Научная статья на тему 'О ВЛИЯНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НА ПРОГРАММУ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО КВАЛИФИКАЦИИ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»'

О ВЛИЯНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НА ПРОГРАММУ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО КВАЛИФИКАЦИИ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
80
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
профессиональный стандарт / оценка квалификации / центр оценки квалификации / аттестация работников / professional standard / qualification assessment / qualification assessment center / employee certification

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Громилов Василий Игоревич

В настоящей статье автор исследует влияние процесса внедрения профессиональных стандартов в трудовое законодательство Российской Федерации на систему подготовки специалистов уровней бакалавриата и магистратуры в системе высшего профессионального образования на примере такой квалификации, как «Юриспруденция»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE IMPACT OF PROFESSIONAL STANDARDS ON THE TRAINING PROGRAM FOR SPECIALISTS IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM WITH THE QUALIFICATION “JURISPRUDENCE”

In this article, the author examines the impact of the process of implementing professional standards in the labor legislation of the Russian Federation on the system of training specialists at the bachelor’s and master’s levels in the system of higher professional education on the example of such qualifications as “Jurisprudence”.

Текст научной работы на тему «О ВЛИЯНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НА ПРОГРАММУ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО КВАЛИФИКАЦИИ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»»

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10944 ГРОМИЛОВ Василий Игоревич,

УДК 37 078 главный специалист отдела судебной работы

АО «Объединенная двигателестроительная корпорация», старший преподаватель ФГБОУ ВО «Государственный академический университет гуманитарных наук», e-mail: [email protected]

О ВЛИЯНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НА ПРОГРАММУ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО КВАЛИФИКАЦИИ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

Аннотация. В настоящей статье автор исследует влияние процесса внедрения профессиональных стандартов в трудовое законодательство Российской Федерации на систему подготовки специалистов уровней бакалавриата и магистратуры в системе высшего профессионального образования на примере такой квалификации, как «Юриспруденция».

Ключевые слова: профессиональный стандарт, оценка квалификации, центр оценки квалификации, аттестация работников.

GROMILOV Vasily Igorevich,

chief specialist of the judicial work Department United engine Corporation JSC, senior lecturer, State academic University of Humanities

ON THE IMPACT OF PROFESSIONAL STANDARDS ON THE TRAINING PROGRAM FOR SPECIALISTS IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM WITH THE QUALIFICATION "JURISPRUDENCE"

Annotation. In this article, the author examines the impact of the process of implementing professional standards in the labor legislation of the Russian Federation on the system of training specialists at the bachelor's and master's levels in the system of higher professional education on the example of such qualifications as "Jurisprudence".

Key words: professional standard, qualification assessment, qualification assessment center, employee certification.

1. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [7] была поставлена задача по созданию системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций.

С этой целью в ст. 96 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [2; 3] предусмотрена оценка качества образовательных программ в рамках профессионально-общественной аккредитации.

В развитие указанных положений законов постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» [5] была детально описана процедура разработки общественного обсуждения проекта стандарта и его применения. Согласно этому акту, разработанный и утвержденный профессиональный стандарт (далее - профстандарт) может применяться

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

как работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, так и образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ, а также при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Вслед за этими приказами Минтруда России от 29.04.2013 г. № 170н [11], от 12.04.2013 г. № 148н [9] и от 12.04.2013 г. № 147н [10] были утверждены Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта, использованию квалификационных уровней, а также Макет профессионального стандарта.

Минтруд разъяснил, в каких случаях работодатели обязаны применять профстандарты. К примеру, это необходимо, когда ТК РФ или иной федеральный закон устанавливает компенсации,

льготы либо ограничения для работ по определенной должности (профессии, специальности).

При приеме на такую работу необходимо, в частности, чтобы наименование должности и квалификационные требования совпадали с указанными в профстандартах или квалификационных справочниках. Когда должность есть и в справочнике, и в профстандарте, работодатель может выбрать, какой акт использовать. Не учесть ни один - значит нарушить трудовое законодательство [14].

Как же в настоящее время обстоят дела в области профстандартов по квалификации «Юриспруденция»? До настоящего момента по квалификации «Юриспруденция» Минтрудом России утвержден профстандарт следователя-криминалиста [13], в содержании которого явно определяется инициативная работа Следственного комитета РФ, а также профстандарт специалиста по конкурентному праву, разработанный Торгово-промышленной палатой РФ.

