9.15. О СУЩНОСТИ ПРЕСТУПНОГО ДЕЯНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 200.5 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РФ
Прохоров Эрик Александрович, аспирант. Место учебы: Московский государственный областной университет. E-mail: [email protected]
Аннотация: В настоящей статье рассмотрена сущность преступного деяния, предусмотренного ст. 200.5 УК РФ «Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок». Автором отмечено, что ценность объекта указанного в ст. 200.5 УК РФ преступления обусловлена возникающими в связи с закупками государственными и муниципальными интересами. Соответственно, вред в данном случае будет причиняться государству или муниципальному образованию, даже несмотря на то, что передача денег (или иного имущества), осуществляется физическому лицу. Сделан вывод, что сущность преступного деяния, предусмотренного ст. 200.5 УК РФ раскрывается через тот вред и ту общественную опасность, которые возникают в следствие подкупа контрактного управляющего, работника контрактной службы, члена комиссии по осуществлению закупок.
Ключевые слова: деяние, преступное деяние, преступление, государственные закупки, муниципальные закупки, подкуп, незаконная передача.
ABOUT THE NATURE OF THE CRIMINAL ACTS UNDER
ARTICLE 200.5 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION
Prokhorov Eric Alexandrovich, postgraduate student. Place of study: Moscow Region State University. E-mail: [email protected]
Annotation: In this article we examined the essence of criminal acts under article 200.5 of the criminal code "Bribery of employee of contract service, contract Manager, member of the Commission on the implementation of the procurement". The author notes that the value of the object specified in Art. 200.5 of the criminal code of the Russian Federation is due to the crime arising in connection with the procurement of state and municipal interests. Accordingly, the damage in this case will be caused to the state or municipality, even though the transfer of money (or other property) is carried out to an individual. It is concluded that the essence of the criminal act under Art. 200.5 of the criminal code is revealed through the harm and the public danger that arise as a consequence of bribery of the employee of the contract service, contract Manager, member of the procurement Commission. Keywords: act, criminal act, crime, public procurement, municipal procurement, bribery, illegal transfer.
Раскрытие сущности преступного деяния представляется достаточно значимым исследовательским шагом в науке уголовного права силу того, что сущность позволяет понять внутреннюю основу, смысл, содержание, суть определенного противоправного деяния, определить общественные отношения, возникающие на основе факта совершения преступления и назначения виновному наказания. Особую значимость этого возникает в отношении новых составов преступлений, введенных в уголовный закон. Так, статья 200.5 Уголовного кодекса Российской Федерации «Подкуп ра-
ботника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок» включена в УК РФ относительно недавно, а именно на основании Федерального закона № 99-ФЗ от 23 апреля 2018 [2]. Полагаем, что одной из значимых особенностей этой статьи является нахождение ее состава на стыке положений статьи 204 «Коммерческий подкуп» и статьи 291 «Дача взятки» УК РФ.
Особенностью понимания сущности преступного деяния выступает его достаточно широкое понимание, так как оно предполагает раскрытие сущности как преступления, так и уголовных проступков, тяжесть которых признается менее существенной. Это влечет наличие в законе ряда преимуществ, позволяющих избегать привлечения к уголовной ответственности (покушение на совершение) или освобождаться от уголовного преследования с заключением мирового соглашения.
Преступное деяние есть форма существования преступления, где его форма может проявляться в действии или бездействии. Это, в свою очередь, с точки зрения правового явления позволяет воспринимать его как состав преступления. При этом доктринально любое преступное деяние (и в форме действия, и в форме бездействия) признается соответственно активным или пассивным поведением лица. Основным признаком этого поведения выступает причинение вреда охраняемому уголовным законом объекту или только угрозу причинения. В рамках статьи 200.5 таковыми могут быть признаны общественные отношения, возникающие в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Выделение в рамках статьи 200.5 УК РФ такого активного действия, как незаконная передача работнику контрактной службы и иным указанным в диспозиции статьи лицам «денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера» связано с той практикой, которая сформировалась при проведении процедур государственных или муниципальных закупок. Это наглядно подтверждает тезис И.И. Карпец, которым справедливо утверждалось: «...основная масса преступлений -это результат обобщения опыта человечества, с одной стороны, и опыта конкретного государства, исходя из особенностей его экономики, социальных, политических и иных отношений, образа жизни и нравственных установок людей, входящих в государство, - с другой» [3, с.116].
