уже частично забытых рекомендаций и гтро'вести целеустремленные дополнительные исследовательские и опытно-конструкторские работы в следующих четырех взаимосвязанных направлениях:
1. Совершенствование буровых машин, манипуляторов и средств взрывания.
2. Совершенствование погрузочных машин, транспортных устройств <и .средств для обмена вагонеток.
3. Изыскание способов и конструкций машин, облегчающих крепление выработок.
4. Изыскание рациональной организации труда при использовании новой механизации при проведении выработок и экономическая целесообразность различных вариантов комплексной механизации.
Для решения этих задач в Кузбассе есть все возможности. Есть научно-исследовательские организации, которые занимаются этими проблемами, заводы горного машиностроения, квалифицированные кадры ■шахтеров. Для реализации этих возможностей необходима действительная координация, позволяющая осуществить эти работы в минимальные сроки с наибольшей глубиной проработки вопросов.
Поэтому было бы желательно три Кузбасском совнархозе или комбинате «Кузбассуголь» создать специальную рабочую координационную комиссию, которая составила бы план работ, необходимых для решения проблемы в ближайшие 2—3 года, осуществляла бы научное и административное руководство этими работами. Кроме научно-методических вопросов, эта комиссия должна решать и вопросы финансирования работ по проблеме и оценивать результаты, полученные отдельными исполнителями.
В такую комиссию необходимо включить наиболее квалифицированных научных работников и работников производства. План работ по решению проблемы, составленный этой комиссией, должен учитывать активное привлечение всех организаций, которые могут оказаться полезными. В этих работах могли бы принять участие несколько лабораторий Института горного дела и Института экономики СО АН СССР, КузНИУИ, КузНИИШАХТОСТРОИ, Кемеровский горный институт, Томский политехнический институт, конструкторские бюро новокузнец-,кого, юргинского, томского и других заводов.