Научная статья на тему 'О трансформации рентных отношений в горной промышленности России'

О трансформации рентных отношений в горной промышленности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Онищенко Г. С., Овчаров А. В.

В статье рассмотрены механизмы рентных отношений в горной промышленности России. Предложены рекомендации по достижению стабильности и динамического развития экономики путем государственного регулирования горной ренты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О трансформации рентных отношений в горной промышленности России»

УДК 658

Г.С. Онищенко, А.В. Овчаров

Новомосковский институт Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Новомосковск, Россия

О ТРАНСФОРМАЦИИ РЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГОРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

В статье рассмотрены механизмы рентных отношений в горной промышленности России. Предложены рекомендации по достижению стабильности и динамического развития экономики путем государственного регулирования горной ренты.

Под природными ресурсами понимают запасы естественных богатств, выявленных в результате изучения и пригодных для использования в целях развития общества. Основными компонентами природных ресурсов являются: земля, недра, вода, воздух, флора и фауна. Без наличия природных ресурсов невозможно устойчивое развитие общества, поэтому сохранение их для обеспечения жизнедеятельности нынешнего и будущего поколений является глобальной задачей.

К ресурсам горной промышленности относятся: топливные (уголь, нефть, газ, горючие сланцы, торф, уран); рудные (руды черных, цветных, благородных и редких металлов); горно-химические (калийные и другие соли, апатиты, фосфориты и др.); нерудные (известняк, мрамор, гранит, каолин и др.).

Объемы добычи полезных ископаемых и технико-экономические показатели горного производства определяются потребностью в минеральном сырье, наличием запасов полезных ископаемых в недрах, условиями их залегания, размещением потребителей сырья, уровнем научно-технического прогресса, развитием бассейнов, шахт и разрезов.

Использование недр, как и всех природных ресурсов, обусловливает возникновение горной и других видов ренты. Планово-директивная экономика не нуждалась в понятиях рента вообще, горная рента, земельная и другие, в частности. Переход к рыночной экономике, восстановление института частной собственности, формирование новых экономических, финансовых и правовых отношений государства, предпринимателей, общества и граждан определили необходимость научного изучения проявлений, четкого обоснования принципов и размеров изъятий горной ренты. Расширение и многообразие использования недр вынуждает более глубоко и разносторонне изучить возможность возникновения горной ренты при различных видах недропользования, связанных не только с добычей минеральных ресурсов.

В классической экономике рента природного объекта (месторождения полезных ископаемых) определяется как разность фактического дохода предприятия (или компании), использующего этот объект (разрабатывающего месторождения) и нормального или среднего дохода, который получило бы данное предприятие, если бы направило имеющиеся у него ресурсы капитала и труда на иные цели, не использующего данного природного ресурса. Предполагается, что цена добытого топлива или сырья имеет определенную рыночную цену, и эта цена является убывающей функцией от объекта добычи, а затраты на добычу есть возрастающая функция от объема добычи. Равновесие устанавливается при таком объеме добычи, когда затраты на дополнительно добытую единицу продукции совпадают с ценой, которую готов заплатить предельный потребитель, т.е. когда цена оказывается равной предельным или замыкающим затратам. Эта модель используется и в теории оптимального планирования. Такая схематичная картина основана на предположении совершенной конкуренции и фактически представ-

ляет всю ренту как сумму объемов дифференциальной ренты, относящихся к различным объектам природопользования.

Однако главная цель определения ренты состоит в создании теоретической основы для совершенствования налоговой системы, которое позволило бы государству получать или контролировать доход, который принадлежит ему как собственнику недр и полезных ископаемых (ФЗ «О недрах», статья 1.2). В настоящее время во всем мире (а в России в наибольшей мере в силу суровых климатических условий и огромных расстояний) освоение месторождений основных полезных ископаемых, их добыча и транспортировка весьма капиталоемки, и соответствующие отрасли промышленности в высокой степени монополизированы. Измерение реальных и общественно необходимых затрат, связанных с разработкой отдельных месторождений в любых условиях является сложной задачей, поскольку информацией о реальных затратах владеет добывающая компания, которая заинтересована в завышении величины затрат чтобы уменьшить объем рентного дохода. Поэтому основная часть рентных налогов часто изымается в виде единой твердой или адвалорной ставки к объему добытого и реализованного ресурса (изъятия абсолютной ренты). Особенно это оправдано в условиях господствующего положения крупных компаний, каждая из которых разрабатывает по несколько месторождений.