Социальная природа преступлений в сфере осуществления закупок для муниципальных и государственных нужд находит свое наглядное проявление в тех социальных, экономических и правовых последствиях, выступающих как результат совершения того или иного преступления в указанной сфере. Причиняемый такими преступлениями вред в целом выступает негативным фактором, пагубно влияющим на общественное развитие, а порой и угрожающим государственной или муниципальной безопасности.
В целом, на доктринальном уровне еще не выработано единое мнение относительно сущности преступления. Для ряда исследователей сущность преступления находит свое выражение «в его посягательстве на господствующие общественные отношения» [4, а88]. В противовес этому другие исследователи указывают на абстрактность подобных рассуждений и то, что языковое значение «посягательства» означает только осуждаемую или незаконную попытку что-либо полу-
7'2018
Пробелы в российском законодательстве
чить или сделать [5, с.29-30], является неубедительным.
В российском уголовном законодательстве понятие «преступление» трактуется как виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания (ч. 1 ст. 14 УК РФ). Следовательно, любое преступление затрагивает определенные общественные отношения. Исходя их этого преступная деятельность, нарушающая нормативно установленный порядок осуществления как государственных, так и муниципальных закупок также существенным образом затрагивает четко определенную сферу общественных отношений. Именно благодаря наличию конкретных свойств объекта преступления, которые как раз и определяются совокупностью свойств в данном случае отношений в сфере закупочной деятельности государства или муниципальных образований, охраняемых уголовным законодательством, позволяют выделить и адекватно оценить признаки и содержание остальных элементов состава рассматриваемого преступления. Общественная опасность преступлений в сфере закупочной деятельности, осуществляемой органами государственной власти или местного самоуправления, которые стали также включать и состав определенного в ст. 200.5 УК РФ преступления, предполагаю наличие элементов, входящих во все составы преступлений, а именно объект преступного посягательства, объективную сторону преступления и субъективную сторону преступления [6, с.61].
Значимым является то, что ценность объекта указанного в ст. 200.5 УК РФ преступления обусловлена возникающими в связи с закупками государственными и муниципальными интересами. Соответственно, вред в данном случае будет причиняться государству или муниципальному образованию, даже несмотря на то, что передача денег (или иного имущества), осуществляется физическому лицу. Фактически, в основу этого действия положены либо результат деяния этого физического лица, либо это создает предпосылки для такого деяния. Следовательно, в первом случае вред гипотетически уже причинен, во-втором - уже предполагается. Следовательно, социальная опасность такого преступления объективно высокая, а степень общественной опасности - значительна.
Действия, зафиксированные в ст. 200.5 УК РФ объективно вредные, они реально опасные для российского общества. И их возникновение в современной российской истории связано с началом формирования на законодательном уровне стройного порядка осуществления муниципальных и государственных закупок. Но их официальная правовая оценка как самостоятельного состава преступления не смогла появиться раньше, чем государство увидело в этом существенную опасность собственным интересам, уйдя от квалификации как взяточничества. Следовательно, это может свидетельствовать только о том, что законодателем ранее не усматривалась общественной опасности подобного рода деяний для доминирующей системы общественных отношений, исключая тем самым их противоправность и наказуемость. Во многом это было обусловлено иным подходом к борьбе с коррупционными проявлениями в сфере государственных или муниципальных закупок.
Принятие и вступление в силу Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных и государственных нужд» № 44-ФЗ 5 апреля 2013 г. [1] позволи-
ло создать правовую основу формирования федеральной контрактной системы. При этом сам по себе механизм государственных конкурсных закупок выступает как антикоррупционный и направлен на минимизацию расходов бюджетов различного уровня и экономию средств. Однако этот механизм способен осуществлять свое функционирование и в ином направлении, осуществляя прикрытие от противоправных действий с бюджетными средствами, использования методов неоптимальных форм хозяйствования и т.д. Соответственно, при использовании такой формы организации торгово-закупочной и финансово-хозяйственной деятельности не гарантируется защита общества и входящей в него экономической подсистемы от коррупционных проявлений. В этой связи достаточно актуальным стало введение состава преступления, предусмотренного ст. 200.5 УК РФ. Это явилось объективным подтверждением многоплановости общественной опасности указанного в ней преступления, наличием целого комплекса постоянно изменяющихся как социально-экономических, так и политических факторов, которые предопределяют совершение таких преступлений.
