ходит также освоение таких универсальных (ключевых) компетенций, как самостоятельность, ответственность, предприимчивость, конкурентоспособность .
Компетентность личности представляет собой ее готовность к выполнению всей совокупности профессиональных и ключевых компетенций, требуемых для успешного осуществления профессиональной деятельности в соответствии с требованиями, предъявляемыми в данное время к ее качеству со стороны государства.
В профессиональной подготовке математиков-программистов предметный и социальный контекст, имеющий место в процессе математического моделирования, образует следующие новшества:
• пространственно-временной контекст «прошлое-настоящее-будущее» благодаря соответственно: реальному процессу, который исследуется; построению математической модели; возможности прогнозирования развития реального процесса при экстраполяции результатов моделирования;
• единство знания и окружающей действительности;
• возможность освоения реального процесса, динамической развертки содержания обучения;
• возможность работать в команде;
• понимание личностных и профессиональных обязанностей будущих математиков-программистов.
В контексте математического моделирования обеспечиваются педагогические и психологические условия формирования целостного представления у будущих математиков-программистов об их профессиональной деятельности, развития личности математика-программиста, ключевых и профессиональных компетенций, потребности в непрерывном профессиональном образовании.
Эти результаты процесса математического моделирования в учебном процессе достигаются благодаря личностно-смысловому включению студентов в данный процесс, последовательному моделированию в учебной деятельности фундаментального содержания и форм математического программирования, совместной партнерской деятельности, интерактивного взаимодействия студентов в режиме диалогического общения, проблемной сущности деятельности математического моделирования.
Наши диагностические наблюдения показывают высокую эффективность процесса математического моделирования в учебной деятельности студентов-программистов, в освоении ими ключевых и профессиональных компетенций.
Литература
1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа. -URL: http: //www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1193748437&archive=1194448667&start_f rom=&ucat=& (дата обращения 10.12.2012).
2. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / под науч.ред. В.И. Байденко. - М., 2006. - 22 с.
3. Кросс-культурная психология. Исследования и применение / Д.В. Берри, А.Х. Пуртинга, М.Х. Сигалл, П.Р. Дасен; пер. с англ. - Харьков: Гуманитарный центр, 2007. - 456 с.
4. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А.А.Вербицкий, О.Г. Ларионова. - М.: Логос, 2012. - 8 с.
Бадмаева Энгельсина Сергеевна, старший преподаватель кафедры информационных технологий, Бурятский государственный университет. 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.
Badmaeva Engelsina Sergeevna, senior lecturer, department of informational technologies, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a.
УДК 378.016
© Т.В. Бурзалова
О творческом развитии будущего учителя математики и информатики
В данной статье рассматриваются вопросы творческого развития будущего учителя математики и информатики. Эти вопросы являются важнейшими компонентами процесса формирования будущего специалиста.
Ключевые слова: творчество, мотивация, познавательный интерес, исследовательская деятельность.
Бурзалова Т.В. О творческом развитии будущего учителя математики и информатики
T.V Burzalova
On the creative development of future teachers of mathematics and computer science
This article deals with the issues of creative development of future teachers of mathematics and computer science. These issues are the most important components in the process of the development of future specialist. Keywords: creativity, motivation, cognitive interest, research activity.
Слово «творчество» происходит от слова «творить». Поэтому в первом понимании творчество означает творение. Следовательно, деятельность по созданию новой ценности является творческой.
Творчество предполагает определенный, достаточно высокий уровень знаний и умений, особое мышление и воображение, активность, самостоятельность, которые находят то или иное воплощение в созданных продуктах, отличающихся новизной, оригинальностью, неповторимостью, значимостью как для самого создателя, так и для других.
С.Д. Смирнов [1] считает, что творчество есть способ личностного существования. В этом утверждении есть глубокий смысл. Без творчества нет личности. Воспитание личности значит развитие «творческости» (креативности) в человеке как индивиде. Нетворческих личностей нет, есть только личности с различным уровнем «творческости». Способности заложены в каждом человеке, в каждом нормальном ребенке. Дело только в том, что нужно их раскрыть и создать условия для развития. А.Н. Лук [2] отмечает, что сущность творческого процесса для всех одинакова. Разница лишь в конкретном материале. Он считает, что элементы творчества проявляются в решении повседневных жизненных задач, их можно наблюдать в «обычном мыслительном процессе» [2, с.5].
