Научная статья на тему 'О структурных блоках, компонентах и уровнях сформированности познавательной самостоятельности обучаемых'

О структурных блоках, компонентах и уровнях сформированности познавательной самостоятельности обучаемых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1829
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петунин Олег Викторович

На основании проведенных исследований автор выделяет два структурных блока познавательной самостоятельности и рассматривает их состав. В статье также характеризуются четыре уровня сформированности познавательной самостоятельности обучаемых (воспроизводящая, реконструктивно-вариативная, частично-поисковая и творческая).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петунин Олег Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About structural blocks, components and levels of formation of cognitive self-dependence in students

On the base of research the author distinguishes two structural blocks of cognitive self-dependence and examines their structures. The author characterizes four levels of students' cognitive self-dependence (reproducing, reconstructive-variants, part-searching and creative self-dependence).

Текст научной работы на тему «О структурных блоках, компонентах и уровнях сформированности познавательной самостоятельности обучаемых»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (67) 2008

УДК 37013 46 О. В. ПЕТУНИН

Кузбасский региональный институт повышения

квалификации

и переподготовки работников образования

О СТРУКТУРНЫХ БЛОКАХ, КОМПОНЕНТАХ И УРОВНЯХ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ

На основании проведенных исследований автор выделяет два структурных блока познавательной самостоятельности и рассматривает их состав. В статье также характеризуются четыре уровня сформированности познавательной самостоятельности обучаемых (воспроизводящая, реконструктивно-вариативная, частично-поисковая и творческая).

Главной целью образования на современном этапе становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, сообщаемых, передаваемых обучаемым, а формирование у них умений самостоятельно добывать, анализировать и рационально использовать информацию, эффективно жить и работать в быстро меняющемся мире.

Педагог является главным действующим лицом воспитательно-образовательного процесса. Для того чтобы сегодня этот процесс стал результативным, требуется переориентация деятельности педагога на новые педагогические ценности. Это высвечивает одну из основных дидактических проблем современного образования: как формировать, развивать и активизировать познавательную самостоятельность обучающихся?

Для педагога, занимающегося формированием познавательной самостоятельности и развитием творческого потенциала обучающихся, важно не только владеть соответствующими формами, методами и приемами учебной работы, но и обладать определенным багажом теоретических знаний об этом важном качестве личности обучаемого.

С целью более детального изучения мы подвергли тщательному анализу понятие «познавательная самостоятельность» и выделили в нем основные структурные блоки и компоненты. Подобное выделение частей в столь сложном понятии, каковым является познавательная самостоятельность, может позволить, по нашему мнению, более результативно строить воспитательно-образовательный процесс, направленный на формирование и развитие этого важнейшего качества личности обучаемого. Также в ходе исследования нами был рассмотрен вопрос о выделении уровней сформированности познавательной самостоятельности обучаемых.

В отечественной дидактике вопрос о сущности познавательной самостоятельности обучающихся до сих пор не получил однозначного и общепризнанного решения. Например, под самостоятельностью в познании можно понимать качество личности, выраженное в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными

силами. Или же это совокупность умений, таких, как применение полученных знаний на практике, работа над самообразованием, отстаивание убеждений, проявление инициативы, активности и т. п. [2, 3, 4].

Принимая во внимание различные точки зрения на сущность и структуру познавательной самостоятельности, мы пришли к выводу, что понятие «познавательная самостоятельность» необходимо рассматривать в двух аспектах:

. как качество личности, отражающее отношение (стремление, желание) человека к познанию, процессу познавательной деятельности, ее результатам и условиям осуществления, а также его возможности (знания, умения, способности, воля) осуществлять познавательную деятельность в относительной независимости от внешнего влияния;

. как характеристику деятельности, проявляющуюся в самоуправлении человеком процессом своей познавательной деятельности (от постановки цели до оценки результата) на разных уровнях ее осуществления (от воспроизведения до творчества) [1].

