Научная статья на тему 'О святых местах'

О святых местах Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
176
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О святых местах»

Вестник ПСТГУ III: Филология

2012. Вып. 4 (30). С. 88-104

О СВЯТЫХ МЕСТАХ

Беда Достопочтенный

Начинается книжица Беды Достопочтенного

О СВЯТЫХ МЕСТАХ, КОТОРУЮ ОН СОСТАВИЛ,

СОКРАТИВ труды предшественников

Его стихи

Я, Беда, здесь описал пределы и расположенье Мест, на страницах святых упоминаемых не раз;

Следуя записям древних, а также и сведенья новых Учителей изучив, сверил их между собой.

Дай, Иисусе, к такому отечеству всем нам стремиться,

Где, созерцая Твой лик, в блаженстве пребудем навек.

Завершаются стихи. Начинаются главы

I. О местоположении Иерусалима.

II. О святых местах в Иерусалиме

III. О земле Акелдама и месте, где повесился Иуда.

IV. О головном плате Господа и о другом большем покрове, вышитом Девой Марией.

V. О местах вокруг Иерусалима и о церкви в долине Иосафата.

VI. О Масличной горе и святых местах на ней.

VII. О местоположении Вифлеема и святых местах в нем.

VIII. О расположении Хеврона и могилах отцов.

IX. Об Иерихоне и его местах.

X. Об Иордане и Галилейском море.

XI. О природе Мертвого моря.

XII. О месте, где крестился Господь

XIII. О саранче, диком меде и источнике Иоанна.

XIV. Об источнике Иакова близ Сихема.

XV О Тивериаде, Капернауме, Назарете и святых местах в них.

XVI. О горе Фавор.

XVII. О местоположении Дамаска.

XVIII. О местоположении Александрии и Нила.

XIX. О Константинополе и его базилике, где хранится Крест Господень.

Завершаются главы. Начинается книга о святых местах

I. О МЕСТОПОЛОЖЕНИИ ИЕРУСАЛИМА

1. Город Иерусалим, расположенный почти на круглом месте, опоясан внушительным кольцом стен, так что он включает в себя некогда находившуюся по соседству гору Сион, которая возвышается над городом с юга, словно крепость. Ббльшая же часть города лежит у подножия горы на ровном пространстве низменного холма1. Это произошло из-за того, что после страстей Господа город был разрушен императором Титом, но снова восстановлен и еще более увеличен при императоре Элии Адриане, в честь которого он и поныне называется Элия2. Именно поэтому, хотя Господь пострадал и был погребен за городскими воротами, сейчас места Его страстей и воскресения можно видеть внутри стен города. 2. В этих больших окружных стенах расположены 84 башни и 6 ворот: первые — ворота Давидовы на западе от горы Сион, вторые — ворота дома суконщика, третьи — ворота святого Стефана, четвертые — ворота Вениаминовы, пятые — Портула, т. е. малые ворота, от которых по ступеням можно спуститься к долине Иосафата; шестые — ворота Фекои3. В качестве выходов наиболее часто используются трое из этих ворот: одни — на запад, другие — на север, третьи — на восток4. А с юга над городом возвышается северный выступ горы Сион и известно, что эта часть стен, хотя по ее длине и расположены башни, не имеет ворот, т. е. от вышеупомянутых ворот Давида до той стороны Сиона, которая обрывистым склоном обращена на восток5. 3. Вообще, сам город, начинаясь от северного выступа горы Сион, спускается пологим склоном до самых нижних мест у северных и восточных стен. Так что, когда идет дождь, он никогда там не задерживается, но, подобно рекам, вытекает из восточных ворот, захватывая с собой весь мусор с улиц, и в долине Иосафата впадает в поток Кедрон6.

II. О СВЯТЫХ МЕСТАХ В ИЕРУСАЛИМЕ

1. Итак, первым из святых мест, куда должны направиться входящие в город с северной стороны, является церковь Константина, называемая Мартириум7. Император Константин построил ее в величественном и роскошном стиле8, так как здесь его матерью Еленой был обретен Крест Господень. На запад оттуда

1 См.: Ps.-Eucherius. De situ Hierusolimae 11—15 (CCSL 175. P. 237).

2 См.: Ibid. 7—8. Падение Иерусалима при Тите произошло в 70 г. н. э. Император Адриан построил на месте Иерусалима языческий город Элия Капитолина между 130 и 135 г.

3 См.: Adamnanus. De locis sanctis I, I, 7—13 (CCSL 175. P. 185).

4 См.: Ps.-Eucherius. De sit. Hier. 22—23; Adamnanus. De loc. sanc. I, I, 17—19.

5 См.: Adamnanus. De loc. sanc. I, I, 19—24.

6 См.: Ibid., I, I, 42-52.

7 См.: Ps.-Eucherius. De sit. Hier. 24-26; Adamnanus. De loc. sanc. I, vi, 7-8.

8 См.: Ps.-Eucherius. De sit. Hier. 26-27; Adamnanus. De loc. sanc. I, vi, 5-7.

можно увидеть Голгофскую церковь, где находится та самая скала, которая некогда удерживала Крест с пригвожденным телом Господа, теперь же на ней установлен огромный серебряный крест, над которым висит большой бронзовый диск с лампадами9. Под самым местом Креста Господня, в скале, вырыта подземная церковь, на алтарь которой принято жертвовать приношения за умерших уважаемых граждан, в то время как их тела остаются снаружи10. А западнее этой церкви находится круглая церковь Анастасис, т. е. Воскресения Господня11. Она опоясана тремя стенами и поддерживается двенадцатью колоннами. В середине каждой стены имеется широкий проход. В проходе средней стены три алтаря стоят в трех местах, т. е. с южной, северной и западной сторон. Церковь имеет восемь ворот, разделенных на две равные группы и проходящих через три стены с каждой стороны. Из них четверо ворот смотрят на юго-восток, а четверо других — на восток. В середине церкви находится круглая гробница Господа, высеченная в скале. Человек, стоя внутри, рукой может дотянуться до ее потолка. С востока располагается вход, к нему приставлен большой камень12, с обратной стороны которого даже до настоящего времени видны следы железных орудий13.

