Л.В.Готчина ,
доктор юридических наук,
кандидат социологических наук, доцент
(Санкт-Петербургский
университет МВД России)
О СУТИ МЕЖДУНАРОДНОГО СПОРА ВОКРУГ ОТКАЗА ОТ КОНТРОЛЯ НАД НАРКОТИКАМИ
Международная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту строится на принципах приоритетности мер по профилактике наркоманий и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. Уголовное законодательство в сфере незаконного оборота наркотиков претерпело существенные изменения в ряде стран. В частности, легализована марихуана. Однако в России необходимо сохранить запреты на ввоз, распространение запрещенных веществ и торговлю ими.
Ключевые слова: уголовно-правовая профилактика, уголовное законодательство, организованная наркопреступность.
International politics in the area of drug trafficking and in the area of countermeasures to their illegal turnover is built on the principle of priority of the measures to prevent the drug-connected crimes. Criminal law in the field of illicit drug trafficking has undergone substantial changes in a number of countries. In particular, legalized marijuana. But in Russia it is necessary to maintain the prohibition on the import, distribution and trafficking of prohibited substances.
Key words: criminal and legal preventive measures, criminal legislation, organized drug crime.
В мире выработаны три стратегии оборота наркотиков: запретительная (Россия), легальная (Голландия, Швейцария, Нидерланды, Великобритания, Австралия) [1] и промежуточная, или концепция «меньшего вреда» (Чехия, США, Швеция).
Международная практика применения антинаркотических программ различна. Приоритет профилактики наркопотребления и оказания помощи больным в ряде стран вытесняет силовые методы борьбы. В частности, Франкфуртская резолюция 1993 г. направлена на отмену уголовной ответственности и штрафов за потребление наркотиков, поскольку они не способствуют оказанию помощи наркоманам. В печати Калифорнии все чаще обсуждается
вопрос о легализации марихуаны. «Активисты хотят, чтобы хранение ее унции было разрешено лицам, достигшим 21 года. Сейчас - это правонарушение и облагается штрафом 100 долларов» [2]. Далее приводятся данные проведенного опроса граждан, из которых 56 % считает, что указанное наркотическое растение может стать новым источником прибыли, который облегчит бюджетный дефицит штата. Отмечаются и опасения критиков, утверждающих, что «вред, нанесенный обществу легализацией, - от снижения успеваемости в учебе до увеличения количества дорожно-транспортных происшествий и несчастных случаев на работе - превзойдет возможную экономическую выгоду» [2].
По заявлению Д. Керликовске, руководителя управления по национальной политике в области контроля за распространением наркотиков, «США завершают многолетнюю войну с наркотиками» [3], ассигнования на которую в прошедшие четыре десятилетия неуклонно росли. «В 1969 году из американского бюджета на борьбу с наркотиками выделялось 81,4 млн долларов. За пять лет цифра выросла почти на порядок - до 760 млн долларов. В 2008 году только из федерального бюджета потрачено на эти цели 13,7 млрд. Примерно в 1,5 раза больше на антинаркотическую войну расходуют бюджеты штатов» [3].
Кроме того, во многих штатах назначается тюремное заключение за хранение любого количества запрещенного наркотика. Однако в 13 из них (Аляска, Вашингтон, Гавайи, Калифорния, Орегон и другие) с 1996 по 2009 годы были приняты законы, отменяющие уголовную ответственность за хранение и выращивание марихуаны для нуждающихся в ней по медицинским показаниям. «На Ямайке трижды лоббировалась ее легализация (в 2001, 2003 и 2008 годах). По данным американских правоохранительных служб, 60-80 % прибыли мексиканские наркокартели получают именно за счет «травки» [3].
11 января 2010 года одобрен законопроект о легализации марихуаны 14 штатом США - Нью-Джерси. В соответствии с ним, врачам разрешается выписывать наркотик страдающим тяжелыми хроническими болезнями. Пациентам будет выдаваться не более двух унций в месяц. Некоторые работники системы образования и правоохранительных органов решительно возражали против билля, говоря, что теперь доступ для курения «травки» будет существенно облегчен, в том числе большим числом подростков. Кроме того, введение этого проекта увеличит давление в школах на обучаемых со стороны своих сверстников, негативно повлияет на обстановку в районах» [4].