Разграничивая внешнюю и внутреннюю стороны проявления познавательной самостоятельности, мы представили ее структуру двумя блоками: личностным и деятельностным.

В личностный блок мы включили три компонента.

1. Мотивационный компонент, включающий познавательные, социальные и ситуативные мотивы. В качестве ведущих мотивов мы выделили познавательные мотивы, которые классифицируются нами в зависимости от направленности учебно-познавательной деятельности:

а) широкий учебный мотив, направленный в первую очередь на усвоение знаний;

б) учебно-познавательный мотив, направленный на усвоение способов познавательной деятельности;

в) мотив самообразования, направленный на совершенствование этих способов.

2. Содержательно-операционный компонент познавательной самостоятельности обучаемых включает в себя систему ведущих знаний и способов деятельности, характерных для школьного периода обучения. Операционная сторона познавательной само-

стоятельности старших обучаемых включает три группы умений: интеллектуальные, общие учебные и специальные.

Ведущим интеллектуальным умением является умение выделять главное. К общим учебным умениям относятся: умения планирования (ставить цель и определять задачи деятельности, определять этапы, распределять время на их осуществление, отбирать пути и средства достижения поставленных целей) и самоконтроля (контроль результатов и процесса учебно-познавательной деятельности). Специальные умения определяются по профилю обучения.

3. Волевой компонент познавательной самостоятельности обучаемых представляет собой готовность к совершению волевых усилий и её реализацию в познавательной деятельности обучаемого.

Взаимосвязь рассмотренных компонентов познавательной самостоятельности отчетливо обнаруживается в учебно-познавательной деятельности обучаемого.

Мотивационный компонент побуждает обучаемого к овладению знаниями и способами познавательной деятельности и стимулирует волевые усилия по преодолению возникающих познавательных затруднений.

Содержательно-операционный компонент является основой для формирования стремления к усвоению способов познавательной деятельности.

Волевой компонент направлен на завершение учебно-познавательной деятельности, что обеспечивает усвоение знаний и умений, стимулирует развитие познавательных мотивов, а это в свою очередь, повышает готовность к совершению волевых усилий в познании.

Каждый компонент выполняет определенную функцию в познавательной деятельности обучаемых:

. мотивационный — побуждает к ней;

. содержательно-операционный — создаёт базу для её осуществления;

. волевой — обеспечивает её завершение.

Цели обучения должны быть связаны с формированием разносторонне развитой личности, способной совершенствоваться в том случае, если усвоение знаний, формирование умений, навыков будет требовать от обучающегося самостоятельного поиска, творческого подхода к решению задач, поставленных процессом обучения. Мы считаем, что формирование познавательной самостоятельности обучающихся возможно при оптимальном сочетании научности преподавания и доступности учения, единстве мотивационного, содержательно-операционного и волевого компонентов.

При выделении структуры деятельностного блока познавательной самостоятельности мы исходили, из того, что внешняя сторона познавательной самостоятельности проявляется в познавательной деятельности на всех этапах ее осуществления, а также из положения теории педагогической квалиметрии о том, что любое качество личности имеет множество мер (уровней) проявления. Исходя из этого в данный блок мы включили три компонента: наличие, этапы и уровни познавательной самостоятельности.

Таким образом, деятельностный блок познавательной самостоятельности представлен нами следующими компонентами:

а) наличие познавательной самостоятельности (имеется, отсутствует);

б) этапы самостоятельной познавательной деятельности (информационно-аналитический, проектировочный, исполнительский, рефлексивный);

в) уровни познавательной самостоятельности (воспроизводящая, реконструктивно-вариативная, частично-поисковая и творческая самостоятельность).

Подводя итог сказанному выше, соединяя в единое целое структурные блоки и компоненты познавательной самостоятельности, данное понятие мы рассматриваем, как качество личности, проявляющееся у обучающихся в потребности и умении приобретать новые знания из различных источников, путем обобщения раскрывать сущность новых понятий, овладевать способами познавательной деятельности, совершенствовать их и творчески применять для решения разнообразных проблем.