2. Снаружи вся гробница покрыта мрамором вплоть до крыши, а верхняя точка крыши украшена золотом и несет на себе большой золотой крест. В северной части этой гробницы, в той же скале, высечен Гроб Господень длиной в семь футов14, он возвышается над выложенным камнем полом на три пальма15. Вход находится с южной стороны, где днем и ночью горят двенадцать лампад, четыре внутри гроба и восемь сверху, с правой стороны16. Камень, который был приставлен ко входу в гробницу, сейчас расколот, однако его меньшая квадратная часть стоит в качестве алтаря в той же гробнице напротив входа, а ббльшая четырехугольная часть в восточной части той же церкви служит в качестве другого алтаря и покрыта полотном. Цвет же этой гробницы и Гроба кажется смесью белого с красным17. А с правой стороны к этой церкви примыкает четырехугольная церковь18 Пресвятой Богоматери. На улице, которая соединяет Мартириум с Голгофой19, есть экседра20, в которой находится помещенная в ларец чаша Господа.

9 См.: Ps.-Eucherius. De sit. Hier. 27—32.

10 См.: Adamnanus. De loc. sanc. I, v, 5—14.

11 См.: Adamnanus. De loc. sanc. I, iv, 5—б; Ps.-Eucherius. De sit. Hier. 27—28.

12 См.: Мф 27. б0.

13 Предположительно орудия, с помощью которых вырубались могилы.

14 2 м.

15 22 см.

16 См.: Adamnanus. De loc. sanc. I, ii, 4—53. О нежелании Беды аллегорически толковать эти и другие детали см.: Holder A. G. Allegory and History in Bede’s Interpretation of Sacred Architecture I/ American Benedictine Review 40. 1989. P. 127-131.

17См.: Adamnanus. De loc. sanc. I, iii, 4-24. Позже Беда будет цитировать эту главу De locis sanctis («О святых местах в Иерусалиме») от начала и до этого места в «Церковной истории». См.: ЦИ. V, 1б.

18 См.: Adamnanus. De loc. sanc. I, iv, б-7.

19 См.: Ibid. I, vi, 18-21.

20 Экседра (греч. ê|éôpa) — в античных общественных и богатых жилых зданиях полукруглая глубокая ниша, обычно с расположенными вдоль стены сиденьями; иногда полукруглое полуоткрытое сооружение. Служила местом собраний, бесед.

9G

К ней по обычаю прикасаются и целуют ее через отверстие в крышке. Это серебряная чаша с двумя ручками с обеих сторон и объемом в галльский секстарий21. В ней находится та самая губка, которая послужила утолению жажды Господа22. В том месте, где Авраам соорудил алтарь для жертвоприношения сына, стоит довольно большой деревянный стол, куда народ по обычаю приносит милостыню для нищих23. Однако все, о чем я сказал, я постарался изобразить, чтобы ты лучше это представлял:

3. Копье воина, вонзенное в деревянный крест, находится в портике Марти-риума. Его древко, сломанное на две части, почитается всем городом24.

Можно заметить, что все эти святые места, упомянутые нами, находятся в стороне от горы Сион, где лежит небольшой холм, который становится к северу более пологим. А в нижней части города, где Храм был расположен по соседству со стеной с восточной стороны25, а с самим городом был связан удобным проходом, благодаря лежащему между ними мосту, теперь сарацины часто собираются для молитвы. Они основали там четырехугольное строение, поставив плиты и большие балки над остатками каких-то руин. Оно вмещает в себя примерно три тысячи человек26. Там можно увидеть несколько цистерн для воды27.

4. Недалеко от храма находится Вифсаидское водохранилище, знаменитое своими двойными резервуарами, один из которых наполняется по преимуществу зимними ливнями, а другой кажется разноцветным из-за красной воды. С той стороны горы Сион, которая обрывистым склоном обращена на восток, внутри стен и в корнях горы пробивается Силоамский источник, который течет

21 0,547 л.

22 См.: Adamnanus. De loc. sanc. I, vii, 5—17. Мф 27. 48.

23 См.: Adamnanus. De loc. sanc. I, vi, 12—17.

24 Ин 19. 34. См.: Adamnanus. De loc. sanc. I, viii, 2—72.

25 См.: Ps.-Eucherius. De sit. Hier. 32—35; Adamnanus. De loc. sanc. I, i, 60—62.

26 См.: Adamnanus. De loc. sanc. I, i, 60—65.

27 См.: Ps.-Eucherius. De sit. Hier. 37—38.

на юг с переменным притоком воды28, т. е. не непрерывным потоком. Обычно в определенные часы и дни он начинает бить ключом и выходит через земные полости и пустоты в очень твердой скале.

5. На ровной вершине горы Сион стоит множество келий монахов, которые располагаются вокруг большой церкви, которая, как считается, была основана апостолами, потому что там они приняли Духа Святого; там же преставилась Святая Мария29. В этой церкви даже показывают славное место Тайной Вечери Господней30. Но в центре церкви есть и мраморная колонна, к которой был прикован Господь во время бичевания31. Итак, форма этой церкви, как говорят, такова:

6. Здесь показывают скалу, на которой был побит камнями вне города святой первомученик Стефан32. А в центре Иерусалима, где воскрес умерший, когда к нему приложили крест Господень, стоит высокая колонна, которая не отбрасывает тени в летнее солнцестояние. Поэтому считается, что здесь находится центр земли и что слова: «Боже, царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли»33 — исторически верны. Следуя этому мнению, Викторин, предстоятель Пиктавийской церкви, пишет о Голгофе следующим образом:

В мире есть место, которое, верим мы, — центр Вселенной;

Голгофой его иудеи зовут на наречии своем34.