В негосударственных организациях работа по созданию юридических профстандартов идет очень активно. В адрес Минтруда России Некоммерческим партнерством «Западно-Сибирская Правовая Палата» направлен проект профстан-дарта юрисконсульта, а Профсоюзом адвокатов России представлены профстандарты юриста и адвоката. Сейчас идет активный процесс их обсуждения. Национальная Ассоциация Компла-енса подготовила проект профстандарта специалиста в области комплаенса, а Совет по профессиональным квалификациям торговой, внешнеторговой и по отдельным видам предпринимательской

и экономической деятельности - профстандарты специалистов в сфере конкурентного права и в сфере недвижимости.

В конце 2019 г. на официальном сайте Минтруда России появился проект профстандарта специалиста в области судебной экспертизы, который также причислен к квалификации «Юриспруденция» [15].

2. Государство видит в профессиональной стандартизации квалификаций эффективное средство для их объективного определения и поддержания на высоком уровне. На это указывают происходящие изменения законодательства. 03.07.2016 г. принят Федеральный закон № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» [4] (далее - Закон об оценке квалификации), в Трудовой кодекс РФ введены ст. 195.1 и 195.2, определяющие понятие квалификации работника и профессионального стандарта, а также порядок его разработки и утверждения [1; 3].

Согласно Закону об оценке квалификации, определена организация, которая будет отвечать

за формирование всей политики в данном направлении, это национальное агентство развития квалификаций (далее - НАРК) [4] - автономная некоммерческая организация, созданная в целях обеспечения деятельности по развитию квалификаций в Российской Федерации, в состав соучредителей которой входят общероссийские объединения работодателей, заинтересованные общероссийские объединения профсоюзов и Российская Федерация, функции и полномочия учредителя, от имени которой осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ. Распоряжением Правительства РФ от 29.09.2016 г. № 2042-р [8] определено, что за методической поддержкой и консультациями по вопросам, входящим в сферу его деятельности, также можно будет обратиться к данной организации.

В ст. 6 Закона об оценке квалификации определено, что НАРК уполномочен вести реестр независимой оценки квалификации и контроль деятельности за центрами оценки квалификации до образования соответствующего совета по соответствующей профессиональной квалификации.

Статья 4 Закона об оценке квалификации и подзаконные акты [6; 16] устанавливают, что проверку соответствия профстандарту будут осуществлять независимые центры оценки квалификации (далее - ЦОК) через проведение соответствующих профессиональных экзаменов; статус ЦОКа по соответствующему профстандарту можно получить через совет по соответствующей профессиональной квалификации, а в случае его отсутствия - через НАРК.

Приказом Минтруда России от 19.12.2016 г. № 759н [12] утверждены также требования к ЦОК и порядку отбора таких организаций. Следует обратить внимание, что в п. 2 данного приказа определено, что полномочиями ЦОК не может быть наделено юридическое лицо, являющееся образовательной организацией и (или) в состав учредителей которого входят образовательные организации, их союзы (ассоциации, объединения).

3. Вполне уместен вопрос: что стимулирует работодателей на разработку того или иного профстандарта? В идеале, это должно быть стремление объективно определить требования к уровням квалификации той или иной профессиональной деятельности, что будет способствовать подбору наиболее высококвалифицированных кадров в целях их дальнейшего трудоустройства. Однако, следует обратить внимание на то, что ни один из указанных выше нормативных актов не предусматривает гарантии, дающие преимущественное право работнику высокого уровня квалификации трудоустроиться по профессии - все решает

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

рынок и конкуренция, иногда делающие более дефицитными специалистов низкой квалификации.

Ответ на данный вопрос, на мой взгляд, следует искать, прежде всего, в коммерческой сфере.

Как видно из положения п. 2 ст. 4 Закона о независимой оценке квалификации, профессиональный экзамен в ЦОКе проводится на возмездной основе за счет средств соискателя. Таким образом, очевидным стимулом разработки про-фстандартов является возможность осуществлять дополнительную деятельность, которая приносит доход.

Ознакомившись с содержанием п. 2 Порядка создания и наделения полномочиями, приостановления и прекращения полномочий советов по профессиональным квалификациям [16], можно сделать вывод, что преимущественное право на образование соответствующего совета по профессиональной квалификации будет принадлежать тем организациям, которые приняли самое активное участие в разработке профессионального стандарта. Учредив совет по профессиональной квалификации, данные организации автоматически получают монопольное право учреждения ЦОКов, которые будут осуществлять приносящую доход деятельность по оценке квалификации. И монополизация рынка оценки квалификации может привести к тому, что вместо улучшения профессиональных навыков работников на деле может быть сформирована система взимания дополнительной платы за разрешение вести профессиональную деятельность, право на осуществление которой работник уже реализовал, получив диплом об образовании.

