экономические науки
Беляев Сергей Александрович О ВЛИЯНИИ САНКЦИЙ ...
УДК 338.001.36
DOI: 10.26140/anie-2019-0801-0018
О ВЛИЯНИИ САНКЦИЙ НА ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РОССИИ ДЛЯ СТРАН ЕВРОСОЮЗА
© 2019
Беляев Сергей Александрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Курский государственный медицинский университет (305033, Россия, Курск, ул. К.Маркса, 3, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассматривается изменение инвестиционных взаимоотношений между Российской Федерацией и странами Европейского Союза на фоне развития экономических санкций. Инвестиционный климат в Российской Федерации и без экономических ограничений считался неблагоприятным, и крайне сложно было найти инвесторов, готовых вкладываться в реальный сектор экономики. В силу крайне малого количества интересных и перспективных инвестиционных проектов даже российские инвесторы стараются вывести капиталы за рубеж, поскольку рисковать и вкладывать в слабую экономику, держащуюся на экспорте сырьевых ресурсов в период технологического прорыва, мало кто желает. В ходе исследования было установлено, что инвестиционные потоки между Россией и странами мира сократились более чем на 55%, пик сокращения пришелся на 2015 г. Высокая активность в движении инвестиционных капиталов в 2013 г. с большой вероятностью связана с заявлениями президента об амнистии капиталов, вывезенных из России за рубеж, а снижение инвестиционных потоков в 2015 г. является последствием введения экономических санкций и развития кризиса в стране. Среди реальных инвесторов в российскую экономику среди стран Европейского Союза можно отметить Францию и Германию, остальные крупные инвесторы - это страны с низконалоговой мировой юрисдикцией, или оффшорные зоны, а также экономически стабильные государства с льготной налоговой политикой для иностранных компаний, либо соблюдающие правила конфиденциальности бенефициаров компаний и владельцев счетов.
Ключевые слова: РФ, Евросоюз, санкции, офшорная зона, капитал, реальный сектор экономики, инвестиции, инвестиционная привлекательность.
THE IMPACT OF SANCTIONS ON RUSSIA'S INVESTMENT ATTRACTIVENESS FOR EU COUNTRIES
© 2019
Belyaev Sergey Aleksandrovich, candidate of historical Sciences, associate Professor
of Economics and management Kursk State Medical University (305033, Russia, Kursk, K. Marx street, 3, e-mail: [email protected])
Abstract. The change in the investment relations between the Russian Federation and the countries of the European Union on the background of the development of economic sanctions discussed in the article. The investment climate in the Russian Federation was considered unfavourable without economic restrictions, and it was extremely difficult to find investors willing to invest in the real sector of the economy. Due to the extremely small number of interesting and promising investment projects, even Russian investors are trying to withdraw capital abroad, because few people want to risk and invest in a weak economy, which is based on the export of raw materials during the period of technological breakthrough. The study found that investment flows between Russia and the world decreased by more than 55%, the peak of the decline occurred in 2015. High activity in the movement of investment capital in 2013 it is very likely that the President's statements about the Amnesty of capital exported from Russia abroad, and the decline in investment flows in 2015 is a consequence of the introduction of economic sanctions and the development of the crisis in the country. Among the real investors in the Russian economy among the countries of the European Union are France and Germany, the other major investors are countries with low - tax global jurisdiction, or offshore zones, as well as economically stable States with preferential tax policy for foreign companies, or observing the rules of confidentiality of the beneficiaries of companies and account holders.
