/
мости населения района, где они проходят практику, в связи с санитарным состоянием местности (водоснабжение, санитарная очистка, загрязнение атмосферного воздуха, учреждения общественного питания и т. д.).
Само собой разумеется, что и в лекциях по клиническим дисциплинам вопросы профилактики должны найти более полное отражение, на них лектору следует заострить внимание студентов, подчеркивая значение профилактических мероприятий в деле борьбы с болезнями.
Мы полагаем, что внесение этих изменений в общую программу преподавания на лечебных факультетах должно будет воспитывать в будущем враче правильное отношение к профилактике как основному методу борьбы с болезнями и будет способствовать формированию профилактического мышления врача.
Поступила 20/1II 1957 г,
й <3 <Г
О ВОСПИТАНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИ МЫСЛЯЩЕГО ВРАЧА (ПО ПОВОДУ СТАТЬИ ПРОФ. С. А. ГИЛЯРЕВСКОГО «ЗНАЧЕНИЕ КЛИНИЧЕСКОГО ПРЕПОДАВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА-ПРОФИЛАКТИКА»)1
Санитарный врач К. К. Врочинский Из Яготинской районной санитарно-эпндемиологической станции
Проф. С. А. Гиляревский совершенно правильно говорит о значении клинического преподавания на санитарно-гигиеническом факультете, однако никак нельзя согласиться с тем, что именно на санитарно-гигиени-ческом факультете нужно подчеркивать «относительную слабость лечения, Терапии». Будущий врач-гигиенист имеет возможность убедиться не только во время учебы, но и в течение своей дальнейшей работы в огромном преимуществе широких профилактических мероприятий в борьбе с заболеваемостью. Достаточно сказать, что предупреждение или своевременное устранение санитарных нарушений на промышленных, коммунальных или пищевых объектах предотвращает подчас заболевания сотен и тысяч людей. А сколько бы понадобилось времени, сил и средств, чтобы вылечить такое количество людей? Нет, именно на лечебном факультете, готовящем основную массу врачей, нужно прежде всего воспитывать профилактическое мышление. Это важно еще и потому, что основную часть санитарно-противоэпидемических мероприятий санитарные врачи проводят через лечебную сеть. А ведь не секрет, что среди врачей лечебного профиля и многих руководителей Министерства здравоохранения распространено неправильное представление о работе санитарного врача.
В практической работе часто сталкиваешься с нежеланием врачей лечебной сети выполнять санитарно-противоэпидемические мероприятия из-за недопонимания ими огромного предупредительного значения этих мероприятий. Кроме того, нельзя считать достаточной подготовку на лечебном факультете по эпидемиологии и инфекционным болезням. Разве правильно, что выпускники лечебного факультета не знают сроков изоляции при важнейших инфекционных болезнях, не умеют составить комплекс противоэпидемических мероприятий в каждом конкретном случае.
Думается, что при преподавании любой клинической дисциплины в одинаковой мере на каждом факультете нужно подчеркивать роль внешней среды в возникновении патологии. Лечащие врачи должны уметь
1 Гигиена и санитария, 1957, № 1.
«айти элемент профилактики при любой болезни. Назрела необходимость расширить курс эпидемиологии, преподавание некоторых разделов гигиены (профпатологии, гигиены труда, гигиены питания) на лечебных факультетах. При преподавании клиники инфекционных болезней налечеб-ном факультете следует подчеркивать особое значение противоэпидемических мероприятий при холере, оспе, чуме, туляремии, болезни Боткина и некоторых других, против которых еще не имеется средств лечения, надо знакомить студентов с механизмами передачи и факторами распространения различных инфекций, учить правильно намечать противоэпидемические мероприятия. Для этого студенты лечебного факультета должны иметь представление о работе санитарно-эпидемиологических стан-ций, посетить несколько очагов инфекционных заболеваний и наметить в них необходимые противоэпидемические мероприятия.
В 1Киевском медицинском институте на VI курсе санитарно-гигиени-ческого факультета введена двухнедельная практика в сельской местности. Почему бы не ввести ее для лечебного факультета? Во время такой практики будущий врач может подробно познакомиться с работой участкового врача, проверить полноту своих знаний. В целях улучшения "подготовки врачей неплохо было бы организовать участие студентов в работе ВКК, ВТЭК, РМКК.
Необходимо значительно улучшить подготовку профилактически мыслящего врача лечебного профиля путем ознакомления в процессе преподавания клинических дисциплин с оздоровительными и профилактическими мероприятиями.
Неправильно проф. С. А. Гиляревский называет выпускников санитарно-гигиенических факультетов «врачами-профилактиками» и пишет, что врачи лечебного профиля посвящают всю свою жизнь лечению больных. Разве можно добиться снижения заболеваемости, улучшения демографических данных только одними лечебными мероприятиями. Все врачи должны быть профилактиками.
Поступила 11/У1 1957 г.
<? <з -а
О ПЕРЕСТРОЙКЕ СИСТЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ
Кандидат медицинских наук А. И. Левин Из Криворожского института гигиены труда и профессиональных заболеваний
Статья проф. С. А. Гиляревского «Значение клинического преподавания в подготовке врача-профилактика» 1 является актуальной, а ряд выдвинутых в ней положений имеет очень большое значение для дальнейшего развития советского здравоохранения. Существующая в настоящее время методика преподавания в медицинских институтах не способствует выработке профилактического мышления у будущих врачей лечебного профиля. Необходимость изменения методики преподавания клинических дисциплин в институтах становится все более очевидной. В этом следует полностью согласиться с проф. С. А. Гиляревским.
Необходимо пересмотреть учебные программы, разработать новые более совершенные методики преподавания, ввести на лечебных факультетах курс профессиональной патологии, пищевых интоксикаций, как это предлагает проф. С. А. Гиляревский.
Однако мы не можем согласиться с мнением, что развитие настоящего профилактического мышления у будущих врачей может в какой-то ме-
1 Гигиена и санитария, 1957, № 1.