Научная статья на тему 'О сущности понятия «Правовая компетенция обучающихся 10-11-х классов»'

О сущности понятия «Правовая компетенция обучающихся 10-11-х классов» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
646
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11-Х КЛАССОВ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КУРС "ПРАВО" / COMPETENCE / LEGAL COMPETENCE / LEGAL COMPETENCE OF STUDENTS GRADES 10-11 / COMPETENCE APPROACH / SECONDARY EDUCATION / SUBJECT "LAW"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Екатерина Евгеньевна

Модернизация российского образования определила переход от когнитивного к компетентностному подходу в образовании, что привело к обновлению федеральных государственных образовательных стандартов. В современном обществе необходимость получения качественного правового образования является бесспорным фактом, что, несомненно, обусловливает значимость овладения правовой компетенцией выпускниками. В отличие от высшего профессионального образования, где в ФГОС ВПО представлен перечень компетенций, которыми должен владеть выпускник (в т. ч. и правовыми), чему посвящено множество научных исследований, формирование правовой компетенции в рамках среднего общего образования не отражено напрямую ни в ФГОС CОО, ни в трудах ученых. В статье обоснована необходимость формирования правовой компетенции обучающихся 10-11-х классов, определено понятие «правовая компетенция обучающихся 10-11-х классов», представлены его компоненты и показатели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About Essence of the Concept “Legal Competences of Student Grades 10-11”

Modernization of Russian education has identified the transition from the cognitive to the competence approach in education that led to the renewal of the Federal state educational standards. In modern society the need for quality legal education is an indisputable fact that, undoubtedly, causes the importance of mastering the legal competences of the graduates. Unlike higher education, where the FSES HPE provides a list of competencies that must possess graduate (including law), which is dedicated to the scientific research, development of legal competencies within secondary education are not directly reflected in the FSES SE nor binders, nor in the writings of scholars. In the article the necessity of formation of legal competence of students grades 10-11, defined the concept of “legal competence of students grades 10-11”, submitted to its components and indicators.

Текст научной работы на тему «О сущности понятия «Правовая компетенция обучающихся 10-11-х классов»»

_UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS_

УДК 373.3/.5+372.016:34*10/11

Андреева Екатерина Евгеньевна

Аспирант кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет, [email protected], Екатеринбург

О СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11-Х КЛАССОВ»

Аннотация. Модернизация российского образования определила переход от когнитивного к компетентностному подходу в образовании, что привело к обновлению федеральных государственных образовательных стандартов. В современном обществе необходимость получения качественного правового образования является бесспорным фактом, что, несомненно, обусловливает значимость овладения правовой компетенцией выпускниками. В отличие от высшего профессионального образования, где в ФГОС ВПО представлен перечень компетенций, которыми должен владеть выпускник (в т. ч. и правовыми), чему посвящено множество научных исследований, формирование правовой компетенции в рамках среднего общего образования не отражено напрямую ни в ФГОС СОО, ни в трудах ученых. В статье обоснована необходимость формирования правовой компетенции обучающихся 10-11-х классов, определено понятие «правовая компетенция обучающихся 10-11-х классов», представлены его компоненты и показатели.

Ключевые слова: компетенция, правовая компетенция, правовая компетенция обучающихся 10-11-х классов, компетентностный подход, среднее общее образование, курс «Право».

В настоящее время в России особое внимание уделяется правовому образованию. В 2011 г. Президентом РФ были утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» [15]. Документ направлен на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства. Одним из направлений государственной политики выделяется развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права. О необходимости развития и повышения качества правового образования говорят и другие документы: Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. [11], Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. [13], Стратегия развития вос-

питания в Российской Федерации на период до 2025 г. [14].

Модернизация российского образования привнесла серьезные изменения в характер, цели и направленность современного образования. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. определила переход от знаниевого к ком-петентностному подходу в образовании: общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования [12]. Такие изменения повлекли за собой пересмотр устоявшихся подходов к содержанию образования, а следовательно, и обновление федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС).

Современное общество диктует новый портрет выпускника общеобразовательной организации, всесторонне подготовленного, владеющего комплексом развитых компетенций, отвечающих социальным требованиям и необходимых для успешного включения в профессиональную подготовку. И если ФГОСы высшего профессионального образования прямо указывают на компетенции, которыми должен владеть выпуск-

ник, то ФГОС среднего общего образования не дает их четкого перечня, хотя указывает на готовность и способность к осуществлению некоторых видов деятельности как результат освоения основной образовательной программы. В частности, ФГОС среднего общего образования выделяет требования к предметным результатам освоения курса «Право» на базовом и углубленном уровне. В статье мы будем обращаться к результатам освоения базового курса «Право».