Keywords: Russia, the European Union, sanctions, offshore zone, capital, the real sector of the economy, investment. investment attractiveness.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Взаимоотношения Российской Федерации и стран Европейского Союза после введения экономических санкций значительно ухудшились, что негативно отразилось на внешнеторговых связях и на дипломатических отношениях, от чего пострадала не только экономика России, но и экономики стран, поддержавших санкционные ограничения, хотя основными инициаторами были США [1, 2, 3]. Тем не менее, на российской экономике санкции отразились в большей степени, чем на странах Евросоюза, поэтому экономическая ситуация, начиная с 2015 г., в России считается тяжелой и продолжает ухудшаться, несмотря на заявления официальных органов о начале роста экономики. Одной из главных проблем российской экономики стали снижение покупательной способности населения, а также дефицит длинных денег в отраслях реального сектора экономики [4, 5]. Развитие экономики страны в большой степени зависит от объема инвестиций, направляемых в реальный сектор экономики, а в России, к сожалению, в основном инвестируют в добычу энергоресурсов, оказание различного рода услуг и торговлю, т.е. в те отрасли, где окупаемость вложений имеет минимальные сроки или способна приносить
сверхприбыли. Актуальным является вопрос, как изменилась инвестиционная привлекательность России для инвесторов из Евросоюза, которые осознавая ресурсные возможности Российской Федерации, готовы были строить бизнес на нашей территории, несмотря на риски и слабость российской экономики.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Экономические санкции, в первую очередь, ослабили финансовый сектор российской экономики, а ущемление прав крупнейших энергетических компаний за рубежом в совокупности с падением цен на нефть обернулось для российской экономики ослаблением национальной валюты, падением платежеспособности населения, оттоком капиталов и многими другими неприятными последствиями [6, 7]. В России существует крупная проблема с инвестиционным климатом, поскольку финансовый сектор отстранен от реального сектора экономики, и специализируется на спекулятивной направленности работы, что вкупе с неэффективной государственной политикой на рынке капитала привело к существенным диспропорциям во взаимодействии реального и финансового секторов эко-
Belyaev Sergey Aleksandrovich THE IMPACT OF SANCTIONS ..
economic sceinces
номики [8]. Без иностранных инвесторов, которые приводили не только капиталы, но и технологии, недоступные отечественным производителям из-за отсутствия у России такого опыта, как, например, в технологически развитой Германии в производственную сферу российской экономики, российская экономика может серьезно отстать в плане технологического развития от передовых стран без возможности выбраться из сырьевой экономики [9, 10].
Интересных инвестиционных проектов в России крайне мало, поэтому и российские капиталы выводятся за рубеж в качестве инвестиционных вложений. Правительством предпринимаются попытки произвести инновационное развитие страны, но политическая нестабильность, несовершенство законодательной базы, инфляция, спад производства и недостаточное информационное обеспечение делают российскую экономику непривлекательной для инвесторов [11]. Россия пытается привлечь инвесторов из Азиатско-Тихоокеанского региона в лице Китая, Японии, Республики Кореи и Сингапура, но с восточными партнерами существуют свои тонкости взаимодействия [12], поэтому даже Китай стал относиться к России не как к равноправному партнеру, а как к поставщику сырьевых ресурсов и перспективной транзитной зоне в Европу и Африку, возлагая надежды на возрождение «нового шелкового пути».
Основными формами иностранного инвестирования в Россию являются прямые инвестиции (промышленность, торговля, сфера услуг), портфельные инвестиции и среднесрочные и долгосрочные кредиты и займы. Калмыкова Е.Б. [13] отмечает, что иностранные инвестиции являются одним из катализаторов роста экономики, но Россия после событий 2014 г. потеряла доверие прямых иностранных инвесторов, хотя в 2013 г. она была на 11 месте в рейтинге FDI Confidence Index, даже опережая Японию и Францию.
На современном этапе происходит борьба России и США за европейский энергетический рынок, в которой США, очевидно, выигрывают (в то время, как на фоне санкций экономика Евросоюза и России падают, США и Китай активно наращивают производство ВВП), а зависимость европейских стран от НАТО и финансовой системы США не позволяют правительствам европейских стран отказаться от санкций и поддерживать собственные бизнес-интересы в сотрудничестве с Россией [14, 15].