Творчество - индивидуальное качество, задатки которого имеются у каждого от рождения, но требующее условий для его развития, раскрытия в процессе адекватной деятельности. Оно, по мнению Г.В. Шавыриной [3, с. 149], обладает огромной силой воздействия на формирование лучших черт характера человека, влияет на рост его социального сознания и профессиональной подготовки. Очень важно воспитывать у учащихся умение видеть и правильно использовать творческие возможности выбираемой профессии, поскольку от этого зависит, прежде всего, их интерес. Значит, одна из задач развития положительной мотивации учебной деятельности в школе, а затем в вузе, состоит в том, чтобы раскрыть перед обучающимися творческие возможности будущей профессии.
Творческое мышление является основной характеристикой творческой деятельности. Без него любое знание становится малопригодным, непродуктивным и постепенно забывается, исчезает. Только благодаря творческому (продуктивному) мышлению знание порождает новое знание, продукт (материальный или интеллектуальный). Творческим мышлением будем называть мыслительный акт, благодаря которому деятельность человека приводит к результату, отличающемуся от известных и означающему определенный вклад в развитие соответствующей области. Такую деятельность следует считать творческой. Например, деятельность учителя будет творческой, если благодаря творческому мышлению она приводит к новым методам обучения и воспитания, которые способствуют повышению качества образования, более эффективному развитию личности учащегося. Одной из задач воспитания является формирование творческой личности, обеспечение творческого развития личности. Такая личность может быть воспитана только творческой личностью. Педагог должен сам стремиться к творчеству в своей педагогической деятельности, самосовершенствоваться в своем творческом развитии, овладевать новыми методами развития и диагностики мышления учащихся. Задача учителя - активизировать творческие способности учащихся и дать им образцы целостного и творческого мышления, так называемые знания-инструменты. Эти знания нельзя механически усвоить или же пассивно впитать от наставников-учителей. Они вырабатываются самой личностью как результат внутренней творческой активности, как продукт самоорганизации мышления.
С.Д. Смирнов считает, что творческость (креативность) не есть некоторая особая характеристика познавательных процессов, а представляет собой одну из самых глубоких характеристик личности. Поэтому он определяет творческую личность как свободную личность, а свободная личность - это личность, способная быть самой собой, слышать свое Я (по определению К. Роджерса). Приводятся следующие рекомендации, обобщающие опыт педагогов и психологов по развитию творческого потенциа-
ла личности:
1. Не подавлять интуицию ученика или студента.
2. Укреплять уверенность обучаемого в своих силах.
3. В процессе обучения опираться на положительные эмоции.
4. Стимулировать стремление к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения.
5. Поощрять склонности к рискованному поведению.
6. Не допускать развития конформного мышления, соглашательства.
7. Развивать воображение.
8. Поощрять стремление человека быть самими собой, умение слушать свое Я.
9. Чаще использовать в обучении задачи открытого типа, когда отсутствует одно правильное решение.
10. Шире применять проблемные методы обучения.
11. Обучать специальным эвристическим приемам решения задач.
12.Привлекать к совместной с преподавателем исследовательской деятельности.
13. Развивать чувствительность к противоречиям, умение обнаруживать и формулировать их.
Рекомендации по творческому развитию могут быть реализованы в процессе специально организованной учебной деятельности. В.Н. Пушкин и Г.В. Шавырина [3,4] показали, что возможно воспитывать оперативность ума -один из показателей творческого мышления в условиях специальной тренировки.
Одной из важных характеристик творческой деятельности является воображение, дающее пищу для мышления. А.Я. Цукарь считает сущностью воображения способность схватывать целое раньше части, на основе отдельных, иногда разрозненных деталей строить единый образ; без воображения невозможно предвидеть возможные результаты выполняемой работы [5]. Л.С. Выготский называл воображение «творческой деятельностью, основанной на комбинирующей способности нашего мозга» [6].
Будущему учителю математики и информатики уже в университете необходимо приобрести опыт творческого развития личности обуча-щихся, особенно с помощью компьютерных технологий. Компьютеры являются мощным средством развития творческого мышления, если они используются для решения подобранных задач по специально разработанной методике.
Мы разработали и реализовали проект, на-
С помощью компьютеров можно существенно повысить активность обучающихся, то есть можно реализовать активные методы обучения. Активными называются методы обучения, которые позволяют в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и обеспечить интенсивное развитие личности.
Основными путями повышения активности обучающихся служат: усиление мотивации учебной деятельности, интенсификация творческого мышления, отбор научно обоснованной системы учебно-методических задач, учет возрастных и индивидуальных особенностей, привлечение учащихся к исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность является творческой деятельностью. Ее продукты - новые знания.
