55 лет ^
тельского состава специфичных и обширных знаний в вопросах смежных дисциплин - клинической эпидемиологии и биостатистики.
Подход к преподаванию обязательно, и это очень важно, должен включать клинический компонент. Именно в этом привлекательность научно обоснованной медицины. Необходимо сформировать умение решать конкретные проблемы с использованием основных инструментов доказательной медицины: клинических рекомендаций, протоколов, формуляров, основанные на лучших научно обоснованных данных. В этом аспекте интересен опыт использования инструмента AGREE для оценки клинических практических руководств (КПР). Студентам импонирует выступать в роли экспертов, участвовать в групповых дискуссиях, сравнивать результаты оценок различных разделов одного и того же КПР. Лидеры малых групп учатся отстаивать свое мнение, обосновывать оценку своей группы, демонстрируя критическое мышление и тщательность проработки материала. Мы предлагаем в конце дискуссии самим студентам оценить вклад
каждого участника группы. Для оценки данной темы было проведено анонимное анкетирование студентов. По его результатам была выявлена заинтересованность студентов в прохождении подобного обучения, так как принципы доказательной медицины позволяют не только оценить любую информацию, но и самостоятельно организовать и провести качественное современное исследование. Студенты оценили практическую приближенность работы с инструментом AGREE к работе экспертов системы здравоохранения, делали выводы о необходимости применения стандартизированных методов оценки КПР, о возможности применения AGREE не только для оценки готового КПР, но и для разработки нового КПР. Универсальный инструмент AGREE, по мнению студентов, позволяет оценить качество КПР независимо от предложенной медицинской специальности и позволяет дать конкретные и конструктивные рекомендации по улучшению и процессу адаптации КПР с практическое здравоохранение.
УДК 378.147-388:614.255
Р.А.ТУРСЫНБАЕВА, Г.Н.БЕЙСЕГУЛОВА, Р.Т.ДЖУМАШЕВА, Д.С.БАЙГАМЫСОВА, К.Т.КАШАГАНОВА, С.Х.НАККАЖИНА, А.И.АБДЫКАЛЫКОВА, С.К.ТУСУПБЕКОВА
ОКУ - 9НД1РЮТ1К Т8Ж1РИБЕ - Д8Р1ГЕРД1 ЕНБЕК ЖОЛЫНА ДАЙЫНДАУДАГЫ Н8ТИЖЕЛ1 Б0Л1П
С.Ж. Асфендияров атындагы К^аза^ ¥лттьщ медициналы^ университету Алматы
О^у-енд^ютк тэжiрибе о^у YPДiсiнде болаша^ дэрiгердi ецбек жолына дайындау формасыныц нэтижелi белИ болып табылады. Биылгы о^у жылында Каз¥МУ-нщ жалпы медицина факультетЫщ 2 курс студенттерЫщ ететЫ «Палаталы^ ме^рбике кемекшю» атты о^у-ендрстк тэжiрибесiнщ (барлыгы 72 сагат) 66 сагатын университеттщ клиникалыщ базаларында, ^алган 6 сагатын Каз¥МУ-гi «Коммуникативтi дагдылар орталыгында» етедi. Тэжiрибелiк дагдылар орталыгында студенттер коммуникативтi дагдыларды машы^тандырып, виртуалды компьютерлiк ойындарды пайдалана отырып коммуникативт компетенциясын iске асыра алад ы.
Сонымен ^атар 2 курстын 158 студент о^у-ендiрiстiк тэжiрибенi тура^ты мекен-жайларында етуге мYмкiндiк алды. Олар республикамыздыц 7 облысыныц орталы^ ^алалыщ, облыстыщ ауруханаларымен ^атар аудандыщ ауруханаларда етедк Студенттер тэжiрибенi тургылы^ты мекен -жайында ету Yшiн етЫш жазып, О0Т ететiн емдiк мекемелердщ бас дэрiгерлерiмен жэне
университетпен Yш жа^ты келiсiм- шарт жасады. Студенттермен ез мекенцде вткiзетiн тэжiрибе туралы барлыщ дайындыщ жэне тYсiндiрме жумыстарды деканат жYргiздi. Академиялыщ ут^ырлыщ аясында М.Оспанов атындагы Батыс Казахстан мемлекеттк медицина университетЫщ клиникалыщ базаларында «Процедуралыщ мейiрбике кемекшю» атты о^у-ендiрiстiк тэжiрибесiн етуге 3 курстан 20 студент жэне «Палаталыщ мейiрбике кеме^а» атты о^у-ендiрiстiк тэжiрибесiн етуге 2 курстан 20 студент жiберiлiп отыр. Сонымен ^атар М.Оспанов атындагы Батыс Казахстан мемлекеттiк медицина университетЫщ 43 студент Каз¥МУ-дщ клиникалыщ базаларында о^у -ендiрiстiк тэжiрибесiн етедi. Университет студенттернщ жэне бас^а о^у орнынан келген студенттердщ еткiзген о^у-ендiрiстiк тэжрибеанщ барысы деканат тарапынан ба^ыланады, нэтижес бойынша студенттердщ ой -пiкiрлерi децгелек Yстел еткiзiлiп ортага салынады жэне тэжiрибеге жауапты кафедраныц есебi тыцдалады. СтуденттердН о^у-ендiрiстiк тэжiрибесi болаша^та жа^сы маман болуга тигiзер мацызы зор.
УДК 371:81=512.122
Б. ТYСIПКАЛИЕВ, А.К. Ж¥МАЛИНА , М.Б. ЖАРЛЫКАСИНОВА, Б.А. ЖЕКЕЕВА
КАЗАК Т1Л1НДЕ ОКЫТУДЫН ЖАНА 8Д1СТЕР1
Марат Оспанов атындагы Батыс Казахстан мемлекеттiк медицина университету А^тебе
Казiргi жогары бiлiмдi мамандарды дайындау жумысыныц алдына ^ойылып отырган негiзгi талап, ол бэсекелкке сэйкес маман дайындау Yшiн, о^ыту процессiне Yздiк сипатты иновациялы^ эдютер енгiзу. Ягни, кезкелген енгiзiлген жацалыщ оц экономикалыщ
тиiмдiлiгiн беру керек. БYгiнгi тацда инновациялыщ жол жогары о^у орындарыныц (ЖОО) одан эрi дамып, шет елдiк жэне отандас жогары о^у орындарымен бэсекелестiкте артыщшылыщ керстетуге мYмкiндiк жасайды. Бул процесс ЖОО-ныц iс-эрекетiне
Медицинский журнал Западного Казахстана 3 (35) 2012 г.