Научная статья на тему 'О возможности правового воздействия на причины межнациональных противоречий в России'

О возможности правового воздействия на причины межнациональных противоречий в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
288
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ / ПРИЧИНЫ / ФАКТОРЫ / FACTORS / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / SOCIAL AND ECONOMIC SITUATION / ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / STATE NATIONAL POLICY / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / РАВНОПРАВИЕ / ПРАВОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / LEGAL INFLUENCE / СТРОИТЕЛЬСТВО НАЦИИ / КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / TENSION AMONG THE NATIONS / CAUSES / EQUAL RIGHTS / NATION-BUILDING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алфимцев В. Н.

Проведенный критический анализ наиболее распространенных в научных исследованиях последних 15 лет и закрепленных в Стратегии государственной национальной политики до 2025 г. причин межнациональных противоречий в России позволяет автору сделать вывод о необоснованности большинства из них и о наличии лишь четырех самостоятельных причин, комплексное действие которых обостряет межнациональные отношения. В частности, отмечается, что отдельные причины являются не более чем поводами, отсутствие которых не сказалось бы на возникновении межнациональных противоречий. Другие же воздействуют на сферу межнациональных отношений опосредованно. В связи с этим формулируются умозаключения о необходимости закрепления подлинных причин межнациональных противоречий в Стратегии государственной национальной политики до 2025 г. и о возможности правового воздействия на них через созданные правовые институты путем повышения эффективности их деятельности, а также через правовое закрепление и применение концепции «эмерджентного строительства нации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the possibility of legal influence on the causes of tension among the nations of Russia

The provided critical analysis of the most popular causes for tension among the nations in Russia, as provided for in the scientific studies in the last 15 years and reflected in the State National Policy Strategy till 2025, allows the author to make a conclusion that some of these causes are unfounded and there are only four causes, the combination of which makes relations among the nations. In particular, it is noted that some of the causes mentioned are merely triggers, and their absence would not have had influence upon the formation of tensions among the national groups. The other causes influence the relations among the nations indirectly. That is why, the author draws the conclusions on the need to provide for the true causes for the opposition among the nations in the Strategy of State National Policy till 2025, as well as on the possibility to influence them via the formed legal institutions by making them more efficient, legal provisions for and application of the concept of the emerging nation formation.

Текст научной работы на тему «О возможности правового воздействия на причины межнациональных противоречий в России»

В.Н. Алфимцев*

О возможности правового воздействия на причины межнациональных противоречий в России

Аннотация. Проведенный критический анализ наиболее распространенных в научных исследованиях последних 15 лет и закрепленных в Стратегии государственной национальной политики до 2025 г. причин межнациональных противоречий в России позволяет автору сделать вывод о необоснованности большинства из них и о наличии лишь четырех самостоятельных причин, комплексное действие которых обостряет межнациональные отношения. В частности, отмечается, что отдельные причины являются не более чем поводами, отсутствие которых не сказалось бы на возникновении межнациональных противоречий. Другие же воздействуют на сферу межнациональных отношений опосредованно. В связи с этим формулируются умозаключения о необходимости закрепления подлинных причин межнациональных противоречий в Стратегии государственной национальной политики до 2025 г. и о возможности правового воздействия на них через созданные правовые институты путем повышения эффективности их деятельности, а также через правовое закрепление и применение концепции «эмерджентного строительства нации».

Ключевые слова: межнациональные противоречия, причины, факторы, социально-экономическое положение, государственная национальная политика, стратегия, равноправие, правовое воздействие, строительство нации, Конституция.

В соответствии данными социологического исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения России (далее — ВЦИОМ), половина наших сограждан (49 %) обеспокоена ростом напряженности и нетерпимости в сфере межнациональных отношений. Жители Москвы и Санкт-Петербурга настроены по этому поводу особенно серьезно (64 %). В 2013 г. оценка россиян была наиболее негативной, нежели в предыдущие годы (для сравнения, в 2006 г. так ответили 36 % респондентов)1.