Переход к промежуточной стратегии оборота наркотиков в США был связан с медленным, но неуклонным ростом общей приобщенности к наркотикам выпускников американских школ. Ежегодный при-
рост, не превышающий 2-3 %, привел к тому, что весной 1997 года численность имеющих опыт минимум разового наркоупотребления достигла 54,3 %, то есть поднялась за шесть лет почти на 14 % [5]. Заметно возросло и число актуальных потребителей и составило в 1997 году 26,2 %. После 1999 года началось чрезвычайно медленное, но все же снижение уровня знакомства с наркотиками от 0,1 % в год, достигнув 2 % в 2003 году, а общая приобщенность к ним выросла до 51,1 % [5]. «В последнее десятилетие среди американских старшеклассников изменилось соотношение случайного и активного потребления: начиная с 1994 года, оно стало уже не 3:1, а примерно 2:1» [6].
По европейским данным, среди молодежи уровень потребления наркотиков примерно вдвое выше, чем среди взрослых. В структуре потребления преобладает конопля.
Сегодня каннабис является самым распространенным наркотическим средством в мире. Еще во Всемирном докладе о наркотиках за 2005 год [7] ему уделено особое внимание. Однако политика стран в отношении контроля над ним имеет самый разный характер и нередко меняется в течение одного года. «Имея практически неограниченные возможности по предложению при спросе, регулируемом капризами политических партий различных стран, наркодельцы вкладывают большие средства в увеличение силы воздействия каннабиса на организм человека и, соответственно, его рыночной привлекательности. Скачки в проводимой политике дезориентируют молодых людей относительно той степени опасности, которую представляет этот наркотик. Как результат, мы имеем катастрофические последствия: сегодня характеристики каннабиса не слишком отличаются от таких наркотических веществ растительного происхождения, как кокаин и героин. Эпидемия его распространения, подобно всем другим угрозам здоровью людей, требует действенных и долгосрочных мер государств» [7].
Не все согласны с такой позицией Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН). Так, сотрудник
Института проблем развития Мик Мур озвучивает, что «режим контролируемой терпимости к марихуане был бы эффективен» [8] на международном уровне. Однако, по его мнению, имеются политические препятствия. Среди них - «агрессивность УНП ООН в этом вопросе». Далее он выделяет взаимосвязь между уголовным законодательством, не допускающим нарколегализации, и ростом наркомании: «государственная нетерпимость двух влиятельных недемократических стран - Ирана и Российской Федерации, отмеченных эпидемией героиновой зависимости, настолько велика, что для лечения зависимости и обмена шприцов почти не остается возможностей. В обеих странах из-за использования общих шприцов все больше распространяется ВИЧ/СПИД; в одной только России насчитывается более миллиона ВИЧ-положительных наркоманов» [9].
Чешские власти с 1 января 2010 года легализовали продажу не только так называемых мягких наркотиков, но и даже некоторых их «тяжелых» аналогов, «определив минимальное количество наркотических средств (в граммах: марихуаны - 15, героина - 1,5, кокаина - 1, гашиша - 5, амфетамина - 2; пять доз ЛСД и до 40 галлюциногенных грибов), хранение которых обернется не уголовной, как раньше, а административной ответственностью. Правительства Польши и Словакии, встревоженные таким «социальным экспериментом», заявили о создании специальных приграничных подразделений полиции, так называемых «заградительных отрядов» против ввоза «дури». Для сравнения: в Польше, например, до сих пор можно загреметь на три года даже за одну дозу марихуаны. А за распространение и производство наркотиков грозит лишение свободы до 8 лет. Тем временем в польских молодежных интернет-блогах уже появились адреса, где в Чехии можно купить «наркоту» и по каким ценам. Притом что еще до конца не решен вопрос о том, где и как будут продаваться легализованные наркотики: под госконтролем в специализированных кафе и барах, как в Голландии, или же это дело оставят на откуп «бизнесу». Кстати, в той же Голландии власти не
раз изъявляли желание покончить с наркотуризмом.
В не меньшей степени они обеспокоены и перспективой организации «наркотуров» в Чехию [10]. «В связи со вступлением в силу нового закона, цены на наркотики в Чехии снизились на 30-40 %. Однако, как отмечают эксперты, в стране официальных мест их продажи нет, и торговля остается нелегальной. Согласно статистике, 28 % чехов моложе 24 лет хотя бы раз в год курят траву, что является наивысшим показателем в Евросоюзе. По данным Европейского мониторингового центра по наркотикам и наркомании (EMCDDA), в Старом Мире именно чешская молодежь - лидер по курению марихуаны. Некоторые правительства ЕС уже выразили обеспокоенность чешским экспериментом» [11].