28 См.: Ibid. 40—4б.

29 См.: Ps.-Eucherius. De sit. Hier. 1б—21.

30 Мф 2б. 20-29.

31 Мф 27. 2б. См.: Adamnanus. De loc. sanc. I, vxiii, 10.

32 Деян 7. 54—б0. См.: Adamnanus. De loc. sanc. I, vxiii, б—7.

33 Пс 73. 12. См.: Adamnanus. De loc. sanc. I, xi, 2—19.

34 Victorinus (Ps. Cyprianus). De Pascha 1—2 (CSEL 3, 3. P. 305) / Ed. W. Hartel. Vienna, 1871.

III. О земле Акелдама и месте, где повесился Иуда

1. Выходящие из Ворот Давида видят мост, идущий прямо на юг через долину. Рассказывают, что Иуда повесился на его середине, с западной стороны. Там растет большая и очень старая смоковница, как и говорит Ювенк:

Смерть безобразную он от верхушки смоковницы принял35.

2. Далее в земле Акелдама, с южной стороны горы Сион, даже до настоящего времени иногда хоронят некоторых странников и бедняков, а иногда их тела оставляют разлагаться непогребенными36.

IV. О головном плате Господа и о другом большом покрове, вышитом Девой Марией

1. Головной платок Господа сразу после Его воскресения похитил некий весьма благочестивый иудей и хранил его до самой смерти, и к нему пришло богатство. Умирая, он спросил своих сыновей, кто из них хочет получить платок Господа, а кто — прочие богатства отца. Старший сын выбрал богатства, а младший — платок, и вскоре у старшего богатства иссякли, так что стал он нищим, а у его брата богатство возрастало вместе с его верой. 2. И так они хранили платок до пятого поколения. Затем платок попал к неверным, но увеличил и их богатство так же, как и иудеев. Так продолжалось долгое время. И вот, после долгих споров, в которых иудеи-христиане утверждали, что они наследники того, что принадлежит Христу, а неверные — что они наследники того, что принадлежит их отцу, судьей в споре был выбран Маувий, царь сарацин, который жил в наше время. Он разжег большой костер и обратился в молитве ко Христу, прося стать судьей в споре Того, Кто изволил носить этот плат на Своей главе ради спасения Своего народа. Итак, платок бросили в огонь, но он резким движением взмыл вверх, и долгое время висел в воздухе, как бы играя. В конце концов, в то время как все с обеих сторон с изумлением смотрели на это, он тихо опустился на одного из христиан. На следующее утро весь народ покланялся и прикладывался к нему с глубоким благоговением. Плат был восьми футов в длину37.

3. Также в Церкви почитается и другой покров, несколько ббльший, который, как говорят, выткала сама Дева Мария. Он содержит изображения двенадцати апостолов и самого Господа. С одной стороны он красный, а с другой — зеленый38.

V. О местах вокруг Иерусалима и о церкви в долине Иосафата

1. Вокруг Иерусалима находятся места труднопроходимые и гористые39. Отсюда на север до Аримафеи лежат местами каменистые и труднопроходимые земли, а поросшие терном долины простираются до Томнейской области.

35 См.: Adamnanus. De loc. sanc. I, xvi, 2 — xvii, 8; Iuuencus. Evangeliorum l. IV, 631 (CSEL 24). P. 138.

36 См.: Adamnanus. De loc. sanc. I, xix, 3—8; Деян 1. 19. Латинский текст Вульгаты Мф 27. 8 указывает название «Акелдама», которого нет в Синодальном переводе.

37 2, 37 м. См.: Adamnanus. De loc. sanc. I, ix, 11—81.

38 См.: Ibid. I, x, 1-9.

39 См.: Ps.-Eucherius. De sit. Hier. 10.

От Элии до Кесарии Палестинской также можно встретить иногда небольшие, узкие, труднопроходимые места, хотя в основном там низменные равнины с растущими повсюду маслинами40. Элия и Кесария отстоят друг от друга на семьдесят пять миль41. Вообще, протяженность Земли Обетованной от Дана до Берше-бы составляет 165 миль42, а от Ефы до Вифлеема — 46 миль43.

2. Рядом с храмовой стеной и Иерусалимом на восток лежит Геенна. Эта долина Иосафата, которая тянется с севера на юг; по ней протекает поток Кедрон всякий раз, когда он наполняется дождевой водой44. Эта равнина — небольшая открытая низменность, орошаемая, лесистая и во всем приятная; здесь некогда стояло святилище, посвященное Ваалу. Там есть башня царя Иосафата, в которой находится его могила. Справа от нее, в скале Масличной горы, высечен отдельный дом, в котором находятся две вырытые могилы: старца Симеона и Иосифа, обручника Девы Марии45. 3. В той же самой долине есть круглая церковь Девы Марии, разделенная каменными перекрытиями. На верхнем этаже располагаются четыре алтаря, на нижнем — один, с восточной стороны. Справа от нее стоит пустая гробница, в которой, как говорят, некоторое время покоилась Дева Мария, но неизвестно, кто и когда унес оттуда Ее тело. Входящие туда видят лежащий справа камень, на котором, по преданию, молился Господь. Следы Его колен отпечатались, словно на мягком воске46.

VI. О Масличной горе и святых местах на ней

1. Масличная гора отстоит от Иерусалима на одну милю47 и по высоте равна горе Сион, но превосходит ее по ширине и протяженности. За исключением маслин и виноградников на ней встречаются одиночные деревья, а также обильно растет пшеница и ячмень. Дело в том, что почва ее не бесплодна, а покрыта травой и цветами. На вершине этой горы, там, где Господь вознесся на небеса, стоит большая круглая церковь, имеющая по окружности три портика, покрытых сводчатой крышей, так как внутреннее помещение не могло быть покрыто сводом и крышей из-за вознесения Тела Господня. С востока в ней расположен алтарь, защищенный узкой крышей. В середине крыши можно увидеть последние следы Господа, которые Он оставил, когда возносился в отверстое небо48. И хотя эту землю ежедневно уносят верующие, она тем не менее не кончается и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40 См.: Adamnanus. De loc. sanc. I, xx, 5—13.