Усиление обеспокоенности граждан состоянием межнациональных отношений заставляет более пристально сосредотачивать внимание на причинах и факторах, влияющих на рост межнациональной напряженности и возникновение межнациональных противоречий.

Для повышения эффективности деятельности по определению и формированию противодействующих средств необходимо подвергнуть критическому анализу причины межнациональных противоречий, наиболее распространенные в научных исследованиях и ставшие некой константой, тем более что, как показывает современное состояние сферы межнациональных отношений,

оно продолжает ухудшаться, а также попытаться определить, на какие из действительных причин межнациональных противоречий возможно правовое воздействие.

Со времени первых крупных межнациональных конфликтов в СССР (1989 г.) в научных исследованиях и в выступлениях ответственных лиц государства в большинстве случаев в качестве основных причин межнациональных противоречий в России выделялись следующие.

Негативные элементы исторического прошлого. Различные формы вхождения в Российское государство накладывали определенный отпечаток на последующие отношения народов и формировали историческую память. В памяти народной сохранились завоевание, насилие. Национальная элита, стремящаяся к власти, использует эти исторические факты в корыстных целях, замалчивая все то позитивное, что дало для его народа вхождение в состав России2.

Зачастую и ВЦИОМ в проводимых исследованиях формулирует один из вариантов ответа похожим образом, а именно: «национальная предубежденность людей, их нетерпимость к

1 Пресс-выпуск ВЦИОМ от 28.01.2014 № 2501 «Межнациональные отношения в России: мониторинг». URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114690 (дата посещения: 20.06.2104).

2 См.: Каламанов В.А. Методология урегулирования

межнациональных конфликтов на территории Россий-

ской Федерации. Технология и особенности переговор-

ного процесса: (На примере урегулирования межнацио-

нального конфликта октябрь-ноябрь 1992 г. в Северной Осетии). М.: Школа, 1999. С. 14.

© Алфимцев В.Н., 2015

* Алфимцев Владимир Николаевич — кандидат юридических наук, заместитель начальника отдела Правового управления ГУ МВД России по Московской области. [[email protected]]

125009, Россия, г. Москва, Никитский пер., д. 3.

представителям отдельных нации или этносов». Вместе с тем данный вариант предпочитают не более 15 % респондентов.

Иногда данную причину формулируют как «последствия серьезных деформаций национальной политики, накопившиеся за долгие десятилетия и даже века, неудовлетворенность и вражда, выплеснувшиеся наружу в условиях гласности и демократизации»3, определяя, что исторические корни конфликта имеют первостепенное значение перед остальными причинами4, или же как «неразрешенные исторические конфликты, связанные с попытками пересмотра существующих административно-территориальных границ, взаимные территориальные притязания»5.

Таким образом, если учесть вышесказанное, одной из причин межнациональных противоречий считается некая «национальная предубежденность, на основе исторической вражды или деформаций национальной политики». Вместе с тем в условиях бурно развивающегося государства и общества, представляется, что это неверно. Отличительной чертой современного общества является высокая степень миграционных процессов и сильное влияние средств массовой информации на общественное мнение.

Никак не могут влиять на межнациональные противоречия некие «завоевания», происходившие в далеком прошлом, если только это мнение активно не навязывается в интересах какой-либо группировки в рамках политической или экономической борьбы. Тем самым «национальная предубежденность, на основе исторической вражды или деформаций национальной политики» является продуктом проводимой пропаганды ксенофобии, межнациональной розни, и не является сама по себе причиной межнациональных противоречий.

Различные показатели социально-экономического и социально-культурного развития регионов (такие как безработица, особенно среди молодежи, нехватка жилья, продовольствия и товаров народного потребления, состояние здравоохранения, нарушение социальной справедливости, игнорирование духовных и культурных запросов населения, интересов малочисленных народов)6 или, что представляется более точным определением, результат серьезного ухудшения экономического положения в стране, что также

3 Давитадзе М.Д. Деятельность ОВД в условиях межнациональных конфликтов. М.: ВНИИ МВД России, 1999. С. 17.

