ЭТНОГРАФИЯ НАРОДОВ ЕВРАЗИИ
УДК 391/395 (47.67)
А. Д. Эльмурзаева
Дагестанский государственный институт народного хозяйства ул. Атаева, 4, Махачкала, 367000, Россия E-mail: eaminat@mail.ru
О ТРАДИЦИОННОЙ СВАДЕБНОЙ ОБРЯДНОСТИ БАЛХАРЦЕВ
Рассматриваются особенности свадебной обрядности жителей селения Балхар в Дагестане, лишь поверхностно затронутые предшественниками.
Ключевые слова: Дагестан, балхарцы, сватовство, свадьба, жених, невеста, сваты, избегания, подарки, обручение, согласие, отказ.
Традиционная свадебная обрядность лакцев, исторически обосновавшихся на территории расселения даргинцев-акушинцев и известных как балхарцы-лакцы (жители с. Балхар, знаменитого на Кавказе и за его пределами как центр производства и реализации повседневно-бытовой и художественной расписной керамики), довольно подробно освещена в монографии С. А. Лугуева [2008. С. 112-126]. Цель нашей публикации - несколько углубить имеющийся материал по этому вопросу, добавив сюда новые сюжеты, детали и частности из полевых этнографических материалов, собранных в 2009-2010 гг. 1 Речь идет о степени распространенности браков по инициативе молодых людей, браков умыканием, обменных браков, обычаев левирата (по которому вдова могла или была обязана выйти замуж за деверя) и сорората (по которому мужчина одновременно или последовательно мог вступить в брак с родными или двоюродными сестрами), двоеженства, пережитков авункулата (обычаев, выражавшихся в особо тесной связи между племянником и дядей - братом матери).
Как и в других частях Дагестана, браки в с. Балхар совершались часто по выбору родителей. Однако местный материал дает основания полагать, что браки по инициативе
молодых людей для рассматриваемого населения - отнюдь не редкое явление. Молодой человек, улучив момент и постаравшись хоть ненадолго остаться с девушкой наедине, делал ей предложение. Он упоминал о своем роде-тухуме, о степени благосостояния, о видах на отдельное жилье, хозяйство и т. д. Девушка могла ответить вежливым, но категоричным отказом, но могла также пообещать подумать. Затем она советовалась с матерью, бабушкой, теткой, старшей сестрой, и, если те были благосклонно настроены, начинался разговор с мужчинами: с отцом, дядей, старшим братом и др. Такая форма брака предосудительной не считалась. Однако если девушка осмеливалась первой проявить инициативу, обществом это воспринималось крайне негативно.
Обычной и распространенной формой брака был брак по сговору, посредством сватовства [Лугуев, 2008. С. 114]. Похищение девушек и женщин у балхарцев - исключительно редкое явление. Наши информаторы сходятся во мнении, что таких случаев в Балхаре вообще не было. Как бы странно это ни звучало, не было в селении и похищения балхарок даргинцами. Здесь трудно что-нибудь сказать наверняка, тем более, что соответствующий материал отсутствует. Надо полагать, что между дар-
1 Семейные отношения (полевые записи) // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 5. Оп. 2. Д. 1-2. Л. 3-42.
ISSN 1818-7919
Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2012. Том 11, выпуск 5: Археология и этнография © А. Д. Эльмурзаева, 2012
Эльмурзаева А. Д. О традиционной свадебной обрядности балхарцев
173
гинскими обществами и джамаатом с. Бал-хар был заключен ряд договоров и взаимных соглашений, исключающих подобные инциденты. Вообще нужно заметить, что, вопреки сложившемуся мнению, брак похищением, сопряженный с враждой, с возможным преследованием, погоней, убийством, кровной местью и пр., в дагестанской среде не столь уж частое явление [Лугуев, 2006. С. 89].
Нередкими были среди балхарцев и так называемые обменные браки. Время от времени та или иная семья ставила условием выдачи замуж своей девушки заключение брачного договора между юношей этой же семьи и сестрой претендента. По обычаям балхарцев, обе пары, уединившись где-нибудь, оговаривали такой брачный обмен, и он становился возможным только при условии согласия всей четверки. Такую форму брака С. Ш. Гаджиева [1985], вслед за З. А. Никольской [1949] считает рудиментом архаических обычаев взаимно брачных связей дуально-экзогамных родов.
Женитьба мужчины на вдове своего брата у балхарцев, вопреки утверждению С. А. Лугуева [2006. С. 89], категорически запрещалась и считалась аморальной. Брат мог и должен был помогать вдове и ее детям (своим племянникам). Повторно выйти замуж балхарка могла, только получив на то разрешение брата (братьев) своего мужа. При этом дети, если они были несовершеннолетними, уходили в семью дяди (одного из них) и навещали свою мать, когда им заблагорассудится. Питаться и ночевать дети должны были в семье своего дяди. Чем больше внимания и помощи своей матери оказывали дети, живущие у дяди, тем выше ценились они в глазах общества. В дом к замужней жене своего покойного брата мужчина никогда не заходил, женщина же могла с женой, детьми деверя оказывать его семье какую-то помощь по хозяйству. Таким образом, левиратные отношения в бал-харской среде протекали несколько своеобразно, аналогичных случаев в других районах Дагестана мы не знаем.