41108,7 км. В этом месте в издании CCSL, на котором основан этот перевод, издатель Ж. Фрепон дает на полях имя Hieronymos («Иероним»), хотя оно указано только в двух из семи рукописей, на которых основано это издание. Как было сказано, для Беды характерно указание своих источников на полях, однако это могла быть и работа позднейших переписчиков. В любом случае, в корпусе сочинений Иеронима до сих пор не найдено место, из которого могло быть взято это цитирование.

42 См.: Ps.-Eucherius. De sit. Hier. 1б.

43 См.: Ibid. 18.

44 См.: Ibid. 9.

45 Лк 2. 25; Мф 2. 24. См.: Adamnanus. De loc. sanc. I, хш—xiv.

46 Лк 22. 41; См.: Adamnanus. De loc. sanc. I, xii, 4—22.

47 См.: Ps.-Eucherius. De sit. Hier. 13.

48 Деян 1. 9-12.

до настоящего времени ясно сохраняет тот же самый вид, как будто следы впечатались в нее. Вокруг них построена круглая стена из бронзы, высотой примерно по шею. Вход в нее с западной стороны, а сверху на блоках висит большая лампада, которая горит днем и ночью. 2. В западной части той же церкви находятся восемь окон и напротив них столько же лампад, которые висят на веревках, и их сияние видно сквозь стекло вплоть до Иерусалима. Говорят, что свет этих лампад приводит в восторженный и покаянный трепет сердца тех, кто смотрит на них. Обычно каждый год в день Вознесения Господня после совершения богослужения сверху вниз сходит сильный порыв ветра и валит на землю всех, кто находится в церкви49. Столько в ту ночь там горит лампад, что кажется, будто гора и низлежащие места не просто освещаются, а горят50. Можно изобразить схему и этой базилики:

3. Церковь, построенная там же, указывает на могилу Лазаря и большой монастырь на Вифанском поле, окруженном большой оливковой рощей51. Вифания же находится в пятнадцати стадиях52 от Иерусалима. Третья церковь на этой горе стоит в южной стороне Вифании, там, где Господь прежде страстей беседовал со Своими учениками о Дне Судном53.

VII. О местоположении Вифлеема и святых местах в нем

1. Вифлеем располагается в шести милях на юг от Иерусалима и стоит отдельно на узком холме, окруженном со всех сторон долинами54. Протяженность его с запада на восток составляет одну милю. По внешнему краю холма построена низкая стена без башен55, в восточном углу которой есть некая как будто бы естественная полупещера. Говорят, что ее внешняя часть — это место

49 Деян 2. 2. Позже Беда цитировал главу VI De locis sanctis («О масличной горе и святых местах на ней») от начала и до этого места в «Церковной истории». См.: ЦИ. V, 17.

50 См.: Adamnanus. De loc. sanc. I, xxi, 2 — xxiv, 96.

51 См.: Ibid. I, xxiv.

52 Ок. 3 км.

53 Мф 24. 3. См.: Adamnanus. De loc. sanc. I, xxv, 3-6.

54 См.: Ps.-Eucherius. De sit. Hier. 56.

55 См.: Adamnanus. De loc. sanc. II, i, 3-15.

рождения Господа, а внутренняя называется Хлев Господень. Эта пещера, внутри полностью выложенная дорогим мрамором, поддерживает большую церковь Девы Марии, расположенную прямо над тем местом, где, как говорят, родился Господь56. До сего дня сохранилось вырытое рядом со стеной углубление в скале, которое приняло воду для первого омовения Тела Господа, потекшую из стены. Если случайно или по какой-то причине углубление оказывается пустым, то, тем не менее, пока на него смотришь, оно тут же наполняется до краев водой, как и было раньше57.

2. На север от Вифлеема, в соседней долине, находится могила Давида. Она расположена в центре церкви и накрыта низким камнем, а над ней висит лампа-да58. В соседней долине, с южной стороны, находится церковь с могилой святого Иеронима59.

3. Далее на восток, в башне Адер, что значит «загон для овец»60, отстоящей от города на одну милю, расположена церковь, в которой находятся могилы трех пастухов, свидетелей рождества Господа61. Я привожу эти сведения, следуя рассказу святого Аркульфа, галльского епископа, однако Ездра прямо пишет, что Давид похоронен в Иерусалиме62.

4. К востоку от Царской дороги, которая ведет от Элии63 к Хеврону, стоит Вифлеем, а к западу располагается могила Рахили, на которой до наших дней видно ее имя64.

VIII. О местоположении Хеврона и могилах отцов

1. Хеврон расположен на широкой равнине и отстоит от Элии на двадцать две мили65. В одном стадии от него в долине есть двойная пещера66, где находится могила патриархов, обнесенная квадратной стеной. Головами могилы обращены на север, и каждая из них накрыта отдельным камнем, вытесанным в форме базилики. У трех патриархов камни белые, а камень Адама темнее и более грубой работы. Он лежит недалеко от остальных у крайней северной части стены. Можно увидеть и могилы трех их жен, меньшие и более грубой работы67.

56 См.: Adamnanus. De loc. sanc. II, її, 2—12.

57 См.: Ibid. II, III, 4—13.

58 См.: Ibid. II, IV, 3—11; 1 Цар 2. 10; Деян 2. 29.

59 См.: Ibid. II, V, 3-8.