Очевидно, что познавательная самостоятельность может носить как воспроизводящий, так и творческий характер. Формирование этого качества у обучающихся может происходить при получении знаний в готовом виде, так и в процессе самостоятельного поиска. Эти два пути познания предполагают лишь различные ступени познавательной самостоятельности обучающихся. В реальном учебном процессе познавательная самостоятельность в течение одного занятия может проявляться на различных уровнях в зависимости от конкретного содержания учебного материала, цели и методов преподавания.

Мы считаем целесообразным построить преподавание таким образом, чтобы в процессе деятельности обучающихся проявление различных уровней познавательной самостоятельности нашло оптимальное сочетание, приводящее к развитию этого качества личности и переводу его с фиксированных уровней на более высокие уровни. Остановимся более подробно на уровне познавательной самостоятельности как одном из компонентов деятельностного блока.

Под уровнем познавательной самостоятельности мы понимаем совокупность ведущих (опорных) знаний, умений, навыков, способов деятельности, которыми владеет обучающийся, и которые создают возможность их дальнейшего совершенствования.

В психолого-педагогических исследованиях чаще всего выделяются два уровня познавательной самостоятельности: воспроизводящий и творческий (Н. Г. Алексеев, А. Г. Ковалев, Н. В. Кузьмина, Р. А. Ни-мазов и др.). В отдельных работах педагогов выделяется большее их число (Л. Г. Вяткин, И. Я. Лернер, Н. А. Половникова и др.).

Хотя в реальном учебном процессе, как отмечалось, почти невозможно разделить репродуктивную и продуктивную деятельность, анализ показывает, что соответствующие уровни познавательной самостоятельности можно рассматривать раздельно как полюсовые, крайние уровни проявления этого качества личности.

Выделение всего лишь двух уровней познавательной самостоятельности нам кажется недостаточным. К тому же, как показывает наш педагогический опыт, выделение промежуточных уровней необходимо и для практики формирования познавательной самостоятельности. Это позволяет преподавателю с одной стороны более тщательно подбирать вопросы и задания для практических занятий, а с другой — более точно оценивать уровень сформированности познавательной самостоятельности, так как в реальном учебном процессе это качество личности обучающегося совершенствуется, развивается.

В связи с этим мы считаем целесообразным ведение еще двух промежуточных уровней познавательной самостоятельности. Установление четырех уровней познавательной самостоятельности нам пред-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (67) 2008 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (67) 2008

ставляется оптимальным решением, отвечающим состоянию развития современной педагогической науки и практики обучения.

С учетом анализа исследований педагогов (С. И. Архангельский, Л. Г. Вяткин и др.) в качестве критериев, характеризующих уровни познавательной самостоятельности, мы выделили основные ступени усвоения обучающимися ведущих понятий, законов, теорий, разные степени овладения ими логическими операциями и способами познавательной деятельности и т. д.

Таким образом, на основе теоретического анализа, исходя из собственного педагогического опыта и сочетания различных ступеней знаний и степеней овладения обучающимися способов познавательной деятельности, нами были выделены четыре уровня познавательной самостоятельности.

Первый уровень — воспроизводящая самостоятельность — характеризуется тем, что обучающийся имеет опорные знания по предмету, соответствующие низкой ступени усвоения, когда учащиеся свидетельствуют, что раньше эти знания получали, но воспроизвести самостоятельно их не могли. Знания обучаемого на этом уровне ограничены наиболее общими представлениями об объекте изучения, наиболее общими чертами его облика. На этом уровне обучаемые неустойчиво владеют простейшими актами познавательной деятельности: анализа, сравнения, сопоставления, механически используют усвоенные знания и приемы познавательных действий в выполнении упражнений по образцу, испытывают затруднения при переносе знаний и действий в аналогичные условия с изменением 1-2-х параметров. Этот уровень характеризуется отсутствием у обучающегося умений владеть более сложными формами мыслительных операций: абстрагирования, обобщения и др.