4 См.: Чалов Г.В. Особенности современных межнациональных конфликтов, их исторические и религиозные платформы // Место и роль органов внутренних дел в предупреждении и разрешении межнациональных конфликтов: материалы науч.-практ. конф. М.: Академия МВД РФ, 1993. С. 54.

5 Корнилов Т.А. Правовое регулирование противодействия экстремизму // Административное и муниципальное право. 2011. № 8. С. 53.

6 См.: Каламанов В.А. Указ. соч. С. 15.

порождает недовольство различных слоев населения, причем эти негативные настроения концентрируются прежде всего в сфере межнациональных отношений7.

В данном случае следует согласиться, отметив, что именно это является главной причиной межнациональных противоречий в нашей стране, на основе которой возникают и иные.

Геополитические, экономические, морально-психологические последствия распада СССР.

Представляется неверным выделение в качестве самостоятельной причины обозначенного выше, так как это поглощается причиной ухудшения социально-экономического положения в стране.

Изменения политического и социально-экономического устройства государства8.

В данном случае не вполне понятным остается то, как может влиять политическое или социально-экономическое устройство государства на сферу межнациональных отношений само по себе.

Противоречия взаимозависимых и взаимообусловленных тенденций: стремление народов к самоопределению и укрепление российской государственности9, «абсолютизация и противопоставление принципов права народов на самоопределение и территориальной целостности государств»10 и связанное с этим обеспечение приоритета той или иной коренной национальности, стремление к легитимации социально-политического превосходства «коренной» («титульной») нации данного государства или национально-государственного образования над другими народами11.

Следует отметить, что обоснованным является лишь вторая часть указанной причины про «предоставление приоритета какой-либо национальности в нарушение принципа равноправия независимо от расового или национального происхождения». Стремление народов к самоопределению само по себе не может повлиять на возникновение межнациональных противоречий. Лишь в случае искусственного создания преференций лицам отдельных национальностей, нарушения равноправия и справедливости положение дел в межнациональной сфере серьезно ухудшается.

Возрастание самостоятельности субъектов РФ или, как причина, также вытекающая из формы государственного устройства, — «окостенение» структуры государственного устройства, ослабление тех основ, на которых создавалась унитарная «федерация» советских народов12.

7 См.: Давитадзе М.Д. Указ. соч. С. 17.

8 См.: Каламанов В.А. Указ. соч. С. 15.

9 См.: Там же. С. 16.

10 Лысенко В.В Межэтнические конфликты как угроза региональной и национальной безопасности // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 3. С. 74.

11 См.: Там же. С. 74.

12 См.: Давитадзе М.Д. Указ. соч. С. 17.

Представляется, что возрастание самостоятельности субъектов, за которое ратуют сторонники сильной федерации, лишь в случае явного нарушения конституционного принципа равноправия субъектов со стороны национальных образований отрицательно скажется на внутригосударственном устройстве. Однако это повлечет за собой межнациональные противоречиям только в случае ущемления лиц нетитульной нации и предоставления титульным нациям больших прав, но это поглощается вышеобозначенной причиной нарушения конституционного принципа равноправия независимо от расового или национального происхождения.

Наличие территориальных споров между субъектами РФ, правовая неурегулированность земельных и других отношений, отсутствие механизма их разрешения13.

Это не является причиной, так как споры между субъектами напрямую не влияют на граждан, и могут иметь свойства катализатора межнациональной напряженности только в случае активно проводимой пропаганды межнациональной розни и ксенофобии.

Острота вопроса о территориальной реабилитации, а также проблема «разделенных» народов. Как отмечается, в настоящее время необходимо реальное восстановление справедливости по отношению к жертвам репрессий и депортаций14.

Восстановление нарушенных прав — первостепенная задача в правовом государстве, это бесспорно, но это и совершенно бессодержательно по отношению к причинам межнациональных противоречий.