Вышесказанное актуализирует проблему формирования правовой компетенции обучающихся.

Рассматривая вопрос о правовой компетенции обучающихся 10-11-х классов, прежде всего, необходимо определиться с содержанием понятия «компетенция», его ключевыми характеристиками. Существует множество авторских определений и классификаций компетенций. В современной науке компетентностный подход в образовании активно исследуется такими специалистами, как В. И. Андреев, В. И. Байденко,

A. А. Вербицкий, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Э. М. Калицкий, А. В. Макаров, А. В. Хуторской и др.

По мнению Э. Ф. Зеера, компетенция - это обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способности человека на практике реализовывать свою компетентность [6]. И. А. Зимняя определяет компетенции как интегрированные характеристики качеств личности, позволяющие осуществлять деятельность в соответствии с профессиональными и социальными требованиями, а также личностными ожиданиями [7]. В. И. Байденко под компетенцией понимает меру образовательного успеха личности, проявляющуюся в его собственных действиях, в определенных профессионально и социально значимых ситуациях [2]. Основой компетенции, с точки зрения

B. И. Андреева, является умение, поэтому любая компетенция должна начинаться со слова «уметь». Однако, подчеркивает исследователь, важны не только умения, но и знания, способности, соответствующие этой компетенции, личностные качества и даже опыт творческой деятельности. Поэтому компетенция - это интегральный показатель, степень готовности личности (вклю-

чающая позитивную мотивацию, знания, умения, способности и опыт творческой деятельности), которая проявляется, развивается и реализуется в решении определенного комплекса учебных, профессиональных и других задач [1].

А. В. Хуторской определяет компетенцию как совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [19].

Обобщая приведенные определения, мы приходим к выводу, что понятие «компетенция» включает в себя понятия «готовность» и «способность». Готовность определяют как настроенность на что-либо, подготовленность к какому-либо виду деятельности. Под способностью понимают возможность и умение что-либо делать, склонность к определенному виду деятельности. Мы считаем, что понятия «готовность» и «способность» являются ключевыми характеристиками компетенции. Опираясь на вышесказанное, мы будем определять понятие «компетенция» как способность и готовность применять систему знаний и умений и успешно действовать на основе практического опыта в определенной области.

Аргументировав необходимость введения в научный оборот универсального понятия профессиональной компетенции и выявив ее компонентный состав, А. К. Колесников, А. И. Санникова, К. Э. Безукладников обосновали, что под профессиональной компетенцией следует понимать психологическое новообразование, включающее в себя наряду с когнитивным и поведенческим аспектами долговременную готовность к профессиональной деятельности как интегративное свойство личности [9].

Исследователи сходятся во мнении, что формирование правовой компетенции должно осуществляться в ходе профессиональной подготовки студентов среднего и высшего профессионального образования. Многообразие подходов к вопросу определения профессионально-правовых компетенций и путей их формирования содержится в трудах А. А. Гулакяна, О. В. Гусева, А. В. Каревой, А. В. Коротун, М. А. Соболевой. Так, говоря о правовой компетенции будущего социального педагога, А. В. Ко-

ротун рассматривает компетенцию как интегральное свойство личности, основанное на правовых ценностях общества, отражающее способность и готовность данной личности применять систему правовых знаний и умений в осуществлении социально-правовой защиты детства, правового воспитания обучающихся, проявляя при этом такие профессионально значимые качества, как правовая активность, ответственность, коммуникативность и толерантность [10]. М. А. Соболева определяет правовую компетенцию студентов медицинского института как интегральное качество личности, отражающее ее способность и готовность использовать правовые знания и умения, задаваемые образовательным стандартом, для решения практических задач, реализуя при этом такие профессионально-значимые личностные качества, как ответственность, коммуникативность, эмпатия, толерантность [17]. Исследователи А. А. Гулакян, О. В. Гусев, А. В. Карева в своих работах рассматривали содержание, структуру и подходы к формированию профессионально-правовой компетенции [4; 5; 8].

Изучение научной литературы позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на обилие научных исследований по определению понятий «компетенция», «профессиональная компетенция» и «правовая компетенция» в рамках направлений профессиональной подготовки, аспект изучения формирования правовой компетенции обучающихся 10-11-х классов остается не разработанным. Монографий, учебников, диссертационных исследований, посвященных данной проблеме, нами не обнаружено.

Опираясь на анализ научной литературы по проблемам компетентностного подхода в образовании, в частности в правовом образовании, мы определяем правовую компетенцию обучающихся 10-11-х классов как интегрированное свойство личности, основанное на правовых ценностях общества, отражающее способность и готовность данной личности применять систему правовых знаний и умений в правовых ситуациях.

