Научная статья на тему 'О ВНЕДРЕНИИ СТРАТЕГИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ С ЦЕЛЬЮ УЧЕТА ПОТРЕБНОСТЕЙ ВСЕХ УЧЕНИКОВ, ВКЛЮЧАЯ ОДАРЕННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ'

О ВНЕДРЕНИИ СТРАТЕГИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ С ЦЕЛЬЮ УЧЕТА ПОТРЕБНОСТЕЙ ВСЕХ УЧЕНИКОВ, ВКЛЮЧАЯ ОДАРЕННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ / РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власенко Светлана Викторовна, Тажибаева Арай Ермековна

В статье раскрываются особенности организации учебного процесса в начальной школе с учетом дифференцированного подхода. Рассматриваются возможности использования интерактивных приемов и приемов критического мышления (синквейн, кластер, ассоциограмма) при выполнении групповой работы младшими школьниками с учетом их дифференциации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ВНЕДРЕНИИ СТРАТЕГИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ С ЦЕЛЬЮ УЧЕТА ПОТРЕБНОСТЕЙ ВСЕХ УЧЕНИКОВ, ВКЛЮЧАЯ ОДАРЕННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ»

УДК 37.032

О ВНЕДРЕНИИ СТРАТЕГИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ С ЦЕЛЬЮ УЧЕТА ПОТРЕБНОСТЕЙ ВСЕХ УЧЕНИКОВ, ВКЛЮЧАЯ ОДАРЕННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ

Власенко С.В., Тажибаева А. Е. Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. В статье раскрываются особенности организации учебного процесса в начальной школе с учетом дифференцированного подхода. Рассматриваются возможности использования интерактивных приемов и приемов критического мышления (синквейн, кластер, ассоциограмма) при выполнении групповой работы младшими школьниками с учетом их дифференциации.

Ключевые слова: младший школьник, дифференцированный подход, дифференциация, мотивация, разноуровневое обучение.

В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные особенности (различия) учащихся, т.е. основные свойства личности учащегося. В педагогической литературе различают понятия «внешней» и «внутренней» дифференциации. Под внутренней дифференциацией понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности школьников учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке в своем классе. В этом случае понятие дифференциации сходно с понятием индивидуализации обучения [1, с. 117].

При внешней дифференциации учащиеся разного уровня обученности объединяются специально в учебные группы. По некоторым индивидуальным признакам: по способностям (или неспособностям), по проектируемой профессии, по интересам.

Дифференциация по общим

способностям осуществляется на основе учета общего уровня обученности, развития учащихся, отдельных особенностей

психического развития: памяти, внимания, мышления, познавательной активности. Дифференциация по частным способностям предусматривает различия учащихся по

способностям к тем или иным областям (предметам): к гуманитарным, точным, и т.д.

Дифференциация по неспособностям, подразумевает коррекционную работу в специальных группах (классах) говоря о личностно-ориентированном обучении, в первую очередь необходимо обращать внимание на такие виды дифференциации, как внутренняя дифференциация и внешняя дифференциация по частным способностям и интересам. С целью реализации дифференцированного подхода используется технология разноуровневого обучения.

В современной школе одной из важных проблем является проблема мотивации обучения. Класс, в котором запланирована серия последовательных занятий, в данной связи не исключение, поэтому необходимо учитывать, что в нем обучаются младшие школьники разных учебных возможностей. Было интересно пронаблюдать, насколько внедрение новых стратегий может способствовать достижению талантливыми обучающимися максимального успеха в обучении; какой вид мотивации превалирует у младших школьников, одаренных; как совместное обучение с талантливыми влияет на уровень мотивации более слабых.

Талантливые ученики во все времена отличались от своих одноклассников, хотя бы

уже тем, что «достигают более высоких уровней, чем от них ожидают» [2, а158]. Ученики «могут быть одаренными в одной сфере и испытывать трудности в другой; могут быть чрезвычайно способными на одной стадии развития, но не проявлять способностей на более поздних стадиях» [2, а158].