60 Быт 35. 21; см.: Hieronymos Stridonensis. De nominibus hebraicis A (CCSL 72. 88, 29); Idem. Hebraicae quaestiones in libro Geneseos, 35, 21 (CCSL 72. 43, 21-24). Здесь Беда позволяет себе вольность и изменяет Адомнаново Gader на Ader. Делает он это для того, чтобы привлечь Ие-ронимову этимологию слова Ader и провести параллель между названием места и теми, кто здесь похоронен.

61 Лк 2. 8—20; См. Adamnanus. De loc. sanc. II, vi.

62 Неем 3. 16. В Вульгате две библейские книги Ездры и Неемии составляли одну книгу Ездры.

63 Т. е. от Элии Капитолины — города, построенного на месте разрушенного Иерусалима.

64 Быт 35. 20. См.: Adamnanus. De loc. sanc. II, vil, 5—12.

65 См.: Adamnanus. De loc. sanc. II, xii, 4.

66 См.: Ibid. II, X, 35—36; Быт 23. 9.

67 См.: Adamnanus. De loc. sanc. II, ix, 4 — x, 32.

2. Мамврийский холм расположен в миле на север от этих могил. Он весь порос травой и цветами, а на вершине его луговая равнина. На ее северной стороне растет дуб Авраама, ствол которого высотой в два человеческих роста. Вокруг него построена церковь68.

3. Если идти от Хеврона на север, то в трех милях от него, с левой стороны дороги, видна маленькая гора, поросшая соснами. Оттуда в Иерусалим возят сосновые бревна на верблюдах, так как во всей Иудее редко встретишь повозку или колесницу69.

уші. Об Иерихоне и его местах

1. Иерихон отстоит от Элии на восемнадцать миль к востоку70. После того, как он был в третий раз разрушен до основания, там остался только дом Раав, как знак ее веры71, и его стены без крыши стоят до сих пор, а место города занимают хлебные посевы и виноградники. Между городом и Иорданом, который протекает в пяти или шести милях от него, растут большие пальмовые рощи, среди них, то там, то тут, разбросаны небольшие поля. Живут там хананеи72.

2. Двенадцать камней, которые Иисус Навин приказал принести от Иордана, лежат у стены церкви Гелгал, построенной с другой стороны73. Теперь один камень едва поднимают двое человек. Один из камней по неизвестной причине расколот, но соединен с помощью железа74.

3. Есть неподалеку от Иерихона источник, превосходный для питья и богатый полезными веществами для орошения. Некогда вода в нем была бесплодной75 для поливки растений и малопригодной для питья, пока пророк Елисей не очистил источник, кинув в него сосуд с солью76. Вокруг источника лежит поле в семьдесят стадиев в длину и двадцать в ширину. На нем растут сады удивительной красоты, с разными видами пальм и превосходными пчелиными ульями.

Там растет бальзамное дерево, которое правильнее называть «опобальзам-ным», потому что земледельцы острыми камнями нарезают на его коре прямые линии, в которых выступает бальзам, так что, постепенно стекая по этим желоб-

68 Быт 13. 18. См.: Adamnanus. De loc. sanc. II, xi, 2—20. Позже Беда будет цитировать эту главу De locissanctis («О местоположении Хеврона и могилах отцов») от начала и до этого места в «Церковной истории», см.: ЦИ. V, 17.

69 См.: Adamnanus. De loc. sanc., II, xii, 4—9.

70 См.: Ps.-Eucherius. De sit. Hier. 60—61.

71 См.: Adamnanus. De loc. sanc. II, xiii, 1—8; Нав 2. 1—6. Согласно Адомнану, который является здесь источником Беды, три случая, когда Иерихон был разрушен до основания, следующие: 1) когда Иисус Навин разрушил город во время завоевания Ханаана (Нав 6. 20—24); 2) когда римляне заватили Иерусалим (70 или 132 г.); 3) какой-то точно не определенный случай после второго разрушения. Т. к. Адомнан, говоря об истории Иерихона до его третьего разрушения, почти дословно копирует Liber locorum Иеронима, можно заключить, что третье разрушение произошло уже после смерти Иеронима, т. е. с V по VII в. Источник информации Адомнана и Беды в этом месте остается неизвестным.

72 См.: Ibid. II, xiii, 7—20.

73 Нав 4. 19-25.

74Adamnanus. De loc. sanc. II, xiv—xv, 8-213, 20.

75 sterilis.

76 2 Цар 2. 19—22; Hegessipus. Hist. IV, xvii, 15.

кам, он образует влагу, прекрасную, как капли росы. Эти желобки и называются по-гречески «опе»77. Говорят, что здесь растут кипр78 и миробалан79. Вода, как и в прочих источниках, холодная летом и теплая зимой, однако здесь это особенно чувствуется; климат мягкий, так что всю зиму они ходят в льняной одежде80.

4. Сам город основан в поле, над ним возвышается широко простирающаяся гора, лишенная растительности81, так как на ней сухая и бесплодная земля, и потому там никто не живет82. Эта земля простирается от территории города Скифополя до содомских мест и асфальтийских пределов83. Напротив нее, над Иорданом, протянулась другая гора от города Юлия до Зоара, примыкающего к Каменистой Аравии, где есть еще гора, называемая Железной. Между двух этих гор лежит равнина, которую древние назвали по-латыни «Большая», а по-еврейски — Авлон. Ее длина — двести тридцать стадиев, ширина — сто двадцать, начало от деревни Генвавари, конец — до озера Асфальтия. Посередине ее пересекает Иордан. Из-за разливов реки берега равнины покрыты зеленью84. По этой причине по берегам древесные плоды наиболее обильны, в других же местах намного скуднее85, так как все места, кроме берега реки, сухие86.

