О. С. Стриганова
О ТОРГОВЛЕ ЗЕРНОМ В АНГЛИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII - НАЧАЛЕ XVIII ВЕКА
Работа представлена кафедрой истории древнего мира, средних веков и археологии Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор В. П. Митрофанов
Статья посвящена проблеме торговли зерном в Англии во второй половине XVII века. Рассматривается влияние протекционистской политики государства на увеличение вывоза зерна. Ключевые слова: Англия, торговля, экспорт, продовольствие.
O. Striganova
ON CORN TRADE IN ENGLAND IN THE SECOND HALF OF THE 17th AND EARLY 18th CENTURIES
The article is devoted to the problem of corn trade in England in the second half of the 17 th century. The influence of the state protectionist policy on the growth of national corn export is considered. Key words: England, trade, export, foodstuffs.
В рассматриваемый нами период господствующей экономической теорией в Англии являлся развитой меркантилизм. Установление правительственной поддержки экспортной торговле зерном - это один из главных принципов меркантилизма. По этому принципу государство посредством субсидий поддерживало отечественных производителей зерна. Критики системы правительственной поддержки некоторых отраслей экономики видели в этом проявление высшего безумия государства. Адам Смит отмечает, что «всякая торговля является заведомо невыгодной, если она производится с помощью государственной опеки» [1, р. 57]. Другими словами, фермер может продавать зерно на внешнем рынке по завышенным ценам, владелец земли повысит арендную плату, но соответственно цена на зерно повышается и на внутреннем рынке, так как многие производители будут стремиться экспортировать его, а в Англии зерно станет дефицитом. Но несмотря на опасения экономиста, Смит признавал, что цена на зерно упала, начиная с проведения протекционистской политики государства. К началу XVIII в. цена
на пшеницу была на 5 шиллингов 6 пенсов ниже, чем в середине XVII в. [1, р. 120].
Еще одним критиком меркантилизма был Роджер Кук. В своем трактате о торговле Англии во второй половине XVII в. он доказывал, что королевство не только не должно вывозить зерно за границу, но и снизить масштабы производства зерна внутри королевства, так как можно привозить его из Голландии. Голландия могла обеспечить Англию качественным зерном по «разумным ценам, что было на много выгоднее чем расходовать государственный бюджет на увеличение производства отечественного зерна» [2, р. 35].
На наш взгляд, в той экономической ситуации протекция государства способствовала стабилизации цен на внутреннем рынке, а также стремлению производителей зерна не только оставлять больше земли под пашню, но и осваивать новые земли [3, с. 203].
Однако система протекции имела и свои минусы. Это прежде всего возможность спекуляции на рынке зерна. Например, зерно экспортировалось в Голландию, хранилось там в зернохранилищах, а когда в Англии по-
ИСТОРИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ
вышались цены в связи с дефицитом зерна, то зерно возвращали. Количество зерна, импортируемого таким образом, было небольшим, поэтому правительство мало обращало внимание на эти злоупотребления [4, р. 330].
Статистические данные по экспортной торговле зерном показывают ее рост. В 1663 г. общая стоимость всех видов зерна, вывезенного за границу из Лондона, составляет 4315 фунтов стерлингов, с 1699 по 1705 г. - 201 141 фунтов стерлингов в год. Сумма правительственной премии с 1689 по 1698 г. составила 122 042 фунта стерлинга, а с 1698 по 1705 г. - 289 670 фунтов стерлингов [5, р. 134].
Зерно экспортировалось в Голландию, страны южной Европы, в колонии Англии в Америке.
После реставрации в 1660 г. Парламент принял закон, где устанавливались цены на пшеницу на внутреннем рынке, при которых разрешалось его вывозить. Они не должны были превышать 40 шиллингов за квартер пшеницы. По сравнению с первой половиной XVII в. король не имел права запрещать вывоз зерна путем издания прокламаций [6, р. 127].
Акт Парламента 1673 г. разрешал экспорт ячменя, ржи и пшеницы, при условии, если их цена на внутреннем рынке не превышает 24, 32 и 48 шиллингов за квартер соответственно. При этом с каждого квартера зерна предполагалось взимание пошлин: с ячменя - 2 шиллинга 6 пенсов, со ржи - 3 шиллинга 6 пенсов, с пшеницы - 5 шиллингов [7, р. 312].
Правительство Карла II в вопросе о торговле зерном придерживалось курса, выработанного Тюдорами и первыми Стюартами.
Представление о ценах на пшеницу с 1660 по 1674 г., при которых ее разрешалось экспортировать, дает следующая табл. 1.
Таким образом, если цена на пшеницу на внутреннем рынке в эти годы будет выше установленного законом уровня, то экспорт запрещен, а если ниже - разрешен. Как видно из табл. 1, с 1660 по 1674 г. устанавливался высокий уровень цен на пшеницу, при котором ее разрешалось экспортировать. Это было в интересах землевладельцев и производителей зерна, но это было не выгодно торговцам-спекулянтам, которые вставали на путь искусственного снижения цен с тем, чтобы получить возможность вывозить пшеницу.
