№ 4 (33), 2009
"Культурная жизнь Юга России" ^
Проблемы мировой и региональной истории
С. Я. БЕРЕЗИН, Е. И. НАРОЖНЫй
О ТЮРКАХ Х111-Х1У ВЕКОВ НА КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОДАХ
Отталкиваясь от свидетельств Ш столетия, оставленных арабским путешественником ибн-Бат-тутой, в 1333 году посетившим ставку золотоордынского хана узбека в «области Бишдаг» (Пятигорье), авторы предпринимают попытку идентификации упоминаемых в источнике тюрок. Опираясь на дополнительный круг свидетельств, они отождествляют этих тюрок со средневековыми предками современных балкарцев и карачаевцев.
Ключевые слова: Средневековье, тюрки, Пятигорье, ибн-Баттута, Золотая Орда.
Гипотеза, представляемая в данной статье, обосновывается в рамках разрабатываемой авторами тематики - изучение специфики этнокультурного состава населения Кавказских Минеральных Вод в ХШ-Х1У веках. Рассматривая проблему в целом, необходимо учитывать, что состав населения этого микрорегиона Северного Кавказа из-за ограниченности исходной источниковой базы проблемы изучен недостаточно. Из письменных свидетельств сохранилось лишь лаконичное сообщение ибн-Баттуты [1], в 1333 году побывавшего в «области Бишдаг» (Пятигорье) и встретившего там только что прибывшую Орду вместе со «ставкой Узбек-хана» [2].
Не менее ограниченной является и археологическая база проблемы. Имеющиеся в распоряжении современных исследователей артефакты, несмотря на более чем двухвековой период интереса к Кавминводам со стороны археологов [3], так и не дали исчерпывающих археологических данных на этот счет. Среди них можно назвать упоминание А. Фирковича о разрушенном под-курганном строении из жженого кирпича, отмеченном им близ средневекового городища Рим-Гора [4]. Ныне эти описания вполне сопоставляются с описаниями подобных археологических объектов, совсем недавно раскопанных в других уголках Ставропольского края [5], что позволяет идентифицировать такие памятники с погребальными сооружениями кочевников Золотой Орды не только на Северном Кавказе [6], но и в золото-ордынском Поволжье [7].
В самом начале ХХ столетия на Кавминводах Д. Я. Самоквасов произвел раскопки нескольких сотен позднесредневековых курганов [8], основная масса которых впоследствии была сопоставлена с подкурганными погребениями средневековых предков современных кабардинцев [9]. Однако часть этих курганов, материалы из которых ныне хранятся в фондах Государственного Исторического музея, справедливо была отнесена к кочевническим курганам периода Золотой Орды [10], хотя их этнокультурная атрибуция продолжает оставаться неясной и требует дальнейшего изучения.
На этом фоне отдельного внимания заслуживает уже упоминавшийся выше отрывок из свидетельств ибн-Баттуты, среди современных ему обитателей Пятигорья называвшего и неких тюрков.
По сведениям ибн-Баттуты, «область Бишдаг» давно обитаема и изобилует большим количеством лечебных источников, в которых «тюрки и монголы» не только «моются», но и «исцеляются» от многих недугов [11].
Факт наличия на территории Пятигорья многочисленных целебных минеральных источников, которыми этот микрорегион славится и поныне, общеизвестен, но интерес вызывает другое - кого именно средневековый автор мог подразумевать под «тюрками»?
Еще в начале 1970-х годов в окрестностях современного г. Ессентуки были выявлены, а затем и исследованы остатки нескольких мавзолеев золо-тоордынского времени, сохранившиеся на уровне фундаментов [12]. Мавзолеи заставили исследователей вспомнить и об интересующем нас сообщении ибн-Баттуты, вызвав к жизни версию о возможной локализации именно здесь места нахождения ставки Узбек-хана в 1333 году [13]. Таким образом, в исторической литературе не только была обоснована конкретная локализация зоны летней резиденции кочевой ставки золото-ордынского хана в окрестностях современного города Ессентуки, но и появилась возможность относительной датировки раскопанных мавзолеев. Однако родившаяся тогда гипотеза, продолжающая успешно существовать и ныне, так и не повлекла за собой потребности в идентификации тех самых тюрок, которые наряду с монголами действительно обитали на Кавминводах в первой трети XIV столетия.