Работая над среднесрочным

планированием, целью внедрения данного модуля являлось то, что прежде всего, талантливые учащиеся смогут проявить себя, работая в группах разного состава, выполняя задания повышенной сложности; смогут реализовать себя не только в учебной, но и в творческой деятельности, выполняя задания высокого уровня сложности.

На первоначальной стадии

планирования серии занятий для одаренных учащихся предусматривались дополнительные задания, так как они «в процессе обучения нуждаются в иных заданиях, отличающихся от заданий своих сверстников» [2, а160]. Также важно избежать ситуации, когда обучающимся становится скучно при выполнении заданий не своего уровня сложности. Необходимо было создать такие условия, при которых учащиеся

Лист самооценки wC

№ Задание Набранное количество баллов

1 №1 J

2 №2 1

3 №3 )

4 №4 J

5 №5 i

ВСЕГО баллов Отметка за урок №

Критерии оценивания: 5

Я активно работаю над заданием - 3 балла Я работаю и иногда предлагаю идеи - 2 балла. Я слушаю внимательно - 1 балл.

Рис. 1.

После проведения этого занятия внесены изменения в планирование, т.к. при случайном делении Л. и Ж. вновь могли оказаться в одной

имеют то, что Чиксентмихайи (2008) называет «самоцелью», а Райан и Деки внутренней мотивацией [3, а160].

На первом занятии запланирована работа в группах смешанного состава, а именно, с обучающимися разного уровня успеваемости. Предусматривалась для них работа в одной группе.

Формирование групп на первом занятии проходило случайным выбором (по цвету стикера). В одну группу попали учащиеся со средним уровнем успеваемости. Результатом работы было составление кластера. 2 группы справились, а третья составила кластер неполностью, объяснив это нехваткой времени. Поэтому данную группу мы заслушивали первую, и предложили выступить не только спикеру, но и всем участникам группы, чтобы дополнить то, что они не успели внести в кластер во время выполнения задания.

На этапе самооценивания на втором занятии учащиеся Ж. и Л., проявляющие высокие уровень успеваемости, оценили свою работу одинаково хорошо - для них было очень важно получить высокую оценку за занятие.

№ Задание Набранное количество баллов

1 №1 3

2 №2

3 №3

4 №4 , 3__

5 №5

ВСЕГО баллов Отметка за урок л ) /

Критерии оценивания

Я активно работаю над заданием - 3 балла Я работаю и иногда предлагаю идеи - 2 балла. Я слушаю внимательно - 1 балл.

группе, а необходимо было увидеть работу Ж. в сотрудничестве с более слабыми учениками.

Листы самооценки

По этой причине талантливые ученики были распределены в группы приблизительно аналогичные по степени учебной мотивации и уровню успеваемости (слабые обучающиеся). Казалось, что на традиционных занятиях не важно следить за работой сильных учеников на каждом этапе занятия. Но оказывается, очень значимо, задействовать их на протяжении всего времени, чтобы они чувствовали свою значимость и могли применить полученные знания.

На втором занятии были даны дифференцированные занятия в группах. При изучении нового материала создается проблемная ситуация, в решении которой принимает участие каждый ученик на доступном для него уровне. Для этого организую работу в гомогенных группах. Каждая группа получает задание, «работающее» на тему в целом. Эти задания не дублируют друг друга. Каждая группа, выполнив своё задание, должна сообщить нечто новое, интересное всему классу. Такой подход даёт каждому ребёнку возможность почувствовать себя значимым, внести свой вклад в общее дело. Это особенно важно для «слабых» учащихся. Так, если задание для 1 группы включают большей частью деятельность репродуктивную и лишь отчасти частично-поисковую, то у 2-й, напротив, преобладают задания частично-поискового характера, а у 3-ей в работу включены проблемные задания, требующие наибольшей сложности работы мысли. Благодаря такому построению заданий удается обеспечить не только оптимальный уровень сложности для каждого, но и избежать дискомфортного состояния у «средних» и «слабых», связанного с ощущением своей «неполноценности», «слабости» по сравнению с другими детьми [4].

В целом уровень успеваемости учащихся достаточно высокий, поэтому задания имеют достаточно высокий уровень сложности и все ученики справились.