х. Об Иордане и Галилейском море

1. Обычно считается, что исток реки Иордан находится в провинции Финикия, у подножия горы Ливан, где стоит Паний, т. е. Кесария Филиппова87. Мы считаем, что это тот Паний (т. е. «пещера»), через который протекает Иордан — он был построен и с удивительным изяществом украшен царем Агриппой88. В области Трахонитида есть источник, выступающий в форме диска, отчего он и получил название Фиала89. Он находится на расстоянии пятнадцати миль от Кесарии и всегда бывает полон воды так, что она никогда не переливается и никогда не убывает90. 2. Филипп, тетрарх этой области, бросил в него солому, которую поток воды унес в Паний. Отсюда ясно, что начало Иордана — в этой Фиале. Но,

77 л önri- Hegessipus. Hist. I, XV, 15—17.

78 л хшрод — кипр (Lawsonia alba, кустарник, из цветов которого добывались благовония).

79 л ^'upoßaXüvog — миробалан (предположительно, плод бегена — Moringa oleifera, масло которого употреблялось для приготовления благовонных мазей) (Ibid. IV, xvii, 9—10).

80 Ibid. IV, xvii, 12-14.

81 Ibid. IV, XVI, 12-13.

82 Ibid. IV, XVI, 17-18

83 Ibid. IV, XVI, 14-16.

84 Hegessipus. Hist. IV, XVI, 19-24.

85 Ibid. IV, XVI, 12-14.

86 Ibid. IV, XVI, 10-11.

87Adamnanus. De loc. sanc. II, xix, 1-6.

88 Hegessipus. Hist. III, XXVI, 20-23. Название «Паний», по всей вероятности, происходит от имени Пана, греческого божества. Горы и пещеры считались его любимыми местами. Кесария была названа в честь Августа Иродом Великим и являлась столицей Иудеи с 6 по 66 г. Упомянутый здесь Агриппа может быть либо Агриппа I (9 г. до н. э. — 44 г. н. э.), либо Агрип-па II (28-92).

89 От греч. фій^п — широкая плоская чаша или блюдо.

90 Ibid. III, XXVI, 11-15.

протекая вначале под землей, он начинается как поток в Пании91, а затем, впадая в озеро, пересекает его болота92. А оттуда Иордан, устремившись прямо, течет пятнадцать миль без разливов до города, который называется Юлиада93. Затем он пересекает в среднем течении Геннисаретское озеро, откуда, обтекая многие места, впадает в Асфальтий, т. е. Мертвое море, и теряет свои прекрасные воды94. Дело в том, что цвет его воды — белый, как молоко, и потому в Мертвом море его можно различить по длинной дорожке95. 3. Геннисаретское озеро (или Галилейское море) окружено большими лесами. Оно имеет сто сорок стадиев в длину и сорок в ширину96. Вода в нем пресная и пригодная для питья, так как там нет никакой болотной грязи или мути. Это происходит оттого, что оно со всех сторон окружено песчаным берегом и вокруг него стоят восхитительные города: с востока — Юлиада и Гиппос, а с запада — Тивериада со своими целебными горячими водами97. А рыбы по виду и по вкусу превосходнее, чем в любом другом озере98.

XI. О природе Мертвого моря

1. Мертвое море простирается в длину на пятьсот восемьдесят миль вплоть до Зоара Аравийского, а в ширину — на сто пятьдесят миль до окрестностей со-домитских99. Совершенно ясно, что они были затоплены из шахт, некогда заполненных солью после сожжения Содома, Гоморры и соседних городов100. Также, если смотреть издалека с дозорного поста на Масличной горе101, становится ясно, что из-за столкновения волн образуется очень соленая соль, которая, высохнув на солнце, как считают многие, помогает при родах.

2. Еще говорят, что по-другому образуется соль на какой-то горе на Сицилии, где камни, вытащенные из земли, образуют по-настоящему очень соленую и пригодную для любых целей соль, которая называется «соль земли»102. Море называется «мертвым» потому, что оно не принимает никаких видов живых существ: ни рыб, ни живущих у воды птиц. Волы и верблюды держатся на поверхности воды103. А если Иордан, разлившись из-за ливней, приносит рыб, и они туда заплывают, они тотчас же погибают и плавают на поверхности его плотных вод. Говорят, что зажженный светильник может переплыть море не перевернувшись, но когда огонь гаснет, он тонет. И всему живому, каким бы способом оно

91 Hegessipus. Hist. III, XXVI, 4—10.

92 Озеро, упомянутое здесь, скорее всего Самахонитское озеро (ныне о. Хола).

93 Т. е. Вифсаида-Юлиада.

94 Ibid. III, XXVI, 1-5.

95Adamnanus. De loc. sanc., II, xvii, 3—6.

96Adamnanus. De loc. sanc., II, xx, 4; Hegessipus. Hist. III, xxvi, 10—11.

97 Hegessipus. Hist. III, xxvi, 13—16; Adamnanus. De loc. sanc., II, xx, 7—9.

98 Hegessipus. Hist. III, xxvi, 23.

99 Ibid. IV, XVIII, 8-10.

100 Быт 19. 24-26.

101 Adamnanus. De loc. sanc. II, xx, 19.

102 Мф 5. 13; Adamnanus. De loc. sanc. II, xvii, 6—13.

103 Hegessipus. Hist. IV, XVIII, 8—10.

ни тонуло, очень тяжело удержаться на глубине104 — все оно, хоть даже и придавленное грузом, тотчас всплывает105.

3. Еще говорят, что Веспасиан приказал бросить на дно со связанными руками тех, кто не умеет плавать, и все они остались держаться на воде в том же месте106. Сама же вода бесплодна и горька, темнее, чем другие воды107, и кажется будто сгоревшей108. Также известно, что на поверхности воды плавают кусочки битума, черной жидкости; люди собирают их, подплывая на лодках. Битум очень липкий и говорят, что его нельзя отрезать даже железом, поддается он только менструальной крови женщин или моче. Используют его для просмолки кораблей или для лечения тела109.