Можно предположить, что ибн-Баттута, вскользь упомянувший тюркоязычных жителей Пятигорья, подразумевал кого-нибудь из предков этих обитателей Кавминвод, чьи потомки и поныне проживают здесь. Возможно, средневековый путешественник мог встретить в этом регионе предков современных ногайцев, балкарцев или карачаевцев. Тем более, это становится любопытным, если учитывать еще одно обстоятель-
"Культурная жизнь Юга России"
№ 4 (33), 2009
ство: выходец из средневековой Эфиопии, хорошо знавший половцев-кипчаков, в своем описании упоминает не их, а неких тюрок.
Из числа современных тюркоязычных жителей Кавминвод, предки которых могли стать прототипами для ибн-Баттуты, сразу же следует исключить предков современных ногайцев. Несмотря на все опубликованные попытки уд-ревнения известных следов наиболее раннего появления ногайцев на территории Кавминвод [14], давно и хорошо известны документальные источники, достоверно свидетельствующие о длительном доминировании здесь других, самых различных кочевых подразделений Большой Орды. Представители же Малых, а затем и Больших Ногаев появляются здесь не ранее второй половины XV века, т. е. значительно позднее времени, которое описывает ибн-Баттута. Тогда предпочтение в поисках искомых тюрок, увиденных здесь средневековым автором, мы должны отдать предкам балкарцев и карачаевцев.
По официально принятой в кавказоведении точке зрения, генезис предков современных балкарцев и карачаевцев связывают с миграциями северокавказских половцев, которые после разгрома Чингизидами в 1222 году якобы спасаются бегством в горах Верхней Кубани [15]. Другие исследователи полагают, что и этноним «балкарец» впервые появляется на страницах письменных источников в связи с описаниями походов эмира Тимура на Северный Кавказ в самом конце XIV века (1395-1396 гг.) [16]. Однако указанная версия не совсем согласуется с иными реалиями того же времени. Согласно имеющимся сведениям, ныне нет никаких сколько-нибудь надежных и серьезных оснований для такой постановки вопроса, как нет и достоверных данных в пользу реальности отмечавшейся выше версии о миграции половцев на Верхнюю Кубань [17]. Что же касается этнонима «балкар» или «малкар» как первого упоминания средневековыми источниками о балкарцах, то и здесь не следует уходить от других этнографических реальностей. Согласно свидетельствам И. Гюльденштедта, вплоть до XVIII века этноним «балкар» (вариант: «малкар») являлся «черкесским названием басианов» Кавказа [18], но отнюдь не балкарцев Центрального Кавказа. На этом фоне вполне очевидной становится необходимость поисков иных исторических объяснений.
Ныне хорошо известно, что еще в раннем Средневековье (УП-!Х вв.) на Северном Кавказе расселяются различные тюркские племена, с которыми сегодня связывают распространение здесь таких инноваций, как каменные оградки вокруг или над погребальными комплексами [19], а также каменных изваяний древнетюркского типа [20], памятников «кубанской группы рунического письма» [21] и многочисленных так называемых «скальных» или «пещерных» захоронений [22], значительное количество могильников которых ныне известно и на Кавминводах [23]. С инфильтрациями именно этих тюрок, отмеченных на Северном Кавказе еще с хазарского вре-
мени, скорее всего, следует связывать широкое распространение здесь этнонима «борганы», уверенно сопоставляемого ныне с переселившимся сюда тюркоязычным анклавом, что зафиксировали многочисленные этнографические материалы [24]. Вероятно, именно с представителями этого населения следует связывать и «тюрок», упомянутых ибн-Баттутой, которые впоследствии и стали основой формирующихся балкарцев и карачаевцев Кавказских Минеральных Вод [25].
Именно их потомки, пережившие Чингизидское вторжение на Северный Кавказ, а затем оказавшиеся в составе северокавказских обитателей Золотой Орды, активно перемещаются по территории региона, способствуя достаточно широкому географическому распространению из западных районов региона на восток, процессам проникновения в глубь горных районов, становясь активными участниками межэтнического синтеза.