Чтобы не допустить подобное, НАРКу следует обеспечить конкуренцию между организациями, претендующими на учреждение того или иного совета по профессиональным квалификациям.

4. Очевидно, что разработанные профстан-дарты в области трудовой деятельности юриста окажут существенное влияние на образовательный процесс в системе высшего профессионального образования. А изложенное выше актуализирует следующие вопросы:

1) Каким образом введение профстандартов и

порядка проведения квалификационных экзаменов повлияет на образовательный процесс в высшем учебном заведении?

2) Как повлияет на рынок образовательных услуг

оценка профессиональной квалификации выпускников?

3) Отразится ли на рейтинге высшего учебного

заведения информация об успешной сдаче экзаменов в ЦОКах выпускниками вузов?

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

4) Будет ли приниматься во внимание статистические данные об успешной сдаче выпускниками вуза профессиональных экзаменах в ЦОКах органами, контролирующими образовательную деятельность, при решении вопросов об аккредитации образовательной деятельности или об отзыве лицензии на осуществление образовательной деятельности?

Несмотря на то что ответы на сформулированные вопросы пока неизвестны, уже сейчас можно сделать определенные выводы.

В условиях современной российской экономики образование рассматривается как сфера услуг, с одной стороны, и как инвестиции, которые в перспективе должны обеспечивать инвестору возможность получения прибыли - с другой. При таком подходе становится очевидным, что получаемое таким инвестором образование должно соответствовать потребностям рынка труда, обеспечив ему возможность работать по специальности и получать в дальнейшем стабильный доход от занятия профессиональной деятельностью.

В случае, если вуз не будет в состоянии обеспечивать успешные результаты профессионального экзамена выпускникам, спрос на такого рода образовательные услуги резко снизится, сделав образовательный процесс нерентабельным. В свою очередь, нерентабельность может привести к закрытию такого учебного заведения и без решения органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере образования. Безусловно, что такая ситуация будет отражаться и на рейтингах учебных заведений.

В перспективе ЦОКи могут существенно повлиять на образовательный процесс. Администрации учебных заведений будут вынуждены помимо проведения выпускных экзаменов дополнительно готовить своих выпускников к сдаче профессионального экзамена, внося определенные корректировки в образовательную программу. Уже сейчас руководящим органам учебных заведений целесообразно задуматься, каким образом приводить содержание образовательных программ в соответствие с требованиями ЦОКов.

Полагаю, что на первом этапе в образовательный процесс возможно введение дополнительных спецкурсов, которые будут направлены исключительно на подготовку к квалификационным экзаменам. Наработанный материал в процессе подготовки к сдаче таких экзаменов впоследствии должен будет лечь в основу изменений по уже имеющимся дисциплинам. Преподаватели, ведущие подобного рода спецкурсы, на мой взгляд, должны будут сами иметь документ, подтверждающий успешное прохождение профессионального экзамена на самом высоком уровне в

соответствующем ЦОКе. В настоящее время отсутствуют прямые запреты на параллельное осуществление педагогической деятельности в вузах и самими работниками ЦОКов.

Можно также предположить, что организация практической подготовки студентов для сдачи профессионального экзамена будет организована посредством использования сетевой формы реализации образовательной программы в соответствии с Федеральным законом от 02.12.2019 г. № 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2].

Изложенное позволяет сформулировать следующие предположения о перспективах развития процесса введения профессиональных стандартов по квалификации «Юриспруденция» и юридического образования:

1) процесс внедрения профстандартов по юри-

спруденции приведет к увеличению их количества;

2) вузы будут вынуждены делать в образовательных программах акцент на требования конкретных профессиональных стандартов, определяя за собой определенный сегмент рынка труда;

3) на первом этапе наибольшей популярностью

будут пользоваться максимально универсальные профстандарты - «юрист» или «юрисконсульт»;

4) работа с профстандартами станет основой для формирования соответствующих образовательных стандартов и программ.

Список литературы:

[1] Трудовой кодекс Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс».

[2] Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

[3] Федеральный закон от 02.05.2015 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 7 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».

[4] Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»// СПС «КонсультантПлюс».

