УДК 378+17.02
О ВЕДУЩЕЙ ИДЕЕ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
KEY FEATURES OF FUTURE TEACHERS' MORAL EDUCATION
© 2017
А.В. Гущина A.V. Guschina
В статье осмысливаются определения категории «концепция»; обосновывается отличие ведущей идеи концепции от регулятивной идеи. Доказывается, что ведущая идея воспитания нравственности будущего учителя должна не обосновываться, а определяться на основе осмысления социально-нравственных аспектов жизни общества, человека, происходящих в мире геополитических процессов, влияющих на нравственное благополучие человека, общества, на отношения между людьми. Показывается, что теоретическим основанием определения ведущей идеи воспитания нравственности будущего учителя должно быть содержание категории «нравственность учителя», что заключенный в идее образ нравственного человека задает направленность конструированию процесса воспитания нравственности будущего учителя. Утверждается: положение о том, что в основе идеи лежит ценность, должно стать методологической основой разработки концепции воспитания нравственности будущего учителя.
Ключевые слова: будущий учитель; нравственность; мораль, воспитание; концепция; идея; ведущая идея; ценность; отношения между людьми; культура; методологические основания; категория.
In the article, the definitions of the category "concept" proposed by scientists are comprehended; evidence is provided that the development of the concept of moral education for the future teacher should begin with the identification of its leading idea; the difference between the leading idea and the regulatory idea is grounded. It is proved that the leading idea of moral education of the future teacher should not be justified, but should be revealed on the basis of comprehension of the social and moral aspects of the life of society and man on the basis of the geopolitical processes taking place in the world that affect the moral well-being of man and society and the relations between people. It is shown that the identification of the leading idea of moral education of the future teacher should be based on the content of the category "the morality of the teacher", which sets the guidelines in designing the process of developing the morality of the future teacher, that the idea contains the image of a moral person. It is revealed that values come from the foundations of the leading idea, which stems from the culture. It is emphasized that the definition of the value principle of the concept is the identification of the values that are at the heart of the idea. It is stated that value as a basis of the idea and this should become the methodological foundation for the development of the concept of moral education for the future teacher.
Keywords: future teacher; morality; education; concept; idea; leading idea; value; relations between people; culture; methodological grounds; category.
Воспитание нравственности будущего учителя - важная социально-нравственная и социально-педагогическая проблема, решение которой требует разработки соответствующей концепции. В данной статье мы не излагаем концепции воспитания нравственности будущего учителя, а обосновываем логику ее разработки.
Обратимся к определениям категории «концепция» в научной литературе:
1. «Концепция (от латинского сопсер-Ио - понимание, система) - определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руково-
дящая идея для их систематического освещения. Термин "концепция" употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в научной, художественной ... и других видах деятельности» (Философский энциклопедический словарь, 1983 [1, с. 278]).
2. «Концепция - определенный способ понимания, трактовки, явлений, процессов, определенная точка зрения на совокупность явлений, руководящая идея для их систематизации. Термин "концепция" означает также ведущий замысел в структуре теории» (Л.Ф. Спирин [2, с. 11].
3. «Концепция - это особый способ осмысления, оформленный в систему принципов и представлений, на основе которой интерпретируется то или иное явление и организуется, соответствующим образом, деятельность. В переводе с латинского это понятие многозначно: это - "определенный способ понимания", "трактовка", "целостное понимание", "ведущий замысел", "рождение идеи"» (Новые ценности образования. Выпуск 3, 1995 [3, с. 6]).
4. «Концепция есть система регуляти-вов, в соответствии с которыми проектируется и осуществляется процесс обучения. Эти регулятивы призваны придать ему определенные целевые, содержательные и процессуальные свойства, благодаря которым он сможет выполнить ожидаемую от обучения социальную функцию - сформировать человека с конкретным типом образованности» (В.В. Сериков [4, с. 103]).
5. «Концепция - это система взглядов, определяющих понимание явлений и процессов, объединенных определенным замыслом, ведущей идеей. Концепция в педагогике - это основополагающий замысел, идея педагогической теории, указывающая способ построения системы средств и способов обучения и воспитания на основе целостного понимания сущности этих процессов. Она и представляет стратегию педагогической деятельности, определяя разработку соответствующих теорий» (Е.В. Бон-даревская, С.В. Кульневич [5, с. 216]).
6. «Концепция есть система идей, взглядов и объяснений, которая, будучи упорядочена и доказана, может перерасти в теорию. Концепция выражает определенный способ видения, понимания каких-либо предметов, явлений, процессов» (В.И. Загвя-зинский, А.Ф. Закирова [6, с. 70]).