4. Эта местность до сего дня сохраняет следы наказания110: тут растут очень красивые яблоки, рождающие у тех, кто на них смотрит, желание съесть их. Если взять эти яблоки, они трескаются, рассыпаются в прах и дымятся, как будто только что сгоревшие111. А еще известно, что в летние дни со всего пространства этой равнины поднимается сильное испарение, и тамошний воздух, вдвойне вредный из-за чрезмерной сухости и высохшей земли, вызывает ужасные болезни у жителей112.

XII. О МЕСТЕ, ГДЕ КРЕСТИЛСЯ ГОСПОДЬ

1. В том месте, где крестился Господь, стоит деревянный крест высотой по шею, который скрывается из виду всякий раз, когда поднимается вода. От того места дальний, то есть восточный, берег находится на расстоянии броска из пращи. На ближайшем берегу, на выступе невысокой горы стоит большой монастырь, знаменитый церковью святого крестителя Иоанна. Обычно от него по мосту, поддерживаемому сводами, сходят к тому кресту и молятся. 2. Дальше по реке на четырех каменных столбах стоит четырехугольная церковь, покрытая сверху обожженной глиной. Там, по преданию, лежали одежды Господа, когда Он крестился113. Люди не входят в эту церковь, обычно только волны окружают ее и проникают внутрь. От того места, где Иордан выходит из вод Галилейского моря, до места, где он впадает в Мертвое море, восемь дней пути114.

XIII. О САРАНЧЕ, ДИКОМ МЕДЕ И ИСТОЧНИКЕ ИОАННА

Немногочисленный вид саранчи, которой питался креститель Иоанн, сохранился до сего дня115. Так как саранча имеют тельце размером и толщиной в

104 Ibid. IV, xviii, 10-13.

105 Ibid. IV, xviii, 6-8.

106 Hegessipus. Hist. IV, xviii, 13-15.

107 Ibid. IV, xviii, 8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

108 Ibid. IV, xviii, 21-22.

109 Ibid. IV, xviii, 24-28.

110 Быт 19. 24-28.

111 Hegessipus. Hist. IV, xviii, 2-5.

112 Ibid. IV, XVI, 7-10.

113 Adamnanus. De loc. sanc. II, xvi, 3-31.

114 Adamnanus. De loc. sanc. II, xx, 16-18.

115 Мф 3. 4; Мк 1. 6.

палец, ее легко поймать в траве, а сваренная в масле, она представляют собой скудное пропитание. В той же пустыне растут деревья с широкими и округлыми листьями, имеющими цвет молока и запах меда. Из-за природной хрупкости их растирают в руках и едят. Это, как говорят, и есть дикий мед116. Там же находится и источник святого Иоанна Крестителя с прозрачной водой; он покрыт каменной крышей, вымазанной известкой117.

хіііі. Об источнике Иакова вблизи Сихема

Неподалеку от города Сихем, который теперь называется Неаполь, находится четырехчастная, т. е. построенная в форме креста, церковь118, посредине которой находится источник Иакова в сорок локтей глубиной и протяженностью от бока до кончиков пальцев119. У этого источника Господь удостоил самаритянку просьбой напоить Его120.

XV. О Тивериаде, Капернауме, Назарете и святых местах в них

1. То место, где Господь благословил хлебы и рыбу, лежит по эту сторону Галилейского моря на север от города Тивериады121. Это плоское поросшее травой поле, ни разу с того времени не паханное. На нем нет строений122, только остался источник, из которого тогда пили люди123. Те, кто идут из Элии в Капернаум, проходят через Тивериаду, затем вдоль Галилейского моря и места благословения хлебов; оттуда недалеко до Капернаума в пределах Завулона и Неффалима. Капернаум не имеет стен, так как он расположен на узком пространстве между горой и озером. Он тянется далеко на восток вдоль берега моря, с горой к северу и озером к югу124.

2. Назарет не имеет стен, зато в нем есть внушительные постройки и две большие церкви: одна стоит в центре города на двух основаниях, там, где некогда стоял дом, в котором был вскормлен Божественный младенец. Эта церковь стоит, как было сказано, на двух холмах с арками между ними, а между холмами, внизу, есть чистейший источник, откуда все горожане поднимают в церковь воду в небольших сосудах с помощью подъемных машин. Другая церковь находится там, где был дом, в котором Марии явился ангел125.

116 Мф 3. 4; Мк 1. 6; Adamnanus. De loc. sanc. II, ххїїї, 10—19.

117 Adamnanus. De loc. sanc. II, xxii, 3—6.

118 Ibid. II, XXI, 5-9.

119 В этом месте латинский текст Беды неясен. Адомнан ясно пишет, что это расстояние («от бока до кончиков пальцев») подразумевает меру длины в один локоть, но никак не ширину самого колодца. По всей вероятности, Беда имел в своем распоряжении испорченную копию, иначе трудно объяснить, почему он так плохо понял несложный текст Адомнана. Возможно также, что эта фраза «от бока до кончиков пальцев» была написана Бедой на полях, а затем внесена в текст позднейшим переписчиком.

120 Ин 4, 7. Adamnanus. De loc. sanc. II, ххї, 10—21.

121 Мф 14. 19; Мк 6. 41; Лк 9. 16; Ин 6. 11.

122Adamnanus. De loc. sanc. II, xxiv, 3—11.

123 Ibid.

124 Ibid. II, XXV, 2-12.

125 Лк 1. 26—28; Adamnanus. De loc. sanc. II, xxvi, 16.

І0І

XVI. О горе Фавор

Гора Фавор, находящаяся в центре Галилейской равнины, отстоит от моря Геннисаретского на три мили к северу. Она со всех сторон круглая, густо поросшая травой и цветами; высота ее тридцать стадиев. Вершина горы — равнинное и очень живописное место, протянувшееся на двадцать три стадия. Там стоит большой монастырь, окруженный таким же большим лесом126. В нем находятся три церкви, согласно словам Петра: «Сделаем здесь три кущи»127. Это место окружено стенами и имеет большие здания128.