Для определения структурных компонентов правовой компетенции обучающихся 10-11-х классов необходимо выявить существенные признаки этого понятия с точки зрения различных научных подходов.

Т. Б. Гребенюк представила понятие «компетенция» с точки зрения системного, де-ятельностного, личностного и целостного подходов, которые позволили создать достаточно точное представление о структуре этого понятия [3]. Исследователь пришла к выводу, что деятельностный подход отражает практическую направленность компетенции, включающую умения и способности, направленные на реализацию этой компетенции; системный подход определяет состав и связь между отдельными элементами компетенции; личностный подход раскрывает составляющие компетенции, обусловленные свойствами и качествами личности, значимыми для усвоения и реализации компетенции в определенных ситуациях; целостный подход направлен на выявление всех возможных сторон компетенции и их координацию, взаимозависимость. Исходя из вышеизложенного, мы выделяем следующие компоненты структуры правовой компетенции обучающихся 10-11-х классов:

- мотивационный (интерес обучающегося к правовой информации, стремление к способностям оценивания правовых ситуаций);

- личностный (личностные качества и эмоционально-ценностное отношение к праву);

- когнитивный (система правовых знаний и умений);

- деятельностный (способность и готовность применения правовых знаний и умений на практике).

Таким образом, в общеобразовательной организации необходимо организовать процесс правового образования и наполнить его содержанием так, чтобы он был направлен на формирование не только знаний, но и определенных умений, навыков, опыта деятельности и личностных качеств обучающегося.

Учеными предложено множество классификаций компетенций по уровню их распространения, контексту решаемых задач, сущности и содержанию, по категории деятельности [8; 16; 18]. Наиболее близкой для нас является классификация А. В. Хуторского, в которой выделены ключевые компетенции, относящиеся к общему (мета-предметному) содержанию образования; общепредметные компетенции, относящиеся

к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; предметные компетенции, являющиеся частными по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов [19]. Мы относим правовую компетенцию обучающихся 10-11-х классов к предметным компетенциям, поскольку ее формирование происходит непосредственно в рамках курса «Право».

Для определения показателей правовой компетенции обучающихся 10-11-х классов и круга правовых ситуаций, в которых обучающийся будет готов и способен применить сформированную у него правовую компетенцию, необходимо обратиться к ФГОС среднего общего образования, где отражены требования к предметным результатам освоения базового курса «Право». К указанным требованиям относятся следующие: сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах; владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях; владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности; сформированность представлений о Конституции Российской Федерации как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации; сформиро-ванность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами; сформированность основ правового мышления; сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права; понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий; сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации; сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.

Названные требования к предметным результатам освоения базового курса «Право» позволяют выделить следующие показатели правовой компетенции обучающихся 10-11-х классов:

- способность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры осуществлять деятельность в конкретных жизненных ситуациях;

- способность самостоятельно осуществлять поиск и использовать правовую информацию;

- способность принимать решения и применять нормативные правовые акты в конкретных жизненных ситуациях;

- способность оценивать конкретные правовые нормы;

- способность разрешать конфликты правовыми способами;

- владение навыками подготовки некоторых видов юридических документов;

- способность отличать неправомерное поведение;

- способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать права и свободы человека и гражданина;

- владение базовыми знаниями по основным отраслям российского законодательства;

- способность понимать специфику юридической деятельности и юридических профессий. Выделенные показатели правовой компетенции в совокупности соответствуют требованиям ФГОС среднего общего образования, но выводят правовое образование в общеобразовательной организации на более высокий уровень за счет включения не только когнитивного компонента, но и выделенных нами ранее мотивационного, личностного и деятельностного.

В ходе работы над статьей получены следующие результаты:

- определена сущность понятия «правовая компетенция обучающихся 10-11-х классов»;

- определена структура правовой компетенции обучающихся 10-11-х классов, включающая мотивационный, личностный, когнитивный и деятельностный компоненты;

- выделены показатели правовой компетенции обучающихся 10-11-х классов.

Названные результаты исследования дополняют и расширяют существующие научные представления о правовой компетенции и создают основу для дальнейших исследований в области процесса формирования правовой компетенции обучающихся 10-11-х классов: форм реализации, педагогических условий успешности, учебно-методического обеспечения.

1. Андреев В. И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учебное пособие. - Казань: Центр инновационных технологий, 2005. - 499 с.

2. Байденко В. И. Компетенции в высшем профессиональном образовании (к освоению компе-тентностного подхода) // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 10-12.