Огромная проблема, которая практически не может быть решена - деофшоризация российских капиталов. В в период, начиная с 2013 г., президент РФ, предугадывая давление США на физические и юридические лица из России, имеющие зарубежные счета, компании и недвижимость, заговорил об амнистии капиталов, выведенных за рубеж, первый этап которой был намечен на 2015 г. Президентская амнистия предполагает декларирование не только счетов в иностранных банках, но и недвижимости, акций, ценных бумаг, векселей, имущества, оформленного на третьих лиц и переданного в трасты в РФ и за рубежом [16]. Ни закон об амнистии капиталов, ни уверения правительства, не могут заставить российских граждан вернуть на Родину финансовые активы, выведенные в офшорные зоны.
Процесс «обескровливания» российской экономики начался еще в 1990-е, в 2000-х набрал обороты, и по сей день Россия входит в пятерку стран с наибольшей долей финансовых активов, хранящихся в офшорах, уступая только Саудовской Аравии, Венесуэле и ОАЭ [17]. Главными причинами неэффективности деофшоризации являются неблагоприятные условия для развития бизнеса, несовершенство налоговой системы и отношений к собственности, высокая административная нагрузка (в офшорах ниже требования к аудиту и отчетности), высокий уровень коррупции в России, отсутствие возможности свободно распоряжаться денежными средствами без страха к надзорным и налоговым органам [18]. Западные
компании регистрируют в офшорах дочерние компании и выводят туда прибыль, а российские бизнесмены регистрируют в офшорах материнские компании и выводят за границу прибыль и активы, что год от года ослабляет российскую экономику и негативно влияет на экономическую ситуацию в мире в целом [19].
Формирование целей статьи (постановка задания). Провести анализ изменения объемов прямых инвестиций в российскую экономику из стран Европейского Союза за период 2013-2017 гг.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Анализ стоит начать с анализа общего объема прямых инвестиций в Россию и из России за рубеж (рисунок 1).
Рисунок 1 - Прямые инвестиции в Российскую Федерацию и из нее, млн. долл. США
В 2013 г. инвестиционные потоки были гораздо значительнее, чем в 2017 г., сократившись на входящем потоке 58,7%, а на исходящем - на 57,5%. Крупные движения капитала в 2013 г. могут быть связаны с заявлениями президента о льготной амнистии капиталов, приобретенных до 2014 г., которая должна была стать бесплатной для собственников, налоговая декларация должна была носить тайный характер, а ее сведения нельзя будет использовать для возбуждения налоговой проверки, уголовного дела и в качестве доказательств в рамках уголовного дела, но только если уголовное дело не было возбуждено до амнистии. На протяжении исследуемого периода во все годы, кроме 2016 г., больше выводилось в качестве прямых инвестиций, чем вводилось. Пик падения инвестиционных потоков пришелся на 2015 г., на самый разгар кризиса. В этот момент исходящие потоки сократились на 74,5%, а входящие - на 90,1% относительно 2013 г.
По состоянию на 2017 г. ситуация постепенно начала выравниваться, но катастрофическая нехватка инвестиций в российской экономике вынуждает правительство идти на жесткие меры по отношению к крупным бизнесменам и предприятиям, опираясь на налоговые, правоохранительные органы и ФСБ, с целью извлечь финансовые ресурсы для осуществления крупных государственных проектов. Обострение ситуации внутри страны не прибавит уверенности иностранным инвесторам и ухудшит и без того неблагоприятный инвестиционный климат в стране.
В ходе исследования нами был проведен анализ динамики изменения инвестиционных вложений в Российскую Федерацию из стран Евросоюза (таблица 1).
Согласно рейтингу, составленному на основе суммарных инвестиций за пять лет, лидирует по прямым инвестиционным вложениям в Российскую Федерацию Великобритания. Как известно, солидная часть российских бизнесменов выводит свои капиталы именно в Великобританию, которая является мировой оффшорной зоной или низконалоговой мировой юрисдикцией. На втором месте Кипр, также являющаяся оффшорной зоной. На третьем - Ирландия, где функционирует льготная налоговая политика, и нет существенной разницы между резидентскими и нерезидентскими страна-
90
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2019. Т. 8. № 1(26)
экономические науки
Беляев Сергей Александрович О ВЛИЯНИИ САНКЦИЙ ...