Суть спора вокруг отказа от контроля над наркотиками разъясняется во Всемирном докладе о наркотиках за 2008 год, подготовленном УНП ООН [11]. В пользу такого отказа выдвигаются аргументы, связанные с экономикой, здравоохранением и безопасностью. По мнению исполнительного директора УНП ООН Антонио Мария Коста, экономическое обоснование следующее: «Необходимо легализовать наркотики и тем самым увеличить налоговые поступления. Этот аргумент по принципу легализовать и обложить налогом аморален и экономически неоправдан. Он предлагает ввести налог на порок, который из поколения в поколение выплачивали бы группы маргиналов (потерянных для общества наркоманов) для стимулирования оживления экономики. Может быть, сторонники такой меры выступают и за легализацию и обложение налогом других трудноконтролируемых видов преступной деятельности, таких как торговля людьми?» [11]. Он убежден, что «любое сокращение расходов на борьбу с наркотиками (вследствие сокращения расходов на правоохранительную деятельность) будет сведено на нет значительным ростом затрат на здравоохранение (из-за резкого роста потребления наркотиков).
Другие заявляют, что после легализации можно избежать возникновения угрозы массовой наркомании путем введения государ-
ственного регулирования рынка наркотиков. Речь вновь идет о наивной и недальновидной позиции. Во-первых, чем жестче контроль, тем быстрее можно ожидать появления параллельного (преступного) и более масштабного рынка, что лишает эту концепцию смысла. Во-вторых, принятие таких изощренных мер контроля по силам только нескольким (богатым) странам» [11]. Его тезис не вызывает у нас сомнения: «Не следует забывать одну простую истину: наркотики наносят вред не потому, что их контролируют, а их контролируют потому, что они наносят вред» [11].
Еще во Всемирном докладе о наркотиках за 2004 год УНП ООН акцентировало внимание на необходимости «сбалансированности профилактических мер и правоохранительных мероприятий» [7], в 2008 году проявляло «самую серьезную озабоченность организованной преступностью» [9]. В связи с этим исполнительный директор УНП ООН обратился к государствам-участницам с настоятельным призывом провести незамедлительно перенастройку программных ориентиров в направлении усиления мер контроля над преступностью без ослабления мер контроля над наркотиками. Доклад за 2009 год резюмирует: международному сообществу необходимо совмещать мероприятия по снижению предложения наркотиков с мероприятиями по сокращению их спроса и интегрировать национальные усилия в международные стратегии [12].
Действующие международные правовые нормы предусматривают уголовную ответственность за наркопреступления. В частности, Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года, содержит положения о наказании [13], статья 36 - принятие мер, обеспечивающих признание наказуемыми деяний, таких как: культивирование и производство, изготовление, извлечение, приготовление, хранение, предложение, предложение с коммерческими целями, распределение, покупка, продажа, доставка на каких бы то ни было условиях, маклерство,
отправка, переотправка транзитом, перевоз, ввоз и вывоз наркотических средств и всякое другое действие, которое, по мнению ратифицировавших Конвенцию стран (далее - Сторон), может являться нарушением постановлений настоящей Конвенции, в тех случаях, когда они совершены умышленно, а также что серьезные преступления будут подлежать соответствующему наказанию, в частности, тюремным заключением или иным способом лишения свободы». Каждое из перечисленных преступлений считается подлежащим включению в качестве преступления, влекущего выдачу, в любой договор о выдаче, заключенный между Сторонами.
Кроме того, Концепция признает наказуемыми деяниями умышленное соучастие в каком-либо из таких преступлений, участие в сообществе с целью совершения и покушения на их совершение, подготовительные действия и финансовые операции в связи с ними (ч. 2 ст. 36) [13].
Нормой уголовного права рассматриваемого международного документа также регламентируется наложение ареста и конфискации на любые наркотические средства, вещества и предметы оборудования, использованные или предназначенные для совершения преступлений.
«В тех случаях, когда лица, злоупотребляющие наркотическими средствами, совершают вышеперечисленные преступления, Стороны могут предусмотреть либо в качестве замены осуждения или наказания, либо в дополнение к наказанию, чтобы в отношении таких лиц применялись меры, направленные на их лечение, воспитание, наблюдение за ними после окончания ими лечения, восстановление их трудоспособности и возвращение их в общество» [13].
Меры по пресечению злоупотребления наркотическими средствами предусматриваются в сфере содействия ознакомлению лиц, которым это необходимо по работе, а также населения, в случае если есть опасность, что оно приобретает широкие масштабы.