3. Гребенюк Т. Б. Проблемы компетентност-ного подхода в средней и высшей школе: сб. науч. тр. / науч. ред. Т. Б. Гребенюк. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008. - 99 с.

4. Гулакян А. А. Развитие правовой компетенции студентов туристского вуза: дис. ... канд. пед. наук. - Сходня, 2006. - 152 с.

5. Гусев О. В. Формирование эколого-правовой компетенции у студентов педагогического вуза: дис. ... канд. пед. наук. - Самара, 2008. - 214 с.

6. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 240 с.

7. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.

8. Карева А. В. Формирование педагогико-пра-вовой компетенции в профессиональной подготовке специалистов по сервису и туризму: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2009. - 241 с.

9. Колесников А. К., Санникова А. И., Безук-ладников К. Э. Профессиональная компетенция и компетентность // Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 6. - С. 57-61.

10. Коротун А. В. Формирование правовой компетенции у будущих социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2010. - 279 с.

11. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. - URL: http://base.garant.ru/194365/ (дата обращения: 03.12.2015).

ескии список

12. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года [Электронный ресурс]: Приказ Минобразования РФ от 11.02.2002 № 393. - URL: http://base.garant. ru/1588306/ (дата обращения: 03.12.2015).

13. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295. - URL: http://base.garant.ru/70643472/#help (дата обращения: 03.12.2015).

14. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. - URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71057260:0 (дата обращения: 03.12.2015).

15. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 04.05.2011 Пр-1168) [Электронный ресурс]. - URL: http://ivo.garant. ru/#/document/55171558:0 (дата обращения: 03.12.2015).

16. Селевко Г. К. Компетентности и их классификация // Народное образование. - 2004. -№ 4. - С. 136-144.

17. Соболева М. А. Формирование правовой компетенции студентов медицинского института: дис. ... канд. пед. наук. - Орел, 2013. - 221 с.

18. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. - № 3. - 2004. -С. 20-26.

19. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. -2003. - № 2. - С. 58-64.

20. Weinert F. E. Concepts of Competence (Contribution within the OECD project Definition and selection of competencies: Theoretical and conceptual foundations (DeSeCo)). - Neuchatel: DeSeCo, 1999. - 35 с.

Поступила в редакцию 25.03.2016

_ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ_

Andreeva Ekaterina Evgenievna

Graduate student of the Department of Pedagogy, Ural State Pedagogical University, [email protected], Ekaterinburg

ABOUT ESSENCE OF THE CONCEPT "LEGAL COMPETENCES OF STUDENT GRADES 10-11"

Abstract. Modernization of Russian education has identified the transition from the cognitive to the competence approach in education that led to the renewal of the Federal state educational standards. In modern society the need for quality legal education is an indisputable fact that, undoubtedly, causes the importance of mastering the legal competences of the graduates. Unlike higher education, where the FSES HPE provides a list of competencies that must possess graduate (including law), which is dedicated to the scientific research, development of legal competencies within secondary education are not directly reflected in the FSES SE nor binders, nor in the writings of scholars. In the article the necessity of formation of legal competence of students grades 10-11, defined the concept of "legal competence of students grades 10-11", submitted to its components and indicators.

Keywords: competence, legal competence, legal competence of students grades 10-11, competence approach, secondary education, subject "Law".

References

1. Andreev, V. I., 2005. Pedagogika vysshej shko-ly. Innovacionno-prognosticheskij kurs [Pedagogy of higher education. Innovation and prognostic course]. Kazan': Centr innovacionnyx texnologij Publ., 499 p. (in Russ.).

2. Baydenko, V. I., 2004. Kompetencii v vy-sshem professional'nom obrazovanii (k osvoeni-yu kompetentnostnogo podxoda) [Competences in higher professional education (to the development of competence-based approach)]. Vysshee obra-zovanie v Rossii [Higher education in Russia], 11, p. 10 (in Russ.).

3. Grebeniyk, T. B., 2008. Problemy kompetent-nostnogo podxoda v srednej i vysshej shkole [The problems of the competence approach in secondary and higher school]. Kaliningrad: Immanuel Kant Russian State University Publ., p. 99 (in Russ.).

4. Gulakyan, A. A., 2006. Razvitie pravovoj kompetencii studentov turistskogo vuza [Development of the legal competence of students of tourist high school]. Cand. Sci. (Pedag.). Shodnya, 152 p. (in Russ.).

5. Gusev, O. V., 2008. Formirovanie e'kolo-go-pravovoj kompetencii u studentov pedagog-icheskogo vuza [Formation of ecological and legal competence of students of pedagogical high school]. Cand. Sci. (Pedag.). Samara, 214 p. (in Russ.).