ми.
Таблица 1 - Прямые инвестиции в Россию из стран Евросоюза в 2013-2017 гг., млн. долл. США
наблюдается постепенное увеличение инвестиционных потоков. Среди стран Европейского Союза прямыми инвесторами в реальный сектор экономики можно назвать
Место Страна. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. Прирост, %
1 В елико Британия 18927 120 1112 478 2076 -89:0
2 Кипр 8266 3158 -7069 436 8674 4=9
3 Ирландия 10399 -531 623 -1789 889 -91.5
4 Франция 2121 2224 1686 1997 854 -59:7
5 Люксембург 11638 -693 -5770 -939 3378 -71.0
6 Нидерланды 5716 1102 246 165 1427 -55=1
7 Германия 335 349 1483 224 470 40.3
8 Австрия 326 841 407 1071 -174 -46ß
9 Венгрия 736 534 452 362 184 -75=0
10 Латвия 285 338 196 84 -58 -120.4
11 Испания 147 200 64 61 84 42:9
12 Италия 118 158 56 133 30 -74.6
13 Чехия 36 109 54 171 73 102:8
14 Финляндия 216 124 272 253 50 -76=9
15 Мальта 47 10 41 57 63 34.0
16 Эстония 47 38 32 60 8 -83:0
17 Польша. ■49 70 20 116 5 -110,2
IS Дания 25 -11 49 22 32 28:0
19 Словения 50 22 14 15 -15 -130,0
20 Болгария 4 13 1 8 43 975.0
21 Бельгия 755 -538 -19 35 -191 -125:3
22 Хорватия 14 1 0 0 -2 -114,3
23 Португалия 0 7 0 2 1 X
24 Р^ГМЫНИЯ 0 0 0 0 0 X
25 Греция -2 1 0 0 0 -100.0
26 Словакия 3 -7 3 -3 -6 -300:0
27 Литва 8 -50 8 15 8 0=0
28 Швеция -1203 166 122 530 20 -101.7
Источник: Рассчитано автором на основе данных сайта Центрального банка РФ [20]
В пятерке лидеров присутствует так же и Люксембург, который официально не является оффшорной зоной, но на его территории действуют правила конфиденциальности бенефициаров компаний и владельцев счетов, что оставляет его в списке популярных стран для вывода российских капиталов. Стоит заметить, что Нидерланды, отличающиеся экономической стабильностью, мизерным уровнем преступности и безработицы, выгодным географическим положением, а также наличием двусторонних соглашений страны с большей частью государств планеты, исключающих риск двойного обложения, позволили им обойти многие оффшорные зоны по популярности у зарубежных предпринимателей, в том числе и российских. Реальными крупными прямыми инвесторами для России, а не зонами хранения российских капиталов в Евросоюзе, пожалуй, являются Франция и Германия. Остальные государства либо инвестируют не так много, либо практически не имеют инвестиционных вложений в России, как, например, Румыния, Греция, Португалия, Хорватия.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В ходе исследования было установлено, что экономические санкции усугубили и без того неблагоприятный инвестиционный климат в Российской Федерации. Основными причинами, отталкивающими иностранных и инвесторов являются неблагоприятные условия для развития бизнеса, несовершенство налоговой системы и отношений к собственности, высокая административная нагрузка, высокий уровень коррупции в России, пристальный надзор контролирующих органов по вопросам распоряжения финансовыми средствами. Стоит отметить сокращение общих инвестиционных потоков в исследуемом периоде, пик минимального обращения инвестиций между Россией и зарубежными странами пришелся на 2015 г., но в 2017 г.
Францию и Германию, остальные государства, лидирующие по притоку прямых инвестиций в российскую экономику, скорее относятся к офшорным зонам или государствам с льготной налоговой нагрузкой и серьезной политикой конфиденциальности, где предпочитают хранить свои капиталы российские бизнесмены.