Иным значительным нормативным правовым актом в области международного права является Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотиче-
ских средств и психотропных веществ [14]. Статья 3 приводит перечень нарушений и санкций:
«а) г) производство, изготовление, экстрагирование, приготовление,
предложение с целью продажи, распространение, продажу, поставку на любых условиях, посредничество, переправку, транзитную переправку, транспортировку, импорт или экспорт любого наркотического средства или любого психотропного вещества в нарушение положений Конвенции 1961 года, этой Конвенции с поправками или Конвенции 1971 года;
и) культивирование опийного мака, кокаинового куста или растения каннабис в целях производства наркотических средств в нарушение положений Конвенции 1961 года и этой Конвенции с поправками;
ш) хранение или покупку любого наркотического средства или
психотропного вещества для целей любого из видов деятельности, перечисленных в подпункте '4";
гу) изготовление, транспортировку или распространение оборудования,
материалов или веществ, указанных в Таблице I и Таблице II, если известно, что они предназначены для использования в целях незаконного культивирования, производства или изготовления
наркотических средств или психотропных веществ;
V) организацию, руководство или финансирование любых правонарушений, перечисленных в подпунктах "Г1, "п", "ш" или "Гу";
Ь) г) конверсию или перевод собственности, если известно, что такая собственность получена в результате любого правонарушения или
правонарушений, признанных таковыми в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях, в целях сокрытия или утаивания незаконного источника собственности или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении такого правонарушения или правонарушений, с
тем чтобы он мог уклониться от ответственности за свои действия;
гг) сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении собственности или ее принадлежности, если известно, что такая собственность получена в результате правонарушения или правонарушений, признанных таковыми в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях;
с) с учетом своих конституционных положений и основных принципов своей правовой системы:
г) приобретение, владение или использование собственности, если в момент ее получения было известно, что такая собственность получена в результате правонарушения или правонарушений, признанных таковыми в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях;
гг) владение оборудованием или материалами или веществами, указанными в Таблице I и Таблице II, если известно, что они используются или предназначены для использования в целях незаконного культивирования, производства или изготовления каких-либо наркотических средств или психотропных веществ;
ггг) публичное подстрекательство или побуждение других любыми средствами к совершению любого из правонарушений, признанных таковыми в соответствии с настоящей статьей, или к незаконному использованию наркотических средств или психотропных веществ;
гу) участие, причастность или вступление в преступный сговор с целью совершения любого правонарушения или правонарушений, признанных таковыми в соответствии с настоящей статьей, попытки совершить такое правонарушение или правонарушения, а также пособничество, подстрекательство,
содействие или дача советов при их совершении» [14].
Совершенствование международной правовой базы антинаркотической деятельности выработало механизм ее практической реализации. В целом, сотрудни-
чество государств осуществляется при соблюдении международно-правовых норм, в первую очередь, общепризнанных принципов международного характера.
ЛИТЕРАТУРА
1. См.: Кристи Н., Бруун А. Удобный враг. Политика борьбы с наркотиками в Скандинавии / пер. с англ. А. Турунтаевой. М., 2004. 272 с.; Тимофеев Л. Модель «черной экономики»: наркобизнес // Теневые экономические системы современной России: теоретико-аналитические модели. - М., 2008. - С. 191-272.
2. Уиткомб Д., Горман С. Марихуана может спасти Калифорнию от краха // Thomson Reuters. 18.12.2009.
3. Крэк изобилия // Власть. 08.06.2009. № 22 (825). Режим доступа к изд.: sartrac.ru/i.php.
4. Грин Я. Курите марихуану на здоровье // Режим доступа к изд.: http://www.polit.ru/institutes/2010/03/11/drugs.html.
5. Release on Drug Use. 2003. Table 4 // Режим доступа к изд.: http://www.monitoring the future.org.
6. Мацкевич М.Г. Исследования наркотизма и проблемы профилактики // // Наркотизм. Наркомании. Наркополитика / под ред. А.Г. Софронова. СПб., 2006. С. 34.
7. Всемирный доклад о наркотиках (World Drug Report) // Режим доступа к изд.: www.narkotiki.ru/mir_5767.html.
8. Наркотики: на пути к глобальному режиму терпимости. Точка зрения сотрудника Института проблем развития Мика Мура // Режим доступа к изд.: www.polit.ru.
9. Всемирный доклад о наркотиках (World Drug Report) // Режим доступа к изд.:www.antidrugfront.ru/world-drug-report-2008.html.
10. Шаньков В. Легализация наркотиков в Чехии напугала соседние страны // Новые известия. 12 января 2010 г. // Режим доступа к изд: www. demoscope. ru/w eekly/2010/0405/gazeta-025.php.
11. В Чехии легализировали наркотики. 4 ноября 2010 г. // Режим доступа к изд: korrespondent.net.
12. Всемирный доклад о наркотиках (World Drug Report) // Режим доступа к изд.: http://www.un.org/ru/development/surveys/-docs/drug2010.pdf.
13. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года от 30.03.1961, Нью-Йорк с изм. и доп. от 25.03.1972 // СЗ РФ. 2000. № 22. Ст. 2269.
14. Конвенция организации объединенных наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20.12.1988 г., Вена // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVII. М., 1994. С. 133-157.