Кроме того, в связи с «восстановлением прав репрессированных народов» отмечается, что «порой сами конституционно-правовые акты, особенно регионального характера, могут стать источником межнациональных конфликтов. А когда причина межнационального конфликта заложена в самом праве, законодательном акте, это представляет особую опасность, так как воспринимается не просто как несовершенство законодательной техники, а как официальная государственная политика, возведенная в закон и направленная на ущемление прав данной этнической группы»15. К примеру, 26.04.1991 был принят

13 См.: Боришполец К. Этничность и политика (Некоторые тенденции и результаты развития современных прикладных исследований) // Вестник Московского университета. Сер. 18: Социология и политология. 1999. № 4. С. 10.

14 См.: Каламанов В.А. Указ.соч. С. 17; Лысенко В.В. Межэтнические конфликты как угроза региональной и национальной безопасности // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 3. С. 75.

15 Бондарь Н.С. Конституционное право как средство разрешения межнациональных конфликтов // Национальный вопрос и государственное строительство: проблемы России и опыт зарубежных стран: материалы науч.-практ. конф. / под ред. С.А. Авакьяна. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. С. 19.

Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов». Но как можно добиться полного и последовательного претворения этого Закона в жизнь, если по сегодняшний день законодательно не обозначен статус и не обеспечено уважение прав и законных интересов граждан, не по своей воле оказавшихся и проживающих в данное время на территории репрессированных народов?16

Вместе с тем представляется, что в данном случае опять же причиной межнациональных противоречий выступает не само правовое закрепление реабилитации репрессированных народов, а эксцессы при ее исполнении, заключающиеся в нарушении прав граждан, проживающих на территории репрессированных народов.

Различная хозяйственно-культурная специфика, различие культур17.

Указанная причина является скорее поводом, «внешним возбуждением, в котором внутренний дух события мог бы и не нуждаться или вместо которого он мог бы воспользоваться бесчисленным множеством других поводов, чтобы начать с них в явлении, пробить себе путь и обнаружить себя»18.

Любое различие только тогда влияет на возникновение противоречий, когда на основе него формулируются идеологические установки ксенофобии или же коррупционные преференции.

Как видим, анализируя причины, неоднократно в качестве головной отмечается нарушение конституционного принципа равноправия независимо от расового или национального происхождения.

Причины и факторы субъективного характера, заключающиеся в достижении целей путем активизации национальных и этнических движений по созданию независимых государств, борьбе этносов за материальные ресурсы19.

В данном случае следует уточнить, что борьба за материальные ресурсы ведется не между этносами в целом, а его отдельными представителями. И в большинстве случае эта борьба ведется противозаконными средствами, прикрытием для которых служит защита «национальных прав».

Рассмотренные выше недостатки взятых за аксиому причин межнациональных противоречий, выдвигая на первый план отмеченные частности и второстепенные подробности, зачастую смешивая повод и причину, отвлекают внимание и подталкивают законодателя не только к их закреплению в правовых актах, но и, что более пагубно, к решению проблем сферы межнацио-

16 См.: Абдуллаев М.Н. Некоторые вопросы совершенствования нормативно-правовой базы по регулированию межнациональных отношений (на примерах республики Дагестан) // Юридический мир. 2007. № 12. С. 71.

17 См.: Каламанов В.А. Указ. соч. С. 16.

18 Гегель Г.Ф.В. Наука логики.URL: http://philosophy.ru/ library/hegel/logic.html (дата посещения: 18.08.2014).

19 См.: Боришполец К. Указ. соч. С. 11.

нальных отношений с помощью несерьезных и недействующих проектов и механизмов.