Как показала практика, процесс деофшоризации капиталов и попытки поднять российскую экономику после введения экономических санкций имеют слабые результаты, а действия руководящих структур, направленные на ужесточение налоговой политики для предприятий, только ухудшают инвестиционный климат в стране.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Качан С.Д. Влияние экономических санкций на экономику российской федерации, контр-санкции, политика импортозамещения // Успехи современной науки. 2017. № 3. С. 179-180.
2. Власова О.В. Об изменениях торгового баланса со странами Европы в условиях санкций // Иннов: электронный научный журнал, 2018. № 3 (36). С. 13.
3. Джео М.Ф., Дотдуева З.С. Влияние санкций на экономическое развитие России // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 2-7. С. 36-40.
4. К вопросу о приоритетах денежно-кредитной политики Банка России и их влиянии на развитие экономики / Т.Н. Соловьева, Н.А. Пожидаева, ДА. Зюкин, В.В. Жилин //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12-1. С. 149152.
5. Чернавский Д.С., Щербаков А.В. Социальный и экономический кризис в России. Промежуточные итоги //Экономические стратегии. 2017. Т. 19. № 4 (146). С. 28-39.
6. ВертаковаЮ.В., ПоложенцеваЮ.С., КлевцоваМ.Г. Санкции в условиях глобализации и их влияние на экономическое развитие России // Экономика и управление. 2015. № 10 (120). С. 24-32.
7. ЯноваЕ.А., Кудрявцева А.А., Михалевский Д.А. Аспекты введения санкций против России: основные понятия, причины, последствия //Наука вчера, сегодня, завтра. 2016. № 2-2 (24). С. 132-141.
8. Вершинина О.В., Филимонова Н.Н., Москвитин Г.И. Современные аспекты инвестиционного климата в России // Сервис plus. 2018. Т. 12. № 1. С. 73-81.
9. Шалаев И.А., Старокольцева С., Кульша А.В. Развитие инновационных технологий в России в условиях санкций и импортозамещения // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 4 (22). С. 268-272._
Belyaev Sergey Aleksandrovich THE IMPACT OF SANCTIONS ...
economic sceinces
10. Костромитин П.Ю. Модернизация как способ ухода от сырьевой направленности российской экономики //В сборнике: Голиковские чтения Сборник научных трудов. Отв. ред. А.Ю. Даванков. Челябинск, 2015. С. 129-137.
11. Бунеева Р.И., Гречушкин В.А. Проблемы притока инвестиций в российскую экономику // Глобальный научный потенциал. 2015. № 1 (46). С. 96-97.
12. Лиханова Р. Формирование новых региональных направлений притока иностранных инвестиций в российскую экономику: РФ-АТР //Экономика и управление: проблемы, решения. 2015. № 1. С. 91-98.
13. Калмыкова Е.Б. Проблемы и влияние иностранных инвестиций на российскую экономику // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 4-1. С. 42-44.
14. Касем М. Энергетическая безопасность Европы: противоборство США и России //POLITBOOK. 2017. № 2. С. 147-159.
15. Федеральный закон от 08.06.2015 № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Консультант плюс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/43319.html/
16. Боришполец К.П. Новое лицо мировой политики: переформатирование постбиполярного пространства //Международная аналитика. 2016. № 1 (15). С. 7-12.
17. Сухаренко А.Н. Наших олигархов взяли в оборот // Защита и безопасность. 2018. № 1 (84). С. 42-43.
18. Масленников В.В., Масленников О.В. Экспертное заключение на тему «почему в России буксует деофшоризация?» //Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2016. № 2 (28). С. 32-36.
19. Мельникова А.А., Куряева Г.Ю. Причины и пути решения проблемы утечки российского капитала через офшоры // В сборнике: WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS сборник статей победителей VIмеждународной научно-практической конференции: в 2 частях. 2016. С. 101-104.
20. Статистика внешнего сектора. Центральный банк РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/statis-tics/?PrtID=svs (Дата обращения 13.02.2019 г.).
Статья поступила в редакцию 05.02.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019
92
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2019. Т. 8. № 1(26)