Рентные отношения в горной промышленности до сих пор повергаются изучению, анализу, дискуссированию как учеными-экономистами, так и менеджерами отрасли и предприятий. Отсутствие экономико-правовой системы изъятия и распределения горной ренты приводит к негласному и несправедливому присвоению национального богатства недр России. Одна часть средств горной ренты попадает к отраслевым группам и монополиям, направляется на поддержание убыточных, неперспективных производств, их инфраструктуры, другая часть средств попадает в распоряжение коммерческих структур, оседает на счетах западных банков, работает на экономику других стран или используется для личного обогащения, оставшаяся часть средств горной ренты достается странам ближнего зарубежья, получающим сырье и энергоносители из России по заниженным ценам. До начала 90-х годов прошлого столетия, когда в России началась налоговая реформа, для предприятий горной промышленности, у которых в силу особо благоприятных природных и транспортных условий, образовывался дифференциальный чистый доход, устанавливались фиксированные (рентные) платежи в бюджет за счет прибыли.

Таблица 1. Налогообложение предприятий горной промышленности

№ п/п Вид налога Ставка налога Срок уплаты налога Нормативное регулирование

1 Земельный налог По установленным ставкам платы за землю законодательными актами субъектов РФ и местных органов власти Равными долями до 15 сентября и 15 ноября Закон РСФСР «О плате за землю» (с изменениями), законодательные акты субъектов РФ

2 Платежи за пользование недрами Ставки платежей установлены законодательством РФ в зависимости от видов деятельности, связанных с использованием недр В форме разовых платежей при выдаче лицензии на право пользования недрами и в форме регулярных платежей в установленные сроки Закон РФ «О недрах» (с изменениями)

3 Отчисления в фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы По ставкам, установленным законодательством РФ в ФФ ВМСБ и в фонды субъектов РФ В установленные сроки за истекший период Закон РФ «О недрах», ФЗ «О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы» (с изменениями)

Предприятия добывающих отраслей вносили рентные платежи бюджет в твердых суммах с единицы продукции, которые устанавливались на ряд лет в определенные сроки.

В результате налоговой реформы в России принципиально изменились взаимоотношения физических и юридических лиц с государственным бюджетом. Многочисленные и разнообразные платежи из прибыли предприятий в бюджет были заменены налогами. Основы этих взаимоотношений определены Налоговым кодексом, принятым в 1998 году. В настоящее время для предприятий горной промышленности установлены следующие налоги, взимаемые в Федеральный бюджет, за использование природных ресурсов (табл. 1).Несовершенство рентного налогообложения (как дореформенного, так и действующего) требует налоговой модернизации. Именно по этой причине ликвидировано ООО «Тулауголь» - единственный источник собственных топливно-энергетических ресурсов в Тульской области распродано и затоплено уникальное дорогостоящее горное оборудование (комплексы, экскаваторы), уволен трудовой персонал, богатый своим профессиональным мастерством и трудовыми традициями.

Налоговой модернизации должна предшествовать тщательная проработка механизмов ее реализации. В горной промышленности необходимо введение дифференцированного рентного налога. Большое разнообразие горногеологических условий, характерное для горной промышленности, обусловливает необходимость использования не только разных систем разработки, технологии, способов механизации работ, но и дифференцированного налогообложения. Только тогда можно будет оптимистично заявлять о возрождении угледобывающей отрасли и энергетическом потенциале возобновляемых источников энергии не только в Тульском регионе, но и в Российской Федерации.

Список литературы

1. Александров, И.М.Налоговые системы России и зарубежных стран/И.М.Александров. - М.: Бератор-Пресс, 2002

2. Вавилова, Е.В. Экономическая география и регионалистика: Учеб. Пособие/ Е.В.Вавилова. - М.: Гардарики, 2002. -160 с.

3. Бабич, А.М. Налоги и другие обязательные платежи в РФ/ А.М.Бабич, Л.Н. Павлова// Государственные и муниципальные финансы. -М., 2003.

4. Самочкин, В.Н. Гибкое развитие предприятия/ В.Н.Самочкин, Ю.Б.Пронин и др. -М.: Дело, 2000.

УДК 658.15

Н.Б. Пашина, Е.М. Завражина

Новомосковский институт Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Новомосковск, Россия

ОПРЕДЕЛЕНИЕ БАЗОВОГО УРОВНЯ В СИСТЕМЕ БАНКОВСКОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Necessity of a leaving from a monopoly position of the rate of refinancing in system of pricing is proved. Other criteria which can represent itself as base at definition of the price for credit resources of commercial bank have been determined.

Доказана необходимость ухода от монопольного положения ставки рефинансирования в системе ценообразования. Были определены иные критерии, которые могут выступать в качестве базы при определении цены на кредитные ресурсы коммерческого банка.

При всей многообразной палитре особенностей формирования процентной ставки может быть выделено некое общее базовое начало, фундамент процентной политики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.