Второй уровень — реконструктивно-вариативная самостоятельность — характеризуется наличием у обучаемого опорных знаний, которые он может воспроизвести с помощью наводящих вопросов; умением переноса усвоенных знаний и способов деятельности в ситуации с изменением 2-3-х параметров. Знания на этом уровне предполагают овладение основными понятиями, правилами, законами предмета настолько, что оно позволяет школьнику или студенту осуществлять словесное описание явлений, фактов, получаемых опытным путем, анализировать различные действия на основе применения усвоенных правил и законов. Этот уровень познавательной самостоятельности предполагает овладение обучающимися простейшими мыслительными операциями: анализа, синтеза, сравнения и частично другими.

Третий уровень — частично-поисковая самостоятельность — характеризуется наличием опорных знаний по предмету, которые учащийся может воспроизвести самостоятельно, «без подсказок«. Знания обучаемого на этом уровне позволяют ему оперировать фактами, получаемых путем логических рассуждений, применять усвоенную информацию для решения задач и получения субъективно новой информации. Познавательная самостоятельность данного уровня характеризуется тем, что обучаемый может произвести расчленение сложного целого на части, выделение свойств, связей, отношений частей, глав-

ных и второстепенных признаков предметов и явлений, может систематизировать факты на основе установленных связей, но испытывает затруднения при раскрытии сущности новых понятий путем абстрагирования, обобщения, при использовании усвоенных знаний и навыков в совершенно новых ситуациях.

Четвертый уровень — творческая самостоятельность — характеризуется наличием более широкого и углубленного круга опорных знаний по предмету, которые обучаемый может самостоятельно актуализировать; умением найти новый подход в решении задачи и осуществить его. Этот уровень предполагает способность трансформировать исходные сведения настолько, что ему становятся посильны задачи любого класса. Деятельность обучаемого на этом уровне приобретает поисковый характер [1, с. 24 — 25].

Приведенные четыре уровня познавательной самостоятельности, по существу, составляют иерархию уровней: каждый последующий уровень включает в себя черты предшествующего и имеет особенные черты, отличающие его от предшествующего уровня. По мере продвижения обучаемого по этой «иерархической» лестнице доля участия преподавателя в совместной деятельности с обучаемым должна постепенно убывать до минимальной на четвертом уровне.

Таким образом, в результате проведенного нами исследования мы дали определение познавательной самостоятельности как качества личности обучаемого, выделили два ее структурных блока (личностный и деятельностный). Выделение четырех уровней сформированности познавательной самостоятельности позволит, по нашему мнению, придать процессу формирования этого качества более технологичный характер.

Выражаем надежду на то, что результаты нашего исследования будут интересны тем преподавателям вузов, ссузов и школ, которые в своей деятельности реализуют цель формирования познавательной самостоятельности и творческого развития личности обучаемого.

Библиографический список

1. Петунин, О. В. Формирование познавательной самостоятельности старших обучаемых в процессе углубленного изучения предметов естественнонаучного цикла: монография / О. В. Петунин. - Кемерово : Кузбассвузиздат, 2003. — 124 с.

2. Половникова, Н. А. Исследование процесса формирования познавательной самостоятельности школьников в обучении: дис. ... докт. пед. наук /Н. А. Половникова. — Казань, 1976. - 483 с.

3. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников / Т. И. Ша-мова. — М. : Педагогика, 1982. — 208 с.

4. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учеб. пособ. для студ. пед. институтов / Г. И. Щукина. — М. : Просвещение, 1979. — 160 с.

ПЕТУНИН Олег Викторович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественнонаучных дисциплин, лауреат премии Президента РФ.

Статья поступила в редакцию 06.02.08 г.

© О. В. Петунин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.