[5] Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» // СПС «КонсультантПлюс».

[6] Постановление Правительства РФ от 16.11.2016 г. № 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций неза-

висимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена» // СПС «Консультант-Плюс».

[7] Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р (ред. от 28.09.2018) // СПС «КонсультантПлюс».

[8] Распоряжение Правительства РФ от 29.09.2016 г. № 2042-р // СПС «КонсультантПлюс».

[9] Приказ Минтруда России от 12.04.2013 г. № 148н // СПС «КонсультантПлюс».

[10] Приказ Минтруда России от 12.04.2013 г. № 147н // СПС «КонсультантПлюс».

[11] Приказ Минтруда России от 29.04.2013 г. № 170н // СПС «КонсультантПлюс».

[12] Приказ Минтруда России от 19.12.2016 г. № 759н // СПС «КонсультантПлюс».

[13] Приказ Минтруда России от 23.03.2018 г. № 183н // СПС «КонсультантПлюс».

[14] Информация Минтруда России от 05.04.2016 г. // СПС «КонсультантПлюс».

[15] Приказ Минтруда России от 09.10.2018 г. № 625н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по конкурентному праву» // СПС «КонсультантПлюс».

[16] Порядок создания и наделения полномочиями, приостановления и прекращения полномочий советов по профессиональным квалификациям и типовой порядок отбора и прекращения полномочий ЦОК, утвержденные решением НАРК от 20.05.2018 г. № 10 // СПС «Консультант-Плюс».

[17] Информационный ресурс Минтруда России в международной информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http:// profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/reestr-uvedomleniy-o-razrabotke-peresmotre-professionalnykh-standartov/

Spisok literatury:

[1] Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii // SPS «Konsul'tantPlyus».

[2] Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

[3] Federal'nyj zakon ot 02.05.2015 g. № 122-FZ «O vnesenii izmenenij v Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii i stat'i 11 i 73 Federal'nogo zakona «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

[4] Federal'nyj zakon ot 03.07.2016 g. № 238-FZ «O nezavisimoj ocenke kvalifikacii»// SPS «Kon-sul'tantPlyus».

[5] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 22.01.2013 g. № 23 «O Pravilah razrabotki, utverzhdeniya i primeneniya professional'nyh standartov» // SPS «Konsul'tantPlyus».

[6] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 16.11.2016 g. № 1204 «Ob utverzhdenii Pravil provedeniya cen-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

trom ocenki kvalifikacij nezavisimoj ocenki kvalifikacii v forme professional'nogo ekzamena» // SPS «Konsul'tantPlyus».

[7] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 g. № 1662-r (red. ot 28.09.2018) // SPS «Konsul'tantPlyus».

[8] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.09.2016 g. № 2042-r // SPS «Konsul'tantPlyus».

[9] Prikaz Mintruda Rossii ot 12.04.2013 g. № 148n // SPS «Konsul'tantPlyus».

[10] Prikaz Mintruda Rossii ot 12.04.2013 g. № 147n // SPS «Konsul'tantPlyus».

[11] Prikaz Mintruda Rossii ot 29.04.2013 g. № 170n // SPS «Konsul'tantPlyus».

[12] Prikaz Mintruda Rossii ot 19.12.2016 g. № 759n // SPS «Konsul'tantPlyus».

[13] Prikaz Mintruda Rossii ot 23.03.2018 g. № 183n // SPS «Konsul'tantPlyus».

[14] Informaciya Mintruda Rossii ot 05.04.2016 g. // SPS «Konsul'tantPlyus».

[15] Prikaz Mintruda Rossii ot 09.10.2018 g. № 625n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Specialist po konkurentnomu pravu» // SPS «Kon-sul'tantPlyus».

[16] Poryadok sozdaniya i nadeleniya polnomo-chiyami, priostanovleniya i prekrashcheniya polno-mochij sovetov po professional'nym kvalifikaciyam i tipovoj poryadok otbora i prekrashcheniya polnomo-chij COK, utverzhdennye resheniem NARK ot 20.05.2018 g. № 10 // SPS «Konsul'tantPlyus».

[17] Informacionnyj resurs Mintruda Rossii v mezhdunarodnoj informacionno-telekommunikacion-noj seti «Internet» po adresu: http://profstandart.ros-mintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/reestr-uve-domleniy-o-razrabotke-peresmotre-professional-nykh-standartov/

V.

ЮРКОМ ПАНИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

www. law-books, ru

Л_

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

Г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.