Составление синквейна проходило на этапе актуализации знаний. Этот метод позволяет кратко и ёмко выразить мысль, обобщить тему, подвести итог. С его помощью ученики кратко выражают свои мысли и эмоции. Роль учителя при выполнении этой работы состояла в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже

знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в парах, так как дети ещё не совсем умеют договариваться и приходить к общему знаменателю, предлагают идеи, но затрудняются их аргументировать. Размышляя над тем, насколько правильно и успешно применены на занятии ключевые идеи модуля, проанализировав собранные материалы, убедились в необходимости продолжения работы в данном направлении. К сожалению, не все цели были достигнуты. К примеру, одна из наблюдаемых девочек не проявила должной инициативы при подготовке индивидуального домашнего задания. Это объясняется следующими причинами: по всей видимости, ученик просто устал нести груз ответственности, хотя она лидирует в учебе по всем предметам.

На четвертом занятии защита составленной ассоциограммы проводилась спикерами, которые были выбраны учителем и представляли менее одаренных младших школьников. Это было сделано с целью формирования мотивации учения и развития личности учащихся.

В целом, проведение уроков с применением новых подходов показало, что они позволяют достичь талантливым учащимся максимального успеха, пусть даже в какой-то одной области. Например, дети смогли на уровне выше среднего научиться грамотно формулировать цели занятия, основываясь на личном опыте; смогли выполнить дополнительные задания. Новые стратегии позволяют разнообразить методы и приемы работы с обучающимися повышенного уровня развития. К примеру, работа в группе со слабыми учениками позволила младшим школьникам не просто передать уже имеющиеся знания, а узнать новое в сотрудничестве со сверстниками. Хотелось бы отметить, что при такой форме работы в большей мере повышается возможность одаренным учащимся помочь каждому нуждающемуся обучающемуся. Причем в качестве оказывающего помощь талантливый ученик сам получает не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

Подобная организация деятельности с применением новых подходов - это верный путь совершенствования, обучения тому, как учиться.

Одаренные учащиеся - особенные и нуждаются в нестандартном подходе к их обучению. К сожалению, находясь в жестких рамках образовательных стандартов, учителя часто не могут уделять таким учащимся столько времени, как хотелось бы. Безусловно, работа с талантливыми учениками требует много усилий с обеих сторон: и учителя, и ученика. И результат такого кропотливого труда не заметен за один день. Но он все-таки приносит свой эффективный результат; это и высокие учебные показатели, участие в конкурсах и олимпиадах. Да это, по большому счету, и моральное удовлетворение обучающегося и самого учителя.

Итак, при осуществлении

дифференцированного подхода необходимо опираться на следующие условия:

- осуществлять дифференцированное обучение, опираясь на индивидуальные и типологические особенности отдельных учащихся и групп учащихся;

- анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся;

- составлять развернутый план урока,

разбивать материал на модули, заранее планируя целевую аудиторию работы над заданием;

- «спрограммировать» обучение разных групп учащихся (в идеале - каждого ученика);

- обеспечение рефлексивного анализа выполненной работы каждой группой и отдельными учащимися.

Библиографический список

1. Арапов, А.И. Дифференциация обучения в истории отечественной педагогики и школы. - Новосибирск: НГПУ, 2018. - 243 с.

2. Программа обучения тренеров. -Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2019. - 150 с.

3. Джо Боулер. Безграничный разум. Учиться, учить и жить без ограничений. М.: Изд. Манн, Иванов и Фербер, 2019. - 272 с.

4. Баликаева М.В. Развитие самообразования студентов вуза в условиях реализации компетентностного подхода. -Омск, 2019. - 30 с.

5. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности. М.: Академия, 2018. - 256с.

6. Зотов Ю.Б. Книга для учителя / под ред. ПИ. Пидкасистого. - М.: 2019. - 144 с.

Власенко Светлана Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан) e-mail: [email protected]

Тажибаева Арай Ермековна, магистрант специальности «Педагогика и методика начального обучения», Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

Дата поступления статьи: 14.12.2021

© Власенко С.В., Тажибаеа А.Е., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.