32
ISSN 1683-0377. Труды БГТУ. 2014. № 8. Учебно-метолическая работа
УДК 378:303.448
А. В. Неверов, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой (БГТУ);
А. И. Метельский, кандидат экономических наук, доцент (БГТУ);
А. В. Равино, кандидат экономических наук, доцент (БГТУ)
О ТЕСТИРОВАНИИ КАК МЕТОДЕ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
В статье раскрываются вопросы применения системы тестирования в учебном процессе подготовки специалистов-менеджеров. Исследована история, классификация, структура теста. Изучены функции тестирования. Показаны преимущества работы с методом тестирования. Выделены основные проблемы его использования в БГТУ.
The article considers the test questions in the learning process for managers-specialists. The history, classification, structure test have been investigated. Test functions have been investigated. Some issues of the advantages of the method have been learnt. The main problems of its application and usage have been highlighted in BSTU.
Введение. Необходимость повышения качественного уровня подготовки менеджеров требует от преподавателей выпускающей кафедры менеджмента и экономики природопользования БГТУ переосмысления своих подходов к совершенствованию проводимых занятий, обеспечения должного уровня их результативности, поиска новых методов улучшения как теоретической, так и практической подготовки выпускников.
Основная часть. Актуальность усиления практической подготовки менеджеров. Чтобы справиться с проблемами и эффективно воспользоваться возможностями, порожденными глобализацией экономики, требуются менеджеры новой формации, способные по профессиональной составляющей успешно конкурировать с западными коллегами. Реализация требований к менеджерам должна основываться на формировании инновационного мышления кадров, на их способности моделировать ситуации, находить неординарные решения, на умении самостоятельно генерировать проблемы и спорные вопросы. Когда выпускникам придется заниматься бизнесом, работать в государственных или частных организациях и они не будут обладать навыками практической организации внедрения инноваций, не разовьют в себе способностей к решению встающих на их пути проблем и принятию рациональных решений, то страдать будет не только сам выпускник и организация, в которой он работает, но и общество в целом.
Беседы с молодыми специалистами, практические занятия, деловые игры, моделирование конкретных ситуаций показывают, что знание теоретических основ той или иной проблемы само по себе не приводит к подготовке будущих специалистов для решения конкретных проблем, не гарантирует успеха при разрешении ими сложных и спорных вопросов в будущей практической деятельности, тем более если учесть, что в подавляющем большинстве в условиях
неопределенности принятие менеджером оптимальных решений - дело далеко не из простых.
Рассматривая эту составляющую подготовки специалистов-менеджеров, следует обратить внимание и на такую деталь. Обогащая студентов знаниями, наполняя их головы фактами, информацией, мы ждем и соответствующей отдачи. И вполне естественно, что она проявляется на экзаменах, когда студенты демонстрируют свои знания. Нам нравится, что они усвоили программу и хорошо отвечают на поставленные вопросы. В итоге более высокую оценку на экзамене получат студенты, усвоившие больший объем информации, студенты с более сильной памятью. Проверить уровень их мышления на экзамене в пределах отведенного времени практически невозможно. Соответственно можно предположить, что получившим за транслирование усвоенной информации высокие оценки при распределении будут представлены более престижные места, основываясь на применяемой рейтинговой системе и рейтинговых показателях, служащих в большинстве вузов основой для распределения. Мы вправе ожидать, что именно из этой категории вырастут будущие талантливые менеджеры. Однако в практической деятельности пришлось наблюдать, что из числа отличников учебы в редчайшем случае формировались хорошие руководители. А следовательно, накопленный багаж информации не являлся гарантом для успешной руководящей деятельности. Поэтому не случайно наблюдается, что чаще всего руководителями выдвигались и становились те, кто в студенческой среде был лидером, организатором самых различных мероприятий, те, кто был душой студенческих групп и компаний, спортивных секций, команд и т. п. И это естественно. Человек может быть пресловутой «ходячей энциклопедией», но решать конкретные проблемы и задачи он будет из рук вон плохо при отсутствии у него практических организаторских навыков и соответствующего мышления,
Квалиметрия в ВУЗе
33
способного преобразовывать накопленную информацию в выработку обоснованных и наиболее приемлемых управленческих решений. Поэтому, наряду с усвоением теоретической части учебной программы, вполне актуальным встает вопрос обучения будущих менеджеров осмыслению встающих проблем, возникающих противоречий и спорных вопросов, развития у них способности искать и находить конкретные способы их практического разрешения. Исходя из этого, в структуре учебного процесса необходимо находить время для решения обозначенной проблемы. Нам представляется, что для более углубленной практической подготовки выпускников можно высвободить отводимое на закрепление пройденного материала время внедрением системы контроля знаний методом тестирования с использованием компьютерных технологий.
Экскурс в историю тестирования. Внедрение тестов в образовательный процесс началось в XIX в. за рубежом. Английский исследователь Ф. Гальтон (1822-1911) начинает использовать тесты (от англ. test - испытание, проверка) успешности. Ф. Гальтон выделил в теории тестирования три основных принципа, которые актуальны и в наше время: 1) одинаковые испытания для большого количества испытуемых; 2) статистическая обработка результатов; 3) оценка на основе эталонных требований.