Литература
1. Ибрагимов Н. Ибн-Баттута и его путешествия по Средней Азии. М., 1988; Ибн-Баттута. Путешествия: перевод // Ибрагимов Н. Ибн-Баттута и его путешествия по Средней Азии ... С. 71-92.
2. Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 1. СПб., 1884.
3. Кузнецов В. А. Кавказские Минеральные Воды в древности и средневековье (историко-археологи-ческие очерки). Пятигорск, 2005.
4. Фиркович А. Археологическая разведка на Кавказе // Записки Императорского Русского археологического общества. Т. IX. М., 1857. С. 302-405.
5. Белинский А. Б., Березин Я. Б., Калмыков А. А. Предварительные итоги комплексного археологического изучения северной части Ставропольского края // XXI Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа: тез. докл. регион. конф. Кисловодск, 2001. С. 17-18; Нарожный Е. И., Охонько Н. А. Новопавловский могильник XIV века в системе евразийских древностей. Армавир; Ставрополь, 2007.
6. Нарожный Е. И. К этносоциальной атрибуции городского населения Терско-Кумского междуречья (по материалам мусульманских захоронений эпохи Золотой Орды) // Погребальный обряд древнего и средневекового населения Северного Кавказа. Орджоникидзе, 1988. С. 159-172.
7. Дворниченко В. В., Зиливинская Э. Д. Средневековые погребальные сооружения из могильника «Кривая лука» в Астраханской области // Нижневолжский археологический сборник. Вып. 7. Волгоград, 2005. С. 281-302.
8. Самоквасов Д. Я. Могилы Русской земли. М., 1908.
9. Лавров Л. И. Происхождение кабардинцев и заселение ими нынешней территории // Советская этнография. 1958. № 1. С. 70-90; Нагоев А. Х. Материальная культура кабардинцев в эпоху позднего средневековья (XIV-XVII вв.). Нальчик, 1988; Ртвеладзе Э. В. О времени расселения кабардинцев на Северном Кавказе // III Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа: тез. докл. регион. конф. Грозный, 1975. С. 48-50; Виноградов В. Б., Нарожный Е. И., Нарожная Ф. Б. О локализации
№ 4 (33), 2009
"Культурная жизнь Юга России"
— 45
области Кремух и о белореченских курганах // Материалы и исследования по археологии Кубани. Вып. 1. Краснодар, 2001. С. 124-137.
10. Федоров-Давыдов Г. А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. М., 1966; Дружинина И. А. Курганный могильник в урочище Гора близ Пятигорска (по материалам раскопок Д. Я. Самоквасова в 1882 г.) // Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. Вып. 8. Армавир, 2008. С. 158-176.
11. Кузнецов В. А. Кавказские Минеральные Воды в древности и средневековье ...
12. Ртвеладзе Э. В. Два мавзолея золотоордынс-кого времени из Пятигорья // Советская археология. 1969. № 1. С. 127-132.
13. Рунич А. П., Палимпсестова Т. Б. О ессен-тукских мавзолеях и ставке Узбек-хана // Советская археология. 1972. № 3. С. 234-243.
14. Фоменко В. А. Археологические памятники Пятигорья и ранняя история ногайцев Предкавказья // Половецкая луна. Черкесск, 1994. № 2. С. 13-15; Он же. Пятигорье в XIV - середине XVIII в. Пятигорск, 2002; Керейтов Р. Х. Орда пашню пахала на Куме. Минводы, 1996.
15. Происхождение балкарцев и карачаевцев: материалы всесоюз. конф. Нальчик, 1960. С. 3-80; Кузнецов В. А. Из истории иранизации и тюркизации Северного Кавказа // Материалы по археологии России. М., 2003. С. 113-127; Батчаев В. М. Предкав-казские половцы и вопросы тюркизации Балкарии // Археология и вопросы древней истории Кабардино-Балкарии. Вып. 1. Нальчик, 1980. С. 60-69; Он же. Из истории традиционной культуры балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1986; Он же. Балкария в XV - начале XIX в. М., 2006.