Так, в Стратегии государственной национальной политики до 2025 г. (далее — Стратегия) определено, что на развитие национальных, межнациональных (межэтнических) отношений влияют следующие негативные факторы:

а) высокий уровень социального и имущественного неравенства, региональной экономической дифференциации;

б) размывание традиционных нравственных ценностей народов РФ;

в) правовой нигилизм и высокий уровень преступности, коррумпированность отдельных представителей власти;

г) сохранение проявлений дискриминации по отношению к гражданам различной национальной принадлежности в правоприменительной практике;

д) недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества;

е) распространенность негативных стереотипов в отношении некоторых народов;

ж) недостаточный уровень межведомственной и межуровневой координации в сфере реализации государственной национальной политики РФ, включая профилактику экстремизма и раннее предупреждение межнациональных конфликтов в субъектах РФ;

з) недостаточная урегулированность миграционных процессов, вопросов социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов, не позволяющая в должной мере обеспечить текущие и будущие потребности экономического, социального и демографического развития страны, интересы работодателей и российского общества в целом;

и) влияние факторов, имеющих глобальный или трансграничный характер, таких как унифицирующее влияние глобализации на локальные культуры, нерешенность проблем беженцев и вынужденных переселенцев, незаконная миграция, экспансия международного терроризма и религиозного экстремизма, международная организованная преступность.

Как видим, авторы тоже не преминули воспользоваться возможностью указать не причины межнациональных противоречий, а лишь определить факторы, негативно влияющие на состояние межнациональных противоречий, которые можно условно свести в три группы социально-экономического (а, з, и), культурного (б, д, е) и организационно-государственного (в, г, ж) характера.

Наряду с положительным моментом включения коррупции в факторы организационно-госу-

дарственного характера, представляется, что замалчивание вопроса о причинах межнациональных противоречий и подмена его негативными факторами, является попыткой сгладить «острые углы» со стороны законодателя, однако углы от этого не исчезнут. Только лишь критически осмыслив и поняв «внутренний дух» межнациональных противоречий в нашем обществе, можно разработать эффективный механизм по противодействию им.

Негативные факторы, отмеченные в Стратегии, перекликаются с причинами, рассмотренными нами ранее, поэтому отметим лишь, что культурные факторы негативного характера являются лишь поводом, а причины организационно-государственного характера разделяются на две составные части, переплетенные в указанных пунктах: те, которые действуют опосредованно, и те, которые заключаются в нарушении конституционного принципа равноправия.

Таким образом, проведенный анализ позволяет говорить, что в настоящее время причинами межнациональных противоречий в России являются:

- ухудшение социально-экономического положения на постсоветском пространстве, порождающее неконтролируемую миграцию, а также дисбаланс в пропорции распределения населения по территории России;

- нарушение конституционного принципа равноправия независимо от национального и расового происхождения, в том числе коррупция, направленная на отклонение от социальной справедливости и связанная с предоставлением приоритетных прав представителям отдельных наций;

- деятельность отдельных лиц или групп лиц, направленная на достижение своих интересов с помощью разжигания межнациональной розни под лозунгами защиты «национальных прав»;

- неудовлетворительная деятельность правоохранительных органов по расследованию преступлений этнических преступных группировок, преступлений совершенных мигрантами, а также по профилактике вызывающих и агрессивных действий со стороны отдельных лиц или групп лиц в общественных местах. Отметим, что, с точки зрения И.Н. Трофимовой,

«бессмысленно видеть причины межнациональных конфликтов исключительно в действиях провокационного характера со стороны отдельных лиц или групп»20. В данном случае следует согласиться с небольшой оговоркой, заключающейся в том, что, конечно же, причины межнациональных противоречий действуют комплексно, вместе с тем зачастую именно провокационный характер деятельности

20 Трофимова И.Н. Национальные территории и национальная политика в России: исторический опыт и современные проблемы // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 11. С. 15.

отдельных лиц становится самым мощным катализатором обострения противоречий.