хуіі. О местоположении Дамаска

Дамаск расположен на широкой равнине и укреплен окружными стенами и частыми башнями. Через него протекают четыре большие реки. Здешние христиане собираются в церкви святого Иоанна Крестителя, а сарацинский царь со своим народом основал и освятил для себя другую церковь. Снаружи вокруг стен растет очень много масличных рощ129. От Фавора до Дамаска семь дней пути.

хуш. О местоположении Александрии и Нила

1. Александрия тянется на большое расстояние с запада на восток130; с юга она окружена устьями Нила, а с севера — Мареотийским озером131. Александрийский порт более труднодоступен, чем другие. Он имеет форму человеческого тела: его голова, т. е. бухта, весьма широкая, а горло довольно узкое, через него порт принимает морские волны и корабли и как бы дышит. Когда новоприбывший избегнет узких мест и устьев порта, море разливается далеко в длину и вширь, словно остальные части тела132. С правой стороны порта лежит небольшой остров, на котором стоит Фарос, высокая башня, светящая по ночам горящими факелами, чтобы тьма не завела моряков на скалы, и чтобы они видели, где оканчивается их путь133. Это море тоже суровое, со сталкивающимися повсюду волнами134. 2. Однако порт всегда спокоен, он имеет в ширину тридцать стадиев135. На входе в город со стороны Египта справа расположена церковь, в которой покоится блаженный евангелист Марк. Его тело похоронено в восточной части церкви перед алтарем, а сверху положена надгробная плита, сделанная из четырехугольного куска мрамора136. Вокруг Нила египтяне строят плотные дамбы для предотвращения наводнений. Но если, по небрежению охраняющих их, они ломаются, жители не отводят воду из полей, которые лежат под дамбами, а заново

126Adamnanus. De loc. sanc. II, xxvii, 10.

127 Мк 9. 5; Лк 9. 33.

128Adamnanus. De loc. sanc. II, xxvii, 12—18.

129 Ibid. II, XXVIII, 2-9.

130 Ibid. II, XXVIII, 82.

131 Ibid. II, xxviii, 12-14.

132 Ibid. II, xxviii, 18-23.

133 Hegessipus. Hist. IV, xxvii, 21—5; Adamnanus. De loc. sanc. II, xxx, 23—30.

134 Hegessipus. Hist. IV, xxvii, 19—2.

135 Ibid. IV, xxvii, 23-24.

136Adamnanus. De loc. sanc. II, xxx, 89—94.

І02

засыпают их. Так что те, кто живут на египетских равнинах у водных каналов, строят свои дома на обломках137.

xviiii. О Константинополе и его базилике, где хранится Крест Господень

1. Константинополь со всех сторон, кроме севера, окружен морем, которое простирается на 60 миль от Великого Моря до городских стен и на 40 миль от городских стен до устья Дуная. Вдоль линии моря город опоясан угловыми стенами на протяжении двенадцати миль138. Сначала Константин планировал возвести город в Киликии, у моря, которое разделяет Европу и Азию, но однажды ночью все железные инструменты пропали. Посланные на поиски нашли их на европейской стороне. Там теперь и находится город, так как все признали в том Божью волю, чтобы город был основан на этом месте139. 2. В этом городе находится удивительной работы базилика, называемая Святой Софией. Она от основания построена и сведена в форме окружности, окружена тремя стенами и возвышается, поддерживаемая мощными колоннами и арками. Во внутреннем помещении храма, в его северной части находится большое и очень красивое вместилище, где в деревянном ларце под деревянной крышкой хранятся три частицы Креста Господня, а именно, длинная перекладина, рассеченная на две части, и поперечная перекладина того же святого Креста. Только три дня в году, в день Вечери Господней140, в Великую Пятницу и Святую Субботу, он выносится для поклонения народу. 3. В первый из этих дней ларец со святым крестом, имеющий два локтя в высоту и один в ширину, ставится открытым на золотой алтарь. Император, приступив первым, поклоняется Кресту и целует его, затем — все сословия мирян по порядку. На второй день то же делает императрица и все замужние женщины и девы, наконец, на третий день —епископы и все священнослужители, и тогда ларец закрывают и уносят в вышеупомянутое вместилище. но пока он пребывает открытым на алтаре, всю церковь наполняет чудесное благоухание. Из волокон святого дерева источается похожая на масло благовонная жидкость, которая, даже если коснуться ее малой капли, исцеляет все недуги141.

4. Все это о святых местах я изложил, следуя, как мог, правдивым описаниям и по большей части повторяя слова Аркульфа, галльского епископа, которые ученейший в Писаниях пресвитер Адамнан записал подробнейшим образом в трех книгах. Дело в том, что упомянутый епископ из-за стремления к святым местам оставил свою родину и достиг Земли Обетованной. На несколько месяцев он задержался в Иерусалиме и, наняв опытного монаха Петра в качестве своего проводника и переводчика, с неустанным рвением объехал все, что так желал увидеть. 5. Он также посетил Александрию, Дамаск, Константинополь

137 Adamnanus. De loc. sanc. II, xxx, 100—108.

138 Ibid. III, i, 7-13.

139 Ibid. III, ii, 2-10, 26.

140 Т. е. в Великий Четверг.

141 Ibid. III, III, 2-10, 53.

и Сицилию. Но когда он захотел возвратиться на родину, корабль, на котором он плыл, после многих блужданий противным ветром был прибит к нашему, т. е. Британскому, острову. Наконец, после немалых опасностей он прибыл к вышеупомянутому достопочтенному мужу Адамнану. Описав свой путь, а также то, что видел, он показал ему, как записать прекрасное повествование. Кое-что из этого, сокращая и сравнивая с книгами древних, мы посылаем тебе для чтения, умоляя ради всего святого, чтобы ты стремился направлять труды этой жизни не на праздную лень и безделье, но на усердие в чтении и молитве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.