16. Лавров Л. И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа X-XVШ вв. М., 1968;Мизиев И. М. Шаги к истокам этнической истории народов Центрального Кавказа. Нальчик, 1981.
17. Нарожный Е. И. О событиях 1222 года на Северном Кавказе (Листая страницы «Историй.» различных уголков Юга России) // Культурная жизнь Юга России. 2008. № 3. С. 70-75.
18. Нарожный Е. И. О движении войск Тимура с Нижней Кубани (Историко-археологические ориентиры) // Древние культуры Кавказского Причерноморья, их взаимодействие с культурами соседних регионов. Сохранение культурного наследия: I Абхаз. междунар. археол. конф., посвящ. памяти Ю. Н. Воронова: тез. докл. Сухум, 2006. С. 257-261; Он же. О походе Тимура через «область черкесов» (отрезок пути: Тана - Таманский полуостров) // IV
Кубанская археологическая конференция: тез. докл. Краснодар, 2005. С. 188-189.
19. Рунич А. П. Два богатых раннесредневековых погребения из Кисловодской котловины // Советская археология. 1977. № 1. С. 228-236; Абрамова М. П. Новые материалы раннесредневековых могильников Северного Кавказа // Советская археология. 1982. № 2. С. 125-138; Виноградов В. Б., Нарожный Е. И., Соков П. В. Горькобалковский могильник № 2 VШ-IX вв. (Публикация материалов) // Материалы и исследования по археологии Кубани. Вып. 1. Краснодар, 2001. С. 138-167.
20. Кузнецов В. А. Тюркские изваяния Пятигорья //Археология и вопросы древней истории Кабардино-Балкарии. Вып. 1. Нальчик, 1980. С. 69-77; На-рожный Е. И. О верхнекубанских средневековых изваяниях // Материалы и исследования по археологии Кубани. Вып. 2. Краснодар, 2002. С. 131-143; Нарожный Е. И., Соков П. В. Горькобалковский археологический комплекс VШ-IX вв.: некоторые итоги и перспективы изучения (К 15-летию начала охранно-спасательных исследований) // Археология степной Евразии: междунар. сб. науч. тр. Кемерово; Алма-Аты, 2008. С. 17-39.
21. Кызласов И. Р. Памятники рунического письма. М., 2002.
22. Нарожный Е. И. «Пещеры» Бамутского и Келийского могильников. Чечня и Ингушетия // Из практики кавказоведческих изысканий. Опыт вузовской лаборатории. Армавир, 1996. С. 32-35.
23. Коробов Д. С. К вопросу о скальных захоронениях Кисловодской котловины // Проблемы древней истории и культуры Северного Кавказа. М., 2004. С. 83-99.
24. Виноградов В. Б. Мавзолей Борга-каш и ранняя история ногайцев // Проблемы этнической истории народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1980. С. 3-18; Нарожный Е. И. Борганы Северного Кавказа (Историко-этнографический аспект проблемы) // Дикаревские чтения: итоги фольклорно-этногра-фических исследований этнических культур Северного Кавказа за 2003 год: тез. докл. X северокавк. науч. конф. Краснодар, 2004. С. 193-200; Он же. Л. П. Семенов и изучение ранней истории ногайцев // Научное наследие Л. П. Семенова и проблема комплексного изучения литературы и культуры Северного Кавказа. Орджоникидзе, 1988. С. 123-133.
25. Нарожный Е. И. Новый вариант версии тюр-кизации предков современных балкарцев (по поводу двух публикаций В. М. Батчаева) // История и культура народов Северного Кавказа. Пятигорск, 2007. Вып. 8. С. 14-28.
S. YA. BEREZIN, E. I. NAROZHNY. ABOUT TURKIS IN THE XIII-XIV CENTURIES ON THE CAUCASIAN MINERALNIYE VODY
Taking into consideration some evidences of the XIV century, left by an Arabian traveller ibn-Battuta, who visited Khan Uzbek of the Golden Horde in Pyatigoriye, the authors make an attempt to identify the turkis, mentioned in the source. They identify these turkis with medieval ancestors of modern balkartsy and karachaevtsy.
Key words: the Middle Ages, turkis, Pyatigoriye, ibn-Battuta, the Golden Horde.