Представленные выше определения категории «концепция» за исключением определения данной категории Л.Ф. Спириным приводятся в монографии И.М. Шадриной «Теоретические основы формирования нравственной культуры будущего учителя» [7, с. 140-141]. И.М. Шадрина, чье исследование посвящено разработке этико-
педагогической концепции формирования нравственной культуры будущего учителя, в результате осмысления определений категории «концепция» приходит к выводу, что разработка концепции должна начинаться с обоснования ее идеи. «Идея руководит систематическим освещением феномена "нравственная культура учителя", а концепция, базирующаяся на конкретной идее, определяет способ видения и понимания процесса формирования нравственной культуры будущего учителя» [7, с. 141].
Соглашаясь с И.М. Шадриной, также как и с О.К. Поздняковой, разрабатывающей концепцию формирования нравственного сознания будущего учителя [8], с Ю.В. Лопуховой, разрабатывающей концепцию воспитания толерантности студентов [9, с. 130-132], с А.В. Бездуховым, разрабатывающим концепцию формирования этического сознания будущего учителя [10, с. 12], в том, что создание соответствующей концепции следует начинать с обоснования ее ведущей идеи, заметим, что названные ученые не поясняют, почему требуется обосновать ведущую идею. Ученые просто указывают на такую идею.
Заметим, что О.К. Позднякова выявляет не ведущую идею концепции, а регулятивную ее идею. Регулятивная идея и ведущая идея суть различные идеи. Регулятивная идея, какой в исследовании О.К. Поздняковой является идея «стабилизации человеческого сообщества и утверждения самоценности человека» [8, с. 26], регулирует базирующийся на этическом мышлении процесс разработки концепции, стратегию такой разработки. В этической науке, а методологической основой исследования ученого является этика, под регуляцией понимается осуществление чего-то с помощью норм. Нормы, заметим, все-таки жестко предписывают субъекту выполнение действий в целом, в том числе и действий по разработке практико-ориентиро-ванной концепции формирования нравственного сознания будущего учителя. «Регуляция, - пишет Ю.М. Смоленцев, - осуществляется с помощью норм» [11, с. 130].
При этом О.К. Позднякова не называет нормы, которые не только регулируют процесс разработки концепции, но и предписывают, как следует ее разрабатывать.
Для педагогической науки важно нормативное знание, которое «предписывает, как нужно строить, осуществлять и совершенствовать обучение и воспитание» [12, с. 53]. Наиболее общими нормами деятельности, которые предписывают, что и как нужно делать, чтобы достичь результата обучения и воспитания, как подчеркивает В.В. Краевский, являются принципы педагогической деятельности. Один из смыслов термина «принцип» обнаруживается в словах В.В. Краевского: «...принцип действия, под которым подразумевается, например, этическая норма» [12, с. 52].
Мы полагаем, что ведущая идея исследования должна не обосновываться, она должна определяться на основе осмысления социально-нравственных аспектов жизни общества, человека, происходящих в мире геополитических процессов, влияющих на нравственное здоровье, нравственное благополучие человека, общества, на отношения между людьми не только своей культуры, но и различных культур.
При разработке концепции воспитания нравственности будущего учителя следует начинать с определения ее ведущей идеи. В данном случае мы идем вслед за В.И. Загвязинским и А.Ф. Закировой, которые в своем определении категории «концепция» на первое место ставят именно идеи, а не взгляды и не объяснения.
Ведущая идея концепции воспитания нравственности будущего учителя, с одной стороны, должна базироваться на понимании явления «нравственность учителя», с другой стороны, определять понимание процесса воспитания нравственности студентов педагогического вуза. Из этого следует, что выявление ведущей идеи должно теоретически базироваться на содержании категории «нравственность учителя», что в идее должен быть заключен образ нравственного человека, формирование которого в процессе воспитания нравственности
будущего учителя осуществляется с помощью соответствующих подходов и принципов, входящих в содержание концепции, образ, который задает направленность конструированию процесса воспитания нравственности будущего учителя.
Дальнейший размышление о содержании ведущей идеи педагогической концепции приводит на с к суждению В.Н. Са-гатовского: «В основе идеи лежит ценность» [13, с. 123].
Близкую точку зрения высказывают В.И. Загвязинский и А.Ф. Закирова: в педагогической концепции «делается акцент не на когнитивном, логическом, а на ценностном начале, социокультурном значении вырабатываемого знания и области его применения» [6, с. 70]. Акцент на ценностном начале концепции предполагает выявление ценностей, находящихся в основе идеи. В нашем случае решение данной задачи связано с выявлением ценностей, образующих мир нравственности учителя.
Положение о том, что в основе идеи лежит ценность, с нашей точки зрения, должно стать методологической основой разработки концепции воспитания нравственности будущего учителя. Разработку концепции воспитания нравственности будущего учителя следует начинать с выявления ее ведущей идеи.
Заметим, что собственно воспитание нравственности будущего учителя не является идеей. Это проблема, которую следует решать. Ее решение базируется на соответствующей концепции, определяющей разработку модели воспитания нравственности будущего учителя.