Отдельно остановимся на последней причине, так как она требует пояснения. С точки зрения автора, преступная деятельность этнических группировок, преступления, совершенные мигрантами, при эффективной деятельности правоохранительных и судебных органов не будут причиной сами по себе. Только лишь при неэффективности и попустительстве со стороны правоохранительных органов произрастают стебли межнациональных противоречий, так как противоречия возбуждаются не из-за самого факта совершения преступления лицом другой национальности, а из-за факта непривлечения его к ответственности. Кроме того, повышение эффективности данной деятельности уменьшит и сам удельный вес этих преступлений.

Отметим, что в этот перечень намеренно не включены причины тем или иным образом вытекающие или связанные с формой государственного устройства или проводимой государственной национальной политикой, так как они влияют на возникновение межнациональных противоречий лишь опосредованно.

«Исторические» причины в настоящее время тоже видятся необоснованными, а лишь являются одной из форм борьбы отдельных лиц или групп лиц за свои интересы.

Итак, говоря о возможности правового воздействия на причины межнациональных противоречий, в первую очередь следует отметить, что данные причины требуют своего закрепления на уровне концептуального документа, призванного формировать государственную национальную политику, а именно Стратегии.

Библиография:

Кроме того, представляется, что на причины межнациональных противоречий, за исключением связанной с ухудшением социально-экономического положения на постсоветском пространстве, правовое воздействие возможно через повышение эффективности практики уже созданных правовых институтов правоохранительных и судебных органов, что, конечно же, не отменяет возможности правового воздействия через правовые институты, созданные впоследствии.

Помимо этого, правовое воздействие возможно и через правовое закрепление и применение правильной концепции межнационального взаимодействия, а именно: концепции «эмерджент-ного строительства нации», заключающейся в строительстве новой по отношению к абсолютно всем ее составляющим нациям нации, путем взаимопроникновения и переплетения их лучших качеств под воздействием сбалансированной государственной национальной политики. Создание единой нации не позволит манипулировать национальными чувствами и разжигать межнациональную рознь.

Однако применение концепции «эмерджент-ного строительства нации» требует правового закрепления необходимых норм на всех уровнях иерархии правовых актов, начиная с Конституции. Строительство нации должно стать истинным смыслом проводимой государственной национальной политики.

В заключение следует отметить, что лишь четкое понимание подлинных причин межнациональных противоречий способно обеспечить создание действенного правового механизма по поддержанию гармонии в межнациональной сфере.

1. Абдуллаев М.Н. Некоторые вопросы совершенствования нормативно-правовой базы по регулированию межнациональных отношений (на примерах республики Дагестан) // Юридический мир. 2007. № 12. С. 69-72.

2. Боришполец К. Этничность и политика (Некоторые тенденции и результаты развития современных прикладных исследований) // Вестник Московского университета. Сер. 18: Социология и политология. 1999. № 4. С. 3-21.

3. Бондарь Н.С. Конституционное право как средство разрешения межнациональных конфликтов // Национальный вопрос и государственное строительство: проблемы России и опыт зарубежных стран: материалы науч.-практ. конф. / под ред. С.А. Авакьяна. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. С. 15-28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Гегель Г.Ф.В. Наука логики. URL: http://philosophy.ru/library/hegel/logic.html.

5. Давитадзе М.Д. Деятельность ОВД в условиях межнациональных конфликтов. М.: ВНИИ МВД России, 1999. 186 с.

6. Каламанов В.А. Методология урегулирования межнациональных конфликтов на территории Российской Федерации. Технология и особенности переговорного процесса: (На примере урегулирования межнационального конфликта октябрь-ноябрь 1992 г. в Северной Осетии). М.: Школа, 1999. 278 с.

7. Корнилов Т.А. Правовое регулирование противодействия экстремизму // Административное и муниципальное право. 2011. № 8. C. 51-55.

8. Лысенко В.В Межэтнические конфликты как угроза региональной и национальной безопасности // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 3. C. 73-77.

9. Трофимова И.Н. Национальные территории и национальная политика в России: исторический опыт и современные проблемы // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 11. C. 13-16.