В современном школьном курсе математики довольно много внимания уделяется последовательному и строгому изложению доказательств теорем, утверждений, логическому обоснованию различных этапов решения или доказательства математического факта, но реже рассматривается сам процесс поиска способа доказательства или решения задачи. Все утверждения и доказательства уже готовы, «отшлифованы». Школьнику так и остается неясным, как удалось найти способ решения той или иной трудной задачи, с помощью каких рассуждений удалось доказать ту или иную теорему. Учитель может найти решение нестандартной задачи в каких-либо методических пособиях, но он часто не в состоянии помочь ученику самостоятельно «нащупать» и провести процесс решения или доказательства, то есть учителю неясно, как формировать у учащихся творческое мышление. В свете новой образовательной парадигмы учитель должен не только дать школьникам некоторый набор математических фактов, сопровождаемых дедуктивными рассуждениями, но и развить их математическую интуицию, привить навыки самостоятельного поиска новых закономерностей, ознакомить с достаточно общими, едиными приемами самостоятельного целенаправленного поиска доказательства теорем или решения задач, которые не зависят от того, к какому разделу школьной программы, к какому типу эти задачи относятся. И хотя методов, гарантирующих решение любой задачи, не существует, ученик должен получить еще в школе представление о тех общих приемах, которые помогают, часто в поиске решения задачи, овладеть знаниями-инструментами.
правленный на решение указанных задач с ис-
Бурзалова Т.В. Педагогическая поддержка в системе «педагог-ученик»
пользованием компьютерной системы «МаШешайса». Некоторые задачи нами были решены в профильных классах на этапе оптации. На этапе профессиональной подготовки этот эксперимент был проведен в расширенном варианте и направлен на укрепление мотивации учебной деятельности и развитие творческих способностей студентов, их профессиональное становление как будущих учителей математики и информатики.
При прохождении курса математики школьники знакомились с различными эвристическими приемами, учились применять их на разно-
образных задачах. Основное внимание уделялось не изложению готового доказательства теоремы или решения задачи (хотя и это обсуждалось), а процессу поиска доказательства или решения, процессу самостоятельного открытия новых математических фактов. На каждом занятии сообщались образцы некоторых наиболее характерных задач, которые будут рассматриваться на следующем. Обязательное решение этих задач не требовалось, но каждый школьник имел возможность почувствовать степень сложности этих задач, мог осознать, что именно в задаче вызывает у него затруднение.
Литература
1. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студентов вузов. - М: Академия, 2001. - 304 с.
2. Лук А.М. Психология творчества. - М., 1978.
3. Шавырина Г.В. Пути формирования культуры мышления учашдхся на этапе профессионального выбора // Психологическое сопровождение выбора профессии. - М., 1998.
4. Пушкин В.Н. Оперативное мышление в больших системах. - М.; Л., 1965.
5. Цукарь А.Я. Развитие пространственного воображения. - СПб. : Союз, 2000.
6. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
Бурзалова Татьяна Васильевна, кандидат физико-математических наук, доцент, Бурятский государственный университет. 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел: 219757, e-mail: Burzalova@mail. ru
Burzalova Tatiana Vasilievna, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a.
УДК 378.016
© Т.В. Бурзалова
Педагогическая поддержка в системе «педагог-ученик»
В данной статье рассматриваются вопросы педагогического сопровождения личности ученика. Показывается, что система педагогической поддержки является одним из необходимых условий развития учащихся. Ключевые слова: педагогическая поддержка, эмпатия, гуманизация образования.
TV Burzalova
Pedagogical support in the system «teacher-student»
This paper deals with the issues of pedagogical support of the student's personality. It is shown that a system of pedagogical support is one of the necessary conditions for the development of students. Keywords: pedagogical support, empathy, humanization of education.
Гуманизация отношений «педагог-ученик» исключает насильственное воздействие. Педагогическая задача состоит в том, чтобы обеспечить условия самосовершенствования, осознание личностью происходящих в ее психике процессов развития, вызвать их мотивацию, обеспечить развитие самосознания. При этом следует регулировать и оказывать ненасильственное воздействие с учетом социальных, наследственных и психогенных факторов развития личности. Педагог не должен рассматривать себя выше ученика, он наставник, тьютор, партнер в процессе развития личности. Поэтому он обязан обеспе-
чить партнерские отношения в системе «педагог-ученик» взаимопонимание, взаимопринятие и взаимодоверие. Это достигается в диалогическом общении, когда ставится цель установления глубинного педагогического общения, когда формируется гармоническое единство системы «педагог-ученик». Здесь уместна педагогическая поддержка и педагогическое сопровождение развития личности ученика.
Педагогической поддержкой С.В. Кульневич [1] называет вид педагогической деятельности, направленный на раскрытие и привлечение личностных качеств ученика для преодоления пре-