Женитьба вдовца на сестре своей жены, если их возраст не служил помехой, в народе приветствовалась. Но для этого нужно было согласие женщины, ее детей и ближайших родственников. Женитьба братьев одной семьи на сестрах другой семьи в народе не поощрялась, хотя такие браки
в Балхаре иногда и заключались. Двоеженство у балхарцев - явление довольно редкое и осуждаемое обществом.
Видное место в свадебной обрядности балхарцев занимал дядя по матери. Собственно, внимание дяди к детям сестры, особенно мальчикам, проявлялось всю жизнь. Речь идет о пережитках авункулата (от лат. ауапси1ш - дядя по матери), при котором дядя по матери опекал своих племянников, вкладывая в них в широком смысле слова средств и забот больше, чем отец, старший брат, дядя по отцу и др. Когда-то эта форма родства была необходима для сохранения мальчика, а затем подростка, юноши, молодого мужчины и для рода матери. В первобытном обществе авункулатные отношения характеризовались тем, что имущество и общественный статус дяди по матери наследовал поселявшийся с ним племянник [Семенов, 1974. С. 197]. В Балхаре группа сватов в дом будущей невесты направлялась, возглавляемая дядей по матери. Имя для новорожденного племянника выбирал дядя по матери, согласовав, однако, егоо с родителями мальчика. Разрешение назвать новорожденную девочку именем Кистаман (видоизмененное кумыкское «хватит девочек») давал брат матери новорожденной. Оружие, а по возможности и коня, в год совершеннолетия племянника дарил ему дядя по матери. При сватовстве, свадьбе, строительстве нового дома или хозяйственного помещения, при выборе средств для уплаты «цены крови» при примирении племянника с кровниками большую часть расходов нес он же -дядя по матери. В Балхаре сохранились специфические речевые обороты, в которых неумение, нерасторопность, невоспитанность и прочие недостатки молодого человека ставились в вину дяде по матери. В уста мужа оскандалившейся жены, у которого не хватало решимости развестись с супругой, фольклор балхарцев вкладывает такие слова:
«Нааьна щаннил буттейн, Душниннач къадуллусса, Нааьна ниттиуссин, Ттумаягь къабуллуси»
«Проклятие тестю, Не привившему дочери стыда, Проклятие дяде по матери, Не привившему мне чести».
174
Этнография народов Евразии
Поучая молодого человека, обвиняя, упрекая его в неловкости, незнании, неумении, бесхарактерности, балхарцы прибегали к таким оборотам: «Проклятие твоему дяде по матери, ты топор в руках держать не умеешь!» (плохо управляешь конем, не проявляешь сообразительности, демонстрируешь невоспитанность и пр.) [Лугуев, 2006. С. 89]. Однако уже в XIX в. это были не больше, чем слова, привычные обороты, так как заметную роль в воспитании племянника дядя по матери уже не играл. Здесь мы имеем дело преимущественно с пережитками отношений, переходных от матриархального к патриархальному типу.
Остановившись на какой-либо кандидатуре, родители парня старались осторожно, через посредников, узнать о настроениях родителей и влиятельных родственников девушки. Уполномоченные на такие переговоры обычно оперировали полунамеками, недомолвками, иносказаниями, оставляя для себя возможность «почетного отступления» в случае отказа. В такой же иносказательно-завуалированной форме следовали, как правило, и отказ, и согласие родителей девушки. В подобных ситуациях в дагестанской среде руководствовались не только соображениями возможности возникновения межсемейной (межтухумной) неприязни или откровенной вражды, но и веками устоявшимися представлениями о культуре традиционного общения [Там же].
Когда дело доходило до официального сватовства и невесту одаривали подарками,
то придерживались определенных обычаев: каждый родственник невесты и жениха дарил ей не менее двух предметов и никогда -один предмет [Лугуев, 2008. С. 112].
В целом, в свадебной обрядности бал-харцев можно увидеть ряд особенностей, не характерных для большинства других обществ Дагестана. Это объясняется длительным пребыванием балхарцев в иноэтнич-ном социально-политическом объединении, стремлением в этих условиях сохранить, «законсервировать» в своей среде нечто специфическое, сугубо этническое, в целом ряде случаев - этноспецифическое. Это естественное стремление части единого этноса не раствориться в иноэтничной среде.
Список литературы
Гаджиева С. Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX - начале XX в. М.: Наука, 1985. 360 с.
Лугуев С. А. Культура поведения и этикет дагестанцев. XIX - начало XX в. Махачкала: Изд-во ИИАЭ, 2006. 302 с.
Лугуев С. А. Балхарцы. XIX - начало XX века: Историко-этнографическое исследование. Махачкала: Изд-во ИИАЭ, 2008. 298 с.
Никольская З. А. Из истории семейно-брачных отношений у аварцев // КСИЭ. М., 1949. Вып. 8. С. 53-59.
Семенов Ю. И. Происхождение брака и семьи. М.: Мысль, 1974. 310 с.
Материал поступил в редколлегию 19.12.2011
A. D. El'murzaeva
ABOUT BALHAR TRADITIONAL WEDDING CEREMONIES
The article deals only superficially affected by the precursors especially wedding ceremonies Balkhar villagers in Dagestan.
Keywords: Dagestan, balhartsy, courtship, marriage, bride, groom, matchmaker, avoidance, gifts, engagement, consent, waiver.