Идеи (смыслы), как подчеркивает В.А. Конев, «рождаются самой культурой»: «Эти идеи закрепляют в себе опыт деятельности человека, и культура, храня эти идеи, тем самым сохраняет и передает во времени накопленный поколениями опыт жизнедеятельности и деятельности» [14, с. 105]. Эти идеи люди при решении задачи воспитания нравственности подрастающих поколений стремятся воплотить в деятельности в целом и в деятельности воспитания в осо-
бенности. Эти идеи известны издревле. Они оказались закрепленными в опыте деятельности, который есть не только «опыт-результат», но и «опыт-процесс» [15, с. 31].
Опыт-процесс, естественно, приводит к конкретному результату, который становится отправной точкой для нового процесса по воплощению той или иной идеи в деятельности. Эта идея как бы заново закрепляет в себе опыт деятельности учителя по воспитанию нравственности учащихся -но уже усовершенствованный опыт.
Культура, в которой рождаются идеи, «изначально, по своей онтологической сути, есть способ объявления значимого бытия, есть существование значимого бытия» [14, с. 108]. Культура в качестве такого значимого бытия «объявляет» нравственное бытие, источником которого является мораль. В связи с этим важной является мысль В.А. Конева о том, что на «ветви аксиологии культуры вырастает мораль» [16, с. 231]. Мораль же, как подчеркивает Р.Г. Апресян, есть «система ценностей, побуждающих людей стремиться в своих суждениях, решениях и действиях к содействию благу других (индивидов и сообществ) и делать это возможно наилучшим
образом, ориентируясь на идеал совершенства» [17, с. 38].
Как видим, мораль есть система ценностей, а ценности должны лежать в основе ведущей идеи концепции воспитания нравственности будущего учителя. Уточним: в основе такой идеи - не вся совокупность ценностей, но одна из самых значимых для людей - ценность добра. Такой ценностью является ценность «добро». Утверждая это, мы опираемся на следующее положение Р.Г. Апресяна: «Мораль можно представить через дихотомию добра и зла или правильного и неправильного, иными словами, как такую сторону деятельности людей, в которой проявляются их стремления к добру, к исполнению надлежащего, требуемого и отвращение от зла, воздержание от недостойного, запрещаемого» [17, с. 35].
Естественно, ценность добра не есть идея, но находится в основании идеи. При этом ценность добра прямо может не обозначаться, но она обязательно незримо присутствует должна присутствовать в ведущей идее концепции воспитания нравственности будущего учителя. В данной статье мы не формулируем такой идеи. Мы лишь поясняем, как такая идея должна определяться.
& & &
1. Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М. : Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
2. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающееся профессионально-педагогическое обучение и самообразование). М. : Российское педагогическое агентство, 1997. 174 с.
3. Новые ценности образования. Вып. 3. Десять концепций и эссе / ред. Н.Б. Крылова, С.А. Ушакин. М. : Инноватор, 1995. 154 с.
4. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М. : Логос, 1999. 272 с.
5. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания : учебное пособие для студ. сред. и высш. пед. заведений, слушателей ИПК и ФПК. Ростов н/Д : Учитель, 1999. 560 с.
6. Загвязинский В.И., Закирова А.Ф. Сборник заданий по практической методологии педагогического исследования. Тюмень : ТГУ, 2009. 90 с.
7. Шадрина И.М. Теоретические основы формирования нравственной культуры будущего учителя : монография. Мурманск : МГГУ, 2015. 196 с.
8. Позднякова О.К. Формирование нравственного сознания будущего учителя в контексте идеи стабилизации человеческого сообщества и утверждения самоценности человека // Инновационное развитие профессионального образования. 2013. № 1(03). С. 25-30.
9. Лопухова Ю.В. Теоретические основы воспитания толерантности студентов вуза : монография. М. : Московский психолого-социальный университет, 2012. 197 с.
10. Бездухов А.В. Концепция и модель формирования этического сознания будущего учителя : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Самара, 2014. 50 с.
11. Смоленцев Ю.М. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия. М. : МГУ, 1989. 200 с.
12. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара : СГПИ, 1994. 165 с.
13. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения). В 3 ч. Ч. 3. Антропология. СПб. : Петрополис, 1999. 288 с.
14. Конев В.А. Априорность и автохтонные идеи культуры // Кантовский сборник: Балтийский федеральный государственный университет. 2009. № 2(30). С. 101-111.
15. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения). В 3 ч. Ч. 2. Онтология (Мир и человек: укоренен ли человек во Вселенной?). СПб. : СПбГУ, 1999. 272 с.
16. Конев В.А. Социальная философия : учебное пособие. Самара : Самарский университет, 2006. 287 с.
17. Апресян Р.Г. Этика : учебник. М. : КНОРУС, 2017. 356 с.