Менеджмент в здравоохранении
Д.В. Пивень,
д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Иркутского государственного института усовершенствования врачей И.С. Кицул,
д.м.н., профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения Иркутского государственного института усовершенствования врачей
□ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОТРАСЛЕВОГО ПРИНЦИПА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В настоящее время в Российской Федерации сформирована нормативно-правовая база, способствующая развитию механизмов саморегулирования в самых разных областях предпринимательской и профессиональной деятельности, направленных на повышение качества выполняемых работ и оказываемых услуг. Полагаем, что указанная база абсолютно применима и к здравоохранению.
К основным нормативным правовым актам в области саморегулирования относятся:
— Федеральный закон от 01.12.2007 №315-Ф3 «О саморегулируемых организациях»;
— Федеральный закон от 28.04.2009 № 62-Ф3 «О внесении изменения в статью 20 Федерального закона «О саморегулируемых организациях»;
— Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-Ф3 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
— Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции»;
— Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2008 г. № 724 г. «Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций».
С учетом действующей нормативно-правовой базы вопросы, связанные с возможностью создания саморегулируемых организаций в сфере здравоохранения, сейчас не только активно обсуждаются в медицинском сообществе, но уже отмечено и появление некоммерческих организаций, действующих на принципах саморегулирования.
Для отработки практического взаимодействия и формирования науч-
© Д.В. Пивень, И.С. Кицул, 2010 г.
/Ч/°7
2010
Менедже1
Менеджмент в здравоохранении
но-обоснованных подходов к развитию саморегулируемых организаций между Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, ФГУ Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения (г. Москва) и Некоммерческим партнерством «Национальная стоматологическая организация» (г. Иркутск) заключено Соглашение по внедрению механизмов саморегулирования в систему организации стоматологической помощи в рамках пилотного проекта.
В настоящее время можно констатировать следующее.
Формирование саморегулируемых организаций в сфере здравоохранения и социального развития актуально прежде всего для частного медицинского сектора. Это обусловлено необходимостью:
— разработки и использования частными медицинскими организациями стандартов профессиональной деятельности, соответствующих действующим государственным стандартам;
— развития инструментов досудебной защиты потребителей произведенных товаров (работ, услуг);
— создания системы обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг);
— организации в частном здравоохранении внутренней системы контроля качества оказываемых услуг, произведенной продукции.
Следует отметить, что объединение в саморегулируемые организации выгодно и для самих представителей медицинского и фармацевтического бизнеса, так как позволяет им сформировать принципиально новую систему защиты собственных профессиональных интересов, основанную на внедрении механизмов повышения качества оказываемых услуг. В соответствии с законом «О саморегулируемых организациях» указанная система защиты профессиональных интересов участников саморегулируемых органи-
заций включает наличие стандартов и правил профессиональной деятельности; досудебную защиту интересов производителя услуг (третейские суды, имущественная ответственность); квалифицированное юридическое обеспечение участников саморегулируемых органиазций с учетом специфики их деятельности; отбор и использование медицинских технологий, только разрешенных к применению в установленном законодательством порядке; расширение возможностей для эффективного взаимодействия с государственными органами.
Кроме того, развитие саморегулируемых организаций в медицинском и фармацевтическом бизнесе целесообразно в целях эффективной реализации Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Развитие саморегулирования в частном медицинском и фармацевтическом бизнесе следует рассматривать, с одной стороны, как возможность привлечения дополнительных частных инвестиций в качество выполняемых работ (услуг), в то же время, с другой стороны, как новую возможность для развития государственно-частного партнерства в сфере обеспечения качества медицинской помощи.
Таким образом можно заключить, что саморегулирование в частном медицинском секторе является одним из эффективных инструментов государственной политики, способствующих повышению качества оказываемых услуг, совершенствованию защиты интересов производителей и получателей услуг.
Необходимо отметить, что Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» предусмотрена процедура государственной регист-
1енеджер Л/°7
здравоохранения ЗОЮ
Менеджмент в здравоохранении
рации, ведения реестра саморегулиремых организаций и контроля за их деятельностью.
В связи с принятием Федерального закона от 28.04.2009 № 62-ФЗ «О внесении изменения в статью 20 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» «ведение государственного реестра саморегулируемых организаций осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в случае, если не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций в установленной сфере деятельности».
В настоящее время в соответствии с указанными положениями законодательства в Российской Федерации формируется отраслевой принцип взаимодействия государства и саморегулируемых организаций.
Так, в Положении о Федеральной регистрационной службе, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. №451 «О Федеральной регистрационной службе», установлено, что Росрегистрация наделена соответствующими полномочиями в части ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, реестра арбитражных управляющих и единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков, а также функциями по контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков.
Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. № 864 определено, что государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строи-
тельства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также ведение реестра указанных организаций осуществляются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзором).
На основании изложенного выше считаем, что в целях эффективной реализации единой государственной политики в сфере здравоохранения и социального развития регистрировать саморегулируемые организации, вести реестр саморегулируемых организаций и контролировать их деятельность должен соответствующий уполномоченный государственный орган по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития, то есть Росздравнадзор.
В п. 5.17 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 323, сказано, что Росздравнадзор «осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации».
Таким образом, сегодня, с одной стороны, существует реальная необходимость в развитии саморегулирования в частной системе здравоохранения, в то же время, с другой стороны, есть все правовые основания для подготовки и принятия постановления Правительства РФ о наделении Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития полномочиями по регистрации, ведению государственного реестра саморегулируемых организаций и осуществлению функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций в установленной сфере деятельности.
/Ч/°7
2010
Менедже1