Предметом подкупа специального субъекта, которым в диспозиции определены работники контрактной службы, или члены комиссии по осуществлению закупок или контрактные управляющие, могут выступать деньги или ценные бумаги, а также иное имущество. Не исключается при этом и незаконное оказание услуг имущественного характера. Если же затронуть вопрос объективной стороны состава преступления по ч. ч. 1 и 2 ст.200.5 УК РФ, то она в подкупе указанных выше субъектов заключается в совершении незаконной передачи этим субъектам как раз денег или ценных бумаг, иного имущества или же оказание им различных услуг, обладающих имущественным характером. Эти действия должны находиться во взаимосвязи с совершением тех или иных действий или бездействия в сфере муниципальных или государственных закупок, которые вытекают из служебного положения должностных лиц и исключительно в интересах дающих. Это со всей очевидностью должно трактоваться как в качестве совершения противоправных действий виновного, содержанием которых является вручении или оказание содействия такому вручению получателю указанных выше материальных ценностей или услуг, так и действия, безвозмездно удовлетворение потребности получателя, в отношении которых возможно провести легальную оценку имущественного характера.
При этом как необходимая характеристика объективной стороны подкупа специальных субъектов, указанных в ст.200.5 УК РФ, является незаконность совершения указанных действий. В этих случаях не имеет значение используемый способ принятия тем или иным субъектом денег, ценных бумаг или иного имущества, а также услуг имущественного характера. Субъект передачи при осуществлении подкупа контрактного управляющего, работника контрактной службы или члена комиссии по осуществлению закупок общий. Им является вменяемое физическое лицо, которое старше 16 лет. При этом сам субъект, получающий незаконное имущественное вознаграждение является специальным и под этот признак может подпадать только четко определенные уголовным законом лица - «работник контрактной службы, контрактный управляющий, член комиссии по осуществлению закупок, лицо, осуществляющее приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, ли-
бо иное уполномоченное лицо, представляющее интересы заказчика в сфере закупок».
При этом в состав субъективной стороны действий, связанных с незаконной передачей предмета подкупа, следует включать только виное деяние с прямым умыслом. В этом случае характеристикой этого элемента преступления будет четкое осознание лицом передачи незаконного вознаграждения, получение которого предполагает совершение интересах дающего определенных действий и это лицо стремится совершить эту передачу. Как обязательный признак должна присутствовать взаимосвязь между передачей незаконного вознаграждения (включая предоставление услуг) контрактному управляющему, работнику контрактной службы или члену комиссии по осуществлению закупок и наличием у данных специальных субъектов готовности к совершению определенных действия. связанных с закупками, либо к бездействию исходя из наличия у них полномочий, связанных с процедурами государственных или муниципальных закупок в интересах дающего.
Таким образом, сущность преступного деяния, предусмотренного ст. 200.5 УК РФ раскрывается через тот вред и ту общественную опасность, которые возникают вследствие подкупа контрактного управляющего, работника контрактной службы, члена комиссии по осуществлению закупок. Сам факт выделения в уголовном законе состава предусмотренного этой статьей преступления свидетельствует, во-первых, об уточнении с точки зрения уголовного законодательства субъ-
ектного состава, подлежащего уголовной ответственности вследствие ненадлежащего осуществления своих должностных обязанностей, во-вторых, об усилении борьбы государства с коррупционными проявлениями в сфере муниципальных и государственных закупок и, в-третьих, о совершенствовании механизма осуществления муниципальных и государственных закупок средствами уголовного закона.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных и государственных нужд" //Российская газета, № 6095, 12.04.2013.
2. Федеральный закон от 23.04.2018 N 99-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" // Российская газета, N 88, 25.04.2018.
3. Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М.: Рос. право, 1992. - 432 с.
4. Карпушин М.П., Курляндский В.И. Уголовная ответственность и состав преступления. М.: Юридическая литература, 1974. - 232 с.
5. Марцев А.И. Преступление: сущность и содержание: Учеб. пособие. Омск: ВШМ МВД СССР, 1986. - 68 с.
6. Прохоров В.С. Преступление и ответственность. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. - 136 с.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 83,18%