6. Zeer, E. F., 2007. Psixologiya professional'no-go razvitiya [Psychology of professional development]. Moscow: Akademiya Publ., 240 p. (in Russ.).

7. Zimnyaya, I. A., 2003. Klyuchevye kompetencii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya [Key competences - new paradigm of result of education]. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher Edu-

cation Today], 5, pp. 34-42 (in Russ.).

8. Kareva, A. V., 2009. Formirovanie peda-gogiko-pravovoj kompetencii v professional'noj podgotovke specialistov po servisu i turizmu [Formation of pedagogical and legal competence in professional training in service and tourism]. Cand. Sci. (Pedag.). Ekaterinburg, 241 p. (in Russ.).

9. Kolesnicov, A. K., Sannicova, A. I., Bezuklad-nicov, K. E., 2009. Professional'naya kompetenci-ya i kompetentnost' [Professional competence and expertise]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical education and science], 6, pp. 57-61 (in Russ., abstr. in Eng.).

10. Korotun, A. V., 2010. Formirovanie pravovoj kompetencii u budushhix social'nyx pedagogov v processe professional'noj podgotovki [Formation of legal competence of future social teachers in the process of professional training]. Cand. Sci. (Pedag.). Ekaterinburg, 279 p. (in Russ.).

11. O Koncepcii dolgosrochnogo social'no-e'ko-nomicheskogo razvitiya RF na period do 2020 goda: rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 № 1662-r [About the Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period till 2020: the Order of the Government of the Russian Federation dated November 17, 2008, 1662-r] [online]. Available at: http://base. garant.ru/194365/ (Accessed 3 December 2015) (in Russ.).

12. O Koncepcii modernizacii rossijskogo obrazovaniya na period do 2010 goda: prikaz Minobra-zovaniya RF ot 11.02.2002 № 393 [About the Concept of modernization of Russian education for the period till 2010: the order of the Ministry of educa-

tion dated February 11, 2002, 393] [online]. Available at: http://base.garant.ru/1588306/ (Accessed 3 December 2015) (in Russ.).

13. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj program-my Rossijskoj Federacii "Razvitie obrazovaniya" na 2013-2020 gody: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 № 295 [On approval of the state program of the Russian Federation "Development of Education" for 2013-2020: the decree of the Government of the Russian Federation dated April 15, 2014, 295] [online]. Available at: http://base.garant.ru/70643472/#help (Accessed 3 December 2015) (in Russ.).

14. Ob utverzhdenii Strategii razvitiya vospi-taniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda: rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.05.2015 № 996-r [About approval of the Strategy of development of education in the Russian Federation for the period till 2025: the Order of the Government of the Russian Federation dated May 29, 2015, 996-r] [online]. Available at: http://ivo.garant.ru/#/doc-ument/71057260:0 (Accessed 3 December 2015) (in Russ.).

15. Osnovy gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v sfere razvitiya pravovoj gramotnosti i pravosoznaniya grazhdan (utv. Prezidentom RF 04.05.2011 Pr-1168) [Fundamentals of state policy of the Russian Federation in the sphere of development of legal literacy and legal awareness of citizens dated

May 04, 2011, Pr-1168] [online]. Available at: http:// ivo.garant.ru/#/document/55171558:0 (Accessed 3 December 2015) (in Russ.).

16. Selevko, G. K., 2004. Kompetentnosti i ix klassifikaciya [Competences and their classification]. Narodnoe obrazovanie [Public education], 4, pp. 136-144 (in Russ.).

17. Soboleva, M. A., 2013. Formirovanie pravovoj kompetencii studentov medicinskogo insti-tuta [Formation of legal competence of students of medical Institute]. Cand. Sci. (Pedag.). Orel, 221 p. (in Russ.).

18. Tatur, Yu. G., 2004. Kompetentnost' v struk-ture modeli kachestva podgotovki specialista [Competence in the structure of the model of specialist training]. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher Education Today], 3, pp. 20-26 (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Hutorskoy, A. V., 2003. Klyuchevye kom-petencii kak komponent lichnostno-orientirovan-noj paradigmy obrazovaniya [Key competences as a component of personal-oriented paradigm of education]. Narodnoe obrazovanie [Public education], 2, pp. 58-64 (in Russ.).

20. Weinert, F. E., 1999. Concepts of Competence (Contribution within the OECD project Definition and selection of competencies: Theoretical and conceptual foundations (DeSeCo)). Neuchatel: DeSeCo Publ., 35 p.

Submitted 25.03.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.