По мнению американского психолога Дж. Кет-телла (1860-1944), тест - это средство проведения эмпирического исследования. Дж. Кеттелл ввел термин «умственные тесты» и выделил такие требования к проведению тестирования: 1) одинаковые условия для всех участников эксперимента; 2) ограничение по времени; 3) отсутствие посторонних лиц при тестировании; 4) благоприятные условия, располагающие к выполнению тестовых заданий; 5) четкие инструкции для тестируемых; 6) статистическая
Технология дистанционного обучения
обработка результатов тестирования. Идеи, выдвинутые Дж. Кеттеллом, лежат в основе современной тестологии [1, 2].
В СССР интерес к тестированию в педагогике появился в двадцатых годах ХХ в. В 1926 г. была разработана и проверена первая в СССР система тестирования для школьников, основанная на разработках американской школы педагогики с целью проверки знаний у большого количества учащихся.
В настоящее время система тестирования относится к современным инновационным технологиям (рисунок).
Функции тестирования. Тестирование как инновационная технология обучения в высшей школе выполняет три взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.
Диагностическая функция состоит в определении уровня и качества знаний тестируемых студентов. По объективности, широте и скорости диагностирования тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.
Обучающая функция тестирования заключается в мотивировании студентов к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования могут быть использованы дополнительные меры стимулирования студентов, такие как раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок и пр.
Воспитательная функция проявляется в периодичности тестирования студентов, что дисциплинирует и направляет деятельность студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.
Проектные методы обучения
Технология решения изобретательских задач
Система тестирования
Исследовательские методы
Обучение в сотрудничестве
Технология модульного и блочно-модульного обучения
Информационно -коммуникационные технологии
Технология развития «критического мышления»
Кейс-технология
Технология игровых методов
Классификация инновационных методов обучения
Прочие
34
ISSN 1683-0377. Трулы БГТУ. 2014. № 8. Учебно-метолическая работа
Тестирование как форма определения знаний студентов включает подготовку качественных тестов, проведение тестирования и последующую обработку результатов с оценкой обу-ченности тестируемых.
Классификация тестов. Тесты можно классифицировать по следующим признакам [3]:
- по целям: информационные, диагностические, обучающие, мотивационные, аттестационные;
- по процедуре создания: стандартизованные, нестандартизованные;
- по способу формирования заданий: детерминированные, стохастические, динамические;
- по технологии проведения: бумажные, в том числе бумажные с использованием оптического распознавания, натурные, с использованием специальной аппаратуры, компьютерные;
- по форме заданий: закрытого типа, открытого типа, установление соответствия, упорядочивание последовательности;
- по наличию обратной связи: традиционные и адаптивные.
Задания в тестах могут быть как открытыми, так и закрытыми. К открытым относят задания свободного изложения и задания-дополнения. К закрытым относят задания альтернативных ответов; задания множественного выбора; задания на восстановление соответствия и задания на установление правильной последовательности [3].
О расширении системы тестирования в БГТУ. Не вызывает сомнений обоснованность принятого в нашем университете решения об отмене контрольных работ, выполняемых студентами заочной формы обучения. Возможности компьютерных технологий свели на нет их роль в усвоении дисциплин студентами-заочниками. Работа над соответствующими разделами подменялась поиском в Интернете нужного материала, его распечаткой и отправкой преподавателю для рассмотрения. Естественно, и у преподавателей не было никакого интереса рецензировать такие работы. Поэтому отмена контрольных работ вполне закономерна и продиктована развитием научно-технического прогресса в системе образования.
Но проблема повышения качества подготовки и проверки знаний студентов не только заочной, но и очной формы обучения осталась. В этой связи для обеспечения контроля знаний студентов, проведения аттестации в течение
учебного года, решения вопроса о допуске их к экзаменам и зачетам предлагается начать апробацию использования системы тестирования.
Во-первых, посредством тестирования представляется возможным определять уровень усвоения студентами понятийного аппарата: базовых категорий, законов, принципов, требований, специальных терминов и др.
Отражая в разрабатываемых тестах весь объем изучаемого материала по дисциплине и используя возможности компьютерных технологий, очень быстро, в течение часа, будет осуществляться проверка знаний всего курса, а не фрагментарно, только какой-то его определенной части.
Во-вторых, тестирование исключит возможность возникновения конфликта на уровне «преподаватель - студент», «обиду» экзаменуемых за необъективную оценку, предвзятость и т. п. Например, компьютер показал, что в ответах нет требуемых, допустим, 80% правильных, значит, студенту надо дополнительно повторить и усвоить пройденный материал.
И, в-третьих, внедрение системы тестирования будет способствовать лучшему изучению дисциплин студентами.
Программный продукт для организации тестирования разработан австрийскими программистами, выставлен в сети Интернет и для использования требуется лишь определенная его адаптация специалистами информационных технологий. В настоящее время он используется в Европе и рядом университетов Республики Беларусь.
Заключение. Высвобождение времени, затрачиваемого на практических занятиях на контроль усвоения понятийного аппарата и базового материала, предоставит преподавателям возможность больше внимания концентрировать на развитии творческого мышления студентов, их умении использовать на практике полученные теоретические знания.
Литература
1. Кадневский В. М. История тестов. М.: Народное образование, 2004. 464 с.
2. Сидоров С. В. Становление тестирования в образовании // Сайт педагога-исследователя [Электронный ресурс]. URL: http://si-sv.com/ publ/16-1-0-176 (дата обращения: 08.04.2014).
3. Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий. М.: Центр тестирования, 2002. 240 с.
Поступила 09.04.2014