10. Чалов Г.В. Особенности современных межнациональных конфликтов, их исторические и религиозные платформы // Место и роль органов внутренних дел в предупреждении и разрешении межнациональных конфликтов: материалы науч.-практ. конф. М.: Академия МВД РФ, 1993. С. 44-58.

References (transliteration):

1. Abdullaev M.N. Nekotorye voprosy sovershenstvovanija normativno-pravovoj bazy po regulirovaniju mezhnacional'nyh otnoshenij (na primerah respubliki Dagestan) // Juridicheskij mir. 2007. № 12. S. 69—72.

2. Borishpolec K. Jetnichnost' i politika (Nekotorye tendencii i rezul'taty razvitija sovremennyh prikladnyh issledovanij) // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 18: Sociologija i politologija. 1999. № 4. S. 3—21.

3. Bondar' N.S. Konstitucionnoe pravo kak sredstvo razreshenija mezhnacional'nyh konfliktov // Nacional'nyj vopros i gosu-darstvennoe stroitel'stvo: problemy Rossii i opyt zarubezhnyh stran: materialy nauch.-prakt. konf. / pod red. S.A. Avak'jana. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 2000. S. 15-28.

4. Gegel' G.F.V. Nauka logiki. URL: http://philosophy.ru/library/hegel/logic.html.

5. Davitadze M.D. Dejatel'nost' OVD v uslovijah mezhnacional'nyh konfliktov. M.: VNII MVD Rossii, 1999. 186 s.

6. Kalamanov V.A. Metodologija uregulirovanija mezhnacional'nyh konfliktov na territorii Rossijskoj Federacii. Tehnologija i osobennosti peregovornogo processa: (Na primere uregulirovanija mezhnacional'nogo konflikta oktjabr'-nojabr' 1992 g. v Severnoj Osetii). M.: Shkola, 1999. 278 s.

7. Kornilov T.A.. Pravovoe regulirovanie protivodejstvija jekstremizmu // Administrativnoe i municipal'noe pravo. 2011. № 8. C. 51-55.

8. Lysenko V.V Mezhjetnicheskie konflikty kak ugroza regional'noj i nacional'noj bezopasnosti // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2014. № 3. C. 73-77.

9. Trofimova I.N. Nacional'nye territorii i nacional'naja politika v Rossii: istoricheskij opyt i sovremennye problemy // Gosudarstvennaja vlast' i mestnoe samoupravlenie. 2013. № 11. C. 13-16.

10. Chalov G.V. Osobennosti sovremennyh mezhnacional'nyh konfliktov, ih istoricheskie i religioznye platformy // Mesto i rol' organov vnutrennih del v preduprezhdenii i razreshenii mezhnacional'nyh konfliktov: materialy nauch.-prakt. konf. M.: Akademija MVD RF, 1993. S. 44-58.

Материал поступил в редакцию 19 августа 2014 г.

On the possibility of legal influence on the causes of tension among the nations of Russia

ALFIMTSEV, Vladimir Nikolaevich — PhD in Law, Vice-Director of the Department of the Law Office of the Division

of the MIA of Russia in the Moscow Region.

[[email protected]]

125009, Russia, Moskva, Nikitskiy pereulok, 3.

Review. The provided critical analysis of the most popular causes for tension among the nations in Russia, as provided for in the scientific studies in the last 15 years and reflected in the State National Policy Strategy till 2025, allows the author to make a conclusion that some of these causes are unfounded and there are only four causes, the combination of which makes relations among the nations. In particular, it is noted that some of the causes mentioned are merely triggers, and their absence would not have had influence upon the formation of tensions among the national groups. The other causes influence the relations among the nations indirectly. That is why, the author draws the conclusions on the need to provide for the true causes for the opposition among the nations in the Strategy of State National Policy till 2025, as well as on the possibility to influence them via the formed legal institutions by making them more efficient, legal provisions for and application of the concept of the emerging nation formation.

Keywords: tension among the nations, causes, factors, social and economic situation, state national policy, strategy, equal rights, legal influence, nation-building, Constitution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.