Таблица 1
Изданные законы и уровень цен, при которых разрешен экспорт пшеницы*
Годы Законодательно установленный уровень цен (в шиллингах за квартер)
1660 40
1661-1662 44
1663-1664 48
1665-1666 43
1667-1668 40
1669-1670 40
1671-1672 44
1673-1774 48
* Составлена на основе данных Gras N. S. The Evolution of the English Corn Market From 12-th to 18-th centuries [5, p. 498]
Во второй половине XVII в. к спекулянтам относились с подозрением и неприязнью. Мировым судьям предписывалось «предотвращать порчу зерна» путем запрета деятельности хлебных спекулянтов, называемых в прокламациях разными терминами - carriers, laders, braggers, corn-monders [8, p. 505] и др. В 1663 г. актом парламента им разрешалось покупать и хранить зерно для перепродажи, но только на специально отведенных рынках. Зерно не должно было продаваться на одном и том же рынке в течение трех месяцев, цена на пшеницу не должна превышать 48 шиллингов [6, p. 200]. По мнению А. Смита, Акт 1663 г. «способствовал процветанию отечественного рынка и увеличению запашки (пашни)». Именно благодаря этому закону внутренняя торговля зерном получила свободу и защиту
[1, p. 241].
В 1688 г. Парламент принял еще один закон, который является своего рода продолжением Акта 1663 г. В нем отмечалось, что цены на зерно и продовольствие выросли в Англии «из-за зажиточных собственников», которые утаивают его и не поставляют на рынки, а многие бедняки «не имеют его и нуждаются в нем» [7, p. 389] . Такой порядок, по мнению законодателя должен быть изменен. Всем собственникам зерна и фермерам направлялось предписание снабжать рынки зерном в соответствии со своими возможностями «для предотвращения и исправления этих
неудобств» [7, р. 389-390]. Те лица, которые будут продолжать заниматься этим, объявлялись нарушителями закона. Корабли таких нарушителей подлежали конфискации. Обо всех подозрительных лицах требовалось сообщать мировым судьям или чиновникам ближайших портов. Все шерифы, мировые судьи, бейлифы и констебли обязывались неукоснительно выполнять это распоряжение, т. е. обеспечивать рынки зерном и задерживать спекулянтов.
Действия Короля и Парламента были направлены против посредников, но все же не смогли сместить их с экономической арены. Очевидно, целью этих законов было установление строгой регламентации хлебной торговли, что по замыслу законодателей должно было пресечь спекуляцию зерном и стабилизировать цены на хлебных рынках королевства.
Стимулирование экспортной торговли зерном показывает различие между периодами начиная с 1660 г. и по 1672 г., когда ни один порт не посылал в среднем более 2000 квартеров зерна за год; с 1675 г. по 1677 г., когда только Лондон ежегодно посылал 85 949 квартеров
зерна, отдаленные порты - 217 976, а всего за год - 303 925 квартеров зерна. Увеличение спроса на английское зерно в этот период можно объяснить войной в Голландии [9, р. 170] .
После «Славной» революции протекционистская политика правительства начала активно набирать обороты. Доказательством тому служит Акт 1689 г., по которому была отменена таможенная пошлина на экспорт зерна, и Акт 1699 года, который отменял все остальные пошлины и давал субсидии производителям зерна [9, р. 179]. Зерно запрещалось вывозить только в неурожайные годы. В рассматриваемый нами период этот запрет был введен в 1698 и 1709 гг.
Таким образом, во второй половине XVII -начале XVIII в. правительство, продолжая линию Тюдоров и первых Стюартов, начинает регулирование экспорта зерна, используя по-прежнему преимущественно юридические и административные методы. Экономические методы регулирования зернового рынка еще не стали доминирующими.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Smith A. Treatises and essays on money. Edinburgh, 1859.
2. Coke K. Discourse of trade. L., 1970.
3. Фортрейн С. Выгода и благосостояние Англии, заключенное в увеличении запасов и расширении торговли этого государства / Меркантилизм и его разложение / под ред. И. С. Плотникова. М.; Л., 1935.
4. English economic history. Select documents. Comp. and ed. by A. E. Bland, P. A. Brown, R. H. Tawney. L., 1915.
5. Gras N. S. The Evolution of the English Corn Market From 12-th to 18-th centuries. Cambridge, 1915.
6. Calendar of State Papers. Domestic Series. Vol. 1660-1661 / Ed. M. A. Evereet Green and etc. L., 1887.
7. English historical documents. Ed. by D. Douglas and G. Greensway. Vol. 6. L., 1957.
8. Seventeen Century Economic Documents. / Ed. by J. Thirsk and J. P. Cooper.
9. Great Britain. Royal commission on historical manuscripts. Vol. 2. L., H.m.stat.off, 1961.